Тема: Творчество Б. Пастернака

Пастернак и футуристы. Ранние сборники («Близнец в тучах», «Поверх барье­ров»): смысл заглавия, образы, композиционные принципы.

«Сестра моя - жизнь» (1917). Поэтическая картина мира: вечность и время, бытовые реалии, астральные символы (солнце, луна, звезды, дождь, гроза), мета­форические образы.

Мотив чуда (озарения) в модели мира. Природа. Любовь и Творчество в ли­рике Пастернака. Основы гармонизации человека и мира. Универсальность по­этического слова: музыкальность, живописность, театральность.

«Темы и вариации», «Второе рождение» в творческой эволюции Б.Пастернака: отход от усложненной метафоризации, развитие темы творчества (поэт-творец и его судьба), повторяемость тем и мотивов.

Историко-революционные поэмы («Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт»). Сочетание эпоса и лирической исповеди.

Автобиографическая проза («Охранная грамота», «Детство Люверс»).

Историческое и вечное в романе «Доктор Живаго». Проблематика романа: че­ловек и время, личность и История, общественные катаклизмы и общечеловече­ские ценности. «Лирический роман» и романная лирика: стихи Юрия Живаго и их композиционная функция в структуре целого, Юрий Живаго и Борис Пастер­нак (проблема автобиографизма), принцип ассоциативности (текст - подтекст — контекст). Музыкальность композиции и система мотивов. Роман как самореф­лексия и автоинтерпретация лирики Пастернака: параллелизм персонажей, авто­цитатность и автоременисцентность, единство образного ряда. Спор о жанре в критике.

ЛЕКЦИЯ № 7. (2 ч.)

Тема: Творчество М. Булгакова

«Житие» М.Булгакова. Прижизненная и современная критика и наука о нем.

Рассказы и очерки 20-х годов: проблематика, поэтика. Мотив «дьяволиады» в раннем творчестве. Символика рассказа «Красная корона». Повести «Роковые яйца» и «Собачье сердце»: эксперимент над жизнью и проблема ответственности. Роман «Белая гвардия» в контексте ранней прозы 20-х годов, исторические реалии и апокалипсис, театральность, символика, орнаментальность стиля.

История создания романа «Мастер и Маргарита». Источники. Булгаков и Евангелие. Автобиографический подтекст. Философская концепция. Бытие ис­тины в романе. «Чудо», «тайна», «авторитет» в системе антиномий (Булгаков и Достоевский). Взаимопереход истин как принцип. Жанровая уникальность (черты мениппеи, волшебной сказки, романного эпоса и т.д.). Двуплановость композиции («роман в романе», взаимосвязь и взаимодействие миров; категория «мнимости» в романе, ее семантика и эстетическая функция; симметрия и зер­кальность как структурообразующие принципы; система персонажей, театраль­ность). Сюжетные архетипы и художественное решение «вечных» проблем. Проблема «авторства» как проблема свободной твор­ческой воли. Роман в интертекстуальной перспективе.

Театральная деятельность М.Булгакова. Пьесы о Гражданской войне («Дни Турбиных», «Бег»). Генезис драмы («Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия»). Философский смысл конфликта пьесы «Бег». Жанровая специфика. Сны и их функция. Символика бега, образ карусели. Система персонажей. Бытовые комедии («Зойкина квартира», «Иван Васильевич»). Драматургические антиутопии («Блаженство», «Адам и Ева»). Пародия («Баг­ровый остров»).

ЛЕКЦИЯ № 8. (4 ч.)

Тема: Литература соцреализма

Проблема метода на съезде советских писателей (1934 г.) и в постсоветских интерпретациях (А. Синявский, Б. Гройс). Соцреализм в культурологическом контексте: связь с опытом исторического авангарда, сущностное отличие «культуры 1» и «культуры 2» (В. Паперный). Соцреализм как «стиль Сталин».

Роман воспитания как жанровый архетип советского романа (Н. Островский «Как закалялась сталь»). Производственный роман (А. Малышкин, М. Шагинян, И. Эренбург). Теория бесконфликтности.

Концепция «нового человека» – антипода «лишнего» человека в классической традиции (Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»).

Неомифологизм советского романа. Адаптация христианского мифа в романе М. Горького «Мать». Поэтика советского «неоклассицизма». Новояз.

Гиперреальность соцреализма. Деконструкция советского мифа в постмодернистской литературе (В. Пелевин, В. Сорокин, Д. Пригов и др.).

ЛЕКЦИЯ № 9. (6 ч.).

Тема: Литература «оттепели»

«Оттепель»: смысл метафоры. Активизация литературной жизни (новые имена, литера­турно-художественные журналы). Новые акценты в литературе: направленность на освоение социальной действительности, эстетика «правды жизни», аналитизм, индивидуальность. Этический максимализм литературы, формирование различных литературных направлений.

«Поэтический бум» («бронзовый век русской поэзии»). «Эстрадная» поэзия (Р. Рождественский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский): исповедальность, публицистичность, установка на звучащее слово, прагматика вместо семантики, утопизм, центральность лирического героя. Связь с опытами русского футуризма. «Неоакмеизм» в поэзии (А. Тарковский, Д. Самойлов, Б. Ахмадулина). Концепция мира, диалог с традицией. «Неофициальная» поэзия («лианозовцы», О. Григорьев): от обэриутства к концептуализму.

Проза 60-х гг. Метафора «государство-лагерь» в постсоветской литературе. «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» А. Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова. Архетипический, символический и метафизические смыслы хронотопа зоны.

Проза об Отечественной войне. Рассказ М.Шолохова «Судьба человека» как этапное произведение военной прозы. Явление «лейтенантской прозы» (Ю. Бондарев, Г.Бакланов, К.Воробьев, В. Быков). Разность трактовок проблемы «человек на войне». Споры об «окопной» и «масштабной правде». Воздействие художественных принципов лирической «фронтовой» повести на развитие романа. Эпическая концепция войны и социально-нравственная проблематика трилогии К.Симонова «Живые и мертвые».

 

 

ЛЕКЦИЯ № 10. (4 ч.)

Тема: «Семидесятые годы»

Основные концепты «деревенской прозы» (В.Овечкин, С.Залыгин, Ф.Абрамов, В. Распутин, В. Белов): деревня, дом, родные места, время, родной язык. Герой. Бытие мифа в структуре произведений.

Творчество В.М. Шукшина. Проблема творческой эволюции. Понимание искусства и «правды жизни» в раннем творчестве. Движение к символу и мифу. Интертекстуальность поздних произведений.

«Тихая лирика» и творчество Н. Рубцова. Особенности поэтического стиля Рубцова: внешняя «безыскусность», детализация, элегическая тональность, музыкальность, «прорастание» бытийного в бытовом. Фольклорные традиции и традиции классической поэзии XIX века (Тютчев) и XX века (Блок, Есенин) в творчестве Рубцова.

Трансформация «положительного героя» в прозе Д. Гранина, Ч. Айтматова. «Городские повести» Ю.Трифонова. Быт как психология и философия личности и общества. Драма человеческого сознания в драматургии А.Вампилова («Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», «Провинциальные анекдоты»).

Возникновение русского постмодернизма. Ключевые претексты: «Пушкинский дом» А. Битова, «Москва-Петушки» В. Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова.

ЛЕКЦИЯ № 11. (6 ч.)

Тема: Литература 80-90-х гг.

Поэзия 80-90-х гг. Многообразие поэтических систем: ироническая, мулитикодовая поэзия, презентализм, полистилистика и др. Концептуализм. Понятие концепта. Симулякр и гиперреальность в поэзии Д. Пригова. Утонченный вариант концептуализма: «стихи на карточках» Л. Рубинштейна. Метареализм. Философский и стилистический смыслы понятия. Контекст традиции. Метабола как узловой троп поэтической системы. «Узкий путь» в поэзии И. Жданова. Культура как дом: архетипы О. Седаковой. А. Еременко между концептуализмом и метареализмом. Поэтический мир И. Бродского.

Проза 80-90-х гг. «Чернуха» и «женская проза». Параметры постмодернистской ситуации. Философия постструктурализма и литература. Новый статус категории «автора». Тексты В. Сорокина. Поэтика Т. Толстой, В. Пелевина, В. Ерофеева, Саши Соколова. Гипотеза о постреализме. Творчество Л. Петрушевской.

Писатели-лауреаты литературных премий (О. Славникова, Д. Быков, М. Шишкин, А. Кабаков и др.).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: