Положение об управлении степными областями от 25 марта 1891 г

Последняя четверть XIX века стала поворотным моментом в социаль­но-экономическом развитии Казахстана. Постепенное утверждение то­варно-денежных отношений в социальной и хозяйственной сферах, вы­теснение родопатриархальной системы из повседневной жизни основ­ного контингента обитателей края - казахов круто изменил характер традиционных производственных отношений, особенно в степных рай­онах в большей степени, чем в южных районах, испытывавших воздей­ствие капитализма, охватывавшего все стороны развития Казахстана как части колониальной империи.

Расширение обрабатывающей, относительно быстрое развитие горнодо­бывающей промышленности, строительство Новых железнодорожных ли­ний, процесс урбанизации, формирование рабочего класса - все это в сово­купности привело к изменению всей системы социально-экономических факторов, законодательного обеспечения все более и более утверждающе­гося рыночного предпринимательства, придавшего Казахстану облик ко­лониальной окраины. Вовлечение Казахстана в общероссийскую жизнь со всеми вытекающими отсюда последствиями наталкивалось на субъектив­ные препятствия, порожденные в основном несоответствием старых зако­нодательных актов с теми переменами, которые складывались в обществен­но-политической и хозяйственной жизни степных областей. К тому же осу­ществляемые преобразования во многих сферах жизни двух южных облас­тей - Сырдарьинской и Семиреченской, которые, находясь в весьма близком соприкосновении со степными районами, объективно вовлекали пос­ледних в новый виток административно-территориального управления, и разработка и принятие реформы в остальных четырех областях стали настоя­тельной необходимостью. Записки, рекомендации многочисленных комис­сий, соображения влиятельных чиновников, представителей военно-адми­нистративной службы также однозначно говорили в пользу проведения подобной реформы, которая осуществилась в 1886 г. в Туркестанском гене­рал-губернаторстве. Однако восстание 1868-1870 гг. и последующие анти­колониальные волнения, вызвав переполох и настороженность в петербур­гских кругах, требовали внимательного, дифференцированного отношения к будущей реформе в связи с неравнозначным восприятием «Временного положения» 1867-1868 гг. в Тургайской и Уральской областях, с одной сто­роны, где продолжала сохраняться взрывоопасная ситуация, в Акмолинс­кой, Семипалатинской, с другой, где административно-территориальные перемены были воплощены в условиях относительного затишья. Это име­лось в виду, когда Особый Комитет, на который была возложена разработ­ка и рекомендации по узаконению «Положения», об управлении степными областями констатировал: «Что новое положение (1867-1868 гг. - Ред.), встреченное киргизами с сочувствием, было введено в степях Западной Сибири всецело, и что применение сего не встретило на практике никаких особых затруднений...».93

По мнению Особого Комитета, все изменения «первого начального положения» должны были «отнять временный его характер» и в более «точной редакции» устранить всякие недоразумения, «встреченные на практике», в ходе его осуществления, а также развить, дополнить систе­му управления и суда «на началах возможно ближе подходящих же в прочих частях империи».94 Нет никаких сомнений в том, что предлагае­мое «Положение» призвано было завершить в Казахстане процесс ут­верждения российской военно-административной власти на основе учета перемен, обусловленных развитием капитализма «вширь». Таким обра­зом, царский Указ от 25 марта 1891 г. следует рассматривать, как целе­направленную попытку переустроить жизнь разноязычного населения Казахстана. Более чем двадцатилетний период апробации «Временного положения» 1868 г., восстание 1868-1870 гг., привели петербургский двор к убеждению в необходимости усиления роли, бюрократической в своей основе, генерал-губернаторов с учетом трудностей управления громадными степными пространствами. Укрепление единоличной по­зиции генерал-губернатора как административного наместника россий­ской монархии являлось одним из главных предназначений нововведе­ния. 5 статей первого раздела довольно четко раскрывают основные права, которыми были облачены главные наместники царя в степных областях, а в приложении «Права, обязанности и образ действия гене­рал-губернаторов» до мельчайших подробностей расписан каждый шаг главного начальника края от его назначения и до увольнения. Статья 16 первого раздела, а также статьи 208-251 Приложения I определяли глав­ные направления в деятельности генерал-губернаторов: утверждение торгов на всякую сумму по тем казенным строительным работам, на «производство» которых кредиты назначены установленным порядком; утверждение проектов и смет «по сим работам», равно как подряды поставки и другие договоры частных лиц с казной, те и другие на сумму до тридцати тысяч рублей.

Время принятия новой реформы ознаменовалось оживлением поли­тической активности населения империи, ростом освободительного дви­жения. Наиболее яркие представители народников, социал-демократи­ческого движения отбывали ссылку и в Казахстане. Статья 17 положе­ния предоставила генерал-губернатору право по своему усмотрению высылать «вредных по политической неблагонадежности и инородцев» в назначенные, по согласованию с Министерством внутренних дел, ме­стности империи, на срок не свыше пяти лет. Правда, при этом генерал-губернатор обязан был доводить до сведения министра внутренних дел о каждом таком распоряжении.95

Была упорядочена система управления областями: учреждено Главное управление областей: Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской (чуть позже переданной Туркестанскому генерал-губернаторству) в подчи­нении степного генерал-губернатора, назначаемого и увольняемого по ус­мотрению царя именными «Высочайшими указами».96 В случаях увольне­ния, смерти или тяжелой болезни генерал-губернатора, если при этом ис­полнение его обязанностей не было поручено императором другому лицу. временно его обязанности выполнял старший по службе из местных воен­ных губернаторов.97 Кстати, военные губернаторы Семиреченской и Ураль­ской областей, одновременно — наказные (назначаемые) атаманы казачьих войск с соответствующими штатами составляли чиновничью администра­цию области. Права и обязанности военных губернаторов, назначаемых и увольняемых министром внутренних дел, а также положение вице-губернаторов, советников и членов общего присутствия областного прав­ления дополнительно оговаривались «Уставом о службе».98 Преобразо­вания охватили и уездные управления, претерпевшие заметные переме­ны со времени принятия «Временных положений»: Акмолинская область (место пребывания главного управления в г. Омске) состояла из пяти уез­дов: Омского, площадью 41 048,9 кв. верст, Петропавловского - 60 953,6, Кокчетавского - 63 688,7, Атбасарского — 114 549,5, Акмолинского -198 960,4;99 Тургайская область (областной центр в г. Оренбурге) — из 4: Актюбинского - 94 500 кв. в., Николаевского (позднее Кустанайского) -938 381, Иргизского - 127 360, Тургайского - 147 500;100 Семипалатинская область из 5: Семипалатинского - 64 786,9 кв. в.; Зайсанского-49 751,8, Каркаралинского — 182 430,6, Павлодарского - 403 788,2, Усть-Камено­горского - 41487.7;101 Уральская область из 4: Уральского, Калмыковско-го, Гурьевского и Темирского.102

Положение 1891 г. значительно расширяло административные функции уездных начальников, осуществляющих теперь надзор за «всеми установ­лениями общественного управления инородцев и прочих сельских обыва­телей в пределах уезда, а равно производство ревизий состоявшихся реше­ний, как по непосредственному его усмотрению, так и по поручениям во­енного губернатора или областного правления; более того им позволялось подвергать...инородцев за ослушание законных распоряжений властей и за прочие проступки аресту, сроком не свыше семи дней или денежному штра­фу не более 15 руб.».103

Положение 1891 г. содержало серьезные дополнения и уточнения судебного устройства в степных областях. Прежде всего, оно под­твердило статью «Временного положения» о приравнивании, как кочевых, так и оседлых жителей к сельским обывателям внутренних губерний России.

Основная задача, ради которой правительство круто изменило преж­нюю судебную систему - вытеснение носителей исламского шариата -биев и правовой системы, упразднение их льгот, которыми те пользова­лись в течение десятков веков. Новое Положение, ликвидировав бийский суд, ввело новую структуру правового устройства под общим на­званием - народные суды. Статья 210 Положения гласит: «Оседлые ту­земцы и кочевники имеют отдельные народные суды, разрешающие под­судные им дела на основании существующих в каждой из означенных частей населения обычаев»;104 следующая статья - 211, определила раз­ряды дел, подлежавших рассмотрению народного суда: все дела о пре­ступлениях и проступках, совершенных «туземцами» при существенной оговорке, если эти дела не основаны на документах, совершенных или засвидетельствованных при участии русских властей. При этом действия народных судей строго контролировались вышестоящей судебной инс­танцией. Приговоры и решения народного суда с превышением власти или по делам ему неподсудным не приводились в исполнение и о них уездной начальник «представлял» рапорт прокурору.105 Назначение на­родного суда на основе результатов выбора населением сроком на 3 года исключало избрание кандидатур, малоизвестных народу. К тому же ста­тья 223 не ограничивала претендентов ни социальным происхождением, ни материальным достатком.

Более того, Положением учреждалась в каждом уезде и в городах: Омске, Семипалатинске, Верном и Уральске - должность мирового су­дьи, в Тургайской области права и обязанности областного суда возла­гались на Оренбургскую палату уголовного и гражданского суда.106

Хотя окончательное разграничение функций исполнительной и су­дебной власти явилось несомненным политическим итогом реализации Положения 1891 г., колониальный характер нового судебного устрой­ства был очевиден: право губернаторов предавать казахов военному суду под предлогом «непослушание» и т. п. держало местное население в со­стоянии непредсказуемой ситуации.

Откровенно колонизаторский характер носило Положение J891 г. по земельному вопросу. Кочевой образ жизни большей части степных обитателей, во многом определивший материальные ценности, духов­ный мир, хозяйственную структуру казахов, создавал ошибочное пред­ставление об отношении их к земле, которая в условиях родопатриар-хальных традиций казалась как бы отвлеченной формой общинной соб­ственности. Разрабатывая Положение 1891 г., чиновники мало вника­ли в суть того, что в связи с вовлечением казахов в денежно-рыноч­ные отношения резко изменилась прежняя стихийная позиция отно­шения собственности к земле. И вот, статья 119подтвердила объявле­ние государственной собственностью всего земельного фонда, как за­селенного, так и незаселенного, летние же кочевья оставались в пользо­вании кочевников по обычаям: земли же для горного промысла на зимовых стойбищах отдавались в наем. Права казачьих поиск па владение и пользование занимаемыми землями определялись «особыми уза­конениями».107

Превращение Казахстана в колонию, населения — вподатное сосло­вие внесли существенные коррективы в фискальную политику прави­тельства в отношении местных жителей. Размеры кибиточной подати в сумме 2 р. 75 коп., позднее увеличенные до 3 р. 50 коп,, вносимые ко­чевниками в течение более чем 20 лет после реформы 1868 г., оказались для правительства недостаточными. Статья 137 Положения обложила кочевое население степных областей в пользу дохода казны податью, исчисляемую по расчету 4 руб. с кибитки и всякого заменяющего ее помещения для жилья - юрты, дома, сакли, землянки. Тут же в приме­чаниях дана оговорка - за одну кибитку «считается» летнее и зимнее жилище одного и того же «хозяина». 108 Перепись численности кибиток производилась один раз в три года. Волостные выборные, неверно по­казавшие число кибиток, подвергались по постановлению областного правления взысканию двойной суммы подати, «следовавшей» с каждой утаенной кибитки за время изъятия ее от обложения.109 Статья 149 ка­салась внесения подати сельскими или оседлыми обществами - русские крестьяне, дунгане, уйгуры облагались за отведенные им в надел госу­дарственные земли оброчной податью на общем с государственными крестьянами основании.110 Кроме того, население Казахстана облага­лось натуральными и денежными земскими повинностями. Эти повин­ности касались в основном казахского населения четырех степных об­ластей. Положение не распространялось на казахов, расселявшихся на земле Кабинета императорского двора. Казахи, кочующие по Кулун-динской степи (между Иртышем и Обью), в Алтайском горном округе, запользование землей вносили кибиточный сбор в сумме 6 руб. 50 коп. в пользу Кабинета, остальные - 1 руб. 50 коп. в пользу государствен­ного казначейства.111 Кибиточная подать, как правило, собиралась ауль­ными старшинами; те, в свою очередь, полученные средства передавали волостному управителю, который становится ключевой фигурой, имев­шей непосредственные контакты с аулами. Вот почему выборы волост­ных сопровождались острой ожесточенной борьбой «партий», проявляв­шейся в подкупах, интригах, ложных доносах. Каждая группировка упот­ребляла все возможные средства, чтобы сокрушить своих политических оппонентов и обеспечить победу собственным выдвиженцам.112 Коли­чество волостных менялось в зависимости от численности населения, числа кибиток. К примеру, в Тургайской области в 1896 г. было 47 волос­тей. 70 134 кибиток.113 В целом Положение 1886, 1891 годов, отражавшее проблемы социально-экономического развития Казахстана в концеXIX в,, явилось продолжением и завершающим этапом нововведений, начатых еще в 20-х годах XIX в.

Объективно сыграв положительную роль в урегулировании всей про­тиворечивой, сложной системы хозяйственных и социально-политичес­ких процессов, реформа окончательно Превратила край в колониаль­ную окраину империи, ускорил освоение Казахстана, облегчив россий­ским предпринимателям выкачивание громадных природных и иных богатств региона, усугубляя ситуацию фискальной политикой прави­тельства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: