Опыт государственного устройства Спарты в оценке Аристотеля и Плутарха

Государственный строй Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в государственную организацию, сохранявшую некоторые черты родоплеменной организации власти. Это привело к "ликургову строю", сложившемуся, к VI в. до н.э.

Во главе государства стояли два архагета. Власть архагетов, в отличие от власти родоплеменных вождей, стала наследственной, что, не делало ее прочной. Каждые 8 лет проводилось гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или отстранены от должности. Иногда они смещались и без этой процедуры. Но в целом положение архагетов было почетным. Они получали большую часть военной добычи, совершали жертвоприношения, входили в состав совета старейшин, осуществляли суд по некоторым делам, имевшим значение для всей общины.

Первоначально наиболее полной была военная власть архагетов. Им подчинялось войско, в походах они пользовались правом жизни и смерти. Однако в дальнейшем и их военные полномочия были существенно ограничены. Совет старейшин (герусия), как и архагеты, - орган власти, унаследованный от родоплеменной организации. В состав герусии входило 28 геронтов, пожизненно избираемых народным собранием из знатных спартиатов, достигших 60-летнего возраста. В герусию входили и оба вождя. Первоначально герусия рассматривала вопросы, выносившиеся на обсуждение народного собрания, и тем самым имела возможность направлять его деятельность. Со временем полномочия герусии расширились. В случае несогласия геронтов и вождей с решением народного собрания они могли воспрепятствовать ему, покинув собрание. Герусия участвовала в переговорах с другими государствами, рассматривала уголовные дела о государственных преступлениях и вела судебные процессы против архагетов. В народном собрании участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста. Первоначально собрание созывали вожди, они же в нем председательствовали. Выступать в народном собрании могли только должностные лица или послы иностранных государств, участники же собрания лишь заслушивали выступления и голосовали. Голосование проводилось криком, а в спорных случаях участники собрания расходились в разные стороны. Созыв народного собрания (кроме чрезвычайных) производился раз в месяц. На собрании принимались законы, избирались должностные лица, решались вопросы войны и мира, союза с другими государствами, рассматривались вопросы о наследовании должности вождя, определялось, кому из вождей возглавлять войско в походе и т.д. В решении всех этих вопросов роль собрания в силу существовавшей в нем процедуры была меньшей, чем роль народного собрания в Афинах. Но все же преуменьшать ее не следует.

Право избрания должностных лиц, право отклонять внесенные ими предложения позволяли ему если не контролировать их, то во всяком случае оказывать на них влияние, заставлять считаться с собой. Только к IV в. До н.э. оно становится пассивным, и роль его падает.

Эфоры в Спарте появились с VIII в. до н.э. в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определенный срок представителей аристократии. Ими стали пять эфоров. Они избирались из "достойных" на один год, действовали единой коллегией, принимавшей решения большинством голосов. Первоначально эфоры считались как бы помощниками архагетов и осуществляли судебное рассмотрение дел по имущественным спорам. С середины VI в. до н.э. власть эфоров заметно возросла. Они поставили под свой контроль архагетов - в походе их сопровождали два эфора. Эфоры получили право созывать герусию и народное собрание и руководить их деятельностью. Вместе с герусией они могли предотвратить принятие народным собранием неугодного им решения. К ним перешло руководство внешними сношениями Спарты и внутреннее управление страной, наблюдение за соблюдением спартиатами установленных порядков, суд над ними и наказание их, объявление войны и мира, контроль над деятельностью остальных должностных лиц (которых в Спарте было гораздо меньше, чем в Афинах).

Система власти и управления в Спарте была основана на сочетании традиционных институтов эпохи протогосударства с принципом нового народовластья. Основным органом в Спарте была герусия – совет старейшин, возглавлявший все государственной управление. Плутарх писал, что из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия... Двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании. Герусия готовила внешнеполитические решения, руководила деятельностью должностных лиц. Она же была судебным органом по политическим преступлениям и умышленным убийствам, решала вопросы о причислении к полноправным гражданам или о лишении гражданства.

По мнению Плутарха, «Ликург поставил двадцать восемь старейшин скорее всего для того, чтобы вместе с двумя царями их было ровно тридцать». Институт геронтов, по мнению Аристотеля, функционировал не слишком эффективно. «Лица, исправляющие должность геронтов, бывают и доступны подкупу и часто государственные дела приносят в жертву своим личным выгодам. Поэтому лучше было бы, если бы геронты не были так безответственны, какими они являются в настоящее время»

В народном собрании – апелла – должны принимать участие все спартиаты старше 30 лет, прошедшие указанное законом воспитание. Собрание было только пассивным властным органом: «никому из обыкновенных граждан не дозволялось подавать своё суждение, и народ, сходясь, лишь утверждал или отклонял то. Что предложат старейшины и цари. Но впоследствии толпа разного рода изъятиями и прибавлениями стала искажать и уродовать утверждаемые решения, и тогда цари Полидор и Теопомп сделали к ретре такую приписку: «Если народ постановит неверно, старейшинам и царям распустить», то есть решение принятым не считать, а уйти и распустить народ на том основании, что он извращает и переиначивает лучшее и наиболее полезное».

Первых старейшин Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он постановил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будет признан самым доблестным... Голосование на собрании было примитивным: граждане расходились в разные стороны. После чего на глаз определяли большинство. Избрание должностных лиц производилось криком. Плутарх говорил: «Народ и в этом случае, как и во всех прочих, решал дело криком. Соискателей вводили не всех сразу, а по очереди, в соответствии со жребием, и они молча проходили через собрание. Избранным объявлялся тот, кому кричали больше и громче других...».

Аристотель, проводя сравнение этого способа с обычным для Афин поднятием руки, называет спартанские выборы «детскими». С течением времени в Спарте появилась и прибрела решающее влияние на дела государства коллегия эфоров, состоявшая из пяти человек, избравшихся народным собранием сроком на год. Это было сделано, как считал Плутарх, из-за того, что «Ликург придал государственному управлению смешанный характер, но преемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна... набрасывают на нее, словно узду, власть эфоров-блюстителей.

Создание должности эфоров послужило не ослаблению, но упрочению государства: оно лишь на первый взгляд было уступкой народу, на самом же деле – усилило аристократию». Это было крайне важно, так как «отказавшись от чрезмерной власти спартанские цари вместе с тем избавились и от ненависти, и от зависти».

Аристотель наоборот писал, что власть эфоров чрезвычайно велика и подобна власти тиранов. В руках эфоров находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам; однако эфорами могут оказаться впервые попавшиеся, поэтому было бы правильнее. Если бы они постановляли свои приговоры не по собственному убеждению, но по букве закона…».

В обязанности эфоров входили: созыв народного собрания, совета старейшин, предложение им вопросов для обсуждения, руководство внутренней и внешней политикой, слежение за неуклонным исполнением законов, отправление гражданского правосудия. Подводя итог, необходимо отметить, что по своему государственному строю Спарта была аристократической республикой, власть принадлежало немногим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: