Аграрная политика царского правительства в отношении земель, занимаемых казахами, проводилась постепенно, но последовательно и была направлена на утверждение юридических и хозяйственных прав государства. Так, в «Уставе о сибирских киргизах» 1822 г. нигде прямо не сказано о государственной собственности на землю. Объявлялось, что «каждый округ имеет определенные надлежащим разграничением земли, и жители другого округа не переходят на оные без точного позволения местного начальства».48 Влияние местного начальства ощущается и в других статьях о землях. Именно областной начальник имел решающую роль в разграничении земель, к тому же при участии военных. Кроме того, областное начальство отводило из окружных земель участки для местопребывания старшего султана, для заседателей, а также в наследственную собственность под хозяйственные заведения - тройную норму султанам и двойную - старшинам. Одинарная норма в 15 десятин выделялась на правах пользования казакам, переводчикам и казахам - целенаправленно для занятия земледелием, но при запущенности через 5 лет отбиралась. Спорные земельные вопросы решались по жребию в присутствии трех свидетелей из числа биев.
|
|
В «Положении об управлении оренбургскими киргизами» от 14 июня 1844 г. уже прямо заявлено, что «занимаемые оренбургскими киргизами земли, составляющие в виде особой области часть Всероссийской империи, состоят в ведении Министерства иностранных дел» и что «проекты и всякие новые предположения относительно оренбургских киргизов и земель, на коих они кочуют, оренбургский военный губернатор вносит в Министерство».49
Позже, в 1867 г., члены комиссии по выработке «Положения об управлении» в казахских степях отмечали, что другого закона, который определял бы земельные права казахов, не существует и на основе его казахские земли «местные начальства Оренбургского края признавали и признают... государственными».50 Конкретно вопрос о собственности на землю встал перед правительственными органами в связи с отводом в степи участков для горнопромышленников в середине 60-х гг. XIX в. Поэтому во «Временном положении об управлении» от 21 октября 1868 г. уже четко регламентированы пользование и владение землей. В § 210 «Временного положения» записано, что «земли, занимаемые киргизскими кочевьями, признаются государственными и представляются в общественное пользование киргизов».51 Все земли подразделялись на зимовки и летовки, в соответствии с чем определялись формы пользования ими. Так, зимовки распределялись на специальных съездах и сходах между волостями и аулами, а внутри аульных обществ - между отдельными кибитковладельцши. Зимовки могли быть отграничены, а постройки на них составляли частную собственность. Зимовки передавались по наследству, правда, пока существовали постройки.
|
|
Летние же кочевки предоставлялись иобщественное пользование волости согласно установившимся обычаям общинного права. По взаимному соглашению членов волости, земли хлебопашества и сенокошения, строения на них также являлись частной собственностью. Аналогичное по сути поземельное устройство кочевого населения юга Казахстана было объявлено в «Положении об управлении Туркестанским краем» от 2 июня 1886 г.52
«Положение об управлении Акмолинской, Семипалатинской, Семире-ченской. Уральской и Тургайской областями» 25 марта 1891 г. унифицировало и свело воедино все законы о землепользовании и землевладении на территории современного Казахстана. Собственно, внем в основном по-пторялись и закреплялись каноны «Временного положения» 1868 г. Земли, и том числе и леса, признавались государственной собственностью (ст. 119), а земли, занимаемые кочевьями, предоставлялись в бессрочное общественное пользование (ст. 120). Однако «Примечание 1» к ст. 120 было совершенно новым по содержанию и гласило, что «земли, могущие оказаться излишними для кочевников, поступают в веление Министерства государственных имуществ».53 «Этим путем, - говорилось в комментарии к «Примечанию I», - ограждаются в будущем права государства на всю обширную территорию степных областей, без стеснения в то же время кочующих инородцев».54 Таким путем правительственные органы закрепили юридически свои уже фактически существующие права распоряжаться землями, принадлежавшими казахам.
Но вскоре стало очевидно, что даже это эфемерное «Примечание» государство соблюдать не собиралось, ибо оно уже с 1893 г. приступило к размежеванию участков для переселенцев. Один из чинов переселенческих партий, землемер и статистик Т. И. Седельникввгшсал позже, что в 1904 г. при некоторых пертурбациях высшие чины землеустроительных комиссий Степного края опасались, как бы|не возник вопрос о законности изъятия земель у казахов, т. к. не были выполнены предварительные условия: размежевание земель и поземельное устройство коренного населения. Он подчеркивал, что «одна постановка такого вопроса приводила... столпов колонизации степи в ужас, так как к тому времени они сами уже сознавали, что юридического основания у этой колонизации не было и нет».55 Очевидно, что волна крестьянских переселений, вновь поднявшаяся в начале 90-х гг. XIX в., вынудила правительство пойти на явное беззаконие.
Отношение правительственных органов к прежним переселениям имело свою предысторию и было соответствующим образом отражено в законодательстве.
Как известно, крестьянская колонизация казахских земель с XVIII в. шла вслед за казачьей. Масштабы этих переселений были невелики, а «Устав об управлении инородцами» 1822 г. строго запрещал россиянам самовольно селиться на землях, «во владение инородцам отведенных»56 Впрочем, уже тогда была разрешена аренда земель по договору с казахскими общинами. А «Временное положение по управлению степными областями» 1868 г. прямо объявляло, что «киргизы, как всоставе общества, так и отдельные лица, имеют право уступать свои участки, или части оных, в пользование русских, по добровольному соглашению, которое должно быть засвидетельствовано в уездном управлении».57 Здесь же было сказано о некоторых льготах для переселенцев: отведение места для построек, выдача бесплатного лесоматериала. Однако механизм отторжения земель еще не был оговорен. В 60-х годах XIX в., когда после отмены крепостного права стала возможной относительная мобильность российского крестьянства, местные власти Степного края столкнулись с проблемой самовольных переселений. Первыми самовольными переселенцами в Акмолинской области, например, были тобольские и пермские крестьяне, поселившиеся в 1866 г. у оз. Саумалкуль в Кокчетавском уезде. По закону, Акмолинская область была официально открыта для переселения в 1889 г., но к этому времени здесь уже существовало 21 незаконное поселение крестьян.58 Картина была такова: «Целые партии людей, искавших непочатых мест для хлебопашества и других промыслов, бороздили Акмолинскую область вдоль и поперек».59 В «Киргизской степной газете» отмечалось, что такое самовольное переселение вначале было с выгодой использовано местным казахским населением, которое на практике применило право сдавать свои земли в аренду. К началу 80-х годов в Кокчетавском уезде существовало немало арендаторов из крестьян, в большинстве случаев нелегальных.60 Как это происходило в реальной жизни, можно представить из архивных документов. Так, вблизи аула № 3 Кинаральской волости Кустанайского уезда образовались заимки Каменская и Белояр. Лишь часть поселенцев имела расписки о покупке земли под землянки у казахов этого аула, а «большинство поселилось произвольно: приходили переселенцы партиями и, не спросившись никого, выбирали места рядом с ранее пришедшими и строили землянки, а потом покупали у киргизов на честное слово землю под посев... чему способствовали и сами киргизы, продавая даже свои землянки».61 Местная администрация, выполняя правительственные директивы, пыталась устранить самовольные поселки, о чем свидетельствуют сохранившиеся в архивах многочисленные поименные списки незаконных переселенцев; там отмечено, что каждому из названных крестьян объявлено о «воспрещении прочного устройства в поселке».62 Крестьяне должны были вернуться на прежнее место жительства. Но, не сумев справиться со стихийной массой, степной генерал-губернатор в 1891 г. временно запретил въезд крестьян в Акмолинскую область.63
|
|
И, наоборот, особые условия создавались для переселенцев в местах, где насаждение «русского элемента», по мнению правительства, было необходимым. Ими являлись, прежде всего, сравнительно недавно вошедшие в состав империи Жетысу, Зайсанское приставство и т. п. Так, например, правительственные органы считали, что «... водворение русских людей в особенности важно для Усть-Каменогорского и Зайсанского уездов в целях охраны нашей границы с Китаем». Далее высказывалось пожелание, чтобы «вся пограничная полоса... была бы покрыта сплошной стеною русских поселков».64 В Жетысу, заселявшемся с 40-х гг. XIX в. исключительно казаками, в 60-х гг. по инициативе губернатора области Г. А. Колпаковского было разрешено размещение крестьян «в целях обрусения края». Первыми поселенцами из европейской России стали 242 семьи воронежских крестьян, которых из-за отсутствия земельных участков зачислили в мещане г. Верного, где «они развели замечательные верненские сады, занимаясь в то же время и земледелием, заарендовывая нужные для этого земли у казаков ближайших станиц».65 Для привлечения крестьян с 1868 г. действовали прави-
|
|
ла, по которым жетысуйским переселенцам на одну душу мужского пола выделяли 30 дес. земли, выдавали ссуду на обзаведение хозяйством и на 15 лет освобождали от налогов.66 За период с 1868 по 1880 гг. в Жетысу возникло 36 крестьянских селений.67 В середине 80-х гг. земель, пригодных для хлебопашества, здесь стало не хватать, и размеры надела были уменьшены до 10 дес, а льготный период сократили до 5-10 лет. Кроме того, теперь оговаривалось, что к переселению в Туркестанский край допускались «исключительно русские подданные христианских вероисповеданий, принадлежащие к состоянию сельских обывателей».68 Вместе с тем, именно в этот период Казахстан становится одним из основных районов земледельческой колонизации в Российской империи.69 Переселению способствовало несколько факторов, как постоянно действовавших, так и переменных во времени. К первой группе относятся: наличие на окраинах малозаселенных территорий; феодальные пережитки, включая и крестьянское малоземелье; нехватка заработков на родине; низкое качество земель и малоэффективность производства. В качестве переменных факторов могут быть названы неурожаи; распространение слухов; правительственная политика, поощрявшая или сдерживавшая переселение и др.70
Соответственно распределению этих факторов во времени нарастали и спадали волны крестьянского переселения. Характерно, что правительственные постановления в этот период шли не впереди, а следовали за событиями, пытаясь то сдерживать переселение, то ввести его в определенные рамки. Аграрный кризис, с 80-х гг. XIX в. охвативший Европу, затронул и Россию, где 1880 г. к тому же выдался голодным. Вследствие этого миграция крестьянства из европейских районов России на окраины империи усилилась. В конце 1881 г. были приняты временные правила о переселенцах, которые разрешали крестьянам переселяться на окраину но лишь с позволения соответствующих органов. Однако в 1883 г. переселение в Казахстан было вновь запрещено.71 Наконец, после пятилетней разработки, вступило в силу положение от 13 июля 1889 г. «О добровольном переселении сельских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причисления лиц означенных сословий, переселившихся в прежнее время».72 Переселение допускалось лишь по специальному решению органов Министерств внутренних дел и государственных имуществ. Разрешение предписывалось давать лишь «надежным» хозяевам, «заслуживающим уважения», направляя их на земли, предназначенные для заселения. В Степном крае это были Акмолинская, Семипалатинская и Семиреченская области. Положение включало в себя правила об образовании земельных участков, о порядке причисления вновь прибывших, систему пособий и льгот переселенцам. Земельные нормы в степных областях конкретно не определялись, а устанавливались «в размере, определяемом... условиями земледелия и производительностью почвы». Положение 1889 г. фактически открыло Казахстан для переселенцев из России, но оно, как и все последующие законодательные акты, не смогло упорядочить переселенческое движение. Бюрократические проволочки затягивали выдачу разрешений примерно на год и около половины крестьян-переселенцев по-прежнему пускались в дорогу нелегально, хотя положение 1889 г. предписывало возвращение каждого самовольца на место приписки в административном порядке. Впоследствии этот закон дополнялся различными указами и циркулярами правительства, направленными то на некоторое расширение переселения, то на запрещение или приостановление его. Местные власти предпринимали самостоятельные попытки борьбы с самовольными переселениями. Военный губернатор Тургайской области генерал-лейтенант Барабаш предписывал своим подчиненным, чтобы впредь «самовольные переселения не могли быть терпимы... возложить на уездную администрацию особливо бдительное наблюдение за тем, чтобы на местах не предпринималось переселение без надлежащего на то разрешения и чтобы обнаруженные приготовления к самовольному переселению были немедленно прекращаемы, а виновные в том лица привлекались к законной ответственности»73 В данном случае речь шла о репрессивных мерах против крестьян, уже приписанных к какому-либо участку, но пытавшихся найти более удобные земли в других местах, В этот поток внутриуездных и внутриобластных миграций вливались и крестьяне, не получившие вообще никакого надела - «неприписанные». В 1896 г. только по трем волостям Кустанайского уезда Тургайской области было 4033 души мужского пола, не наделенных землей.74 В результате в конце XIX в. сельское население азиатских окраин империи обладало высоким показателем подвижности - 14,7%, тогда как в целом по стране этот критерий был лишь 9,8%.75
Новый миграционный поток после голода 1891-1892 гг. в России и завершение в 1893 г. постройки западных участков Сибирской железной дороги поставил правительство перед необходимостью упорядочить землепользование казахского населения и самовольно вторгшихся крестьян. К этому вынуждало множество конфликтов переселенцев как с местным населением, так и с крестьянами-старожилами. С 1893 г. начала работать 1-я межевая партия в Акмолинской области, позже были образованы и другие партии. Работа их была малоудовлетворительной.76 В 1894 г. Николай II отметил в отчете степного генерал-губернатора «необходимость скорейшего обследования качества и определения количества свободных земель, находящихся в использовании кочевого населения Акмолинской и Семипалатинской областей».77 Организация такого обследования была вменена в обязанность Комитета Сибирской железной дороги. Комитет отметил «замеченное в последние годы особое стремление выходцев из европейской России к поселению в пределах Степного края, ввиду чего следовало позаботиться постановкой колонизации его на прочные основания».78 Результатом стала организация по инициативе Комитета экспедиции по исследованию степных областей под руководством известного земского статистика Ф. А. Щербины. За период с 1896 по 1903 гг. экспедиция подвергла статистическому описанию 12 уездов Акмолинской, Семипалатинской и Тургайской областей и собрала ценные сведения о казахском хозяйстве. Правительство поставило перед сотрудниками экспедиции задачу: найти возможно большее количество земель для изъятия и определить степень пригодности их для земледелия. Предполагалось разработать нормы казахского землепользования по различным регионам, а из образовавшихся таким образом «излишков» оформить переселенческий фонд.
Надо отметить, что целесообразность внедрения крестьянина в степь подчас вызывала сомнения, а порой и бурный протест. Дискуссия между сторонниками колонизации и ее противниками иашла отражение на страницах местной и центральной печати. Так, Г. Валихан, протестуя против
изъятия зимовок под нужды переселения, писал, что «отобрание у киргиз таких мест сделает положение их в крае невозможным».79 С другой стороны, «Киргизская степная газета» неоднократно поддерживала переселенческую политику правительства и в 1894 г. в одной из статей заключала: «Нельзя же не только в интересах общего благосостояния, но и во имя простой справедливости допустить, чтобы в одном месте государства сельские обыватели имели ничтожные клочки земли, совершенно не обеспечивающие их семьи, а в другом - на каждую семью приходилось сотни десятин».80 Много противников колонизации степи было среди работников местной администрации, представители которой весьма прагматично смотрели на процесс переселения и на практике имели дело с примерами реальных осложнений в хозяйстве казахов и прочих последствий этого явления. Степной генерал-губернатор в отчете за 1901-1902 гг. обращал внимание вышестоящих органов, что «водворение переселенцев ограничило кочевнику простор не только в смысле количества, уменьшением площади кочевья, но и в отношении использования этого простора, сузив кочевые пути и отрезав от воды. Наносимый удар экономическому положению кочевника продолжает развиваться...Таково не столь культурное, а пока скорее отрицательное для массы киргизского населения значение фактора водворения переселенца в степи...».81
Неудивительно, что мнение о необходимости сохранения кочевого хозяйства в Казахстане высказывалось и в самых высоких кругах. Так, совещание по вопросу об исследовании степных областей, проходившее в Петербурге 18 марта 1895 г., пришло к выводу, что «...кочевое хозяйство является в значительной мере результатом не культурной отсталостйчкочевни-ков, а естественно-исторических условий, делающих земледельческую эксплуатацию тех или иных пространств невозможною» и что «кочевники должны быть сохранены как элемент полезный государству, позволяющий последнему пользу из таких площадей, которые иначе были бы мертвыми пустынями...».82 Однако, как известно, победила иная точка зрения и Казахстан на многие годы стал объектом земледельческой колонизации крестьян-переселенцев из европейской части Российской империи.
Таким образом, переселенческая политика царизма в Казахстане до 90-х гг. XIX в была определена лишь стратегически, в виде основной линии - заселить окраины «крепким элементом» из крестьянской среды. Наряду с этим шел процесс выработки фактических и юридических прав правительства распоряжаться землями местного населения. Затем, в середине 90-х гг. был взят курс на массовую колонизацию казахских степей.