Преступления печати отнесены к ведению суда присяжных. Только наименее значительные, как оскорбление частных лиц, входят в компетенцию исправительного трибунала. 4 страница

Уильям Какстон побывал в Кельне в 1471 г. и там, вероятно, изучил книгопечатание. В 1477 г. Какстон вернулся в Англию и по­селился в пределах Вестминстерского аббатства. В ноябре 1477 г. при помощи шрифта, привезенного с собой из Брюгге (Нидер­ланды), он напечатал первую свою книгу «Изречения философов» (Dictes or Sayings of the Philosophers). В течение первых трех лет он издал более 30 книг, причем некоторые из них, как-то: «Кентерберийские рассказы» Чосера, достигали 784 страниц. В общем Какстон отпечатал до 100 изданий и умер в конце 1491 г. Типографию Какстона унаследовал ученик его Уинкин де Уорд. Последний в течение своей жизни напечатал более 50 различных книг. В 1478 г. возникла типография в Оксфорде, в которой в течение первых девяти лет было издано около 15 книг. В 1480 г. Джон Леттау открыл другую типографию в Лондоне. В том же году была открыта типог­рафия в С. Алабане, прекратившая свою работу в 1486 г. В общем со времени введения книгопечатания в Англии до конца XV столетия всего было издано до 400 печатных произведений.

Когда на материке началась реформация, в Англии царствовал Генрих VIII из династии Тюдоров (1509-1547). Этот король лично выступил против Лютера, отца реформации; он издал 9 списков запрещенных книг, между которыми 22 названия были связаны с именем Лютера. Энергичной борьбой с протестантизмом он заслу­жил титул «защитника веры», данный ему Папой. В 1530 г. в Анг­лии последовало первое королевское распоряжение, в силу кото­рого все богословские книги, прежде выхода их в свет, должны были представляться на рассмотрение епископа. Четыре года спус­тя парламентским статутом был воспрещен ввоз книг из заграни­цы. Тогда же состоялось распоряжение, в силу которого собствен­ники еретических и изменнических сочинений признавались мятежниками и предавались чрезвычайному суду.

Эдуарду VI наследовала старшая сестра его Мария Кровавая (1553-1558), дочь Генриха VIII и Марии Арагонской. Она получи­ла от своей матери строго католическое воспитание, вступила в брак с фанатиком католицизма Филиппом Испанским. Не удивительно, что при ней началась ломка новой епископальной церкви и возвращение к католицизму. В Англии запылали костры, на ко­торых сжигались не желавшие обратиться к католицизму. За три с половиной года гонений она сожгла и повесила до 300 человек. Орудием преследования религиозной мысли при ней была Компа­ния типографщиков, возникшая в 1556 г. Этой Компании было предоставлено монопольное право печатать и продавать книги. Во главе Компании стояли директор и несколько старшин, которые вели особые книги, куда вносили каждое вышедшее из печати и разрешенное цензурой издание.

Марии Кровавой наследовала другая дочь Генриха VIII от Анны Болейн, Елизавета (1558—1603). Она внутренне более сочувствовала католицизму, чем епископальной церкви, но, ввиду того что като­лики не признавали брака ее матери с Генрихом VIII, она восстано­вила англиканскую церковь и, с целью охранения последней от нападок со стороны католиков, все дела печати вверила Звездной Па­лате, возникшей еще при Генрихе VII в 1488 г. В самом начале своего царствования (1559 г.) она распорядилась издать указ о том, чтобы книги и летучие листки не печатались без разрешения Звездной Палаты или епископа. Мало-помалу все дела печати были сосредо­точены в Комитете Королевского Совета. К наиболее выдающимся памятникам деятельности этого Комитета, или так называемой Звезд­ной Палаты, нужно отнести ордонанс 1585 г., представляющий пер­вую попытку разносторонней регламентации всех отраслей печатно­го промысла. Под угрозой трехмесячного тюремного заключения ордонансом воспрещалось печатать что-либо без предварительного одобрения архиепископа Кентерберийского или епископа Лондонс­кого и главных судей. Что касается типографий, то эти заведения разрешено было содержать только в трех больших городах: Лондоне, Оксфорде и Кембридже. Надзор за деятельностью типографий был поручен уже известной Компании типографщиков, которая полу­чила широкие полномочия производить обыски с целью конфиска­ции изданий, выпущенных с нарушением установленных правил, а также право арестовывать виновных. Было воспрещено не только печатать и продавать не просмотренные цензурой произведения, но даже покупать их и вообще иметь. Каждый типографщик, под угро­зой годового тюремного заключения, обязывался заявить Компании о числе своих типографских станков. Ни одна типография не могла возникнуть вновь без разрешения высшей духовной власти. С целью ограничения контингента лиц, занимающихся типографским про­мыслом, типографщики, работавшие менее 6 месяцев до времени издания ордонанса, исключались из списка и лишались права на продолжение своих профессиональных занятий. Что же касается по­полнения числа оставшихся, то это производилось по выбору Ком­пании типографщиков и с одобрения духовной власти.

Компания типографщиков казалась надежным фильтром про­тив еретических произведений текущего, так сказать, производ­ства. Но помимо этих изданий в обращении находилось множество старых сочинений, против которых правительство также не преминуло принять меры. В 1589 г. была объявлена королевская про­кламация против мятежнических и еретических книг. На основа­нии прокламации, все имеющие сочинения, оскорбительные для порядка и организации англиканской церкви, ее обычаев и обря­дов, обязаны были в самом непродолжительном времени пред­ставлять их епископу. Действию этого закона нужно приписать ред­кость пуританских памфлетов того времени.

В 1603 г. на английский престол вступил король шотландский Иаков (1603—1625), сын Марии Стюарт. При династии Стюартов положение печати еще более ухудшилось. Главным предметом пре­следований являлись тогда произведения пуритан [93] [2] и индепендентов [94] [3], которые, при помощи тайных типографий, распро­страняли свои учения. На смену толстых, малодоступных книг пре­жнего времени ими были выдвинуты летучие листки и брошюры. В эпоху Стюартов в населении обнаружились протестантские стрем­ления, а династия тяготела к католицизму. В массе нарождались уже стремления к полной свободе личной совести и религиозной независимости, Стюарты же не хотели считаться с этими течени­ями. Тюремные заключения, клеймение, изувечение и другие меры в этом роде широко практиковались Звездной Палатой для под­держания политики династии. Наиболее выдающимся памятником этой политики в области стеснения свободы мысли можно считать декрет Звездной Палаты о книгопечатании, изданный в 1637 г.

Декрет о книгопечатании в 33 статьях заключал правила отно­сительно предварительной цензуры, типографского промысла и ввоза заграничных изданий. Согласно декрету, книги юридическо­го содержания должны были поступать на просмотр верховных судей; рассмотрение политических сочинений возлагалось на глав­ных государственных секретарей; остальная литература была пре­доставлена ведению архиепископа Кентерберийского и епископа Лондонского. В цензуру представлялись рукописи в двух экземпля­рах; к печати разрешались лишь те сочинения, в которых не было ничего противного англиканской церкви, государству и правитель­ству, а также добрым нравам. Все произведения печати тотчас по выходе из типографий заносились в реестровые книги Компании типографщиков; на каждой книге обязательно обозначались имена типографщика, издателя и автора. Права членов Компании типог­рафщиков по части обысков и выемок были расширены по сравне­нию с полномочиями, предоставленными им Елизаветой. По-пре­жнему типографии не могли открываться вне Лондона, Оксфорда и Кембриджа; да и в этих городах число их было строго ограничено. К занятию типографским промыслом допускались лица, удовлетворяв­шие известным требованиям и с особого в каждом случае разреше­ния духовной власти и членов верховной комиссии. Заграничные издания задерживались в таможне для предварительного просмотра.

За одиннадцатилетним управлением Карла I без парламента, но при помощи жестоких мер Звездной Палаты и чрезвычайных судов последовало шотландское восстание, Долгий парламент [95] [4], междоусобная война и казнь короля «за измену и возбуждение междоусобия». Еще при жизни Карла I в июле 1641 г. Долгий пар­ламент упразднил Звездную Палату, причем потеряли силу все изданные ею распоряжения по делам печати. Но свобода прессы оказалась скоротечной. По решению обеих палат 14 июня 1643 г., ввиду того что «к великому поношению религии и правительства» появилось множество сочинений, не просмотренных цензурой и не записанных в книги Компании типографщиков, впредь воспре­щалось что-либо печатать без предварительной цензуры и без вне­сения «по старому обычаю» в регистры Компании. Притом же аген­там Компании и некоторым членам парламента предоставлялось «от времени до времени производить тщательные обыски во всех местах, где им покажется вероятным открыть неразрешенные пе­чатные станки». Сыщики получили право арестовывать станки, их собственников и авторов незаконно печатаемых книг и вообще всех причастных к делу лиц.

Поворот к отмененным законам был следствием пестроты пар­ламентских партий. Провозглашение республики совершилось под влиянием индепендентской партии, представлявшей собой сто­ронников народовластия и свободы совести. Но в парламенте взя­ли верх пресвитериане, которые стояли за различного рода огра­ничения и, в частности, за строгую цензуру. Против этих-то ог­раничительных течений выступил знаменитый автор «Потерянного рая», выпустивший 24 ноября 1644 г. без цензуры и без внесения в регистр Компании брошюру под названием: «Ареопагитика. Речь мистера Джона Мильтона к парламенту Англии в защиту свободы бесцензурного печатания». Мильтон высказал убеждение, что цен­зурные стеснения «послужат к упадку всякого учения и остановят истину, не только оставляя без упражнения и притупляя наши способности в том, что мы уже знаем, но также затрудняя и уре­зывая те открытия, которые могут быть сделаны в будущем в обла­сти и религиозного и светского знания». По его мнению, всякое произведение печати должно появляться так же свободно, как появляется на свет новорожденный из чрева матери. О цензуре он писал: «Кто убивает человека, тот убивает разумное сознание, образ Божий; но тот, кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, образ Бога, как если бы Он был перед глазами». Мильтона возмущала епископская цензура, и он писал, что духовные цензо­ры занимаются рассмотрением книг, «как будто Святой Петр им дал ключи не только от неба, но и от печатных станков». Он ука­зывал, что цензура досталась Англии «от самого антихристианс­кого собора (Тридентского) и от самой тиранической инквизи­ции, какая когда-либо занималась розыском». О цензорах Миль­тон высказал следующие глубокие замечания: «Никто не станет отрицать, что тот, кто является судьей над жизнью и смертью книг, непременно должен стоять выше обыкновенного уровня людей: он должен быть и трудолюбив, и учен, и справедлив, ина­че в его суждениях о том, что годно или негодно, будут непре­менно ошибки, а это должно иметь пагубные последствия. Если же он соединяет в себе все необходимые условия, может ли быть более скучная неприятная ежедневная работа, большая потеря времени, как вечное перечитывание негодных книг и памфлетов? Всякую книгу можно читать только в известное время; но быть принужденным читать постоянно, притом в плохих рукописях, — такая тягость, которую едва ли способен вынести человек, ценя­щий свое время и свои занятия и обладающий чувством и пони­манием изящного. За такого рода мнение я прошу цензоров, при­сутствующих здесь, простить меня. Без сомнения, все они приня­ли на себя эти обязанности из угождения парламенту и считали их весьма нетрудными, но что самое непродолжительное испыта­ние было уже для них утомительно: это доказывают их извинения перед теми, кто иногда принужден подолгу ходить к ним, чтобы добиться пересмотра своей рукописи. Если же мы видим, что за­нимающие теперь эти должности обнаруживают желание поки­нуть их и что ни один достойный человек, не желающий губить свое время, не соглашается быть их преемником, если только его не привлекает вознаграждение, назначаемое цензору, то мы мо­жем легко себе представить, будут ли у нас другого рода цензо­ры, кроме невежественных и корыстолюбивых людей. Это-то я и хотел показать, когда говорил, что это учреждение не достигает своей цели. Доказав, что оно не приносит никакой пользы, я те­перь перейду к тому злу, которое оно причиняет и которое преж­де всего состоит в том, что цензура представляет собой злейшее насилие и оскорбление, какое только может быть нанесено науке и ученым людям». Далее Мильтон задается целым рядом вопро­сов: «И какое же преимущество имеет взрослый человек перед мальчиком, еще сидящим в школе, если он, избавившись от школьной ферулы, подпадает под указку цензора? Если серьезные, совершенные с великим трудом, ученые работы, подобно грамматическим упражнениям школьника, не могут быть обнародованы без заботливого глаза урезывающего их и приноравливаю­щего их к своему пониманию цензора? Если свой труд, сопря­женный с ночными бдениями, человек должен подвергать повер­хностному суду заваленного делами цензора, быть может, более юного годами, быть может, стоящего далеко ниже его по разви­тию, быть может, никогда не испытавшего, что значит писать ученое сочинение, если труд этот, не будучи отвергнут или унич­тожен, может появиться в печати не иначе, как в виде мальчика, сопровождаемого своим дядькой, с пометкой цензора на обороте заглавного листа, служащей гарантией и ручательством, что ав­тор не идиот и не распространитель разврата, разве же все это не бесчестие и не унижение для автора, для его сочинения, для са­мого права и достоинства науки? Где же тогда будет сила автори­тета, которая необходима для того, чтобы учить других? Всякий, понимающий дело читатель, при первом взгляде на пометку цензуры должен отбросить книгу со словами: "Мне не надо недозре­лых учителей; я не терплю наставников, которые являются ко мне под ферулой наблюдающего за ними кулака; я не знаю этого цензора, его подпись здесь ручается за его строгость; кто же пору­чится мне за верность его суждения?" Правительство может оши­биться в выборе цензора так же, как цензор может ошибиться относительно автора! Истина и разум не такого рода товары, на которые может существовать монополия и которыми можно тор­говать при посредстве ярлыков, торговых уставов и указанных мер. Мы не должны считать всю нашу научную деятельность за скла­дочное место, где нужно клеймить и браковать научные работы, как сукна и тюки с шерстью». На бесцельность и оскорбитель­ность цензуры Мильтон указывает еще в следующем вдохновен­ном обращении к членам Палат: «Должники и преступники могут всюду ходить без надсмотрщика, а безобидные книги не могут поступить в обращение, если не видно тюремщика на их заглав­ном листе. Если мы не решаемся дать гражданам какой-нибудь памфлет на английском языке, то это значит, мы считаем всех их за легкомысленных, порочных и безрассудных людей... Подобная мера преграждает только один источник распространения безнрав­ственности, да и то делает плохо. Испорченность, которую не хо­тят к себе пустить этим путем, гораздо сильнее и успешнее входит в другие ворота, которые вы не в силах запереть... Лорды и общи­ны! Неужели вы хотите подавить цветущую жатву науки и просве­щения, только что взошедшую и продолжающую всходить у нас? Неужели вы хотите поставить над всем олигархию 20 монополистов, чтобы лишить пищи наши умы и не давать нам ничего сверх того, что будет отмерено их мерой? Верьте, те, кто советует вам такое угнетение ближних, ведут вас к тому, что вы явитесь угне­тателями самих себя!»

К сожалению, красноречивая защита Мильтоном свободы слова не повлияла на действия парламента: ограничения остались в силе. Как бы то ни было, республиканский строй оживил печать, кото­рая энергично принялась за борьбу с абсолютизмом. От двадцати­летнего периода (1640—1660), т.е. до времени восстановления Стю­артов, сохранилось 3000 памфлетов, занимающих теперь на пол­ках Британского музея 2000 томов.

Реставрация Стюартов в лице Карла II (1660—1685) и Иакова II (1685—1688) в Англии сопровождалась движением против пури­танской строгости и ужасов междоусобной войны. Все население жаждало внутреннего мира. Этим воспользовались вернувшиеся на престол Стюарты.

В области законодательства о печати старая политика Стюартов выразилась в так называемом Акте о разрешении (Licensing Act) [96] [5], проведенном в 1662 г. лордом Кларендоном в виде временной меры на три года. Этот акт почти воспроизводил знаменитый декрет 1637 г. Впредь разрешалось открытие типографий только в Лондоне, Ок­сфорде, Кембридже и Йорке. Более 20 типографских заведений не допускалось. От собственников типографий требовался залог. На каждом печатном произведении непременно должна была выстав­ляться фамилия типографщика и автора, в случае требования со стороны цензора. Право розыска и выемки нецензурных книг было предоставлено, кроме директора Компании типографщиков, статс-секретарю и его уполномоченным. Цензура исторических и поли­тических сочинений была возложена на статс-секретаря, а епис­копу Лондонскому и Кентерберийскому был поручен просмотр произведений теологических, медицинских и философских. Снова на авторов и издателей сочинений, признанных вредными, обру­шились преследования и жестокие казни, вроде четвертования и повешения. Жестокость наказаний за преступления печати — явле­ние, очень характерное для деятельности Звездной Палаты. Так, в 1632 г. известный член пресвитерианской церкви, Прайн, за кни­гу, в которой он нападал на любимый при дворе театр (за после­дние два года было напечатано около 40 000 театральных книг и сама королева играла на сцене), был подвергнут денежному штра­фу до 5000 фунтов стерлингов, строжайшему тюремному заключению, лишению университетской степени и выставлению у позор­ного столба, причем ему отрезаны оба уха и на лбу было выжжено клеймо. Спустя пять лет за нападки на религию он был снова при­сужден к позорному столбу и тюремному заключению; отрезание ушей на этот раз ему было заменено заклеймением обеих щек. Спустя три года за сочинение против церковного управления Баствик и Бёртон пострадали еще сильнее. В 1667 г. известный памфлетист, основоположник учения левеллеров [97] [6], Лильборн [98] [7], был подверг­нут бичеванию во все время передвижения от тюрьмы до позорно­го столба; ему было нанесено более 500 ударов; кроме того, он должен был простоять 2 часа у позорного столба, просидеть 3 года в тюрьме и уплатить 500 фунтов стерлингов штрафа. Около того же времени типографщик Твин за напечатание неразрешенного цен­зурой политического памфлета, по обвинению надзирателя за ти­пографиями Лестранжа, был приговорен к смертной казни следу­ющего рода: его должны были повесить за руки, вскрыть живот, вынуть внутренности, изжарить их на его глазах, затем четверто­вать, отрезать голову и части тела выставить в разных местах.

Жестокость наказаний, которым подвергали за преступления печати, наибольшей степени достигла во время Лестранжа, под­визавшегося при Карле II в качестве цензора и издателя-монопо­листа одной из первых английских газет «Политического Мерку­рия». Что касается английских газет, то они ведут свое происхож­дение от частных рукописных известий о разных событиях внутренней жизни страны и внешних отношениях. К услугам га­зетной гласности английское правительство прибегло еще при Елизавете. Когда в 1588 г. к берегам Англии направилась испанская непобедимая армада, первый министр того времени, Бурлей, же­лая предотвратить ложные слухи о положении дел, распорядился посылать во все части страны правительственные известия. Эти пос­ледние составили официальную газету «Английский Меркурий». В частных руках сохранились некоторые экземпляры этого любо­пытного издания: самый ранний экземпляр относится к 1589 г. и последний — к 1604 г. В Британском Музее имеются 4 печатных и 3 рукописных экземпляра «Английского Меркурия». Долгое время они считались настоящими, но в 1839 г. было установлено, что это подделка, совершенная в 1740 г. Вскоре, а именно 23 мая 1622 г.. Натаниэль Буттер, лондонский торговец писчебумажными принадлежностями, и Томас Арчер начали издавать еженедельную частную газету: «Еженедельные известия из Италии, Германии и пр.». 25 сентября того же года Буттер и Шеффорд выпустили пер­вую ежедневную газету: «Известия из большей части христиан­ства». В ноябре 1641 г. в форме газеты был издан первый отчет о парламентских заседаниях. Во время гражданской войны издава­лось до 20 газет: партии боролись друг с другом при помощи перь­ев. В промежуток времени с 1642 по 1649 г. издавалось не менее 170 еженедельных газет. С 1649 г. «в защиту республики и для сооб­щения сведений народу» стал издаваться «Политический Мерку­рий» — орган, субсидированный правительством. 16 июня 1657 г. в «Public Advertiser» было помещено первое объявление о продаже шоколада; в 1658 г. в «Политическом Меркурии» появились объяв­ления о книгах, о вознаграждении за потерянные веши, о време­ни отхода дилижансов и о чае, В 1660 г. Карл II объявил в «Полити­ческом Меркурии» о пропаже у «его любимой собаки. Далее появля­ются объявления о разного рода лечебных средствах, о посредничестве при заключении браков, о вызове на кулачные бои и т.д.

В половине XVII столетия издавались многочисленные Мерку­рии, как-то: Прагматический, Медицинский, Духовный, Морс­кой и т.д. Издавалась даже газета на французском языке, ода и официальная «Лондонская газета» одно время в течение 22 лет печаталась на английском и французском языках. В 1660 г. газет было около 10, а в 1688 г. более 70. Все издания выходили в непра­вильные сроки: еженедельные, месячные, двухнедельные. Лишь с 1702 г. возникла ежедневная газета «Daily Courant»». В 1724 г. из 18 лондонских изданий только два выходили правильно каждый день.

В начале царствования Карла II продолжали выходить две офи­циальные газеты: «Общественный Вестник», выпускавшийся по понедельникам, и «Политический Меркурий», выходивший по чет­вергам. В 1663 г. инспектором печати был назначен Ромер Лестранж, которому были переданы и оба официальных издания. В 1665 г. Карл II разрешил новую «Оксфордскую газету». Это подорвало интересы инспектора печати, вследствие чего он разрешил боль­шое число новых газет, которые, конкурируя друг с другом, должны были понизить доход издателя «Оксфордской газеты».

Несмотря на быстрое развитие журналистики, Англии недо­ставало политической прессы. Еще в 1653 г., тотчас по распущении Долгого парламента, Кромвель воспретил распространение парламентских отчетов без дозволения статс-секретаря. В следую­щее двухлетие были снова приняты меры против политической прессы. Новая эра в этом отношении наступила с начала XVIII столетия. Автор «Робинзона Крузо», известный Даниель Дефо, сидя в тюрьме за свой памфлет «Способ всего скорее покончить с диссидентами», набросал план политического издания. Отбыв на­казание, он начал в 1704 г. издавать «Обозрение государственных дел». Сначала издание выходило один раз в неделю, а потом до 1713 г. выпускалось три раза. В течение девяти лет Дефо неустанно работал на своем поприще, откуда был насильственно снят и сно­ва посажен в тюрьму. Почин Дефо встретил подражание, и поли­тическая пресса стала быстро развиваться, привлекая к себе луч­шие литературные силы того времени. Парламенту не нравилось возрастающее влияние печати, и он настойчиво стремился лишить ее самого важного материала — известий о парламентских заседа­ниях. В 1722 г. удалось наконец проникнуть в тайники парламентс­кой деятельности: с рукописи одного члена были опубликованы важнейшие речи сессий с 1621 г. На это опубликование палата ответила в 1729 г. строгим запрещением печатания отчетов о засе­даниях. Литераторы наполняли тюрьму Ньюгэт [99] [8], но продолжали свое дело. В 1738 г. парламент подтвердил свое постановление 1729 г., но в защиту печати выступил первый министр Валь Поль [100] [9]. В тече­ние 20 лет он держался во главе министерства при помощи подку­па, и когда против его австрийской политики выступило боль­шинство палаты, он рассчитывал удержать за собой власть, подкупая прессу и направляя выгодным для себя образом ее отчеты о парламентских заседаниях. Как известно, в 1742 г. Валь Полю при­шлось уйти в отставку, и палата общин получила господствующее значение в политической жизни Англии. В 1769 г. нижняя палата вновь подтвердила постановление 1729 г., а спустя пять лет последовала последняя попытка парламента расправиться за нарушение запре­щения. Попытка окончилась неудачей для парламента благодаря энер­гичному противодействию лорд-мэра Сити, и с этих пор установи­лась фактическая свобода опубликования парламентских отчетов.

Отвлекаясь от истории периодической прессы, нужно вспом­нить что Licensing Act [101] [10] 1662 г. был принят в виде временной меры на три года. Реставрированные Стюарты не хотели отказать­ся от своей абсолютической программы. Возобновляя на разные сроки Licensing Act, они думали, что в сумерках безгласности можно безнаказанно попирать старинные вольности английского народа. Революция 1688 г. принесла им заслуженное возмездие. После бег­ства Иакова II во Францию на освободившийся престол парламентом были возведены Вильгельм Оранский и Мария, которые подписали билль о правах, окончательно утвердивший права на­ции и парламента. После такой победы парламента над абсолютиз­мом королевской власти Licensing Act не мог долго оставаться в силе. В 1692 г. ему истекал срок, на который он был возобновлен Иаковом II. В верхней палате, по соображениям тактического свой­ства, лорды стояли за общее применение цензуры и отвергли про­ект ограничения цензурой лишь изданий анонимных. Палата об­щин осталась равнодушной к постановке вопроса. Но когда в сес­сию 1695 г. лорды верхней палаты постановили продлить действие статута, возобновленного в предшествующем году, то нижняя па­лата категорически запротестовала. На конференции обеих палат коммонеры [102] [11] свой протест мотивировали не принципиально, а разными фактическими соображениями. Это подало мысль лордам о возможности соглашения на более совершенном цензурном за­коне. Вскоре был внесен проект подобного рода в нижнюю пала­ту, который после двукратного чтения был передан в комиссию. Последняя не успела окончить своих занятий до закрытия сессии парламента. Таким образом, статут не был возобновлен и цензура фактически перестала действовать.

Отказавшись возобновить Акт о разрешении, палата, как заме­чает известный английский ученый Дайси, установила свободу печати, совершенно не сознавая важности того, что она делала. Ту же оценку находим у английского историка Маколея, который следующим образом писал о мотивированном отказе палаты во­зобновить акт: «Эта бумага совершенно оправдывает решение, к которому пришли общины, но она доказывает в то же время, что они не знали, что делали, какую производили революцию, какую силу вызывали к жизни. Они указали точно, ясно, сильно и иног­да со спокойной иронией, которая вполне уместна, на бессмыс­ленность и несправедливость статута, которому истек срок. Оказы­вается, что все их возражения относятся к подробностям, но относительно великого вопроса о принципе, вопроса о том, со­ставляет ли в общем свобода печати благо или зло для общества, не говорится ни слова. Акт о разрешении (Licensing Act) уничто­жается не как вещь, вредная по существу, но вследствие мелких несправедливостей, вымогательств, придирок, стеснения торгов­ли, квартирных обысков, которые были связаны с ним. Он при­знается вредным, потому что дает Обществу книгопродавцев возможность вымогать деньги у издателей, потому что дает право аген­там правительства делать домашние обыски, в силу общих приказов о задержании, потому что ограничивает иностранную книжную торговлю Лондонским портом и задерживает ценные грузы книг в таможне так долго, что они покрываются плесенью. Общины на­ходят несправедливым, что размеры платы, которую может требо­вать лицо, дающее разрешение, не определены. Они находят не­справедливым, что вменяется в вину таможенному чиновнику, если он откроет прибывший из-за границы ящик с книгами не в при­сутствии цензоров. Как может, спрашивается, этот человек знать, что в ящике находятся книги, пока он не открыл его? Таковы были аргументы, которые сделали то, что не удалось сделать Мильтоновой Ареопагитике».

Таким образом, с отменой Акта о разрешении в Англии каж­дый получил возможность печатать, что угодно. Единственным по существу ограничением были законы о пасквиле. Крайняя неопре­деленность понятия о пасквиле открывала широкий простор для произвола. К этому присоединялось еще то, что присяжные разре­шали только вопрос о факте преступления и не имели права ка­саться вопроса о виновности обвиняемого. При таких полномочиях присяжных по делам печати в сущности действовали одни корон­ные судьи, которые к тому же не пользовались независимым по­ложением. Кроме этого, устанавливая самый факт напечатания того или другого произведения, суд не предоставлял обвиняемому права доказывать правильность и справедливость опубликованного им.

Около ста лет соединенные усилия лучших юристов и выдаю­щихся политических деятелей направлялись на выяснение поня­тия о пасквиле и на расширение прав присяжных и обвиняемого. Судьи, которые при Реставрации вели процессы по делам печати, держались точки зрения знаменитой Звездной Палаты. Более чем в течение столетия оставался в силе принцип, что присяжные решают один вопрос факта. Революция смягчила процессы по де­лам печати, но не дала никаких юридических основ для нового порядка. Например, в громком процессе по поводу «Писем из Га­аги» (1731), в которых делались нападки на правительство за дого­вор с Испанией, защитники старались указывать на формальные недостатки обвинительного приговора и совсем игнорировали цель сочинения. На эту сторону вопроса обратили внимание позднее. Так, в 1752 г. Нижняя Палата, считая себя оскорбленной неким Александром Мурреем, постановила заключить его в тюрьму. Овен [103] [12] в одном летучем издании осудил решение палаты. За это он был привлечен к ответственности, как за пасквиль. Защитник Овена обратил внимание присяжных на то, что произведение не заклю­чает в себе ни лжи, ни злонамеренности. Судья, конечно, напомнил присяжным, что они должны высказаться только по поводу факта опубликования, но они вынесли оправдательный приговор. Вскоре последовал другой инцидент. Это процесс 1763 г. против члена Нижней Палаты Джона Уилькза. На поверхность политичес­кой жизни Англии Уилькза выбросило реакционным течением, начавшимся при Георге III (1760—1820). Первые представители ган­новерского дома не вмешивались в управление страной и полага­лись во всем на парламент и ответственных министров. При Георге III стали оживать традиции Стюартов. На защиту прав народа тогда поднялась печать. Выдающееся место среди деятелей прессы этого рода нужно отвести Джону Уилькзу. На литератур­ном поприще он выдвинулся с газетой «North Briton». В 45-м номе­ре своей газеты Уилькз выступил с разбором тронной речи коро­ля, причем прямо обвинял его в лживости и недобросовестности. Король и министры рассвирепели, прочитав статью Уилькза. Не­медленно статс-секретарь отдал приказ об арестовании издателя, типографщика и редактора газеты. Уилькз был арестован и заклю­чен в Тауэр, но при этом в пылу мести государственный секретарь забыл, что Уилькз пользовался правом личной неприкосновенно­сти, как член парламента; во-вторых же, Уилькз не мог быть аре­стован без соблюдения формальностей, а в приказе об его аресте не были указаны ни его имя, ни инкриминируемое преступление. Друзья Уилькза потребовали от судьи, чтобы был решен общий вопрос о законности его арестования. Вследствие указанных выше нарушений формальностей, судья постановил об освобождении Уилькза. Получив свободу, он предъявил к правительству иск за незаконное арестование, и правительству пришлось ему вместе с другими лицами уплатить около 1 миллиона рублей [104] [13]. Раздражен­ное новым поражением, правительство добилось исключения Уиль­кза из парламента и предания его суду по законам о пасквиле. После целого ряда бурных событий Уилькз был обвинен на основании факта опубликования и приговорен к 22-месячному тюремному зак­лючению и к уплате 1000 фунтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: