Завершение присоединения Казахстана к России внесло существенные перемены в политику империи в отношении Казахского края. Цель царизма была достигнута без применения большой силы со стороны колониальной империи. Военно-колониальными акциями, присоединив Жетысу и Южный Казахстан, царизм вышел на среднеазиатский плацдарм, вытеснив английское влияние в регионе. Воспользовавшись благоприятной международной обстановкой, Российская империя, руководствуясь своими далеко идущими политическими интересами, в основе которых лежал принцип «разделяй и властвуй» и жестоко подавляя стремление казахов к восстановлению своей государственности, установила в Казахстане колониальный режим. Укрепились позиции России в Центральной Азии и в сопредельных районах. Кровопролитные сражения царских войск в Южном Казахстане, действия отрядов М. Черняева и М. Веревкина завершили присоединение обширного района к России. Взятие штурмом г. Чимкента заставило значительную часть казахов из родадулат и некоторых других родов признать власть России.1 Взятием Чимкента было достигнуто соединение границ Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторств.2 Последствия военно-административных акций царизма на юге Казахстана и в Центральной Азии по изменению общеполитической ситуации в его пользу верно определил российский консул в Синьцзяне Н. Петровский. «С завоеванием Кокандского ханства русскими, - отметил дипломат, - положение дел существенно изменилось, На месте слабых ханов встала сильная власть русского государства, которое устрашив кочевников победами своего оружия, подчинило их себе окончательно, дало им порядок и навсегда лишило их возможности сознавать себя своевольными, независимыми...».3
|
|
Не ограничиваясь воинскими частями, расквартированными на территории обширного Казахстана, намереваясь укрепить колониальную власть во вновь завоеванных владениях, Россия перебрасывала в юго-восточный Казахстан новые, дополнительные воинские части, чаще всего из состава Сибирского линейного казачьего войска.4
Опора на армию в управлении огромной страной, в удержании коренного населения в повиновении в условиях отсутствия действующего по всему Казахстану слаженного механизма административно-политической и законодательной системы явилось испытанным средством показавшим свое преимущество при окончательном покорении Северного Кавказа. «Когда мы будем сильны, киргизы (казахи – Ред.) нам будут покорны. Но при малейшем ослаблении нашей власти в степи, станут противнее...»5 — обосновал целесообразность сильного военного присутствия России в Казахстане один из активных сторонников жесткой политики в отношении казахов, оренбургский генерал-губернатор А. О. Дюгамель.
|
|
Все более и более утверждавшаяся идеология беспрекословного внедрения власти имперской структуры над покоренным большинством местных обитателей края нашла многочисленных сторонников не только среди чиновников, военных, но и духовенства, активно пропагандировавшего превосходство пришлого меньшинства над местным большинством населения. При открытии памятников воинам, павшим при взятии штурмом Чимкента в 1864 г., «по окроплении памятника святою водою», священник Александр Тихомиров сказал буквально следующее: «... во славу державного русского царя, горсть русских воинов явилась во внеобъятную степь в царство полудиких азиатцев... Мы победили, сделали его (казаха. — Ред.) нашим новым соотечественником, точно так же поступили мы уже со всеми народами, покоренными нашим оружием».6 Дальнейшее водворение в степи российской власти осложнялось несоответствием функционировавших местных структур управления с планами царизма расширить богатый край в интересах российской экономики.
Бурно развивавшаяся промышленность метрополии все более и более нуждалась вновых дешевых источниках сырья, рабочей силе. Необычайно богатый природными ресурсами, животноводческим сырьем Казахстан давно привлекал внимание русских предпринимателей. «Вся эта великолепная и богатая сокровищами страна покоится еще в глубокой своей девственной природе и ждет, чтобы кто-то разбудил ее; не стучит топор, не звенит монета, не блестят косы на пустынных окрестностях... а сколько богатства в горах...»,7 - так выражал свое мнение один из известных исследователей Казахстана той поры, подталкивавший российских промышленников к ускоренному освоению природных богатств края. Строительство многочисленных казачьих и других крестьянских поселений вблизи берегов Иртыша, Ишима, Или и других рек нанесло непоправимый урон флоре и фауне Казахстана - первые волны колонистов безжалостно уничтожали местные массивы и «валили столетних исполинов» для построения жилых и подсобных помещений, и даже амбаров- А. Гейне, принимавший участие в подготовке реформ 1867-1868 гг., объездивший вдоль и поперек Жетысу, с огорчением констатировал последствия бесконтрольных действий казачьих переселенцев: «Когда ближайшие леса были уничтожены дотла, до выкопанных корней, так человек, придя на место, где прежде рос лес, не видит ни одного прутика...».8 Тем временем казаки, выбирая места для новых поселений, ввиду отсутствия юридических норм, регулировавших условия отчуждения у казахов земли, захватывая «самые благодатные для земледелия» районы, вытесняя «аборигенов» на малоплодородные, засушливые земли, «оставались весьма благодарными» местному начальству.9
Бесчинства казаков в условиях полной безнаказанности достигли того положения, что они порою «отправляясь на охоту за киргизским скотом», захватывали его, а «безоружный киргиз оставался падшею жертвою обороны своих прав», - о чем с возмущением писал великий путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский, находясь в Жетысу.10
Будущее «Временное положение» было подготовлено царизмом на основе рекомендаций правительственных чиновников.
В таких условиях хотя бы видимое ограничение произвола казачьего населения, опиравшегося на прилинейные воинские части, какое-то обуздание его бесчинств в захвате земельных угодий номадов, могли бы найти юридическое обоснование в новых законоположениях. К тому же Уставы о сибирских и оренбургских казахах 1822-1825 гг., внесшие соответствующие изменения в Среднем и Младшем жузах, по существу ликвидировавшие ханскую систему управления (за исключением в Букеевской или во Внутренней Орде) в целом, открыв простор для правительственной и частной крестьянской колонизации, не смогли окончательно изжить веками сохранившуюся традиционную форму местного управления степными феодалами — потомками Чингиз-хана. Родоплеменная специфика казахского общества с хотя бы ограниченным функционированием суда биев, влиянием султанов, продолжала сохранять свое былое значение. Однако, не следует и приуменьшать функции новых органов управления - аульных старшин, волостных султанов, председателей окружных приказов, чья роль все более усиливалась в процессе ослабления позиций кочевой аристократии, в подрыве основ политической системы и хозяйственного уклада автохтонных жителей.
|
|
Совет по временному управлению Внутренней Ордой, учреждение в 1854 г. Области сибирских казахов вместо упраздненных Пограничного управления сибирскими казахами, Семипалатинской области, позднее Акмолинской, внесли новые административные изменения, вовлекая обширный район в сферу капиталистических отношений. Область сибирских казахов с его округами занимала пространство в 7 580 000 кв. верст.11 Значительная часть Восточного Казахстана по-прежнему оставалась вне влияния российской администрации. По замыслу западносибирского генерал-губернатора эти территории могли бы почувствовать воздействие российской власти, войдя в состав Семипалатинской области, то есть земли по правому берегу Иртыша, с городами и другими селениями от крепостей ЖелезинскоЙ до Мало-Нарымска включительно.12 Бухтарминск до 1917 г. оставался в составе Змеино горе кого уезда Томской губернии; Аягуз (Сергиополь) с 1866 г. был причислен к вновь созданной Семиреченской области. При этом царизм держал в объекте своего внимания возможные варианты изменений системы управления через военно-колонизационные пункты приграничной зоны. Подобная позиция в условиях завершения присоединения Казахстана к России диктовалась необходимостью в случае столкновений со среднеазиатскими странами иметь в тылу военно-опорные пункты. Кроме того, по мере продвижения русских войск в южные районы создавались новые военно-политические центры для упрочения позиции России в регионах, на которые обращала свои взоры Англия. Помимо военно-политических факторов, устойчивое внимание царской администрации к пограничным укреплениям обусловливалось экономическими факторами — ускорить освоение богатого края.
|
|
Чтобы облегчить управление Казахской степью, в начале 60-х годов XIX века влиятельные чиновники колониальной администрации предлагали учредить одно общее управление для Казахской степи и территории казачьих войск Уральского, Оренбургского и Сибирского округов; из губерний Тобольской, Томской и Енисейской образовать гражданское генерал-губернаторство Западной Сибири.13 С этой целыооыл создан Особый комитет в составе барона К. Врангеля, Имшеник-Колдратовича, П. Солнцева, А. Орлова, Г. Ловицкого, К. Селевестровича, Н. Довеновского.14 Особый Комитет, изучив возможности учреждения в Казахстане общего управления для всей Казахской степи, в феврале 1865 г. пришел к убеждению, что исполнение этой меры потребует значительных расходов и представляет существенные неудобства в административном и военном отношениях15.
Предложение царских чиновников разделить Казахский край на два административных управления - первое с центром в Тургае, другое — в Каркаралинске, - также не встретило поддержку тех, кто разрабатывал различные проекты.
Сложность выбора вариантов обусловливалась своеобразием не только природно-географических особенностей различных регионов Казахстана, когда в степных северо-восточных, центральных районах доминирующим видом экономики оставалось кочевое скотоводство, в силу чего рост производительных сил замедлялся экстенсивным животноводством и тем, что система административного управления должна была быть устроена с учетом отмеченных обстоятельств. Наоборот, в районах Южного Казахстана и Жетысу в силу сложившихся экономических традиций поливное земледелие в поймах рек Чу, Талас, Или, Сырдарья и широко распространенная оседлая жизнь, находившаяся во взаимодействии с земледельческой культурой среднеазиатских тюркских народов, обусловливали сочетание социально-экономических укладов, несколько отличавшихся от жизненного уклада, характерного для засушливых окраин. Предполагаемая же реформа была призвана ускорить процесс превращения Казахстана с его разнообразием природно-климатических условий в колонию разросшейся в своих границах империи.
В этих условиях наряду с приобретением «инородческих» окраин, постепенным превращением слабо освоенного края в неисчерпаемый рынок сбыта, источник дешевого сырья, Россия выдвигала задачу коренной ломки прежней системы административно-территориального управления, что, между прочим, должно было вызвать изменения в демографической структуре населения края, правовых положений социальных слоев, которые не претерпели существенных перемен после робких реформ 20-х годов XIX века.
К тому же царские чиновники, работавшие над планами административного переустройства Казахстана, не без оснований предполагали сохранение противоречий между новыми, вновь зарождающимися хозяйственными процессами и старой системой управления. Нововведения, которые предполагалось осуществить в Казахстане, должны были создать благоприятный простор для капиталистических рыночных отношений.
Отмена крепостного права, последовавшие вслед за этим другие преобразования в самой России, охват ими других национальных окраин, так или иначе должны были затронуть и далекий Казахстан. Буржуазное содержание этих реформ особенно бросалось в глаза прежде всего неуклонным развитием капитализма «вглубь» - в центральных губерниях империи, «вширь» - на национальных окраинах.
Однако, в такой огромной стране, как Казахстан, правительство не могло игнорировать местные условия, пренебрежение которыми в 20-30-х годах вызвало сильную антиправительственную оппозицию, и ее последствия еще не стерлись из памяти поколения 60-х годов XIX в. Следовало бы предусмотреть юридические основы применения традиционных, обычных законов у казахов с учетом складывавшихся изменений в социально-экономической жизни. Комиссия, направленная в 1865 г. поличному распоряжению царя Александра II в Туркестанский край и казахские степи под руководством действительного тайного советника Гирса, собрала обширный материал, помимо других аспектов и об юридических нормах действовавших у номадов адата (обычая) и исламских законоучений.16 При подготовке реформы настроение широких масс не было принято во внимание. Традиции и обычаи по исламским канонам учитывались лишь в той степени, каковая отвечала политическим и экономическим интересам правящих кругов империи. За проведение радикальных реформ, которые способствовали бы улучшению жизненных условий, соблюдению традиций местного населения, выступал Ч. Валиханов. Великий ученый выражал надежду, что намеченные преобразования, к примеру, в судебной части, вероятно приведут к изменению прежнего административного строя вместо усложненного, обременительного, как для русского правительства, так и для казахского народа бюрократического хаоса, в округах будет образовано более рациональное управление на началах самоуправления.17 Однако соображения выдающегося знатока жизни казахов, для которых подготавливалась реформа, были отвергнуты.
Будущее «Временное положение» было подготовлено царскими властями на основе рекомендации правительственных чиновников при активном привлечении известных представителей местных феодальных групп, таких, как М. Сейдалин, полковник Ч. Валиханов, крупный скотовладелец М. Чорманов и др., в целом лояльно настроенных к правительственным преобразованиям.
11 июля 1867 года царь Александр II подписал указ об утверждении проекта «О временном положении управления Сырдарьинской и Семиреченской областями»18, 21 октября 1868 г. — проект другого «Временного положения» об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями.19 Оба проекта «Временных положений» было решено вводить, начиная с 1 мая 1869 г.20
Таким образом, завершение присоединения казахских земель в состав России и утверждение империи на юго-восточных рубежах выдвинули задачи переустройства управления Казахстаном в соответствии с новыми переменами, складывавшимися в социально-экономической жизни номадов. Объективное реформирование системы административно-политического и судебного управления обширного края было призвано ликвидировать несоответствие между старыми принципами административно-политической власти и растущими интересами развитая капиталистического предприни-
мательства «вширь». Утверждая проекты управления по «Временным положениям», Петербургский двор рассчитывал ускорить колонизацию и освоение Казахстана в интересах растущей промышленности империи.