Общепринятое определение товара – это продукт труда, произведенный для реализации, продажи.
С позиции маркетинга можно сказать так:
товар – это набор свойств, которые обеспечивают человеку получение определенных выгод за его деньги. Товаром могут быть физические объекты, выполненные работы, услуги, идеи. В понятие товар в маркетинге включено не только само изделие, но и все его составляющие: цвет, внешний вид, дизайн, специфическая упаковка, марочное название, этикетка.
При производстве товара производитель может предусмотреть предоставление дополнительных услуг: кредитование, доставку на дом, послепродажное обслуживание. Кроме того, товар должен быть снабжен необходимой документацией по его установке и обслуживанию.
Товары классифицируются по различным признакам.
Классификационные признаки:
- по степени долговечности:
- длительного пользования (холодильники, стиральные машины, автомобили)
- кратковременного спроса (стиральный порошок, мыло, зубная паста)
|
|
- по назначению (использованию):
- потребительские товары или товары массового спроса (газеты, журналы)
- товары производственного назначения (станки, материалы, инструмент)
- по покупательному спросу:
- повседневного спроса (хлеб, молоко)
- предварительного выбора мебель, телевизоры, радиоаппаратура, одежда)
- особого спроса (модные товары, марочные вина)
- пассивного спроса (страхование мебели, дома; облигации госзайма)
- по темпам роста рыночного спроса:
- выходящие на рынок впервые («трудные дети» или «дикие кошки»)
- повышающегося спроса («звезды» или цветы)
- приносящие большую прибыль («дойные коровы» или «деревья плодоносящие золотыми плодами»)
- понижающегося спроса («изгоняемые собаки» или «неудачники»)
5. Нередко предприятия оказываются в ситуации, когда его продукция не отличается от продукции других фирм. При ее изготовлении требуется соблюдение определенных стандартов. Такой товар называется стандартизированным (с/х продукция, металл).
- Предприятие может производить оригинальный товар. Такой товар называют дифференцированным (новые модификации автомобилей, теле и радио аппаратура, одежда).
- Товары, способные удовлетворять одни и те же потребности покупателя, называют взаимозаменяемыми или альтернативными (чай - кофе, масло-маргарин).
- Товары, дополняющие друг друга (магнитофон и кассета, фотоаппарат и фотопленки).
Параметры товара
При классификации товара выделяют объективные параметры:
1. собственно товары (материал, вес, цвет, размер, внешний вид, силуэт, запах, вкус, конструкции, наличие дефектов);
2. рыночные характеристики (цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортировки, привлекательность);
|
|
3. условия потребления (прочность, простота ухода, срок службы).
Товарная политика
При характеристике товарной политики различают понятия: «товарная единица», «ассортиментная группа», «товарная номенклатура».
Товарная единица – это обособленная целостность, характеризуемая ценой, размером, объемом, массой, качеством. Это, к примеру, конкретный мужской костюм определенного размера, определенной цены.
Товарная единица входит в какую-либо ассортиментную группу. Например,костюм входит в ассортиментную группу – «мужская одежда». Несколько групп товарного ассортимента, выпускаемого фирмой, составляют товарную номенклатуру.
Товарная политика – это сфера деятельности фирмы по принятию решений в области товарной номенклатуры и товарного ассортимента.Она определяет: какие товары и в каком количестве следует производить, а так же принятие решения о целесообразности разработки и производства нового продукта.
При создании нового продукта различают товар:
1. по замыслу – это товар, каким видит его разработчик идеи;
2. в реальном исполнении – это товар, созданный конструктором и технологом;
3. с подкреплением – это товар с набором дополнительных послепродажных услуг.
При создании нового товара перед производителем стоят три основных вопроса:
1. Надо ли производить этот товар?
2. В каком количестве?
3. Какая при этом будет получена прибыль или убыток?
Классификация услуг