Крестьянское хозяйство в переселенческих деревнях Казахстана из-за ряда причин - места, времени возникновения, условий создания и пр. довольно существенно различалась по основным параметрам даже в конкретно взятом регионе. Чтобы выявить его наиболее типичные черты и тенденции развития, вполне резонно привлечь более или менее достоверные данные, позволяющие дать более объективную картину. В качестве таковых были использованы обобщающие сведения, которые явились итогом обследования переселенческих сел экспедицией по исследованию в 1898-1910 гг. Акмолинской и Семипалатинской областей.107 Важно, что описанию подвергались не только новосозданные хозяйства, но и те, которые существовали здесь с 70-80-х гг. XIX в.
Несомненно, что в переселенческой среде существовала четко выраженная имущественная дифференциация, что вызывает необходимость выделить основные хозяйственно-экономические группы. В качестве критерия для группировки принят размер пахотной площади на один двор, что достаточно емко отображает экономические возможности каждого хозяйства. Если в России таким показателем была величина земельного надела, то для районов переселения, где каждое хозяйство получало стандартные 15 дес. на мужскую душу, этот показатель, наоборот, нивелировал экономическое положение крестьян. В то же время размер запашки на этом наделе показывал истинные возможности каждого хозяина. Фактически землепользование переселенцев включало не только пашню на своем наделе, но и на арендованной земле, что заставило суммировать эти два показателя при группировке. Группировка была произведена в следующих пределах: размер пашни на хозяйство до 5 дес. (1 группа); от 5 до 15 дес. (II группа); от 15 и выше дес. (III группа). При анализе первичные статистические данные по всем группам путем компьютерной обработки были пересчитаны в среднем на одно хозяйство, что дает возможность продемонстрировать основные экономические черты и особенности переселенческой деревни.
|
|
Переходя к рассмотрению наиболее характерных показателей крестьянского хозяйства к XIX—нач. XX вв. на территории Казахстана (см. табл.1), прежде всего следует отметить довольно длительный период его функционирования (в среднем 9,2 года). Чем дольше существовало хозяйство, тем оно было выше по своим показателям, и, следовательно, состоятельнее. Относительно положения переселенцев на местах прежнего обитания можно сказать, что это были не самые бедные слои, о чем свидетельствуют размеры как собственный пашни, так и арендованной. Эти цифры, так же как и данные о тягловой силе на родине, по всем трем группам незначительно от-
|
|
клоняются от среднего значения и имеют незначительную дисперсию. Также близки все три группы по количеству членов в семье и по рабочей силе в ней. По стартовому же капиталу наблюдается незначительный разброс. Так, наибольшую сумму имела II группа, затем I, а потом уже III группа. Значительный разброс имеют и показатели о землепользовании, которые демонстрируют равномерное возрастание от группы к группе. Такой важный показатель, как «количество тяглового скота», кажется, растет от группы к группе незначительно, но в стоимостном значении, отражающем качество скота, дает значительно возрастающий ряд и значительную дисперсию. Иная картина наблюдается при рассмотрении данных о крупном рогатом скоте, где в стоимостном выражении лидирует I группа хозяйств, наиболее бедная. Известно, что маломощные переселенческие хозяйства, несостоятельные в земледельческом отношении, поддерживали свою жизнеспособность за счет скотоводства вообще и за счет молочного скота в частности.108
Зато данные о сельскохозяйственном инвентаре дают четкое представление о слабой технической оснащенности практически всех хозяйств, в которых не всегда имелся даже один плуг (причем, в данном случае речь идет о деревянном плуге, редко с железными наконечником). Весьма характерным является показатель о количестве земель, засеянных пшеницей. Сотрудники экспедиции по исследованию степных областей заметили, что устойчивым можно считать то хозяйство, где пшеничный клин достигает 10-12 дес. В нашем случае к таковым относятся лишь хозяйства III группы.
Следующая группа показателей демонстрирует доходные и расходные статьи крестьянских бюджетов и дает равномерное возрастание от I группы к III группе, что еще раз доказывает существующую в переселенческой среде значительную имущественную дифференциацию.
Таким образом, на рубеже веков переселенческое хозяйство в Казахстане своими корнями происходило из довольно однородной, не беднейшей части российского крестьянства, что соответствовало характеру переселенческой политики правительства того периода. Это были хозяева, способные одолеть трудный переезд и устроиться на новом месте. Чем дольше жил такой новопоселенный хозяин, тем крепче становилось его хозяйство.
По наблюдениям известного статистика П. П. Румянцева, который ссылается и на других исследователей переселенческого хозяйства, лишь через 18-20 лет рост или упадок благосостояния переселенца зависит уже не от возраста хозяйства, а от общих экономических условий. 109 Характерно, что размер денежной суммы при поселении не играл решающей роли в становлении хозяйства. Здесь определяющими были другие факторы и, в первую очередь, предпринимательские способности каждого человека. Однако особого богатства переселение в большинстве случаев крестьянам не принесло. Об этом говорит то, что основная масса хозяйств закончила бюджетный год с дефицитом, т.е. статья расходов превышала доходную часть. Лишь Ш группа дала некоторое превышение доходов над расходами. Иного трудно было ожидать, т.к. материально-техническая база крестьянского переселенческого хозяйства была очень слаба. Так, по утверждению сотрудников экспедиции, чтобы распахать целинные земли, требовалось 4-5 пар быков на один плуг. Но во многих хозяйствах плугов не было вообще, а количество тяглового скота на хозяйство в среднем было 6 голов. Показательны и статьи расходов крестьян. Основные расходы шли на пищу и на одежду (последнее не вошло в данную таблицу). Примерно в три раза меньше шло на содержание скота и птицы и еще меньше на покупку семян. Хозяйство в основном работало на удовлетворение потребностей членов семьи своим же трудом, т.к. наем работников применялся очень ограниченно. Эту систему самообеспечения почти не затрагивали налоги, которые были невелики. Основной доход приносило земледелие при значительной доле скотоводства. Промыслы существенной роли не играли. Данный источник позволяет сделать вывод о преобладании натурального характера переселенческого хозяйства конца Х1Х-начала XX вв. Основные расходы, а также расчеты между собой крестьяне вели в натуральном выражении, Денежные расходы от натуральных составляли менее 20%. Товарность земледелия составляла в 1-й группе - 7,3%, во П-й - 13,3%, в Ш-й - 21%. Это довольно близко к аналогичным показателям, например, по Воронежской губернии, где товарность земледелия в этот же период составляла от 12,5 до 17,5%.110 Очевидно, что не очень большая доля денежных расходов не стимулировала рост товарности сельского хозяйства и основной мотивацией к труду было самообеспечение.
|
|
Переселенческое хозяйство в Казахстане было генетически связано с крестьянским хозяйством европейской России. Крестьянин переносил на новые земли тот же экстенсивный способ ведения хозяйства с использованием примитивной техники, как и в родной деревне. Агроном В. П. Бушин-ский отмечал, что степной земельный простор «не принуждал местных хозяев направлять свою мысль на отыскивание каких-либо новых форм хозяйства, установления плодосмена и возможно лучшего использования земельной площади своих участков... Почти всюду преобладал крайний тип залежного хозяйства, каковое вполне возможно было вести при большом земельном просторе».111 Даже группа состоятельных хозяев, имевшая материальную возможность расширить применение техники и улучшить обработку земли, предпочитала просто увеличивать посевные площади. Таким
образом, избыток земель - мечта крестьянина, оборачивался тупиком для его хозяйства.
Схема переложного (залежного) земледелия, применяемая в переселенческой деревне, была крайне проста. Здесь учитывался главным образом тип почвы. На черноземных почвах целина служила подряд 7-8 лет. Вначале 5-6 лет сеяли пшеницу, а потом 2 года овес или ячмень, затем оставляли землю отдыхать - «в залежь» — на 2-3 года. На темно-каштановых почвах сеяли подряд 5-6 лет (3 года пшеница и 1—2 года овес), а затем бросали участок в залежь на 6-9 лет. Светло-каштановые почвы использовали 3 года, давая отдохнуть им 7-10 лет.112 Этот метод, апробированный на российских пашнях, оказался совершенно гибельным на большинстве земель Казахстана. Тонкий плодородный слой почвы разрушался - «выпахивался». А.Н. Букейханов, длительно изучавший проблему крестьянских переселений, привлек материалы агрономических исследований земледельческих регионов Казахстана и выявил причины, вызвавшие необходимость постоянной «прирезки» земель к крестьянским наделам. Он приводит пример, когда земля, бывшая когда-то лучшей, после одиннадцатилетнего использования совершенно истощалась и почвенные разрезы ее дали картину типичных солонцов. «Крестьяне упорно, с настойчивостью, заслуживающей лучшей участи, каждый год пашут и сеют здесь, недоумевая, почему земля родит не хлеб, а осот, вьюнок и т.п.... Продолжать здесь кульутру в том направлении совершенно невозможно, так как это будет бесцельной тратой и труда, и капитала».113 Недаром в Акмолинской области с 1896 по 1906 гг. три раза были неурожай и голод.114 С другой стороны, хищническая эксплуатация земель Казахстана экстенсивным земледелием вела к будущим экологическим катастрофам, о чем уже тогда заявили ученые.115 Пророчески звучат слова А. Н. Букейханова: «В Киргизской степи пресс на хозяйство естественных условий громадный - и усилию человека остается ограниченное поле для приложения. Здесь царит господство стихии. Если, где не следует идти против природы, а нужно разумно к ней приспособляться, то это необходимо соблюдать в Киргизской степи по отношению к форме хозяйства... Быстро выпахивается многовековая целина Киргизской степи, цветущее на первых порах земледелие, оставшись у разбитого корыта - распыленной залежи, где не растет даже никакая «едовая» трава, обнаружит этот обман».116
|
|
В подобной ситуации крестьянское хозяйство часто оказывалось на грани гибели, а его хозяева - смерти. Так, жители с. Мариинского Кокчетавс-кого уезда, основанного в 1890 г., в 1893 г. пережили страшный голод. Некоторые питались по 10 дней одной солью. Другие кормились березовой корой: «Если с кисленьким - ничего, а так - нельзя». Ели даже опилки, обрекая себя на медленную смерть.117
Экстремальных положений в жизни переселенцев возникало предостаточно и в какой-то степени гарантом выживаемости крестьянина выступала община.
Надо отметить, что юридически в каждой переселенческой деревне должно было существовать местное «общество», т.е. община. Подобная практика насаждалась административными органами Степного края по образу и подобию российской деревни.118 Делалось это для того, чтобы сохранить и
задействовать фискальный характер общины. Стоит сразу сказать, что местные власти регулярно спускали крестьянам указания, то о разделе земель,119 то об организации общественной запашки,120 то о наделении пашней вновь прибывших.121
Однако, при внимательном рассмотрении видно, что сельская община все-таки жила и развивалась по внутренним, присущим ей законам. Если в среде переселившихся крестьян было сильно общинное ядро и, что немаловажно, общинные традиции, то сразу же включались все функции общины и, в особенности, контроль над землепользованием. В большинстве случаев для переселенческой деревни Казахстана на первых порах был присущ захватный вид землепользования, который, как начальный, отмечен во всех районах аграрного переселения.122
Несмотря на кажущуюся возможной анархию при захватной форме землепользования, здесь действовали все правила. «Раз вспаханная земля принадлежит тому, кто ее распахал и без разрешения хозяина никто пахать ее не может». Заявка на какое-либо место (до распашки) не признается действительной, «а то, пожалуй, всю степь можно захватить». «Если кто сделает 2-3 борозды около своей пашни, то такое место уже не захватывается, но, если кто-нибудь в степи, далеко от пашни, сделает такие борозды, то на это не обращают внимания».123
В части деревень община обладала более определенными правами и здесь выпукло выступает борьба ее за жизнеобеспечение своих членов. Прежде всего, это, конечно, стремление количественно уравнять их в землепользовании. Но, помимо этого, при внутриобщинном дележе земель стояла задача обеспечить и качественное равенство пахотных земель. Этому способствовала отработанная техника раздела: все население деревни разбивали на сотни, затем разбивали всю причитающуюся землю на такое же количество «столбов» (участков) определенного размера. В одном случае каждая сотня получала свой «столб» подряд, внутри нее каждый десяток получал свой надел по жребию, а затем уже внутри десятков тянули жребий «на душу».124 В другом случае стремились равно разделить и неудобные земли. Так, в с. Коноваловском столбы нарезали так, чтобы каждой сотне достался и близкий, и дальний от речки Баганатки столб. Так же делили участки и внутри десятков: чтобы достался и ближний, и дальний.125 В результате земли одного хозяина находились после раздела в двух местах: рядом с деревней около реки и на дальнем краю. В итоге после прирезок, вся пашня могла оказаться в пяти местах, а то и в семи.126 Такая чересполосица, весьма нежелательная в России, была обычным делом для общинного землепользования в Казахстане. В какой-то степени разбросанность участков по разным местам гарантировала урожай хоть на одном участке в случае гибели его в других местах. Крестьяне с. Семипол-ки при разделе земель давали каждому хозяину наделы в двух местах «отчасти потому, что земля вообще пестрая, а, главное, потому, что иметь в одном месте посев больше риску, в случае проявления кобылки и в случае града».127 Характерно, что земельная чересполосица объяснялась членами общества не только хозяйственными причинами, но и чисто моральными соображениями - «чтобы не обижался иной», чтобы никому «не обидно» было.128
Хотя подобная разбросанность пахотных участков трудно поддавалась учету, община прилагала много усилий для контроля над землепользованием. Еще при разделе земель выбирали специальных лиц, которые следили и за обмером земель, и за межеванием. В среде русских переселенцев это обычно были четыре человека, «доверенных», «земельных старост», в украинской — один - «степовничий». Их функции продолжались и после раздела и заключались в наблюдении за установленным порядком землепользования, о чем докладывалось обществу. 129 В украинских селах степовничий единолично обладал еще большими правами: помимо контроля за соблюдением оговоренной нормы распашки, община поручала ему распределять землю между хозяевами.130 Зажиточная часть крестьян-общинников противилась упорядоченному разделу, так как захват, да к тому же плохо регулируемый, был для них очень выгоден. Имея рабочий скот и крепкий инвентарь, такой хозяин мог поднять больше хлеба, а во-вторых, часть «мягкой», т.е. распаханной, земли продавали своему же однообщиннику, не способному распахать твердые целинные земли. К тому же лучшие земли, как правило, оказывались в руках у богачей. Основная масса сельчан стояла за раздел земли. «А надо делить, настолько надо, что равно бесхозяйственное дело теперь. Из-за того, что земля не делена, кортомит (т.е. арендует. - Рeд) иной землю, забирает у бедных сколько придется...», - считали жители с. Константиновского.131 Основные настроения рядовых общинников высказывали и крестьяне с. Новорыбинского: «Бедные согласны бы поделить, а богатые не дают, торгуются землей: распашет, да продаст; матушка-степь большая, он работает, да работает».
Требуя раздела земель, основная масса крестьянства по сути требовала уравнения положения богатого и бедного, уповая таким образом улучшить свое положение.
Следует признать, что социальные функции общины в переселенческой деревне Казахстана были крайне слабы. В условиях массовых переселений, когда судьба крестьянина сильно зависела от воли любого административного чина, не наблюдается случаев, чтобы община отстаивала интересы своих членов перед вышестоящими органами, что было присуще мирским организациям в других регионах.132 Явно, что эти функции еше не сложились, т.к. и сама община в условиях переселения в большинстве случаев находилась в стадии формирования. Временный фактор играл значительную роль как в складывании самой общины, так и ее порядков.133
Необходимо отметить и изначальную полиэтничность переселенческой деревни Казахстана. В разное время сюда мигрировали русские, украинцы, татары, мордва, немцы, поляки, болгары, эстонцы и пр. Мо-ноэтничность при поселении, видимо, была желательна и при возможности соблюдалась, но решающую роль здесь играла воля переселенческой администрации, а при самовольном переселении - наличие свободных земель и возможность «приписаться» к уже живущим сельчанам. Часты случаи, когда крестьяне жили в ауле у тех казахов, у которых они арендовали земли.
Таким образом, переселенческая деревня Казахстана конца XIX—начала XX вв. представляла собой сложный социально-экономический механизм, еще находившийся в стадии формирования.