Практика реализации основных положений конституционного строя на современном этапе развития страны

 

Основы конституционного строя закреплены в пер­вой главе Конституции РФ, основные права человека и гражданина - во второй. Эти две главы (а также глава 9 о пересмотре и поправках к Конституции) являются согласно Основному закону, неизменяемыми. При не­обходимости их может изменить только Конституцион­ное собрание (закон о нем еще не принят). Оно вправе или оставить действующую Конституцию России, или подготовить новый проект конституции, который оно может приять само, а может вынести на референдум. Все эти положения являются важными конституци­онными гарантиями устойчивости конституционного строя, стабильности его основных принципов.[9]

По вопросу о понятии конституционного строя, его элементов в науке существуют разные мнения. Пред­ставляется, что путем анализа и синтеза норм не только первых двух глав, но и других положений Конституции РФ (в других главах тоже есть некоторые нормы, отно­сящиеся к основам конституционного строя), исполь­зуя логический метод и метод сравнения с прежними российскими конституциями, можно установить, что основы конституционного строя современной России включают пять составляющих: основы правового по­ложения человека, конституционные основы экономи­ческой системы, социальной системы, политической системы и духовной жизни общества.

Первое - это, прежде всего, тезис о человеке как высшей ценности (ст. 2). Понятно, что человек - ос­нова всего сущего в общественном и государственном строе. Без него нет производства, общественных объединений, самого общества и государства. По­ложение о «ценности человеческой личности» есть в конституциях некоторых мусульманских стран (ст. 11 Конституции Бангладеш 1972 г), о «высшей ценности человека» говорится в п. 6 ст. 2 Конституции Ислам­ской Республики Иран 1979 г. Однако роль человека в этих мусульманских странах связана с волей Алла­ха, который руководит всеми действиями человека. В российской Конституции человек - творческая личность, хотя его трудовое творческое начало вы­ражено недостаточно (в основном, как лица, свободно избирающего форму общественного труда, включая предпринимательскую деятельность (ст. 8, 37) и свободно занимающегося творческой деятельностью (ст. 44). Роль трудящегося человека-творца может быть выражена в конституции более рельефно.

В менталитете западных стран и в западной со­циологии длительное время (до 90-х гг. XX в.) го­сподствовала концепция «государства благоденствия» по отношению к человеку. Теперь от нее отказались. Практика показала, что сама идея невыполнима и ведет к иждивенчеству человека, который переносит все свои заботы на государство. Теперь считается (и об этом говорилось при принятии некоторых новых конституций латиноамериканских стран), что госу­дарство обязано обеспечить только основные нужды человека (прожиточный минимум, определенный уровень образования и медицинского обслуживания и др.), но человек должен быть сам экономически активен, заботиться о себе и своей семье.

В отличие от зарубежных конституций, где назван только сам принцип социального государства, в ст. 7 Конституции РФ указаны и его задачи по отношению к человеку: «создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека».

Однако меры, принимаемые в этом направлении, не­достаточны (в наши дни сказываются также проблемы с ценами на экспортируемую нефть и зарубежные санк­ции). По индексу развития человеческого потенциала Россия в 2014 г. (по данным экспертов ООН) находи­лась на 57 месте (за Оманом), впереди многие бывшие социалистические страны: Чехия - 28, Польша - 35, Венгрия - 43, Румыния - 54, а также бывшие союзные республики СССР - страны Прибалтики (Латвия, Лит­ва, Эстония). Впереди Куба (44). Для сравнения: США находятся на 5 месте, Китай - на 91 позиции, Канада - 8, Великобритания - 14, Франция - 20, Греция - 29, Аргентина - 49, Египет - 110, Белоруссия - 53.

В России прожиточный минимум невысок. В соот­ветствии с Постановлением Правительства РФ № 1321 от 5 декабря 2014 г., величина прожиточного минимума в целом по России за III квартал 2014 г. на душу населения составляет 8 086 рублей в месяц[10]. Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), согласно одноименному Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ, составляет - 5 965 руб­лей.[11] До катастрофического падения рубля в конце 2014 г. - начале 2015 г. российский МРОТ составлял 87,26 евро в месяц (по другим данным - 79 евро). Конечно, России неизмеримо далеко до МРОТ в Австралии (2 450 евро в месяц - разница почти в 300 раз), до Франции (1 445,28 евро), но не близко даже до Польши (405 евро) или Румынии (205,34 евро), у которых нет нефтяных или газовых богатств. Материальное положение российского человека влияет на устойчивость развития страны.

Вторая составляющая - основы экономического строя общества. К числу элементов экономической системы, регулируемых в конституционном порядке, относятся:

Многообразие и равноправие форм собственно­сти, включая частную (ч. 2 ст. 8). В Конституции РФ названы следующие формы собственности в России: частная, государственная, муниципальная, сказано о возможности иных форм (ч. 2 ст. 8). В России суще­ствует собственность общественных объединений, религиозных организаций, кооперативная и личная собственность, не названые в Конституции РФ. При­равнивание некоторых этих видов к частной соб­ственности, на наш взгляд, неверно. Конституция РФ предусматривает равную защиту всех форм собствен­ности, что отрицалось в условиях советского строя.

Свобода экономической, в том числе предпри­нимательской, и иной деятельности, не запрещенной законом (ст. 8, 24). Предприниматель теперь не рас­сматривается как эксплуататор. Его труд полезен и необходим для общества. Предпринимательская деятельность возможна после получения лицензии, регистрации, покупки патента и т. д.

Единство экономического пространства при свободном перемещении товаров услуг и финансо­вых средств (ч. 1 ст. 8). Законодательство запрещает установление таможенных и иных барьеров между субъектами РФ.

Свобода и поддержка конкуренции в экономике (ст. 8). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовест­ную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем общественная необходимость вызывает к жизни так называемые естественные монополии (например, трубопроводный транспорт, связь, в ОАО «Российские железные дороги» 100 % акций принадлежат государству), но по закону естественные монополии обязаны допускать на рынок других предпринимателей на определенных условиях.

Свобода выбора человеком форм своего обще­ственного труда (ст. 37). Вне трудовой деятельности

Целостное регулирование основ экономической системы обеспечивает ее устойчивость юридическими средствами. Вместе с тем в Конституцию РФ не вошли из советского опыта некоторые положения, которые теперь используются в конституциях зарубежных ка­питалистических стран. Например, о планировании и прогнозировании социально-экономического развития (конституции Бразилии, Испании, Португалии), об объектах исключительной государственной собствен­ности (конституции Болгарии, и Испании), о роли труда в обществе (Конституция Италии).

Третья составляющая — основы социальной системы. В Конституции РФ есть развернутые фор­мулировки о социальном государстве (об этом сказано выше), в преамбуле содержится важное положение о гражданском мире и согласии, что было достигнуто в определенной мере после применения вооруженных форм борьбы и принятия Конституции РФ в 1993 г. Однако в Конституции РФ отсутствует положение о социальной ориентации экономики (Конституция Польши 1997 г.) о целях достижения социальной справедливости, что идет от марксизма, но такая формулировка теперь широко используется в консти­туциях зарубежных стран (конституции Индии 1949 г., Португалии 1976 г., Бразилии 1988 г., Сальвадора 1983 г., Египта 2014 г. и др.). Развернутые положения об «экономической, социальной и политической спра­ведливости» содержатся в конституциях некоторых названных стран. Отсутствуют в Конституции РФ положения о социальном партнерстве (правда, об этом есть указание в ст. 27 Трудового кодекса РФ[12]), о принципе распределения общественного продукта, об отношениях социальных слоев в обществе.

Понятно, что в условиях 1993 г. содержание мно­гих таких положений было неясно, но теперь их от­сутствие в основном законе ослабляет устойчивость социальной системы. Ее ослабляет и огромное соци­альное неравенство. В России самый высокий уро­вень неравенства в доходах - 10 % населения имеют 84,8 % богатства общества. Разрыв между богатыми и бедными огромен. Для статистики обычно берется сравнение доходов 10 % тех и других, по официаль­ной статистике последних лет разрыв между ними в России составляет 14-18 раз (по неофициальной статистике исследователей-экономистов - гораздо больше), а в западной Европе - 6-8 раз.[13]

Четвертый элемент — основы политической системы. Конституция РФ содержит основные по­ложения, призванные обеспечить устойчивость этой системы. В ней закрепляется суверенитет, власть на­рода (ст. 3), государственный суверенитет (преамбула, ст. 4), принцип демократического государства (ст. 1), сказано о главных решающих формах непосредствен­ной демократии (свободные выборы и референдум - ст. 3), о многопартийности, об общественных объеди­нениях, о политическом и идеологическом многооб­разии (ст. 13, 14). В достаточной мере регулируются государственно-территориальное устройство. Правда, в Конституции РФ не сказано о девяти федеральных округах, которые создавались указами Президента РФ и об административно-территориальных единицах с особым статусом (АТЕОС), созданных на месте не­которых прежних автономных округов в отдельных субъектах РФ при их объединении. Ничто не мешает включить для определенности такие положения в гл. 3 Конституции РФ. В необходимой мере и вместе с тем без излишеств, присущих многим зарубежным конституциям (особенно англосаксонской и лати­ноамериканской правовых семей) урегулированы система и отношения органов государства, местное самоуправление.

Такие принципы и нормы обеспечивают устой­чивое функционирование политической системы на основе принципа политической конкуренции. Однако такой принцип не записан в Конституции РФ (он есть, например, в Конституции Чехии 1992 г.), в нормах об общественных объединениях доминируют запретительные положения, их роль, как роль партий в обществе, не определены (о последнем говорится теперь во многих зарубежных конституциях), от­сутствует положение о политической оппозиции, ее месте и правах (это есть, например, в Конституции Бразилии 1988 г. и целая глава в Конституции Ко­лумбии 1992 г.).

Выше сказано о краткости (при до­статочной ясности) положений Конституции РФ по вопросам системы органов государства, но некоторые положения о принципах их отношений можно было бы развернуть.

Последний элемент — конституционные осно­вы духовной жизни общества. В Конституции РФ закреплены важные принципы светского государ­ства, идеологического многообразия (в СССР была обязательной идеология марксизма-ленинизма), запрет устанавливать какую-либо идеологию как обязательную, свобода религии, запрет устанавливать государственную религию, равноправие религиозных конфессий (ст. 14), свобода, научного, художественно­го и иных видов творчества (ст. 44). Такие положения Конституции РФ идут гораздо дальше норм зару­бежных конституций. Они обеспечивают духовную стабильность в обществе. Однако было бы не лишним использовать, возможно, в иной редакции, советский лозунг о дружбе народов и положения о суровом нака­зании проявлений национальной вражды, пропаганды национального неравенства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: