Положение об управлении Туркестанским краем от 2 июня 1886 г. Восстание 1868-1870 годов подтвердило опасение царизма о возможном неприятии местным населением «Временного положения» 1867-1868 гг., которое, правда, внесло немало изменений аадминистративно-территориальную, судебную и хозяйственную структуру колониального Казахстана. И только и середине 80-х годов XIX п. стало возможным и законодательном порядке закрепить перемены в социально-экономическом развитии Казахстана, ставшего сырьевым придатком бурно растущей российской промышленности.
Система управления обширным Казахстаном оказалась пристегнутой к общеимперской административно-политической системе мощной России. Казахстан стал составной частью многонациональной Российской империи, воспринимая в своем развитии зачатки предпринимательства и новых производственных процессов, присущих капиталистической рыночной экономике.
В этом плане основные направления «Временного положения», которые в основном соответствовали уровню социально-экономического развития 60-70-х годов, к концу XIX в., вследствие глубоких социальных дифференциаций в обществе, разительных перемен в доминирующей форме хозяйства — скотоводстве, процессе урбанизации, тесного переплетения социально-экономических укладов городского и сельского населения, изменения взглядов автохтонных обитателей степи на самобытность повседневной жизни номадов, по существу, устарели.
|
|
Взаимоотношения метрополии и колонии подвергались небывалым изменениям и побудили колониальную администрацию и правительство осуществить давно задуманные преобразования — узаконить «Временное положение» 1867-1868 гг., внося существенные коррективы вте разделы, которые нуждались в серьезных обновлениях и дополнениях.
Подписанный 2 июня 1886 г. Указ царя Александра III об управлении Туркестанским краем положил начало реформированию всей структуры управления обширным краем.
Согласно новому положению Туркестанское генерал-губернаторство включило в себя три области: Сырдарьинскую, Ферганскую, Самаркандскую. Позднее, в 1897 г., в состав нового генерал-губернаторства была передана и Семиреченская область.
По-прежнему была сохранена и несколько усилена власть генерал-губернатора, превратившегося в почти единовластного правителя, во главе областей стояли военные губернаторы. Такая постановка высшей чиновничьей власти за 20 лет оправдала себя, особенно в утверждении на местах довольно стройной системы управления, облегчавшей колонизацию края. Из всех областей Туркестанского генерал-губернаторства к Казахстану непосредственное отношение имели две - Сырдарьинская и Семиреченская. За прошедшее время принцип уездного разделения сохранился, в количественном отношении и историко-географическом разграничении их границ произошли заметные сдвиги: Сырдарьинская область — 5 уездов, из них Аулие-Атинский - 7 800 квадратных верст, Перовский - 105 725, Казалинский - 59 550, Чимкентский -91 025, Ташкентский - 32 100, Амударьинский отдел с двумя участками: Шуруханский - 50 500, Шымбайский - 32 800 кв. верст.83
|
|
Соседняя Семиреченская область, занимавшая площадь в 353 430 кв. верст с населением в 800 230 человек, состояла из 6 уездов: Верненско-го, Копальского, Лепсинского, Пишпекского, Пржевальского и Джар-кентского. Пржевальский уезд занимал самую возвышенную часть области - отроги Тянь-Шаня, на которых также располагались Вернен-ский, Джаркентский и Пишпекский уезды.84 Северные пределы облас-
ти, соприкасаясь с Семипалатинской, заканчивались Тарбагатайским и Акчатским (Акчатауским) хребтами.85
Главным стержнем Положения 1886 г. являлась передача всего земельного фонда в собственность государства, нанесшего громадный ущерб главной форме экономического благосостояния казахов - скотоводству.
Только в Сырдарьинской области к концу XIX в. насчитывалось 7 727 034 голов скота; а в Семиреченской - свыше 7 миллионов голов. 86 Объявляя землю государственной собственностью, рассматривая местное население в качестве бессрочных арендаторов, предоставляя право последним «пасти скот, собирать песок, камень и глину» (статья 253), правительство ускорило изъятие плодородных угодий у номадов, которое завершилось в начале XX в. проведением столыпинских аграрных реформ.87 Политика широкомасштабной экспроприации земли, целенаправленно осуществлявшаяся в интересах переселенческого крестьянства, казачества и других инонациональных мигрантов (уйгуров, дунган и др.),88 по существу подвергла коренной ломке традиционные формы земельного пользования в южных районах Казахстана, изрядно обострив систему аграрных отношений у казахов. Совершенно прав был исследователь П. Г. Галузо в своем утверждении, что если сравнивать права на землю оседлого населения и кочевников, то последние, надо признать, были еще и более крепостническими, чем первые.89 Речь идет об ограничительных статьях Положения 1886 г., которое предопределяло пользование землею на основе народных обычаев, при этом статья 276 разрешала казахам Сырдарьинской области пользоваться старыми правами для перехода в период летних кочевий в соседние степные области, для чего требовалось дозволение туркестанского генерал-губернатора, который для разрешения подобных проблем «входил в сношение» со степным губернатором.90 Надо полагать достоверным мнение, объясняющее такую «щедрость» Положения экономическими интересами русских промышленников, заинтересованных в вывозе из Казахстана в центральные районы империи продукции животноводства в больших масштабах. Рассматривая ввод частной собственности на землю в южных районах, правительство вовсе не учитывало своеобразие жизни кочевников, состоявшее из трех компонентов - кибитка, скот, степь. Колониальная направленность Положения 1886 г. нашла свое отражение и в налоговой системе, которая, по существу повторяла статьи Временного положения 1867 г.; речь шла лишь об увеличении размеров различных повинностей. Фискальная политика царизма прежде всего раскрывала сущность малопонятного для российских финансовых органов понятия «кибитка» (шанырак).
Кибиточная подать была увеличена до 4 руб. Видимо, восстание 1868-1870 гг. настолько напугало правительство, что оно не сразу решилось установить размеры кибиточной подати. Для этой цели оно провело ряд превентивных мер, постепенно увеличивая масштабы подати.
|
|
В 1882 г. первоначальный «вклад» в Семиреченской области был увеличен на 1 руб. 25 коп. Однако ввиду огромного ущерба, нанесенного казахским хозяйствам жутом (массовый падеж скота вследствие гололедицы) 1879-1880 гг., 4-рублевую повинность решено было ввести позднее, с 8 декабря 1886 г. в Туркестанском крае, с 1 января 1887 г. в степных областях.
Изменения в судебном устройстве призваны были законодательным
порядком обеспечить реализацию тех новшеств, которые зафиксированы в Положении, ионо предполагало защиту интересов социальных прослоек, втянутых в рыночные отношения. Три основные судебные инстанции - мировой судья, областной суд и правительствующий Сенат свели на нет прежние законодательные положения, которые регулировали правовое обеспечение жизнедеятельности общества в тех условиях, когда колониальные порядки только утверждались. Статья 141 устанавливала привлечение к ответственности «туземцев» на общих основаниях имперских законов за следующие преступления: против христианской веры, порядка управления, по государственной и общественной службе, недовольству против внесения государственных повинностей, доходов, собственности.91 Правительство, хотя и придерживалось негативной позиции в отношении предназначений и условий деятельности народных судов, считало преждевременным упразднение исламских судов на основе религиозных установлений и сохраняло их, хотя всякие оговорки, противоправные действия российской судебной системы, отодвигали их на второй план. 208 статья гласила: «Оседлые туземцы и кочевники имеют отдельные народные суды, разрешающие подсудные дела на основании существующих в который год означенных частей населения обычаев».92 Причем, утверждаемые на 3 года народные судьи, которыми мог стать всякий, кто «пользовался доверием народа, не подвергались наказаниям, превышающим семидневный арест или денежное взыскание свыше 30 руб.», в полной мере не реализовы-вали свои возможности в условиях скрытого давления начальников уездных управлений, непрестанной борьбы «партий», старавшихся протаскивать на должность судей своих доверенных лиц.
|
|