Расселение уйгуров и дунган. На развитие земледелия в Жетысу известное влияние оказали переселившиеся в 70-90-х годах XIX в. из Восточного Туркестана уйгуры и дунгане. Переселение шло в два этапа. На первом этапе в 1877 г. в район Токмака (Северная Кыргызия) прибыла группа шэнь-сийских дунган, в 1881-1883 гг., согласно Санкт-Петербургскому договору, из Илийского края переселилась основная масса уйгуров и дунган.
В Жетысу к началу 1884 г. насчитывалось 9572 семьи уйгуров (45 373 чел.) и 1147 семей дунган (4682 чел.). Они расселялись так: 4477 семей уйгуров (19 209 чел.) обосновались в пределах Жаркентского участка, по берегам рек Усек и Чарын; остальная их масса - 5275 семей (26 164 чел.) — в Верненском уезде между реками Чилик и Талгар, а также осела в г. Верном.134 С переселением дунган и уйгуров оседлое население Жетысу увеличилось вдвое.
Из переселенцев были образованы 5 новых волостей: Жаркентская, Кет-менская, Аксу-Чарынская, Малыбаевская, Карасуйская.
Переселялись дунгане и уйгуры целыми деревнями, образуя на новых местах общины, которые составлялись или целиком из односельчан, или «если их оыло мало, из жителеи нескольких соседних селении, но в после— днем случае старая связь сохранялась: жители разных селений, вошедших на новом месте в одно общество, обыкновенно образовывали отдельные пятидесятки и десятки».135
|
|
По переписи 1897 г., число переселенцев составляло: дунган - 14 130, уйгуров - 55 999 чел.136
Поскольку лучшие земли в Жетысу были изъяты в пользу казачества, уйгуры и дунгане получили участки, которые без искусственного орошения были малопригодны для земледелия. Проводить арыки и магистральные каналы в первый год переселения было очень трудно, тем более, что переселенцы получали наделы временно, до переселения всех дунган и уйгуров.
Исходя из правил поземельного устройства сельского населения области, установленных Семиреченским областным правлением в 1882 г., дунгане и уйгуры должны были получить по 10 дес. земли на мужскую душу. Однако в 1885 г., когда приступили к отводу наделов для переселенцев, на мужскую душу выделялось лишь 4-5 дес. с обложением оброчной податью с 1 января 1892 г. Фактически переселенцы получали участки по еще более заниженным нормам, не говоря о том, что земли, предоставленные им, нередко были малопригодны или совсем непригодны для хлебопашества. На 10 тыс. дунганского населения Жетысу было выделено всего 27 тыс. дес, земли, т.е. менее 3 дес. на душу.137 Трудовая часть дунганского и уйгурского крестьянства оказалась плохо обеспечена землей.
Сельское и городское уйгурское и дунганское население разделилось на общины, со своей администрацией, мечетью и возглавляющим ее духовным лицом. Хотя земля распределялась по отдельным хозяйствам, формально она считалась общинной. Царские власти мало интересовал вопрос о фактическом распределении земли внутри общины. Дунганская и уйгурская общины были удобным средством в руках колониальных властей для сбора налогов с населения по принципу круговой поруки.
|
|
Наряду с распределением надельной земли на двор (тутун -дым) широко практиковалось распределение земли на мужскую душу, которая и служила разверсточной единицей. Нередко богатые хозяева записывали в мужские души не только наличное мужское население, но и будущих детей. Таким образом, уже при распределении земли сложилась неравномерность в ее пользовании; богатые дунганские и уйгурские домовладельцы захватили значительную часть надельной земли.138 Они завладели лучшими земельными участками по берегам рек и вновь прорытых каналов, оставив для бедноты земли, худшие по качеству, бесплодные и удаленные от рек, ручьев и каналов. Бедняки протестовали против произвола, пытались жаловаться местной царской администарции, но все было бесполезно.139
Обедневшая часть переселенцев смогла на первых порах освоить лишь небольшие участки выделенного им надела. В результате внутри общин сложились своеобразные арендные отношения, когда бедные общинники уступали состоятельным свои наделы или значительную часть их, а сами нанимались к «арендаторам» в качестве поденных рабочих (мардикеров) за часть урожая. Эти наделы фактически переходили в полное владение новых хозяев, хотя формально они еще продолжали числиться за старыми владельцами.
Таким образом, богатая верхушка обищн, духовенство и представители сельской администарции дунганской и уйгурской общин превратились в крупных землевладельцев, сконцентрировавших в своих руках земельные наделы многих общинников. Городское население Жаркента, например, по разверстке получило 734 надела, из них вскоре 622, или 80 проц., перешло в руки крупного богача-ростовщика Юлдашева. Он сосредоточил в своих руках огромные земельные владения, подчинив себе значительную часть переселенцев. Владение водоразделами обеспечивало ему «право» владения землей, поскольку сельские общества большей частью располагали средствами для проведения арыков. Этот обуржуазившийся феодал большинство своих сделок строил на следующем принципе: брал на себя несение всех податей, лежащих на наделах, и обязывался поставлять воду во все арыки, а в некоторых случаях и соорудить их. Беднейшая часть уйгуров и дунган за эти услуги должна была отдавать ему с орошенной земли одну треть урожая при их семенах и одну вторую - при семенах Юлдашева. На таких условиях он соорудил десятки арыков в Аккетинской и Жаркентской волостях, что обеспечило ему подчинение большинства селений этого района. В уезде были построены амбары, куда зависимые от него общинники свозили половину урожая. Интересы хозяина бдительно оберегали его слуги, так называемые «кок-баши».140
В урожайные годы в амбары Юлдашева стекалось до 200 тыс. пудов хлеба, подавляющая часть товарного зерна. Установление таким образом монополии на хлеб в этом районе позволяло ему систематически повышать цены на него нередко сразу на 20—25 проц. Распределением воды в общинах, связанных с Юлдашевым арендованными отношениями, занимались не выборные мирабы из числа общинников, а кок-баши Юлдашева. Сосредоточив в своих руках распределение воды, Юлдашев фактически приобрел еще один сильный инструмент для подавления протестов недовольных.141
Проводя арыки, платя подати за общинные земли, заключая арендные сделки за счет принадлежащих общинникам участков, этот ростовщик изображал из себя благотворителя. Между тем эти своеобразные арендные отношения даже при условии затрат на выплату податей и орошение приносили ему баснословные доходы.
|
|
В селении Чарын был другой богач — дунганин Хасанзе по прозвищу Байсемиз. Сам он не сеял, а только возделывал землю под рис, после чего сдавал ее местным безземельным крестьянам. Они должны были отдавать ему пятую часть урожая, а при его семенах - половину. Как и Юлдашев, он принимал на определенный срок в аренду наделы с условием орошения. Группа уйгуров сдала ему 29 наделов земли сроком на 10 лет, начиная с 1898 г., за общую плату по 200 руб. в год.142
Зажиточные дунгане и уйгуры арендовали земли у казачества, крестьян-переселенцев, а также у казахских и кыргызских обществ с денежной или натуральной оплатой. Пашни у казахов и кыргызов арендовались большей частью коллективно всей дунганской или уйгурской общиной. В уйгурских селениях Жаркентского уезда пахотная земля, находившаяся в общинном пользовании, почти на 1300 десятин превышала количество их надельной земли. В Ассы-Корамской волости 23 проц. пахотной земли было арендовано у кыргызов, в Малыбаевской арендованные земли составляли 36,4проц., наиболее распространенной формой аренды была испольщина, менее распространенной - денежная аренда.143
Концентрации общинных земель в руках сельских богачей способствовало также отходничество дунган и уйгуров. Получив в наделы неплодородные земли, не имея рабочего скота и сельскохозяйственных орудий, бедняки после окончания льготного срока в отношении выплаты податей (оброка, земского сбора и др.) совершенно разорялись, массами бросали свои наделы, ища заработка в городах в качестве наемных рабочих и сельскохозяйственных батраков. В одном лишь Пишпекском уезде батраками на сельскохозяйственных работах из общего числа наемных рабочих 27,3 проц. были выходцы из дунганских общин.144 Из 3527 хозяйств уйгуров-переселенцев Жаркентского уезда к 1910 г. ушло на заработки 28,4 проц.145
Приспосабливая свое хозяйство к требованиям рынка, зажиточные дунгане и уйгуры в основном культивировали технические культуры. Применялся наемный труд, сочетались патриархально-феодальные и капиталистические формы эксплуатации крестьян. Ввиду многообразия сельскохозяйственных работ использовались различные формы эксплуатации крестьян.146
|
|
Продолжали сохраняться феодальные методы эксплуатации в виде отработок, когда, например, безземельные крестьяне получали одну треть урожая с обрабатываемого ими господского участка.
Проникновение товарно-денежных отношений в хозяйство уйгуров и дунган вело к разрушению отсталого, замкнутого характера общины. Переплетение различных по своей сути форм хозяйствования приводило к тому, что нередко трудно было выявить разницу между батраками с наделом и безземельными и малоземельными крестьянами, наделенными землей па основе издольщины.
Занятая переселенцев. Дунгане и уйгуры принесли с собой в Жетысу издавна сложившиеся традиции земледелия с искусственным орошением. Скотоводство и прочие промыслы имели второстепенное значение. У уйгуров доходы от земледелия составляли 49,1 %, от прочих промыслов — 26,1%, от скотоводства - 15,5%, случайные поступления - 9,3%, у дунган они распределялись следующим образом-80,8; 5,9; 9,8; 3,5проц.147
Среди зерновых преобладала пшеница, ею засевалось более половины земель. За пшеницей следовали ячмень, просо, овес, рис, масличные (горчица, мак, лен). 148 Рисоводством сравнительно широко дунгане начали заниматься с 1888 г., после освоения и орошения арендованных земель по правому берегу р. Чу.149 У уйгуров рисоводство не стало доминирующей культурой, как у дунган. Они, в основном, занимались садоводством, огородничеством и бахчеводством (примерно две трети населения). Более двух третей дунганских хозяйств также имели сады. Выращивались персики, новые для Жетысу сорта яблок, груш и слив, виноград.
Дунгане и уйгуры разводили баклажаны, редис, красный перец, фасоль, огурцы, капусту, лук репчатый, морковь, картофель, чеснок, а также арбузы и дыни. По описанию Г. Гинса, изучавшего хозяйственный быт дунган-переселенцев, огороды их располагались непосредственно за домиками, каждая грядка тщательно расчищалась и поливалась с помощью маленькой канавки. «Один квадратик занят луком, другой — перцем, третий — баклажанами, четвертый - картошкой, пятый и шестой унавожены и оставлены для отдыха, далее идут грядки с маисом, а за ними тянутся большие прямоугольники с рисом, наполовину растущим в воде... Эти дунганские огороды не хуже показательных полей, устраиваемых агрономами для переселенцев».150
Продукты сбывались в ближайших городах и на ярмарках как самими дунганскими и уйгурскими крестьянами, так и приезжавшими к ним перекупщиками.
Уйгуры занимались также хлопководством и частично шелководством. Дунгане и уйгуры культивировали лен и кунжут, горчицу для приготовления масла. Наряду с этим дунгане занимались выращиванием мака для изготовления опиума, использовавшегося главным образом как обезболивающее средство. Позднее стали разводить табак, выгодно сбывая его на местном рынке.
Таким образом, для хозяйства уйгуро-дунганских переселенцев было типично многообразие культур.
Скотоводство у дунган и уйгуров самостоятельного промыслового значения не имело и велось лишь с целью обеспечения хозяйств рабочим скотом. Разводились главным образом лошади, коровы и, частично, овцы и козы. Дунгане крупный рогатый скот использовали как тягловую силу, а уйгуры содержали его как источник молочных продуктов.
Земледельческая техника у дунганского и уйгурского крестьянства находилась на крайне низком уровне. Основным земледельческим орудием была деревянная соха без отвала (сабан), глубина вспашки не достигала 2-4 вершков. Сеяли в нераспаханную землю под снеговую воду или же на землю, размягченную специальным предпосевным поливом, так как сухая земля не поддавалась сабану. Нередко дунганские и уйгурские земледельцы вынуждены были прибегать и к ручной обработке земли, так как крепкие сорные травы поддавались лишь кетменю. Раннюю пахоту они проводили обычно в марте, самую позднюю - к концу апреля.
Боронование производилось волокушей, представляющей собой деревянную раму, переплетенную прутьями, на которую становился человек или накладыались камни для тяжести.
Хлеб убирали своеобразным уйгурским серпом с длинной ручкой, реже косой. Молотили тут же на поле; по связанным веревкой снопам возили каменные катки, зерно веяли лопатой.
Основной системой земледелия у дунган и уйгуров оставалась залежная, при которой часть земли обрабатывалась, а другая часть отдыхала. Кратковременное использование каждого земельного участка (2—3 года) даже при отсутствии удобрений не приводило к быстрому истощению почвы. Поэтому даже несостоятельные хозяйства не сеяли два года подряд на одном и том же месте; каждый год они производили посев на новых местах надела, возвращаясь на уже использованный участок после того, как вся земля надела побывает под посевом. Это позволяло получать относительно высокие урожаи.
Многопосевные хозяйства, прибегавшие к аренде земель, не заботились о сохранении плодородия почв путем правильного севооборота. Каждый сеял то, что ему в данное время было выгодно, быстро истощая арендованный участок. Имея незначительные участки земли, из которых лишь часть могла быть занята под пашню, уйгуро-дунганские переселенцы нередко старались искусственно повысить плодородие почвы с помощью удобрений. Однако удобрить поле под силу было лишь состоятельным хозяйствам.
Насколько велико было значение поливного земледелия в хозяйственном быту уйгуров и дунган, показывает огромное преобладание посевов с искусственным орошением над богарными: у уйгуров поливные земли составляли 30 694 лес. (97,2%), богарные - 882 дес. (2,8%); у дунган соответственно - И 025 дес. (71,5%) и 4386 дес. (28,5%).151
Распределение воды между общинниками производилось мирабами по наделенной земле.
Переселение в Жетысу не прошло бесследно для переселенцев. Если раньше в хозяйстве уйгуров и дунган применялись только деревянные сабаны и другие примитивные виды инвентаря, то теперь они стали пользоваться железными плугами, боронами, сеялками и т.д., освоили новые сельскохозяйственные культуры: овес, табак, картофель, помидоры и др. Под влиянием коренного населения - казахов и кыргызов, дунгане стали заниматься скотоводством.
Исторические судьбы уйгуров и дунган тесно переплелись с судьбами народов Казахского края как части России.