Материально-техническое обеспечение дисциплины. Оборудованные аудитории

оборудованные аудитории

технические средства обучения (аудио-, видеоаппаратура)

СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ: тест.

7.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ: тест, экзамен.

 

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».

 

Программу составили: Е.П. Воробьева, к.ф.н., доцент; Н.И. Завгородня, к.ф.н., доцент

Программа одобрена и утверждена на заседании кафедры

Протокол № 1 от 18 сентября 2012 г.


 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

Кафедра литературы

Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля)

История русской литературы (Русская литература ХХ века)

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА

Специальность

050301.65 «Русский язык и литература»

 

 

Ведущие лекторы: Н.И. Завгородня, к.ф.н., доцент

 

 

Барнаул

2012
ЛЕКЦИЯ № 1 (2 ч.).

Тема: Литература ХХ века. Смена кода в русской литературе ХХ века

Философские основания ментальной ситуации в России начала ХХ века. Понятия, онтологически определяющие контекст русской культуры ХХ века. Русский авангард. Философия Ницше.

Новаторская проза модернизма и философия. Возрождение мифа в литературе ХХ века. Мифологическое сознание и мифологический стиль. Принципы прозы ХХ века. Система стиха ХХ века. Приоритетные направления развития теории стихосложения в ХХ веке. Формальная школа и русские формалисты. Экспериментальные опыты над русским стихом.

Типология литературного процесса ХХ века.

ЛЕКЦИЯ2. (4 ч.).

Тема: Литература 20-30-х гг.

Литературная ситуация 20-х гг.Искусство и политика. Понятие «литературной борьбы». Основные группы, их эстетические программы (Пролеткульт, РАПП, «Перевал», «Серапионовы братья», ЛЕФ, ЛЦК). Авангардистская филология: МЛК и ОПОЯЗ. Эстетика и поэтика ОБЭРИУ.

Поэзия 20-30-х гг. Поэты-«пролеткультовцы» (В. Казин, В. Александровский). Утопи­ческое сознание в лирике поэтов-романтиков (Н. Тихонов, М. Светлов, Э. Баг­рицкий). Романтизм поэтов-«брательников» (А. Прокофьев, Б. Корнилов, П. Ва­сильев). Философская поэзия Л.Мартынова. Ранний А.Твардовский. Натурфилософия Н. Заболоцкого и поэзия обэриутов. Осмысление общена­циональных основ бытия в творчестве крестьянских поэтов (Н. Клюев, П. Орешин). Мифологема «мужицкого рая». Поэзия С. Есенина. Смена жанровых форм и кризис лирики на рубеже 20-30-х гг.

Проза 20-30-х гг. Орнаментальная проза в литературе 20-х гг.Тип художественного слова. Поэтика ранней прозы И. Бабеля («Конармия»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной луны»). Сказовая проза М. Зощенко. Автор и герой. Образ языка. Художественное осмысление человека в новой жизни («Зависть» Ю. Олеши). Антиутопическая проза: концепция будущего, социальное устройство, про­блема отношений личности с обществом, прогресс в романе Е.Замятина «Мы». Исторический роман 20-30-х годов (О.Форш, А.Чапыгин, Ю.Тынянов). Роман Ю.Тынянова «Пушкин» и проблема биографической прозы. Эпическая проза 20-30-х годов (роман-эпопея «Тихий Дон» Шолохова, «Хож­дение по мукам» А.Толстого, «Жизнь Клима Самгина» М.Горького. Проблемы жанра.

Драматургия 20-30-х гг. Пролеткультовский агитационно-массовый театр. «Мистерия-буфф» В. Маяковского. Театр Вс. Мейерхольда (динамика действия, условные формы, зрелищность). Нормативная и аналитическая тенденции. Полемика М. Булгакова и В. Маяковского («Багровый остров М.Булгакова и «Баня» В.Маяковского). Революционно - демократическая драма 20-х годов («Любовь Яровая» К. Тренева, «Разлом» Б.Лавренева). Театр абсурда (Д. Хармс, А. Введенский).

 

ЛЕКЦИЯ №3. (2ч.)

Тема: Творчество М. Горького

Идеологический контекст раннего творчества (народники и Ницше). Очерки и рассказы 1898-1899гг. Тип романтического героя-босяка (внесоциальность, «бе­зумство», глобальность бунта). От рассказов к повести («Фома Гордеев», «Трое»). «Выломившийся» герой.

Драматургия («Мещане», «На дне»). Особенности конфликта. Поэтика горьковской драмы. Художественная концепция пьесы «На дне». Проблема человека. Утешитель­ство как философия и принцип бытия. Авторская позиция. Сценическая история драмы.

Роман «Мать» (1907). Творческая история. Тема материнства в творчестве Горького. Трансформация евангельского сюжета: смысл параллелей (Ниловна-Богородица, Павел Власов-Христос). Соборность и жертвенность в мироощуще­нии Ниловны. Воскресение души и трагедия обреченности. Павел Власов и мес­сианская идея в революционном варианте. История прочтений романа.

Горький в Италии: сближение с русскими махистами, влияние идеи А.Богданова «О возвышении человека через коллектив» («Исповедь»), богоиска­тельство и богостроительство («Лето»). Проблема пути России, русского национального характера («Городок Оку­ров», «По Руси»). Дилогия «Детство», «В людях». Оценка произведения Д.Мережковским. «Мои университеты» (философия жизни, драма героя, новаторство стиля).

М.Горький и революция. Сб. «Несвоевременные мысли» (1918). Литературные портреты (Л.Толстой, В.Короленко и др.). Особенности жанра. Автор и герой. «Заметки из дневника. Воспоминания». Новая проза М.Горького в контексте прозы А.Белого, А.Ремизова (оценка Шкловского). Рассказы 20-х годов («Карамора», «Отшельник» и др.). Проблематика. Герои. Утешительство в рассказах.

Тема предпринимательства и ее художественное решение («Дело Артамоно­вых», «Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).

«Жизнь Клима Самгина» - хроника русских «ходынок» за 40 лет. Концепция истории, проблема человека и толпы, тема жертвенного пути интеллигенции. Самгинщина как самосознание интеллигенции. Горьковский психологизм.

Современное литературоведение о Горьком.

ЛЕКЦИЯ № 4. (2 ч.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: