Тема: Творчество В.Маяковского

Маяковский и футуризм. «Словотворчество» поэта: опредмеченное слово-образ, «самовитое» слово, неологизмы (сб. «Простое как мычание», 1916). Конкретность и зрелищность как эстетические принципы раннего Маяков­ского. Концепция мира и человека: одиночество, беззащитность, острая кон­фликтность «(Кричу кирпичу»). Поиск духовного контакта с миром («Человек», «Облако в штанах»). Двоемирие в образной системе: время мифологическое и ре­альное, обращенное пространство города, улицы, неба, вечности, души, мысли, сердца («Облако в штанах»). Лицо и маска: метаморфозы и подмены («Велико­лепные нелепости», «Вот так я сделался собакой»). Оппозиции и система ценно­стей (противостояние по контрасту: я / толпа, живот / душа, любовь / мясо). Ху­дожественный образ (понятийный, условный, мифологический). Метафора-каламбур, ее природа и функции. Лирический герой и формы его «явления» в поэтическом мире-тексте (действие, зрение, чувство, слово). Лирический герой, автор, персонаж в поэме «Облако в штанах». Лиризм поэмы «Флейта-позвоночник».

Революционность как миропонимание. Политические идеи как эстетические («Левый марш», «Приказ по армии искусств», поэма «В.И.Ленин»). Маяковский и ЛЕФ. Лефовский вариант идеи искусства «жизнестроения» («Товарищу Нетте-пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте», «Хо­рошо!»).

Трагедия Маяковского-поэта; конфликт поэта с идеей искусства «жизне­строения» («Сергею Есенину», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о по­эзии»), сознание бессилия искусства преодолеть противоречия жизни: смерть («В.И.Ленин»), путы любви («Люблю», «Про это»), неприятие негативных сторон современной действительности (сатирические стихотворения, «Клоп», «Баня»). «Во весь голос» - «начало и конец» В.Маяковского.

Смерть В.Маяковского (трактовки и гипотезы).

 

ЛЕКЦИЯ №5. (2 ч.)

Тема: Творчество А. Платонова

Литературные связи: Платонов и пролеткульты, Платонов и «перевальцы», Пла­тонов и Горький. Путь в литературу, первые рассказы и повести. Лирико-философская проза о народе («Сокровенный человек»).

Философская основа романа «Чевенгур». Странствия в романе, образы-поня­тия, типы героев. Образ Саши Дванова. Проблема исканий общественного идеала. Сны в композиции романа.

Повесть «Котлован». Смысл заглавия. Образы-символы (Вавилонская башня, овраг, гробы и др.) и их функция. Диалог утопий в сюжете повести. Роль мифа о рождении зверя в структуре повести. Платонов и философия Н.Федорова.

Повесть «Ювенильное море»: тема технического прогресса и человека. Ос­мысление жизни Умрищевым, Вермо, Федератовной. Душа народа и душа чело­века («Джан»).

Философия любви («Фро», «Возвращение», «Афродита»), «вещество сущест­вования» в прозе Платонова, отдельное и общее существование человека.

ЛЕКЦИЯ № 6. (2 ч.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: