Преступления печати отнесены к ведению суда присяжных. Только наименее значительные, как оскорбление частных лиц, входят в компетенцию исправительного трибунала. 5 страница

Следующий литературный процесс, имеющий принципиаль­ное значение, связан с именем некоего Юниуса. В 1769 г. в журнале «The Public Advertiser» [105] [14] стали появляться письма неизвестного автора Юниуса, в которых с замечательным талантом и знанием дела автор нападал на государственные учреждения, обществен­ных деятелей, частных лиц, а в письме 19 декабря даже на короля лично. Обращаясь к королю, Юниус писал: «Несчастье всей вашей жизни и первоначальная причина всех упреков, делаемых вашему правительству, и бедствий, которые его постигли, заключается в том, что раньше вы никогда не слышали голоса правды, прежде чем не услышали его в жалобах вашего народа. Однако еще не по­здно исправить ошибки вашего воспитания». Останавливаясь на склонности Георга III к абсолютизму, Юниус писал: «Имя Стю­артов возбуждает в нас только презрение: но, вооруженные мо­наршей властью, принципы их становятся для нас страшны. Госу­дарь, подражающий поступкам Стюартов, должен быть предуп­режден их примером. И, гордясь основательностью своих прав на корону, не должен забывать, что как одна революция доставила ему эту корону, так другая может ее отнять». О политической сво­боде Юниус высказывался в следующих резких положениях: «Тя­гости народа увеличиваются вследствие обид, которые ему прихо­дится терпеть. Его жалобы не только оставляются без внимания, но и устраняются властью; и все то, против чего восстает народ, пользуется решительной поддержкой короля. В такую минуту ни один честный человек не должен молчать или оставаться пассив­ным. Как бы ни разделяли нас положение и богатство, все же мы все равны, когда дело касается прав свободы. И потому, что мы англичане, самый последний из нас столько же заинтересован в законах и конституции страны, сколько наиблагороднейший лорд, и также готов защищать их всеми имеющимися у него в распоря­жении средствами, душой сочувствуя этому делу, разумом руко­водя защитой или же руками содействуя ей. Это общее дело, в котором мы все заинтересованы и все должны принимать участие. Человек, бросающий это дело в минуту тревожного кризиса, — враг своего отечества, и — что я считаю бесконечно менее важ­ным — изменник своему королю. Подданный, действительно пре­данный главе государства, никогда не посоветует королю произ­вольных мероприятий и никогда не подчинится этим мероприяти­ям». По мнению Юниуса, положение нации естественным образом приводит к обсуждению положения короля. И вот, касаясь поло­жения последнего, он высказывает такие глубокие замечания: «К поведению короля нельзя применять обычных правил. Его по­ложение исключительное. Существуют ошибки, которые ему дела­ют честь, и добродетели, которые для него постыдны. Бесцветная индифферентность характера не может быть названа ни доброде­телью, ни пороком сама по себе, но она обеспечивает подчинение короля лицам, которых он уважает по привычке, и делает из него опасное орудие честолюбивых замыслов этих лиц. Отделенный от всего остального мира с самого детства, наставляемый известного рода людьми в известного рода понятиях, король не может от­крыть своего сердца для новых связей и своего ума для лучшего учения. Такого рода характер представляет самую удобную почву для проведения в политику и религию упрямого ханжества, кото­рое начинается принесением в жертву разума и кончается возведе­нием королевского мученика на эшафот».

Письма Юниуса доставили «Народному листку» небывалый ус­пех, и вместе с тем его издателю Вудфоллу Старшему случай фи­гурировать перед судом в качестве ответчика. Мэнсфильд, главный уголовный судья королевства, обращаясь по этому делу к присяж­ным заседателям, сказал им, что они должны игнорировать указа­ния защиты на отсутствие у обвиняемого злого умысла и преступ­ного намерения. Присяжные совещались целый день и в своем при­говоре объявили: «Виновен только в напечатании и опубликовании». Но так как они должны были решить «виновен» или «не виновен», то приговор их был кассирован и было назначено новое разбира­тельство. При вторичном разбирательстве, в пространном напут­ствии Мэнсфильд сказал присяжным, что они должны постано­вить: «не виновен», если у них есть сомнения относительно факта опубликования или адресования письма к королю и правительству. Присяжные ни в том, ни в другом не сомневались, но в своем вердикте они написали: «не виновен». Этот приговор поднял бурю. На лорда Мэнсфильда посыпались обвинения со стороны Питта Старшего. В Нижнюю Палату было внесено предложение назна­чить комиссию для исследования вопроса об управлении уголов­ной юстицией, особенно же по вопросам о свободе печати и полномочий присяжных. В следующем году был внесен Додесвелем проект закона о предоставлении присяжным по преступлениям печати права обсуждать все обстоятельства дела: факт опубликова­ния, справедливость опубликованного, намерение публикующего и т.д. Проекты были отвергнуты палатами. Что же касается практи­ки, то она сильно колебалась. Так, в 1783 г. по делу декана [106] [15] S. Asaph судья Буллер разъяснил, чтобы присяжные имели в виду при об­суждении только факт опубликования, а в 1789 г. по делу Стокдаля другой судья, лорд Кенион, предоставил высказаться по всей со­вокупности обстоятельств. В таком неопределенном положении вопрос не мог оставаться продолжительное время.

В мае 1791 г. Фокс возобновил проект Додесвеля и почти без всякого противодействия провел его в Палате Общин. Билль перешел в Верхнюю Палату. Там он был встречен критикой самых вы­дающихся правоведов и после первого обсуждения был отвергнут. Но уже в следующем году проект был принят обеими палатами и стал законом под именем «Фоксова акта». Итак, в силу этого ста­тута, за присяжными было, наконец, признано право во всех уго­ловных процессах о пасквиле (libel) [107] [16] постановлять решение, входя в обсуждение вопроса о виновности.

Переходя к XIX столетию, следует еще упомянуть об акте о литературной собственности, изданном в 1709 г. и отмененном лишь актом 1843 г. при королеве Виктории. В силу этого акта, автор вся­кого сочинения, изданного до 10 апреля 1710 г., имел право на исключительное издание своего произведения в течение 21 года. Издавшие свои произведения после указанного времени сохраня­ли за собой авторские права в течение 14 лет. При нарушении ли­тературной собственности виновные уплачивали штраф в пенни с каждой печатной страницы издания и сверх того у них конфиско­вались все найденные экземпляры. Все литературные права долж­ны были записываться в реестры Компании типографщиков. С це­лью обеспечить публику от чрезмерных притязаний литературных собственников, архиепископу Кентерберийскому, лорду канцле­ру и некоторым другим высшим сановникам предоставлялось ус­танавливать цены на книги по их собственному усмотрению, если поступали жалобы на высокую цену, назначенную книгопродав­цами. Наконец, девять экземпляров всякой выпускаемой книги должны были представляться в книжную регистратуру (Stationers Hall) для пополнения библиотек: королевской, оксфордского и кембриджского университетов, библиотек шотландских универси­тетов, библиотеки Сионской коллегии в Лондоне и библиотеки адвокатов в Эдинбурге.

В связи с народными движениями начала XIX столетия в 1819 г. были изданы «шесть актов», один из которых относился к пре­ступлениям печати. Этим актом давалось определение бунтовщического пасквиля, как произведения, имеющего целью «возбудить неуважение или ненависть к королю, правительству и конститу­ции или к одной из палат парламента, или подстрекнуть поддан­ных к покушению на изменение какого-либо законно существую­щего учреждения в церкви или государстве средствами иными, чем законом допускаемые». Этот же акт предоставил судьям право конфисковать у собственника все экземпляры сочинения, признан­ного бунтовщическим. Со времени парламентской реформы 1832 г. преследования за бунтовщический пасквиль прекратились. По за­кону 1839 г. было установлено, чтобы на каждой книге или газете было обозначено имя издателя. Но самым выдающимся законом о печати королевы Виктории является «Акт лорда Кемпбелля» 1843 г. Как известно, Фоксов акт дал присяжным возможность входить в вопрос о виновности, но не обеспечил за обвиняемыми права ссы­латься на справедливость опубликованного (exceptio veritatis) [108] [17]. Лорду Кемпбеллю удалось провести акт, по которому обвиняемый в опуб­ликовании каких-либо порочащих частное лицо сведений мог до­казывать в свое оправдание, что инкриминируемые ему сведения верны и опубликованы ради общественной пользы. Кроме того, этим же актом под угрозой трехлетнего тюремного заключения воспре­щен шантаж в печати; под страхом двух лет тюрьмы — умышлен­ное опубликование в печати заведомо ложного и под угрозой годового тюремного заключения — опубликование ложных известий, но без уверенности в их ложности. По акту 1857 г. судьям предос­тавлено арестовывать порнографические книги и картины.

По закону 1869 г., касающемуся газет, типографий и кабине­тов для чтения, сохранены одни лишь полицейские ограничения, необходимые для обеспечения возможности судебного преследо­вания, а именно: типографщики обязаны в течение шести меся­цев сообщать, по требованию мирового судьи, имя и адрес заказ­чика, а также обозначать свое имя и местожительство на первом и последнем листе каждого печатного произведения. Этим же зако­ном упразднена система залогов для периодических изданий. Актом 1881 г. установлено общедоступное центральное бюро справок, в котором регистрируются все газеты Англии с точным указанием их редакторов, издателей и т.д. Кроме того, в корреспонденциях о публичных сборищах разрешено помещать сведения, оглашенные на законных собраниях и митингах, и только те, которые затраги­вают общественные интересы. По дополнительному закону 1888 г. воспрещены в отчетах о судебных процессах сведения богохульно­го и безнравственного характера, хотя бы эти сведения и были оглашены во время судоговорения. Кроме того, дополнительным актом ограничено право возбуждения уголовных преследований против собственников газет, а именно: требуется для возбуждения преследования предварительное разрешение на это от одного из судей Высшего Суда. Указанное ограничение уголовного пресле­дования допущено с целью поощрения гражданского иска за оби­ду в печати. Акт 1889 г. о неблагопристойных объявлениях воспре­тил выставление в магазинах неприличных изображений, вывесок и объявлений, а также публикации о лечении половых болезней.

По английскому праву, все преступления против чести распа­даются на две категории: на устное шельмование (slander) [109] [18] и пись­менное шельмование (libel). Потерпевший от письменного шель­мования, или ляйбля, может добиваться наказания виновного в гражданском порядке, в уголовном, в следственном и одновре­менно может возбудить уголовное обвинение и гражданский иск. По замечанию Оджерса, самому жалобщику предоставлено на выбор, отыскивать ли покрытие убытков от клеветы или домо­гаться наказания клеветника. Но в настоящее время (акт 1888 г.) большинство дел о ляйбле направляется в гражданском порядке. Они подлежат исключительно компетенции Высшего Суда с при­сяжными и лишь с согласия сторон или по распоряжению Высше­го Суда допускается перенесение дела в Гражданский Суд граф­ства. Участие присяжных в делах этого рода чисто факультативное: если ни одна из заинтересованных сторон не просит о назначении присяжных, то дело разбирается единолично судьей. Гражданская ответственность за шельмование падает на всех лиц, причастных к напечатанию и распространению инкриминируемой статьи, на­чиная от издателя газеты и кончая разносчиком ее. При этом вла­делец газеты признается ответственным даже за ошибку корректора.

Основным принципом английского права считается возмож­ность оглашения всего объективно правильного. Если же кто-либо опубликовывает сведения, порочащие кого-либо, то безусловная безответственность имеет место, когда опорочение произошло во время парламентской речи, в речах судьи, адвоката и свидетелей по делу, в сообщениях военных и морских властей и высших пра­вительственных чиновников по делам их ведомств. При наличнос­ти добросовестности, беспристрастия и сдержанности, а также при отсутствии умышленного преувеличения допускается еще неко­торая неточность сведений, сообщаемых частными лицами при обсуждении вопросов общественной важности и мероприятий пра­вительства; при аттестации прислуги и арендаторов; при конфи­денциальных сообщениях между супругами, адвокатами, клиента­ми, врачами и т.д.; при обмене сведениями между кредиторами одного должника, учителей одной школы, служащих в одном уч­реждении и т.д. По общему правилу, тяжесть доказательства истинности опубликованного падает на обвиняемого. Жалобщик же обязан доказать наличность умысла со стороны клеветника. Налич­ность общественного интереса в опубликованном материале оп­ределяется исключительно судьей, а размер убытков — присяжны­ми. Убытки назначаются по действительному подсчету, если, по об­стоятельствам дела, таковой подсчет возможен; исключительно с целью формального удовлетворения истца, по нравственным сооб­ражениям не заслуживающего судебной защиты, при этом назна­чаемое вознаграждение определяется в одну копейку [110] [19]; наконец, иногда к убыткам в скрытом виде присоединяется штрафная сумма.

Преступления печати против порядка управления и религии также разрешаются с точки зрения ляйбля. При обсуждении воп­росов христианства возможно даже отрицание последнего, но тре­буется это делать «в приличной и серьезной форме». Особа короля почитается священной, и в печати не дозволяются никакие небла­гоприятные суждения о нем: во всех его промахах, по английской теории, виновны министры; вину же последних должно обсуждать в приличной и сдержанной форме, без преувеличений и неосновательного приписывания государственным деятелям корыстных побуждений. В критике судебного строя «не должно заключаться побочного дурного умысла, нечестивых мотивов».

С какой удивительной щепетильностью оберегается английским правом честь каждого гражданина, видно из той строгости, с кото­рой английские судьи преследуют возведение отдельных фактов из жизни данного лица в общую его характеристику. Так, по законам о ляйбле карается тот, кто назовет пьяницей раз осужденного за пьянство; кто назовет грубым врача или адвоката, однажды обо­шедшегося грубо со своим клиентом; кто назовет недобросовест­ным клеветником человека, однажды осужденного за клевету, и т.д.

Итак, все законодательство о печати в Англии есть не что иное, как применение к отдельным случаям понятия о ляйбле. Что же такое ляйбль, о котором еще Питт Старший сказал: «Что касается меня, то я никогда не мог понять, в чем состоит ляйбль». Действи­тельно, ни в одном законе не дается определения ляйбля, а вся судебная практика держится многочисленными судебными преце­дентами, решениями судебных мест, начиная с XV—XVI столетий. Знаменитый юрист XVIII столетия Блэкстон в своих комментари­ях на английские законы о праве публикования высказался, что «каждый англичанин имеет бесспорное право сообщать публике, что ему угодно; но когда он сдает в печать что-либо неприличное, вредное или противозаконное, то последствия своей дерзости он должен приписать себе самому». Президент высшего уголовного суда лорд Элленбруг по поводу одного процесса в 1804 г. заметил: «Должно быть наказуемо всякое опубликование, целью которого было возбуждение неудовольствия народа, причем все равно, посредством ли клеветы или карикатуры оно внедряет неуважение к авторитетам, поставленным правительством». По замечанию одного судьи-практика того же времени, преступление ляйбля заключается «в опубликовании написанного, напечатанного или нарисованного произведения, целью которого служит нарушение общественного мира, причем уничижается правительство или подданные побужда­ются к восстанию». «Будет пасквилем, — пишет современный нам выдающийся английский государствовед Дайси, — распространять о ком-нибудь слухи с целью повредить его интересам или репутации. Всякий, кто прямо или косвенно способствует распространению такого слуха, распространяет или, выражаясь технически, публику­ет пасквиль, и против него можно начать иск об убытках. Лицо, произнесшее клевету и позволившее распространять ее письменно, лицо, написавшее ее, издатель, выпускающий книги для продажи, лицо, которое ее печатает, продавец, распространяющий паск­виль, — все виновны в его распространении, и каждый из них в отдельности может подвергнуться преследованию. Так как суть пре­ступления заключается в распространении (курсив наш) пасквиля, а не в том, что он был написан, то всякий, кто, прочитав паск­виль, пошлет его своему другу, будет участником преступления; даже всякий, кто прочитает пасквиль вслух, зная, что он читает, может также быть подвергнут судебному преследованию».

Таким образом, по заключению Дайси, в Англии «свобода слова есть не более, как право говорить и писать только то, что присяж­ные, какие-нибудь двенадцать лавочников, сочтут удобным». И дей­ствительно, при отсутствии чрезвычайных судов по делам печати или каких-либо административных репрессий, при широком пра­ве присяжных исследовать инкриминируемое произведение, гос­подами положения становятся «какие-нибудь двенадцать лавочни­ков», в вердикте которых всегда слышится свежий голос страны и биение народной совести.

Нельзя не упомянуть еще о второстепенных ограничениях пе­чати, когда-то практиковавшихся в Англии. К числу наиболее ран­них ограничений этого рода нужно отнести штемпельный сбор, установленный в 1712 г. с целью подавить развитие дешевой прес­сы. Первоначально штемпельный сбор был определен в размере 1/2 пенни с листа и пенни с 1/2листа. В 1820 г. сбор был распростра­нен на брошюры и все мелкие издания объемом не более двух печатных листов, или стоимостью не дороже шести пенсов за экземпляр. С течением времени после многократных повышений раз­мер налога был доведен до 4 пенсов с каждого номера и экземпля­ра газеты. Налог должен был оставаться в силе в течение 32 лет, но в действительности он просуществовал до 1855 г. Вследствие того что появлялось множество изданий, не оплаченных сбором, в 1743 г. было постановлено привлекать к ответственности за торговлю про­изведениями, неоплаченными штемпельным сбором, причем ви­новным угрожало тюремное заключение до 3 месяцев и штраф в 20 шиллингов. Наибольшее количество неоплаченных изданий стало появляться во время агитации за парламентскую реформу 1832 г. В промежуток времени с 1831 по 1835 г. состоялось около 500 при­говоров, присуждавших к тюремному заключению за нарушение закона о штемпельном сборе; но спрос на дешевые издания был так велик, что в 1836 г. пришлось понизить штемпельный сбор до одного пенни, а спустя 19 лет отказаться от него окончательно.

Одновременно со штемпельным сбором был установлен налог на объявления в газетах, причем за каждое из них взыскивался один шиллинг. В 1804 г. размер налога был доведен до 31/2 шиллин­гов с каждого объявления, и после некоторого понижения налог был совершенно отменен в 1853 г.

Под влиянием французской революции для периодических из­даний был установлен в 1798 г, залог в размере до 400 фунтов стер­лингов. В 1820 г. система залогов была распространена на издание брошюр и других произведений не свыше 2 печатных листов. Систе­ма залогов продержалась до 1869 г. Немаловажным препятствием на пути развития дешевой периодической прессы служил налог на бу­магу, отмененный в 1861 г. по настоянию Гладстона. Одновременно с установлением залогов издатель каждой новой газеты был обязан подавать предварительное письменное заявление, с обозначением точного заглавия издания, местожительства и имени, своего соб­ственного и типографщика. За каждый просроченный день в подаче заявления угрожал штраф в 50 фунтов. Далее, под угрозой 100 фун­тов штрафа требовалось за собственноручной подписью типографщика и издателя представлять каждый выходящий номер должност­ному лицу, заведующему штемпельным сбором. На каждом номере издания непременно должны были обозначаться имя и адрес типог­рафщика и издателя, а также место и время выпуска издания в свет. В следующем году, «вследствие многочисленности противорелигиозных, изменнических и призывающих к возмущению изданий», был издан закон относительно обязательной регистрации всякого рода типолитографских заведений, а также издатели были обязаны в течение 6 месяцев хранить у себя по крайней мере один экземпляр отпечатанного произведения с адресом автора или заказчика.

В настоящее время единственным пережитком прежних поли­цейских ограничений прессы является театральный акт 1843 г., в силу которого главный министр двора, заведываюший всеми те­атрами Англии, имеет право воспретить исполнение театральной пьесы, «для ограждения добрых обычаев, нравственности и об­щественного порядка». Впрочем, это архаическое полномочие ми­нистр дает почувствовать весьма редко. О быстром развитии пери­одической печати в Англии (с Уэльсом) можно судить по тому, например, что с 1868 г., со времени исчезновения последнего полицейского ограничения, по 1901 г. число периодических изда­ний возросло с 797 до 2055 названий. Свободная печать пользуется огромным влиянием. Выдающимся деятелям печати английские университеты присуждают высшие ученые степени, а правитель­ство их награждает почетными титулами. Этот последний обычай был введен в практику лордом Сольсбери в 1885 г. Того же обычая держался Гладстон в 1893 г. Обыкновенно издателям дается по­томственный титул барона, а редакторам — личное достоинство рыцаря.

 

 

IV. Россия

Зачатки просвещения, письменность и книгопечатание, роль церкви, возникновение светской цензуры, первые узаконения; печать при Екатерине II и Павле I; цензурные уставы 1804, 1826 и 1828 гг.; европейские события и русская действительность

Письменность проникла в Россию вместе с христианством. В те­чение многих веков она была орудием религиозного образования в тесном смысле слова. Обиходно религиозные сочинения расходи­лись в России в рукописных списках, над которыми работали как светские, так и духовные лица. Первые указания на переписчиков книг в России относятся к XI в. Можно думать, что около этого же времени появились писцы, работавшие на заказ. Так, Остромирово Евангелие 1057 г. было написано диаконом по заказу посадника Остромира; Святославов Сборник 1073 г. написан диаконом по за­казу Великого Князя Святослава; Мстиславово Евангелие написа­но поповым сыном по заказу Великого Князя Мстислава. В период времени от XV столетия до конца XVII в. переписывание книг ста­новится весьма распространенным занятием, и переписчики по­являются «по многим градом».

Сохранились многочисленные указания на то, что над списы­ванием одной и той же книги нередко работало по нескольку че­ловек, которые или писали один за другим, или разделяли ориги­нал и писали одновременно. В старинных рукописях находится не­малое число обращений переписчиков к читателю, в которых они просят читателя исправлять текст и не проклинать за описки. Так, в Остромировом Евангелии читаем: «Не мозете кляти, но исправльше, почитайте»; в записи Евангелия писца Явила приписано: «а кде я буду помялуся (ошибся), чтите исправливаюче Бога деля, благо­словите, а не кленете»; в записи Паремейника переписчик про­сит: «чтете исправлеваюче, не кльнуще Бога деля, чи кде детина помял». Иногда переписчики находили нужным указать на вероят­ную причину ошибок и писали, например: «Аще... кде переступим или в глаголании с другом или в дремании». Как бы то ни было, но чем более переписка книг становилась делом ремесленников, тем ниже падало внутреннее достоинство списков, в смысле вер­ности оригиналам. С течением времени появилось такое количе­ство искаженных списков, что Стоглавый Собор должен был по­становить: «Святые книги должно списывать с добрых переводов, да справлять; так как воспрещается вносить в церковь неисправ­ные книги, то переписчик таких книг подвергается великому зап­рещению, покупающий не может пользоваться такими книгами, а продающий лишается самих книг, которые отбираются, справля­ются и отдаются в церкви, бедные книгами». Собор просил царя «запретить великим запрещением во всех городах, чтобы христиа­не не читали и не держали у себя книг богомерзких или еретичес­ких». Духовные власти неоднократно издавали «правила о книгах, их же подобает чести и внимати и их же ни внимати ни чести не подобает». Появились, таким образом, «отреченные книги», нечто вроде западноевропейских индексов.

Старинные книги ценились очень дорого; их ставили наравне с Драгоценными металлами, дорогими тканями и т.д. Книгопечата­ние поэтому было истинным благодеянием, но по невежеству его не сумели оценить в России. Первая типография возникла в Москве по повелению Иоанна IV, и в 1564 г. была выпущена первая печатная книга «Апостол». Из послесловия к этому изданию узна­ем, между прочим, что типография была заведена в Москве, что­бы «впредь св. книги изложилися праведне». В 1565 г. был отпечатан «Часовник». Но вскоре типография была сожжена народом, обви­нившим первых типографщиков Федорова и Тимофеева в ереси. Типографщики спаслись бегством в Литву. В 1568 г. возобновлен­ный печатный двор выпустил «Псалтирь учебную». С восшествием на престол Михаила Федоровича книгопечатание стало на твер­дую почву. В XVII столетии появились типографии в монастырях: Купенском и Иверском. К этому же времени относятся и первые проявления книгоборства. Так, в 1627 г. последовал указ, чтобы «впредь никто никаких книг литовские печати и письменных ли­товских не покупали, а кто учнет литовские книги какие-нибудь покупати, тем быть от царя в великом градском наказании, а от патриарха в проклятии». В 1633 г., по распоряжению патриарха Фи­ларета, у церквей и монастырей был отобран церковный устав, напечатанный в 1610 г., и прислан в Москву для сожжения, вслед­ствие того что устав печатал «вор, бражник, чернец Логин... и многие в тех уставах напечатаны не по апостольскому и не по оте­ческому преданию, своим самовольством». Мы уже не говорим об известной цензорской деятельности патриарха Никона в полови­не XVII в. или Максима Грека за 100 лет до этого. К половине же XVII столетия относятся зачатки своего рода политической цензу­ры. В одной из варшавских договорных статей 1650 г. было поста­новлено, чтобы «ни в Польше против царя и бояр, ни в России против короля и панов — рады не являлось в печати ничего, что противно их чести».

Светский контроль за печатным делом в форме предваритель­ной цензуры начинается лишь с XVIII столетия. В 1720 г., 5 октября на имя Черниговской Свято-Троицкой-Ильинской и Киево-Печерской типографий был послан следующий указ: «Великому го­сударю, его царскому величеству известно учинилось, что в Киев­ской и Черниговской типографиях, в печатных книгах печатают несогласно с великороссийскими печатями, которые со многою противностью Восточной церкви... Того ради его царское величе­ство указал именоваться Киево-Печерскому и Черниговскому мо­настырям во всех книгах Ставропигиею Всероссийских патриар­хов, а не Константинопольских, а вновь книг никаких, кроме цер­ковных прежних издании, не печатать. А и оные церковныя старыя книги, для совершенного согласия с великороссийскими, с таки­ми ж церковными книгами справлять прежде печати с теми вели­короссийскими печатями, дабы никакой розни и особого наречия во оных не было. А других никаких книг, ни прежних, ни новых изданий, не объявя об оных духовной коллегии и не взяв от оной позволения, в тех монастырях не печатать, дабы не могло в таких книгах никакой в церкви Восточной противности и с великорос­сийской печатью несогласия произойти».

В регламенте Духовной Коллегии от 25 января 1721 г. встреча­ются неоднократные указания по делам печати и опубликования. Так, на Коллегию возлагалось: «Смотреть историй святых, не суть ли некоторыя от них ложно вымышленныя, сказующия чего не было, или христианскому православному учению противныя или бездельныя и смеху достойныя повести. И таковые повести обли­чить и запрещению предать с объявлением лжи во оных обретаемой». В этом же памятнике мы встречаем попытку ограждения чести от­дельных лиц, а именно: проповедникам вменяется в обязанность «о грехах во обществе говорить, а не именовать кого, разве был бы публикован от всей церкве. Но и когда пронесется о некоем лице недобрый некий слух, о сем или оном именно грехе, и тогда про­поведник должен о таковом грехе молчать на слове. Ибо если вспо­мянет грех той, хотя бы и не воспоминал лица именно; обаче помыслит народ, что на оное лицо гром той есть. И тако оному умножится печаль... Что же из того пользы?». Далее цензорские обязанности Духовной Коллегии устанавливались следующим по­становлением: «А кто о чем богословское письмо сочинит, и тое б не печатать, но первые презентовать в коллегиум; а коллегиум рас­смотреть должно, нет ли каковаго в письме оном погрешения, учению православному противнаго».

В том же году 20 марта состоялся указ «О непродаже листов разных изображений, служебников и канонов, изданных без доз­воления Синода, и об отбирании оных в церковный приказ». Все эти изделия были конфискованы, о производителях и местах производства было произведено строгое расследование и от причаст­ных к распространению лиц была отобрана подписка, «дабы они впредь в такие непозволенные им действа самовольством весьма не вступали, под страхом жестокаго ответа и безпощаднаго штра­фования».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: