Культура Казахстана во второй половине XIX В

 

НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

К середине XIX в. в Казахской степи не было европейских школ для обучения детей коренного населения, только в Букеевской Орде такая на­чальная школа была открыта в 1841 г. Школа с семилетним сроком для обу­чения казахских детей была специально открыта при Оренбургской погра­ничной комиссии в 1850 г. для подготовки писарей и переводчиков в низо­вых органах колониального аппарата.1 Из всего Оренбургского края в нее было принято 30 учеников, в том числе И. Алтынсарин. Она просущество­вала 19 лет и выпустила 48 учеников. На первых порах существования орен­бургской школы в ней преобладало преподавание мусульманской религии, но затем конфессиональный элемент был ослаблен, а преподавание рас­ширено введением в 1859 г. русской истории, математики, всеобщей и рус­ской географии и геометрии.

В 1857 г. по типу оренбургской в Омске при областном правлении была открыта школа для казахских детей, готовившая, главным образом, пере­водчиков. Она просуществовала почти четверть века и в 1881 г. была преоб­разована в пансион для десяти казахских и десяти русских воспитанников, учащихся в приходских школах и в уездном училище.2 В 1865 г. в Омске открылась еще одна школа для казахских детей, а в 1869 году при оренбург­ской гимназии были созданы отделения для подготовки переводчиков вос­точных языков и писарей военных округов.

Открытие начальных народных школ в Казахстане относится к 60-м го­дам XIX в. и связано с именем И. Алтынсарина. После введения реформы 1867-1868 гг. такие школы стали функционировать в различных регионах Казахского края. В 1868-1869 гг. в Уральской области работали 24 русско-казахские школы, из них 2 двухклассные, 6 сельских одноклассных, 14 стар­шинских и 2 частных училища. К 1877 г. в Уральском казачьем войске было 47 школ, из них 5 женских, в которых обучалось 2250 учащихся, что состав­ляло в регионе немногим более 2 процентов казачьих детей школьного воз­раста. В 1894 г. в г. Уральске имелись мужская войсковая гимназия, женс­кая гимназия, духовное училище. Кроме того, по области насчитывалось 37 церковных и 77 мелких станичных и поселковых, атакже 10 волостных рус­ско-казахских школ. Во всех этих школах обучалось всего 2984 учащихся.3

В Акмолинской области школьное дело обстояло не лучше. К 1861 г. по всей огромной «Горькой линии» Сибирского казачьего войска для обуче­ния первоначальной грамоте лишь казачьих детей имелось всего 14 школ, а об обучении детей крестьян-переселенцев, особенно детей казахского на­селения, в то время не могло быть и речи.

Известное оживление школьного дела в области наметилось с начала 70-х годов. Открываются мужские и женские гимназии и прогимназии, учительская семинария, уездные приходские училища для мужчин, войс­ковое окружное училище, станичные и поселковые школы, фельдшерская школа при госпитале и др. Всего в области в то время было 76 учебных заве­дений с 2767 учащимися; из них 1 казахская школа (27 учеников), 4татарс­ких мужских (231 ученик), 3 женских (44 ученицы). К концу XIX в. число учебных заведений в области увеличилось более чем втрое. Открывались и аульные школы, но их было очень мало. В 1898 г. в Акмолинской области имелось 61 106 детей школьного возраста, из них за бортом школ остава­лось 88 проц.

В Семипалатинской области в 1872 г. действовало 68 учебных заведений, в 1896 г. их число доходило до 105, а к 1900 г. - до 114. В 1898 г. по Семипа­латинской области насчитывалось 61 668 детей школьного возраста, из них обучалось только 5%.

Образование казахских детей находилось в зачаточном состоянии. В 1883 г. мужские интернаты для обучения казахских детей функционирова­ли в областном центре Семипалатинске, а также в уездных городах - Пав­лодаре, Усть-Каменогорске и Зайсане, а для обучения девушек-казашек -только в Семипалатинске и Павлодаре. В 1886 г. в них обучалось 152 маль­чика и 37 девочек.4

Первые школы в Сырдарьинской области для русских открылись в 1860 г. в Раимском (Казалинске) укреплении и в Перовске (Ак-Мечети, ныне Кзыл-Орда). Год спустя в Раимском укреплении была организована жен­ская школа, куда поступило 15 русских девочек. В школу Раимского укреп­ления было принято 17 русских и 6 казахских мальчиков, в Перовске — соот­ветственно 16 и 13. В 1863 г. в Раимском укреплении открылась школа для обучения казахских детей. В 1876 г. в области функционировало 10 школ. В том же году была учреждена особая инспекция по управлению учебными заведениями Туркестанского края. Педагогические кадры готовила Ташкентская учительская семинария, основанная в 1879 г. В том же году открылась ученическая квартира для обучения детей «туземцев». В 1896 г. в области насчитывалось всего 78 учебных заведений, в том числе 7 «русско-туземных» школ. Всего обучалось 3896 детей (2743 мальчика и 1153 девоч­ки), из них 548 казахов. В этих школах работали 120 учителей мужчин, 31 учительница, в «русско-туземных» школах - 13 учителей. Спустя два года в Сырдарьинской области число начальных учебных заведений доходило до 119 с 5507 учащимися. В 1898 г. в области одна школа приходилась на 12 436 человек; на 206 322 горожан - 29 и на 1 273 526 сельчан - 90 школ.5 В казах­ских аулах школы начали открываться с середины 80-х годов XIX в.

На территории Семиреченской области первые школы появились в 1868 г. В укреплениях Верном и Капале были созданы приходские школы. В остальных уездах области было 12станичных и поселковых начальных школ. Во всех школах обучались 532 учащихся, из них 72 девочки. Стали открываться начальные сельские и городские школы, содержавшиеся за счет

общественных средств. В конце 90-х годов XIX в. в шести уездах области (Верненском, Канальском, Лепсинском, Джаркентском, Пишпекском и Пржевальском) имелось 61 учебное заведение, из них в г. Верном мужская и женская классические гимназии (в первой - 260, во второй - 229 учащих­ся), войсковая гимназия, трехклассное городское училище, казахский пан­сион с 40 воспитанниками, школа садоводства, 2 сельскохозяйственные школы, временные педагогические курсы при трехклассном училище, а в остальных уездных городах - 5 двухклассных мужских школ, 35 однокласс-ных приходских школ с 1833 учащимися (из них 6 женских, 5 совместного обучения). «Русско-туземных» школ в кишлаках было совсем немного. В 1897 г. из 89 110 детей школьного возраста 97 проц. не обучались.6

Надо отметить тот факт, что в широких кругах царской администрации Казахстана господствовало представление о том, что просвещение казахс­кого народа достаточно ограничить лишь начальным образованием, то есть знанием русской грамоты, в особенности разговорного языка и первых че­тырех действий арифметики. Такая реакционная политика русских властей приводила к тому, что в средних общеобразовательных учебных заведениях Казахстана обучался крайне ограниченный круг детей нерусских нацио­нальностей.

Распространение среднего (гимназического) образования в среде казах­ского населения как бы выпадало из общеобразовательного плана царско­го правительства. Доступ казахских детей в средние учебные заведения ста­рательно блокировался колониальными властями. Боязнь появления наци­ональной интеллигенции, роста национального самосознания и подъема на­ционально-освободительного движения казахского народа против колони­ального режима толкало царское правительство к тому, чтобы оградить ка­захское население от средних общеобразовательных учебных заведений.

Утверждение колониальной администрации о политической вредности получения гимназического (среднего) образования коренного населения Казахстана - несомненный факт, который выразился в отсутствии в регио­не национальных средних общеобразовательных учебных заведений евро­пейского образца. Отсутствие национальных средних учебных заведений на территории Казахстана вынуждало казахов отдавать своих детей в рус­ские средние учебные заведения.

Во второй половине XIX в. в волостях и аулах казахские дети учились обычно в школах-мектебах, реже - в медресе. Царское правительство при­нимало меры к тому, чтобы преградить путь к открытию мусульманских школ в Казахской степи. Оно направило местным колониальным органам и учебному начальству инструкции и правила по поводу строгого контроля над мусульманскими школами. Одно из ограничительных требований этих правил гласило: «Все лица, желающие заниматься обучением детей в мекте-бах и медресах области, должны иметь для сего разрешение от учебного начальства, в форме установленного для сего свидетельства». За свидетель­ство взималась пошлина в размере 50 коп. Уклонившиеся от получения сви­детельства на право обучения и произвольно отдавшие своих детей в мекте-бы и медресе штрафовались в первый раз на 10, во второй на 30 руб., a в третий раз подвергались аресту сроком от 5 до 15 суток с последующим запрещением обучать своих детей в мусульманских школах.7

Несмотря на все ограничения, мусульманские школы открывались, повсеместно, особенно в южных областях Казахстана, где сильно было влияние ислама.

В Акмолинской области в 1896 г. было 13 мектебов и медресе с 547 уча­щимися, в 1898 г. - 11 с 425 учащимися.

В Семипалатинской области в 1884 г. было 10 мектебов и медресе с 615 учащимися, в 1895 г. - 17 с 900 учащимися.

В Тургайской области в 1894 г. было 59 мектебов и медресе с 457 уча­щимися.

В Уральской области в 1896 г. было 206 мектебов и медресе с 4926 уча­щимися, в 1897 г. - 198 с 41 13 учащимися.

В Сырдарьинской области (включая г. Ташкент, Ташкентский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Туркестанский, Перовский и Казалинский уезды, а также Амударьинский отдел) в 1892 г. было 1497 мектебов и 35 медресе с 27 082 учащимися, в 1895 г. - 2409 мекте­бов и 34 медресе с 28 898 учащимися.

В Семиреченской области в 1891 г. было 64 мектеба и медресе с 12 510 учащимися, в 1897 г. - 88 с 12 835 учащимися.8

Помещениями под казахские мектебы служили летом кибитки (юрты), а зимой землянки. Кибитки обычно выделялись отдельными лицами в по­рядке пожертвования, а землянки делались на средства, выделенные всем аулом.

Что касается медресе, то они обычно находились в определенных пунк­тах, где имелись постоянные жители и мечети. Помещения под медресе обычно строились отдельными «благотворителями», а иногда «всеми прихожанами». По своему виду они не отличались от обычных казахских жилищ, строились из необожженного кирпича или дерна с плоскими крышами. Медресе в го­родских поселениях имели приличные помещения, построенные по типу го­родских школ. Такие медресе были, например, в Семипалатинске, Акмолинс­ке, Петропавловске, Уральске, Кокчетаве. В южных городах они были похо­жи на среднеазиатские, а в северных и западных — на татарские. Все медресе существовали за счет «добровольных» пожертвований.

Учебным пособием в этот период служил «Шариат-ул-иман» или «Иман-шарт». Одновременно с чтением корана изучались основные положения ислама и главные обрядовые правила по татарским и арабским книгам. Из них можно перечислить следующие: «Бадауам», «Ахир-заман», «Фазаил-уш-шухур», «Истуани», «Крык-кадис», «Фихка-Кайдани», «Хафтияк», «Суфи-Аллаяр», «Чар-Китаб».9

В мектебах учились преимущественно мальчики от 8 до 17 лет. Что касается медресе, то в них обучались лица, получившие образование в мектебах и же­лавшие углубить свои знания. Поступившие в медресе назывались «талиб-улильм» (домогающиеся знаний) или «шакирдами» (учениками). Изучали они по общеизвестным в Средней Азии и у волжских татар учебникам и учебным пособиям арабскую филологию и мусульманское религиозное право, а так­же ряд других предметов, относящихся к религиозной философии.

Что же касается «учителей» медресе, то ими были в основном назначен­ные муллы, утвержденные соответствующими правительственными орга­нами по представлению прихожан. Эти муллы, выполняя обязанности слу­жителей культа при мечетях, в то же время руководили делами медресе и занимались обучением шакирдов.

Причем назначенные муллы были только в северных, северо-западных и отчасти северо-восточных областях Казахстана, но их не было в южных и юго-восточных областях. В этих областях муллами мечетей и учителями медресе были только частные лица, получившие образование в местных медресе или медресе Средней Азии. Все эти муллы в основном учились в Бухаре. Однако в Бухару ездили учиться не только из южных областей, но и из северных и северо-восточных областей.

Муллы западных и северных областей Казахстана в основном учились в татарских медресе. Их привлекали медресе деревни Стерлибашево (бывше­го Стерлитамакского уезда Уфимской губернии), медресе деревни Карга-лы (быв. Оренбургского уезда Уфимской губернии) и медресе в городе Троицке, так называемого «Зейнулла-иман медресеси».10

Начиная примерно с конца XIX века, казахов стали привлекать «ново-методные» татарские медресе, открывавшиеся в городах Урала и Поволжья.

С 70-х годов ХТХ в. в крае создаются учебные округа. В ведении Орен­бургского учебного округа находились Уральская и Тургайская области, Западно-Сибирского учебного округа - Акмолинская и Семипалатинская области, Туркестанского учебного округа — Сырдарьинская и Семиречен-ская области. Учреждались должности областных школьных инспекторов, подчиненных областному правлению и инспектору «инородческих» школ учебных округов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: