Музыкальное искусство

 

Музыкальное народное творчество. Органичной частью духовной кулыуры, входившей в быт, общественную жизнь и трудовую деятель­ность казахского народа, являлась музыка. Было распространено тра­диционное исполнительство - сольное пение и сольная игра на музы­кальном инструменте, редко - унисонное хоровое исполнение; основ­ными формами произведений являлись песни и кюи (инструменталь­ные пьесы)

Бытовало более 20 разных музыкальных инструментов, одни из них -шертер, жетиген, сазсырнай, кепшек, шанкобыз, дангыра, асатаяк и дру­гие, позволявшие извлекать только небольшое количество звуков од­нообразного тембра, - перестали удовлетворять профессиональным требованиям и постепенно исчезли. Другие же, поддающиеся усовер­шенствованию звуковых качеств, составили основной музыкальный инструментарий. Это домбра - щипковый деревянный, с двумя или, реже, с тремя струнами из жил животных, инструмент, с овальным (гру­шевидным), плоским, треугольным или четырехугольным (трапециевид­ным) корпусом; кобыз или кылкобыз — смычковый двухструнный ин­струмент, имеющий полый деревянный чашеобразный корпус и вогну­тый гриф; сыбызгы - продольная флейта из дерева, пустотелого трост­ника или металла с 4-6-ю пальцевыми отверстиями; дауылпаз - удар­ный инструмент в виде небольшого деревянного или металлического котла с натянутой сверху кожей. Позднее появился сырнай, так называ­ли двухрядные гармоники, привозимые купцами из России на меновые дворы и ярмарки.

Песни и кюи начинали свадьбы, предворяли совещания аксакалов (старейшин), отмечали откочевки на жайляу (летовки) и возвращение в кыстау (зимовки); в песнях воспевались ловчие птицы и прославленные скакуны, а звонкоголосые хабарши (вестники, глашатаи) разъезжали по аулам и в речитативных распевах сообщали важные новости. Женщины пели, устанавливая юрты, во время доения, когда взбивали шерсть, пря­ли, ткали ковры, катали кошмы, баюкали детей. Традиционной песней жубату приходили утешать семью в постигшем ее горе, песней суюнши поздравляли с радостным событием.

Музыкальные произведения по содержанию и сложности исполне­ния были различны. Песни, исполняемые во время трудовых процессов и бытовых ритуалов (свадеб, похорон), а также колыбельные и детские песни отличались лаконичностью, выразительностью мелодий неболь­шого диапазона, традиционностью содержания текста. Их пели все. А песни и кюи, особенно на лирические и социальные темы, на истори­ческие, эпические и легендарные сюжеты, имели мелодии широкого диапазона с ладовыми перепевами, сложными формами и переменными метроритмическими структурами. Они входили в репертуар професси­оналов, которых в зависимости от тематики исполняемых произведе­ний называли акын (поэт), жырау или жыршы (сказитель эпоса, легенд, историй), әнші, или өленші (певец), күйші (инструменталист), ертекші (сказочник) и т. д.

Одаренность профессиональных музыкальных деятелей выявлялась

на специальных айтысах (соревно­ваниях) в присутствии многочис­ленных зрителей. Такие музыкаль­но-поэтические состязания прово­дились по праздникам, по случаю откочевки на жайляу, во время сва­деб и по поводу других семейных событий. Победителям вручали бога­тые призы, им оказывали особое вни­мание, наиболее выдающимся при­сваивали уважительные приставки к именам — «сал» или «cepi», слава о них быстро распространялась по аулам, их везде принимали с большим почетом.

В условиях почти полной негра­мотности музыка, как и поэзия, ока­зывала громадное влияние на форми­рование мировоззрения, моральных устоев и эстетических вкусов людей.

Репертуар. В XVIII - первой по­ловине XIX вв. музыкальное искус­ство развивалось на основе преемственности и сохранения лучших образ­цов произведений прошлых времен и создания новых, непосредственно свя­занных с повседневной жизнью народа. В репертуаре певцов и музыкантов были песни и кюи на космогонические темы — о звездах, Луне, Солнце и других планетах; на демонологические - о жезтырнаке (ведьме с медными когтями), жине (черте), пери (ангеле); в аулах звучала и «колдовская» му­зыка баксы (шаманов) во время их «врачевательных» действий. Но, как пра­вильно отмечал известный исследователь народов Центральной Азии и Ка­захстана В. В. Радлов, казахский народ в своих песнях более всего ценил «не какой-то чудесный и сказочный мир, напротив, он воспевает в них собствен­ную жизнь, свои собственные чувства и стремления... не колоссальное и не сверхъестественное, а истинно существующее».3 Реальная жизнь находила художественное выражение во множестве разнообразных лирических и в наиболее устойчивых по своим мелодиям и текстам семейно-обрядовых, семейно-бытовых и трудовых песнях и кюях. В них раскрывались социаль­ное неравенство, экономическая зависимость, унижение человеческой лич­ности. Яркой поэтической одухотворенностью, искренностью радостных и горестных переживаний отличалась, например, музыка свадебного обряда. Начиналась свадьба с песни или кюя «Той бастар» (Открытие торжества), в которых возносились достоинства родителей жениха и невесты, родичей и всего рода, а молодым предсказывалась счастливая семейная жизнь. На мо­лодежных вечеринках пелись «Жар-жар» (припевные восклицания) - песни-состязания девушек и жигитов, которые соревновались в остроумных имп­ровизациях о происходящем событии. Расставаясь с родителями, родствен­никами, аулом, молодая невеста пела горестную песню «Кыз коштасуы» (Про­щание девушки) или «Сыңсу» (Прощальная). В ауле мужа ее встречали у по­рога юрты песней назидательного «Беташар» (Открытие лица).

Жырау и жыршы, исполняя эпические и исторические сказания и легенды, использовали характерные речитативные мотивы, а также пе­сенные и инструментальные формы. Но наиболее распространенный вид исполнения-эпоса имел синкретический;' то есть нерасчлененный, ха­рактер, основой которого было мастерство рассказчика с элементами пения, игры на инструменте, мимикой и жестикуляцией. Жыршы отте­няли диалоги действующих лиц разными интонациями: суровыми, му­жественными - героя; нежными, лирическими - героини; надменны­ми, злобными — отрицательных персонажей. Многие исследователи от­мечали большое мастерство сказителей и их феноменальную память.

В XVIII в. большое развитие получила профессиональная деятель­ность певцов, инструменталистов, акынов. Благодаря им в песенной му­зыкальной культуре сохранились произведения авторов древних времен: кюи «Ақсақ құлан» и «Жошыхан», «Қобланды-батыр», «Қамбар-батыр», песенные поэмы «Қозы Көрпеш—Баян сұлу», «Қыз Жибек» и др.

Однако это одна часть музыкальной культуры XVIII в. Другой ее зна­чительной стороной были произведения на темы истории древних вре­мен и особенно современности. В Казахской степи звучали песни «Ес-кандер» - об Александре Македонском, доходившем во время завоева­тельных походов до верховий рек Окс и Яксарт (Амударьи и Сырдарьи), «Әмір ақсақ» (Хромой эмир) - о Тамерлане, среднеазиатском полко­водце и завоевателе. Но более всего привлекали внимание народа песни и кюи, относящиеся к его истории. В этих кюях, скорбных по своему звучанию, повествовалось о временах, когда постоянные распри и вой­ны родовых старейшин, султанов, батыров и биев за власть над улуса­ми, за владение пастбищами, заставляли более слабые общинные союзы откочевывать на другие земли.

В инструментальной музыке сформировалась традиция посвящать от­дельные кюи выдающимся историческим личностям или изображать в них разные эпизоды из их жизни.

Выразительной музыкальной зарисовкой о Сырыме Датове являет­ся кюй «Сырым сазы» (Думы Сырыма). Разнообразная настроенность музыки показывает Сырыма во время раздумий перед началом восста­ния, когда он был уверен в успехе борьбы. Этот решающий эпизод яв­ляется главным: в музыке кюя звучат отголоски боевых кличей, при­зывная дробь дауылпазов, рисуется картина скачущих лавиной всадников.

Трагические события в истории казахского народа, связанные с на­шествием джунгарских завоевателей весной 1723 г., нашли художествен­ное отражение во многих кюях и песнях современников,

Одним из них был выдающийся домбрист и композитор Байжигит из рода керей. Им созданы кюи «Актабан шубырынды» и «Кайын сауған» (Доение березы - ее сок спасал народ от голодной смерти) и другие. У Байжигита было много кюев (по рассказам, до 300) на темы народной жизни и быта, среди них выделялся девятичастный кюй «Аңшы зары» (Печаль охотника) о разных случаях во время охоты.

Одним из наиболее ярких воплощений этих мрачных лет истории ста­ла песня неизвестного автора «Елимай» (Родина моя). В простой по мо­тиву песне, в неувядаемых музыкальных образах, как в выплавленном от посторонних примесей металле, сконцентрировано страдание наро­да, покидающего свой край.

Заметный след в музыкальной культуре XVIII в. оставило антифео­дальное и антиколониальное восстание 1836—1837 гг., руководимое Иса-таем Таймановым и его ближайшим соратником, акыном и певцом Ма-хамбетом Утемисовым.

Одно из своих первых сочинений — кюй «Кішкентай» (Малый) по­святил восстанию Исатая Тайманова начинающий в те годы творческий путь будущий народный композитор Курмангазы Сагырбаев (1806-1879 гг.). Являясь участником восстания, он воплотил в этом кюе порывы народа к освобождению от феодально-байского гнета и пут колониализма. В нем звучат отголоски народной скорби, горечи поражения. Музыка кюя «Кшкентай» (название имеет идейный смысл — «мало сил для победы») своей волнующей темпераментной образностью, четкостью композиции, сложностью фактуры свидетельствовала о появлении замечательного та­ланта, который развивался в самой гуще народа и неустанным трудом достиг впоследствии классических вершин народной профессиональной музыкальной культуры.

1 Валиханов Ч. Ч. Собр. соч. в пяти гамак. Д., 1985, г. 3, с. 58.

2 Там же, с. 62.

3 Родлов В. В. Образцы народной литературы северных тюркских племен, 4.V., СПб., 1875, с. 7.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: