Административно-территориальное и судебное устройство в Казахстане в конце XIX 8

 

Положение об управлении Туркестанским краем от 2 июня 1886 г. Вос­стание 1868-1870 годов подтвердило опасение царизма о возможном не­приятии местным населением «Временного положения» 1867-1868 гг., ко­торое, правда, внесло немало изменений аадминистративно-территориаль­ную, судебную и хозяйственную структуру колониального Казахстана. И только и середине 80-х годов XIX п. стало возможным и законодательном порядке закрепить перемены в социально-экономическом развитии Казах­стана, ставшего сырьевым придатком бурно растущей российской промыш­ленности.

Система управления обширным Казахстаном оказалась пристегну­той к общеимперской административно-политической системе мощной России. Казахстан стал составной частью многонациональной Россий­ской империи, воспринимая в своем развитии зачатки предприниматель­ства и новых производственных процессов, присущих капиталистичес­кой рыночной экономике.

В этом плане основные направления «Временного положения», которые в основном соответствовали уровню социально-экономического развития 60-70-х годов, к концу XIX в., вследствие глубоких социальных дифферен­циаций в обществе, разительных перемен в доминирующей форме хозяй­ства — скотоводстве, процессе урбанизации, тесного переплетения социаль­но-экономических укладов городского и сельского населения, изменения взглядов автохтонных обитателей степи на самобытность повседневной жизни номадов, по существу, устарели.

Взаимоотношения метрополии и колонии подвергались небывалым из­менениям и побудили колониальную администрацию и правительство осу­ществить давно задуманные преобразования — узаконить «Временное по­ложение» 1867-1868 гг., внося существенные коррективы вте разделы, ко­торые нуждались в серьезных обновлениях и дополнениях.

Подписанный 2 июня 1886 г. Указ царя Александра III об управлении Туркестанским краем положил начало реформированию всей структуры управления обширным краем.

Согласно новому положению Туркестанское генерал-губернаторство включило в себя три области: Сырдарьинскую, Ферганскую, Самаркандс­кую. Позднее, в 1897 г., в состав нового генерал-губернаторства была пере­дана и Семиреченская область.

По-прежнему была сохранена и несколько усилена власть генерал-губернатора, превратившегося в почти единовластного правителя, во главе областей стояли военные губернаторы. Такая постановка высшей чиновничьей власти за 20 лет оправдала себя, особенно в утверждении на местах довольно стройной системы управления, облегчавшей коло­низацию края. Из всех областей Туркестанского генерал-губернатор­ства к Казахстану непосредственное отношение имели две - Сырдарьинская и Семиреченская. За прошедшее время принцип уездного разде­ления сохранился, в количественном отношении и историко-географическом разграничении их границ произошли заметные сдвиги: Сырдарьинская область — 5 уездов, из них Аулие-Атинский - 7 800 квадрат­ных верст, Перовский - 105 725, Казалинский - 59 550, Чимкентский -91 025, Ташкентский - 32 100, Амударьинский отдел с двумя участками: Шуруханский - 50 500, Шымбайский - 32 800 кв. верст.83

Соседняя Семиреченская область, занимавшая площадь в 353 430 кв. верст с населением в 800 230 человек, состояла из 6 уездов: Верненско-го, Копальского, Лепсинского, Пишпекского, Пржевальского и Джар-кентского. Пржевальский уезд занимал самую возвышенную часть об­ласти - отроги Тянь-Шаня, на которых также располагались Вернен-ский, Джаркентский и Пишпекский уезды.84 Северные пределы облас-

ти, соприкасаясь с Семипалатинской, заканчивались Тарбагатайским и Акчатским (Акчатауским) хребтами.85

Главным стержнем Положения 1886 г. являлась передача всего земель­ного фонда в собственность государства, нанесшего громадный ущерб глав­ной форме экономического благосостояния казахов - скотоводству.

Только в Сырдарьинской области к концу XIX в. насчитывалось 7 727 034 голов скота; а в Семиреченской - свыше 7 миллионов голов. 86 Объявляя землю государственной собственностью, рассматривая мест­ное население в качестве бессрочных арендаторов, предоставляя право последним «пасти скот, собирать песок, камень и глину» (статья 253), пра­вительство ускорило изъятие плодородных угодий у номадов, которое за­вершилось в начале XX в. проведением столыпинских аграрных реформ.87 Политика широкомасштабной экспроприации земли, целенаправленно осу­ществлявшаяся в интересах переселенческого крестьянства, казачества и других инонациональных мигрантов (уйгуров, дунган и др.),88 по существу подвергла коренной ломке традиционные формы земельного пользования в южных районах Казахстана, изрядно обострив систему аграрных отноше­ний у казахов. Совершенно прав был исследователь П. Г. Галузо в своем утверждении, что если сравнивать права на землю оседлого населения и кочевников, то последние, надо признать, были еще и более крепостнически­ми, чем первые.89 Речь идет об ограничительных статьях Положения 1886 г., которое предопределяло пользование землею на основе народных обычаев, при этом статья 276 разрешала казахам Сырдарьинской области пользоваться старыми правами для перехода в период летних кочевий в со­седние степные области, для чего требовалось дозволение туркестанского генерал-губернатора, который для разрешения подобных проблем «входил в сношение» со степным губернатором.90 Надо полагать достоверным мне­ние, объясняющее такую «щедрость» Положения экономическими интере­сами русских промышленников, заинтересованных в вывозе из Казахстана в центральные районы империи продукции животноводства в больших масш­табах. Рассматривая ввод частной собственности на землю в южных райо­нах, правительство вовсе не учитывало своеобразие жизни кочевников, сос­тоявшее из трех компонентов - кибитка, скот, степь. Колониальная направ­ленность Положения 1886 г. нашла свое отражение и в налоговой системе, которая, по существу повторяла статьи Временного положения 1867 г.; речь шла лишь об увеличении размеров различных повинностей. Фискальная политика царизма прежде всего раскрывала сущность малопонятного для российских финансовых органов понятия «кибитка» (шанырак).

Кибиточная подать была увеличена до 4 руб. Видимо, восстание 1868-1870 гг. настолько напугало правительство, что оно не сразу ре­шилось установить размеры кибиточной подати. Для этой цели оно про­вело ряд превентивных мер, постепенно увеличивая масштабы подати.

В 1882 г. первоначальный «вклад» в Семиреченской области был уве­личен на 1 руб. 25 коп. Однако ввиду огромного ущерба, нанесенного казахским хозяйствам жутом (массовый падеж скота вследствие голо­ледицы) 1879-1880 гг., 4-рублевую повинность решено было ввести по­зднее, с 8 декабря 1886 г. в Туркестанском крае, с 1 января 1887 г. в степных областях.

Изменения в судебном устройстве призваны были законодательным

порядком обеспечить реализацию тех новшеств, которые зафиксирова­ны в Положении, ионо предполагало защиту интересов социальных прослоек, втянутых в рыночные отношения. Три основные судебные инстанции - мировой судья, областной суд и правительствующий Се­нат свели на нет прежние законодательные положения, которые регу­лировали правовое обеспечение жизнедеятельности общества в тех ус­ловиях, когда колониальные порядки только утверждались. Статья 141 устанавливала привлечение к ответственности «туземцев» на общих ос­нованиях имперских законов за следующие преступления: против хри­стианской веры, порядка управления, по государственной и обществен­ной службе, недовольству против внесения государственных повиннос­тей, доходов, собственности.91 Правительство, хотя и придерживалось негативной позиции в отношении предназначений и условий деятель­ности народных судов, считало преждевременным упразднение ислам­ских судов на основе религиозных установлений и сохраняло их, хотя всякие оговорки, противоправные действия российской судебной сис­темы, отодвигали их на второй план. 208 статья гласила: «Оседлые ту­земцы и кочевники имеют отдельные народные суды, разрешающие под­судные дела на основании существующих в который год означенных частей населения обычаев».92 Причем, утверждаемые на 3 года народ­ные судьи, которыми мог стать всякий, кто «пользовался доверием на­рода, не подвергались наказаниям, превышающим семидневный арест или денежное взыскание свыше 30 руб.», в полной мере не реализовы-вали свои возможности в условиях скрытого давления начальников уез­дных управлений, непрестанной борьбы «партий», старавшихся протас­кивать на должность судей своих доверенных лиц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: