Министерство образования и науки Российской Федерации. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

Кафедра литературы

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

История русской литературы (Русская литература ХХ века)

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Специальность

050301.65 «Русский язык и литература»

код наименование

 

 

Барнаул

2012

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема:

Лирический герой и мир в поэме В. Маяковского «Облако в штанах»

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

1. Часть 1. Тема, конфликт. Организация пространства: свое/чужое, внутреннее / внешнее. Сюжет «пожара»: овеществление метафоры. Время и вечность. Состояние мира и человека.

2. Часть 2. Концепция искусства. Оппозиция я/мы. Образ поэта. Христианская образность.

3. Часть 3. Трансформация мира и сознания. Образ мировой революции /карнавала/ клоунады. Мотив сумасшествия.

4. Часть 4. Изменение масштаба изображаемого мира. Богоборческие мотивы. Смысл финала.

5. Лирический герой Маяковского: лицо и маска (поэт – предтеча, Заратустра, тринадцатый апостол, «голгофник оплеванный» и пр.).

Литература

Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

Гончаров Б.П. Поэтика Маяковского. М., 1983.

Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. М., 1991.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема:

Поэтика С. Есенина

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

Тексты: «Закружилась листва золотая…», «Душа грустит о небесах…», «О красном вечере задумалась дорога…»

1. «Закружилась листва золотая…»: есенинская образность.

а) типы и структура образов (заставочный, корабельный, ангелический), их соотнесенность друг с другом в стихотворении;

б) особенности хронотопа. Мотив отражения;

в) как осуществляется динамическое взаимодействие различных уровней мира?

2. «Душа грустит о небесах…»: философия творчества.

а) образ дерева, связь природного и человеческого;

б) источник творчества: идея «прорастания» слова.

3. «О красном вечере задумалась дорога…»: есенинское мифотворчество.

а) принципы создания поэтического космоса: анимизм, пантеизм, антропоморфизм;

б) категория дома в модели мира.

Литература

Есенин С. Ключи Марии // Есенин С. Собр. соч.: В 3 т. Т. 3 (или любое другое издание).

Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.

Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник Вселенной…». Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема:

Поэтика орнаментальной прозы в «Конармии» И. Бабеля

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

1. Стиль И. Бабеля в контексте «орнаментальной прозы» в литературе ХХ века.

2. Жанровая природа «Конармии» (роман, цикл новелл, книга рассказов). Сюжет, композиция. Принцип монтажа.

3. Образ Лютова и понятие автопсихологического героя. Ключевые эпизоды духовного пути («Переход через Збруч», «Пан Аполек», «Мой первый гусь», «Сын рабби» и др.). Смысл финала.

4. «Переход через Збруч» в структуре произведения. Ключевые темы и мотивы. Хронотоп дороги, образ смерти, цветопись, метафорика. Символика сна.

Литература

Бахматова Г.Н. Концептуальность орнаментального стиля русской прозы // Филологические науки. 1989. №5.

Жолковский А. Бабель/Babel. М., 1995.

Эйдинова В. О стиле И. Бабеля // Литературное обозрение. 1995. №1.

Есаулов И.А. Рассказчик и автор в художественном мире И. Бабеля // Литературное обозрение. 1995. № 1.

Есаулов И.А. Этическое и эстетическое в рассказе И. Бабеля «Пан Аполек» // Филологические науки. 1993. № 1.

Сухих И.Н. О звездах, крови, людях и лошадях (1923-1925. «Конармия» И. Бабеля) // Звезда. 1999. № 12.

Юровская Л.А. Эпистолярный жанр в прозе И. Бабеля // Текст. Проблемы и методы исследования. Барнаул, 2003.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

Тема:

«На дне» М. Горького: философская драма о человеке

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

Поэтика заглавия. Сценический хронотоп. Особенности конфликта.

1. Система персонажей. Смысл и функции жизненный предысторий обитателей ночлежки. Споры о правде, лжи и человеке: суть позиции каждого героя. Лука и Сатин как антагонисты.

2. Образ Луки. Имя, внешность, особенности речи и поведения. Притчи Луки (о беглых каторжанах, о праведной земле), их преломление в судьбах ночлежников.

1.Смысл «гуманистической» философии Сатина. Монолог о человеке.

2.Христианский подтекст пьесы и смысл «вечной истории». Проблема финала.

Литература

Гачев Г.Д. Логика вещей и человек: Прение о правде и лжи в пьесе М. Горького «На дне». М., 1992.

Гавриш Т.Р. В поисках человека: К изучению пьесы М. Горького «На дне» // Литература в школе. 2001. № 7.

Кушниренко И. Лука – странник, прохожий или проходимец? // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2003. № 27-28 (16-31 июля).

Левитан Л. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне» // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». 2000. № 17 (май).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

Тема:

Б. Пастернак «Стихотворения Юрия Живаго»

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

1.Место «Стихотворений» в романе «Доктор Живаго», их связь с метапрозаической природой романа. Цикл в свете творческой динамики пастернаковской лирики (от ранних модернистских опытов к «изысканной простоте»).

2. Поэтика цикла: композиция, лейтмотивы, сюжеты, природный и сакральный календарь. 3. «Гамлет» в ряду поэтических деклараций позднего Пастернака («Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»). Лирический герой в цикле.

Литература

Альфонсов В. Поэзия Пастернака. СПб, 2001.

Фатеева Н.А. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. М., 2003.

Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема:

М. Булгаков «Красная корона»

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

1. Особенности композиции, ее роль в создании образа мира и «несчастного» сознания.

2. Реализация экзистенциальных мотивов (смерть, страх, одиночество, сумасшествие и др.).

3. Символика креста, всадника, короны. Символика цвета в художественном контексте

(«Красный цветок» В. Гаршина, «Красный смех» Л. Андреева и пр.).

4. «Красная корона» как часть булгаковского метатекста (ключевые для писателя образы, проблемы, ситуации).

Литература

Соколов Б. Булгаковская энциклопедия. М., 1997.

Бердяева О.С. Проза М. Булгакова: Текст и метатекст. Вел. Новгород: Новгор. гос. ун-т, 2002.

Яблоков Е.А. Художественный мир М. Булгакова. М., 2001.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема:

В.М. Шукшин «Крепкий мужик», «Мастер»

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

1. Сюжет, проблематика, особенности конфликта двух рассказов. Со- и противопоставление сюжетных ситуаций.

2. Николай Шурыгин и Семка Рысь: стратегии поведения. Характер отношений с собой и миром, мотивировка поступков. Место персонажей в типологии характеров В.М. Шукшина.

3. Символический слой повествования: церковь, дом, стена, дорога и пр. Метафоры пути и ухода.

4. Рассказы В.М. Шукшина в контексте размышлений об историческом пути России в литературе 60-70-х гг.

Литература

Куляпин А.И. Проблемы творческой эволюции В.М. Шукшина. Барнаул, 2000.

Левашова О.Г. Крепкий мужик // Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.

Скубач О.А. Дом. Церковь // Творчество В.М. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.

Горн В.Ф. Характеры В. Шукшина. Барнаул, 1981.

Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская «деревенская» проза. М., 1999.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема:

Метафизический реализм Ю. Мамлеева

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

 

  1. Суть «Последней доктрины» Ю. Мамлеева. «Метафизика и искусство»: манифест метафизического реализма.
  2. Художественный мир Ю. Мамлеева.
  3. Рассказ «Люди могил»: опыт прочтения.

Литература

Мамлеев Ю. Судьба бытия // Московский эзотерический сборник. М., 1997 (главы «Последняя доктрина», «Метафизика и искусство»).

Дарк О. Маска Мамлеева // Знамя. 2000. №4.

Семыкина Р.Н. Достоевский и Мамлеев: деконструкция и пересечение мотивов // Культура и текст. Барнаул, 2005.

Судьба бытия – путь к философии. Беседа А. Огурцова с Ю. Мамлеевым // Вопросы философии. 1993. №9.

Метафизический реализм писателя-оптимиста. Беседа А. Вознесенского с Ю. Мамлеевым // Независимая газета. 2000. 25 мая.

«Человек как зверь и ангел между небом и землей». Беседа В. Цветковой с Ю. Мамлеевым // Независимая газета. 2000. 17 февраля.

«Мои герои задаются вопросами, на которые разум не в состоянии ответить» // Литературная газета. 1994. 16 февраля.

Паромщик по аду. Интервью с Ю. Мамлеевым // Московский комсомолец. 2000. 8 июля.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

Тема:

Постреализм Л. Петрушевской

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

  1. Драматургия Л. Петрушевской: традиции, жанры, поэтика. «Анданте»: опыт интерпретации.
  2. Художественный мир прозы Л. Петрушевской. «Свой круг»: мифология, эсхатология, экзистенция, сентиментализм.

Литература

Тименчик Р. «Ты – что?», или Введение в театр Петрушевской // Петрушевская Л. Три девушки в голубом. М, 1989.

Кузнецова Е. Мир героев Петрушевской // Современная драматургия. 1989. №5.

Агишева Н. Звуки «Му»: О драматургии Петрушевской // Театр. 1988. №9.

Журавская М. Трудные пьесы // Новый мир. 1985. №12.

Захаров М. Коридор поиска // Театр. 1986. №1.

Вирен Г. Такая любовь // Октябрь. 1989. №3.

Касаткина Т. «Но страшно мне: изменишь облик ты…» (Заметки о прозе В. Маканина и Л. Петрушевской) // Новый мир. 1996. №4.

Куралех А. Быт и бытие в прозе Л. Петрушевской // Литературное обозрение. 1993. №5.

Липовецкий М. Трагедия и мало ли что еще // Новый мир. 1994. №10.

Панн Е. Вместо интервью, или Опыт чтения прозы Л. Петрушевской вдали от литературной метрополии // Звезда. 1994. №5.

Мильман Н. Читая Петрушевскую: Взгляд из-за океана. СПб, 1997.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема:

Поэтический цикл Т. Кибирова «Двадцать сонетов к Саше Запоевой»

(наименование темы)

Продолжительность 2 часа

1. Образ «любимой» в цикле. Саша Запоева и «прелести чистейшей образцы»: место героини в ряду литературных «предшественниц» (сонет 17).

2. Саша Запоева и Мария Стюарт: соотнесенность героинь «Двадцати сонетов» И. Бродского и Т. Кибирова.

3. Интертекстуальность цикла: отсылки к творчеству Данте, Пушкина, Блока, Кэррола, Набокова и др. Функция цитирования.

4. Композиционное единство цикла: круг основных тем и мотивов (любовь, страх, жизнь/смерть, встреча/прощание и др.). Развитие мотива времени.

5. Автометаописательные стихотворения цикла: размышления о «методе творческой» (сонеты 6, 10, 13, 16, 20). «Критический сентиментализм» Т. Кибирова.

Литература

Бродский И. Двадцать сонетов к Марии Стюарт (любое издание).

Зубова Л. Прошлое, настоящее и будущее в поэтике Тимура Кибирова // Литературное обозрение. 1998. № 1.

Кибиров Т. Правила игры [беседа с И. Кузнецовой] // Вопросы литературы. 1996. № 4.

Кибиров Т. «Я не вещаю – я болтаю…» [беседа с В. Куллэ] // Литературное обозрение. 1998. № 1.

Лекманов О. Саша vs. Маша (20 сонетов Тимура Кибирова и Иосифа Бродского) // Литературное обозрение. 1998. № 1.

Федорова Л. Суровый Дант и насмешливый Кибиров [О цикле Т. Кибирова «Двадцать сонетов к Саше Запоевой»] // Литературная учеба. 1998. № 2.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: