Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра литературы
Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)
История русской литературы (Русская литература ХХ века)
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Специальность
050301.65 «Русский язык и литература»
код наименование
Барнаул
2012
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема:
Лирический герой и мир в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
1. Часть 1. Тема, конфликт. Организация пространства: свое/чужое, внутреннее / внешнее. Сюжет «пожара»: овеществление метафоры. Время и вечность. Состояние мира и человека.
2. Часть 2. Концепция искусства. Оппозиция я/мы. Образ поэта. Христианская образность.
3. Часть 3. Трансформация мира и сознания. Образ мировой революции /карнавала/ клоунады. Мотив сумасшествия.
4. Часть 4. Изменение масштаба изображаемого мира. Богоборческие мотивы. Смысл финала.
5. Лирический герой Маяковского: лицо и маска (поэт – предтеча, Заратустра, тринадцатый апостол, «голгофник оплеванный» и пр.).
Литература
Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.
Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983.
Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. М., 1991.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема:
Поэтика С. Есенина
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
Тексты: «Закружилась листва золотая…», «Душа грустит о небесах…», «О красном вечере задумалась дорога…»
1. «Закружилась листва золотая…»: есенинская образность.
а) типы и структура образов (заставочный, корабельный, ангелический), их соотнесенность друг с другом в стихотворении;
б) особенности хронотопа. Мотив отражения;
в) как осуществляется динамическое взаимодействие различных уровней мира?
2. «Душа грустит о небесах…»: философия творчества.
а) образ дерева, связь природного и человеческого;
б) источник творчества: идея «прорастания» слова.
3. «О красном вечере задумалась дорога…»: есенинское мифотворчество.
а) принципы создания поэтического космоса: анимизм, пантеизм, антропоморфизм;
б) категория дома в модели мира.
Литература
Есенин С. Ключи Марии // Есенин С. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3 (или любое другое издание).
Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник Вселенной…». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема:
Поэтика орнаментальной прозы в «Конармии» И. Бабеля
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
1. Стиль И. Бабеля в контексте «орнаментальной прозы» в литературе ХХ века.
2. Жанровая природа «Конармии» (роман, цикл новелл, книга рассказов). Сюжет, композиция. Принцип монтажа.
3. Образ Лютова и понятие автопсихологического героя. Ключевые эпизоды духовного пути («Переход через Збруч», «Пан Аполек», «Мой первый гусь», «Сын рабби» и др.). Смысл финала.
4. «Переход через Збруч» в структуре произведения. Ключевые темы и мотивы. Хронотоп дороги, образ смерти, цветопись, метафорика. Символика сна.
Литература
Бахматова Г.Н. Концептуальность орнаментального стиля русской прозы // Филологические науки. 1989. №5.
Жолковский А. Бабель/Babel. М., 1995.
Эйдинова В. О стиле И. Бабеля // Литературное обозрение. 1995. №1.
Есаулов И.А. Рассказчик и автор в художественном мире И. Бабеля // Литературное обозрение. 1995. № 1.
Есаулов И.А. Этическое и эстетическое в рассказе И. Бабеля «Пан Аполек» // Филологические науки. 1993. № 1.
Сухих И.Н. О звездах, крови, людях и лошадях (1923-1925. «Конармия» И. Бабеля) // Звезда. 1999. № 12.
Юровская Л.А. Эпистолярный жанр в прозе И. Бабеля // Текст. Проблемы и методы исследования. Барнаул, 2003.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема:
«На дне» М. Горького: философская драма о человеке
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
Поэтика заглавия. Сценический хронотоп. Особенности конфликта.
1. Система персонажей. Смысл и функции жизненный предысторий обитателей ночлежки. Споры о правде, лжи и человеке: суть позиции каждого героя. Лука и Сатин как антагонисты.
2. Образ Луки. Имя, внешность, особенности речи и поведения. Притчи Луки (о беглых каторжанах, о праведной земле), их преломление в судьбах ночлежников.
1.Смысл «гуманистической» философии Сатина. Монолог о человеке.
2.Христианский подтекст пьесы и смысл «вечной истории». Проблема финала.
Литература
Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». М., 1992.
Гавриш Т.Р. В поисках человека: К изучению пьесы М. Горького «На дне» // Литература в школе. 2001. № 7.
Кушниренко И. Лука – странник, прохожий или проходимец? // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2003. № 27-28 (16-31 июля).
Левитан Л. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 17 (май).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5
Тема:
Б. Пастернак «Стихотворения Юрия Живаго»
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
1.Место «Стихотворений» в романе «Доктор Живаго», их связь с метапрозаической природой романа. Цикл в свете творческой динамики пастернаковской лирики (от ранних модернистских опытов к «изысканной простоте»).
2. Поэтика цикла: композиция, лейтмотивы, сюжеты, природный и сакральный календарь. 3. «Гамлет» в ряду поэтических деклараций позднего Пастернака («Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»). Лирический герой в цикле.
Литература
Альфонсов В. Поэзия Пастернака. СПб, 2001.
Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М., 2003.
Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6
Тема:
М. Булгаков «Красная корона»
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
1. Особенности композиции, ее роль в создании образа мира и «несчастного» сознания.
2. Реализация экзистенциальных мотивов (смерть, страх, одиночество, сумасшествие и др.).
3. Символика креста, всадника, короны. Символика цвета в художественном контексте
(«Красный цветок» В. Гаршина, «Красный смех» Л. Андреева и пр.).
4. «Красная корона» как часть булгаковского метатекста (ключевые для писателя образы, проблемы, ситуации).
Литература
Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.
Бердяева О.С. Проза М. Булгакова: Текст и метатекст. Вел. Новгород: Новгор. гос. ун-т, 2002.
Яблоков Е.А. Художественный мир М. Булгакова. М., 2001.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема:
В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Мастер»
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
1. Сюжет, проблематика, особенности конфликта двух рассказов. Со- и противопоставление сюжетных ситуаций.
2. Николай Шурыгин и Семка Рысь: стратегии поведения. Характер отношений с собой и миром, мотивировка поступков. Место персонажей в типологии характеров В.М. Шукшина.
3. Символический слой повествования: церковь, дом, стена, дорога и пр. Метафоры пути и ухода.
4. Рассказы В.М. Шукшина в контексте размышлений об историческом пути России в литературе 60-70-х гг.
Литература
Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. Барнаул, 2000.
Левашова О.Г. Крепкий мужик // Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
Скубач О.А. Дом. Церковь // Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
Горн В.Ф. Характеры В. Шукшина. Барнаул, 1981.
Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. М., 1999.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Тема:
Метафизический реализм Ю. Мамлеева
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
- Суть «Последней доктрины» Ю. Мамлеева. «Метафизика и искусство»: манифест метафизического реализма.
- Художественный мир Ю. Мамлеева.
- Рассказ «Люди могил»: опыт прочтения.
Литература
Мамлеев Ю. Судьба бытия // Московский эзотерический сборник. М., 1997 (главы «Последняя доктрина», «Метафизика и искусство»).
Дарк О. Маска Мамлеева // Знамя. 2000. №4.
Семыкина Р.Н. Достоевский и Мамлеев: деконструкция и пересечение мотивов // Культура и текст. Барнаул, 2005.
Судьба бытия – путь к философии. Беседа А. Огурцова с Ю. Мамлеевым // Вопросы философии. 1993. №9.
Метафизический реализм писателя-оптимиста. Беседа А. Вознесенского с Ю. Мамлеевым // Независимая газета. 2000. 25 мая.
«Человек как зверь и ангел между небом и землей». Беседа В. Цветковой с Ю. Мамлеевым // Независимая газета. 2000. 17 февраля.
«Мои герои задаются вопросами, на которые разум не в состоянии ответить» // Литературная газета. 1994. 16 февраля.
Паромщик по аду. Интервью с Ю. Мамлеевым // Московский комсомолец. 2000. 8 июля.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Тема:
Постреализм Л. Петрушевской
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
- Драматургия Л. Петрушевской: традиции, жанры, поэтика. «Анданте»: опыт интерпретации.
- Художественный мир прозы Л. Петрушевской. «Свой круг»: мифология, эсхатология, экзистенция, сентиментализм.
Литература
Тименчик Р. «Ты – что?», или Введение в театр Петрушевской // Петрушевская Л. Три девушки в голубом. М, 1989.
Кузнецова Е. Мир героев Петрушевской // Современная драматургия. 1989. №5.
Агишева Н. Звуки «Му»: О драматургии Петрушевской // Театр. 1988. №9.
Журавская М. Трудные пьесы // Новый мир. 1985. №12.
Захаров М. Коридор поиска // Театр. 1986. №1.
Вирен Г. Такая любовь // Октябрь. 1989. №3.
Касаткина Т. «Но страшно мне: изменишь облик ты…» (Заметки о прозе В. Маканина и Л. Петрушевской) // Новый мир. 1996. №4.
Куралех А. Быт и бытие в прозе Л. Петрушевской // Литературное обозрение. 1993. №5.
Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. 1994. №10.
Панн Е. Вместо интервью, или Опыт чтения прозы Л. Петрушевской вдали от литературной метрополии // Звезда. 1994. №5.
Мильман Н. Читая Петрушевскую: Взгляд из-за океана. СПб, 1997.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10
Тема:
Поэтический цикл Т. Кибирова «Двадцать сонетов к Саше Запоевой»
(наименование темы)
Продолжительность 2 часа
1. Образ «любимой» в цикле. Саша Запоева и «прелести чистейшей образцы»: место героини в ряду литературных «предшественниц» (сонет 17).
2. Саша Запоева и Мария Стюарт: соотнесенность героинь «Двадцати сонетов» И. Бродского и Т. Кибирова.
3. Интертекстуальность цикла: отсылки к творчеству Данте, Пушкина, Блока, Кэррола, Набокова и др. Функция цитирования.
4. Композиционное единство цикла: круг основных тем и мотивов (любовь, страх, жизнь/смерть, встреча/прощание и др.). Развитие мотива времени.
5. Автометаописательные стихотворения цикла: размышления о «методе творческой» (сонеты 6, 10, 13, 16, 20). «Критический сентиментализм» Т. Кибирова.
Литература
Бродский И. Двадцать сонетов к Марии Стюарт (любое издание).
Зубова Л. Прошлое, настоящее и будущее в поэтике Тимура Кибирова // Литературное обозрение. 1998. № 1.
Кибиров Т. Правила игры [беседа с И. Кузнецовой] // Вопросы литературы. 1996. № 4.
Кибиров Т. «Я не вещаю – я болтаю…» [беседа с В. Куллэ] // Литературное обозрение. 1998. № 1.
Лекманов О. Саша vs. Маша (20 сонетов Тимура Кибирова и Иосифа Бродского) // Литературное обозрение. 1998. № 1.
Федорова Л. Суровый Дант и насмешливый Кибиров [О цикле Т. Кибирова «Двадцать сонетов к Саше Запоевой»] // Литературная учеба. 1998. № 2.