С принятием Конституции Российской Федерации в науке и отрасли конституционного права России появился новый конституционно-правовой институт - основы конституционного строя. К сожалению, он не стал предметом пристального исследования ученых. Однако в учебной и научной литературе отдельные авторы предприняли попытку определить его понятие, раскрыть содержание и выделить характерные черты.
Следует отметить, что по вопросу о понятии конституционного строя изложены различные взгляды. Так, О.Е. Кутафин конституционный строй понимает как определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Этот способ организации государства он связывает с подчинением государства праву. А «...чтобы государство в полной мере подчинялось праву, это подчинение должно быть обеспечено определенными гарантиями. Эти гарантии в своей совокупности обеспечивают такую форму или такой способ организации государства, который может быть назван конституционным строем».[3] Исходя из этого, понятие конституционного строя он определяет как форму или способ организации государства, которые обеспечивают подчинение его праву, характеризуют его как конституционное государство. Конституционное же государство, с его точки зрения, это государство с конституционным строем. В более поздних своих работах он остался приверженцем изложенной позиции о понятии конституционного строя.
В юридической литературе такой подход к определению понятия конституционного строя является достаточно распространенным. Например, М.Б. Смоленский, И.С. Яценко считают, что понятие «конституционный строй» «включает не только формальное соблюдение конституции, но и то, что государством надежно охраняются права и свободы человека и гражданина, а само государство подчиняется праву». Конституционный строй определяется ими как форма или способ организации государства, обеспечивающий подчинение его праву и характеризующий его как конституционное государство.
Н.А. Богданова рассматривает конституционный строй как устройство государства и общества, закрепленное в конституции. Очень близкое к этому определению понятие конституционного строя дается А.А. Безугловым и С.А. Солдатовым. Они рассматривают его как устройство гражданского общества и государства, закрепленное в конституции. В.Т. Кабышев определяет конституционный строй как систему конституционных отношений, как продукт конституционно-правового регулирования, а также конституционных норм и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего реального строя.
Таким образом, из приведенных определений конституционного строя следует, что его понятие связывают:
-с системой основополагающих общественных отношений, закрепленных в конституции;
-с системой общественных отношений, складывающихся в государстве и обществе;
-с устройством государства и общества (или гражданского общества), закрепленного в конституции;
-с целостной системой социально-правовых отношений и институтов, подчиненных нравственным и конституционным велениям.
Эти позиции авторов по вопросу о понятии конституционного строя приобретают все больше сторонников.
Иной взгляд о понятии конституционного строя изложен М.В. Баглаем. Под конституционном строем он понимает порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией. В отличие от вышеприведенных определений, он выделяет соблюдение прав и свобод человека и гражданина, что в большей степени соответствует понятию конституционного строя, но вряд ли и его точку зрения можно признать верной. Указание на соблюдение прав и свобод человека и гражданина, закрепление в конституции общественного и государственного строя, а также подчинение государства праву или конституции не раскрывает содержательную сущность конституционного строя. В государстве могут соблюдаться права и свободы человека и гражданина, конституцией устанавливаться общественный и государственный строй, государство будет подчиняться праву, однако строй будет неконституционным. Поэтому приведенная позиция по вопросу о понятии конституционного строя являются не бесспорной.[4]
Заслуживает особого внимания определение конституционного строя, данное Н.А. Михалевой. Она считает, что конституционный строй - это общественный строй, в котором функционирует правовое государство с республиканской формой правления, установлен демократический политический режим, признаются приоритетное положение личности и незыблемость частной собственности, разделение властей, верховенство права и закона.
Несмотря на то, что это определение, на наш взгляд, наиболее полно отражает содержательную сущность конституционного строя, но и оно не лишено некоторых недостатков, что позволяет присоединиться к вопросам, поставленным Б.Н. Габричидзе, А.Н. Ким-Кименом и А.Г. Чернявским.
Конституцией государства всегда закрепляется определенный общественный и государственный строй. Однако их закрепление в основном законе государства и общества нельзя рассматривать как конституционный строй даже при условии соблюдения норм этого закона, подчинения государства праву. Понятие конституционного строя нельзя сводить к конституционному закреплению общественного или государственного строя или только к демократическому режиму, соблюдению прав и свобод человека и гражданина, подчинению государства праву. На мой взгляд, для конституционного строя характерен набор определенных признаков, характерных черт, которые позволяют признать в государстве существование такого строя. Как представляется, к ним следует отнести: признание и гарантированность естественных и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина, гуманистический и цивилизованный характер общественных отношений, устойчивость, стабильность и целостность общественных отношений, их правовой характер, демократизм.
Понятие конституционного строя следует раскрывать, как представляется, через конституционализм, под которым понимается система идей, которые соответствуют модели справедливого демократического общества, социального государства. Идеи демократии основываются, прежде всего, на идеалах социальной справедливости, свободы и независимости каждой личности, признании ее права выражать и отстаивать собственный интерес политическими средствами. Идеи социального государства связаны с социальными требованиями к государству по обеспечению минимально необходимых условий, благоприятствующих свободному развитию личности. В его основе лежит принцип - «государство служит человеку», обеспечивает интересы индивида.
Таким образом, на наш взгляд, понятие конституционного строя можно рассматривать:
-как систему общественных отношений, развивающихся в государстве и обществе в соответствии с идеями конституционализма;
-как особый вид общественного и государственного строя, для которого присущи идеи и ценности конституционализма.