Маркетинговое управление – это долгосрочное планирование и прогнозирование спроса, опирающееся на исследование рынка товаров.
Управление маркетингом включает: стратегическое и оперативное управление. Стратегическое управление маркетингом называют ситуационным анализом –это анализ состояния фирмы и ее отношений с внешним миром. Такой анализ проводят 1-2 раза в год путем ответов на вопросы анкеты, сгруппированной в несколько блоков.
Рынки:
- на каких рынках действует фирма;
- основные рынки;
- сегмент рынка, их емкости, конъюнктура.
Конкуренты:
- основные конкуренты фирмы
- методы конкурентной борьбы;
- качество товаров;
- цены;
- слабые стороны;
- дом рынков.
Покупатели и потребители:
- кто покупает товар у фирмы;
- потребности покупателей;
- уровень их удовлетворения;
- время и причины покупки;
- мотивы покупки.
Внешняя и внутренняя среда:
- влияние внешних факторов;
- правительственная политика;
- каково образование сотрудников;
- их доступ к информации;
|
|
- отдача, стимулы.
Товары:
- основные товары фирмы;
- их конкурентоспособность;
- жизненный цикл товаров;
- на какие рынки надо ввести новые товары, почему;
- факторы, определяющие покупку.
Ценовая политика:
- как устанавливаются цены;
- как к ним относятся покупатели;
- реакция покупателей на повышение цен;
- привлекательны ли цены на товары фирмы.
Товародвижение:
- как транспортируются и как складируются товары;
- как обрабатываются заказы;
- что надо изменить;
- какие нужны новые каналы сбыта.
Планирование и управление:
- каковы цели фирмы;
- как они взаимосвязаны;
- какие составлены планы;
- какова процедура планирования.
Стратегия и контроль маркетинговой деятельности:
- каковы долгосрочные цели предприятия;
- среднесрочные, краткосрочные; из взаимосвязь;
- соответствуют ли цели возможностям предприятия;
- каковы ресурсы предприятия.
Организация службы маркетинга:
- какова структура управления маркетингом;
- принципы организации службы;
- квалификация сотрудников;
- стимулируется ли их инициатива;
- как распределяется ответственность, понимает ли персонал концепцию маркетинга.
Организация торговли:
- специализирован ли персонал торговли по рынкам и товарам фирмы;
- как оцениваются результаты его работы;
- какова структура организации торговли;
- каковы расходы и эффективность данной структуры.
Формирование спроса и стимулирование сбыта:
- какие цели рекламы;
- есть ли программа стимулирования спроса;
- какие формы стимулирования сбыта;
- имеется ли план формирования общественного мнения.
Цели и программы маркетинга:
|
|
- имеются ли цели фирмы и маркетинга;
- как они взаимосвязаны;
- достаточно ли выделено средств для достижения целей маркетинга;
- имеется ли у фирмы фирменный стиль, товарный знак.
Сервис:
- имеются ли фирменные сервисные пункты;
- насколько они эффективны;
- как определяется их эффективность;
- каков уровень сервиса, каковы сроки обслуживания клиента;
- удовлетворяют ли они клиентов.
8.2. Стратегическое и тактическое планирование
Путь к достижению стратегических целей дает планирование маркетинга. Стратегическое планирование маркетинга заключается в приведении возможностей фирмы в соответствие с развитием рынка. Стратегий может быть много. Главное – выбрать подходящую для каждого рынка и каждого товара. Например, стратегии обеспечивают быстрый рост объема продаж:
- быстрый выход на новые рынки;
- специализация, т.е. концентрация усилий на решении проблем избранных групп заказчиков;
- выдвижение концепции нового товара;
- применение новых технологий, решительное снятие «больных» товаров.
Тактическое планирование: тактика отражает конъюнктурные соображения и принципы формирования рынка (спроса) на имеющуюся номенклатуру товаров фирмы. Она разрабатывается на ближайший год, полтора и регулярно корректируется.
Например, если объем продаж оказывается ниже запланированного, то можно применять следующие меры: сократить производство, усилить рекламу и мероприятия по продвижению, проверить достаточно ли людей занято сбытом, рационально ли они используются и провести требуемые изменения, изменить цены для стимулирования сбыта, организовать профессионально-техническую переподготовку персонала, ввести улучшения в систему стимулирования сбытового персонала, проверить качество товара и ввести необходимые усовершенствования.