Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции РФ, основные права человека и гражданина - во второй. Эти две главы (а также глава 9 о пересмотре и поправках к Конституции) являются согласно Основному закону, неизменяемыми. При необходимости их может изменить только Конституционное собрание (закон о нем еще не принят). Оно вправе или оставить действующую Конституцию России, или подготовить новый проект конституции, который оно может приять само, а может вынести на референдум. Все эти положения являются важными конституционными гарантиями устойчивости конституционного строя, стабильности его основных принципов.[9]
По вопросу о понятии конституционного строя, его элементов в науке существуют разные мнения. Представляется, что путем анализа и синтеза норм не только первых двух глав, но и других положений Конституции РФ (в других главах тоже есть некоторые нормы, относящиеся к основам конституционного строя), используя логический метод и метод сравнения с прежними российскими конституциями, можно установить, что основы конституционного строя современной России включают пять составляющих: основы правового положения человека, конституционные основы экономической системы, социальной системы, политической системы и духовной жизни общества.
|
|
Первое - это, прежде всего, тезис о человеке как высшей ценности (ст. 2). Понятно, что человек - основа всего сущего в общественном и государственном строе. Без него нет производства, общественных объединений, самого общества и государства. Положение о «ценности человеческой личности» есть в конституциях некоторых мусульманских стран (ст. 11 Конституции Бангладеш 1972 г), о «высшей ценности человека» говорится в п. 6 ст. 2 Конституции Исламской Республики Иран 1979 г. Однако роль человека в этих мусульманских странах связана с волей Аллаха, который руководит всеми действиями человека. В российской Конституции человек - творческая личность, хотя его трудовое творческое начало выражено недостаточно (в основном, как лица, свободно избирающего форму общественного труда, включая предпринимательскую деятельность (ст. 8, 37) и свободно занимающегося творческой деятельностью (ст. 44). Роль трудящегося человека-творца может быть выражена в конституции более рельефно.
В менталитете западных стран и в западной социологии длительное время (до 90-х гг. XX в.) господствовала концепция «государства благоденствия» по отношению к человеку. Теперь от нее отказались. Практика показала, что сама идея невыполнима и ведет к иждивенчеству человека, который переносит все свои заботы на государство. Теперь считается (и об этом говорилось при принятии некоторых новых конституций латиноамериканских стран), что государство обязано обеспечить только основные нужды человека (прожиточный минимум, определенный уровень образования и медицинского обслуживания и др.), но человек должен быть сам экономически активен, заботиться о себе и своей семье.
|
|
В отличие от зарубежных конституций, где назван только сам принцип социального государства, в ст. 7 Конституции РФ указаны и его задачи по отношению к человеку: «создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Однако меры, принимаемые в этом направлении, недостаточны (в наши дни сказываются также проблемы с ценами на экспортируемую нефть и зарубежные санкции). По индексу развития человеческого потенциала Россия в 2014 г. (по данным экспертов ООН) находилась на 57 месте (за Оманом), впереди многие бывшие социалистические страны: Чехия - 28, Польша - 35, Венгрия - 43, Румыния - 54, а также бывшие союзные республики СССР - страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония). Впереди Куба (44). Для сравнения: США находятся на 5 месте, Китай - на 91 позиции, Канада - 8, Великобритания - 14, Франция - 20, Греция - 29, Аргентина - 49, Египет - 110, Белоруссия - 53.
В России прожиточный минимум невысок. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1321 от 5 декабря 2014 г., величина прожиточного минимума в целом по России за III квартал 2014 г. на душу населения составляет 8 086 рублей в месяц[10]. Минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), согласно одноименному Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 408-ФЗ, составляет - 5 965 рублей.[11] До катастрофического падения рубля в конце 2014 г. - начале 2015 г. российский МРОТ составлял 87,26 евро в месяц (по другим данным - 79 евро). Конечно, России неизмеримо далеко до МРОТ в Австралии (2 450 евро в месяц - разница почти в 300 раз), до Франции (1 445,28 евро), но не близко даже до Польши (405 евро) или Румынии (205,34 евро), у которых нет нефтяных или газовых богатств. Материальное положение российского человека влияет на устойчивость развития страны.
Вторая составляющая - основы экономического строя общества. К числу элементов экономической системы, регулируемых в конституционном порядке, относятся:
Многообразие и равноправие форм собственности, включая частную (ч. 2 ст. 8). В Конституции РФ названы следующие формы собственности в России: частная, государственная, муниципальная, сказано о возможности иных форм (ч. 2 ст. 8). В России существует собственность общественных объединений, религиозных организаций, кооперативная и личная собственность, не названые в Конституции РФ. Приравнивание некоторых этих видов к частной собственности, на наш взгляд, неверно. Конституция РФ предусматривает равную защиту всех форм собственности, что отрицалось в условиях советского строя.
Свобода экономической, в том числе предпринимательской, и иной деятельности, не запрещенной законом (ст. 8, 24). Предприниматель теперь не рассматривается как эксплуататор. Его труд полезен и необходим для общества. Предпринимательская деятельность возможна после получения лицензии, регистрации, покупки патента и т. д.
Единство экономического пространства при свободном перемещении товаров услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8). Законодательство запрещает установление таможенных и иных барьеров между субъектами РФ.
Свобода и поддержка конкуренции в экономике (ст. 8). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34). Вместе с тем общественная необходимость вызывает к жизни так называемые естественные монополии (например, трубопроводный транспорт, связь, в ОАО «Российские железные дороги» 100 % акций принадлежат государству), но по закону естественные монополии обязаны допускать на рынок других предпринимателей на определенных условиях.
|
|
Свобода выбора человеком форм своего общественного труда (ст. 37). Вне трудовой деятельности
Целостное регулирование основ экономической системы обеспечивает ее устойчивость юридическими средствами. Вместе с тем в Конституцию РФ не вошли из советского опыта некоторые положения, которые теперь используются в конституциях зарубежных капиталистических стран. Например, о планировании и прогнозировании социально-экономического развития (конституции Бразилии, Испании, Португалии), об объектах исключительной государственной собственности (конституции Болгарии, и Испании), о роли труда в обществе (Конституция Италии).
Третья составляющая — основы социальной системы. В Конституции РФ есть развернутые формулировки о социальном государстве (об этом сказано выше), в преамбуле содержится важное положение о гражданском мире и согласии, что было достигнуто в определенной мере после применения вооруженных форм борьбы и принятия Конституции РФ в 1993 г. Однако в Конституции РФ отсутствует положение о социальной ориентации экономики (Конституция Польши 1997 г.) о целях достижения социальной справедливости, что идет от марксизма, но такая формулировка теперь широко используется в конституциях зарубежных стран (конституции Индии 1949 г., Португалии 1976 г., Бразилии 1988 г., Сальвадора 1983 г., Египта 2014 г. и др.). Развернутые положения об «экономической, социальной и политической справедливости» содержатся в конституциях некоторых названных стран. Отсутствуют в Конституции РФ положения о социальном партнерстве (правда, об этом есть указание в ст. 27 Трудового кодекса РФ[12]), о принципе распределения общественного продукта, об отношениях социальных слоев в обществе.
Понятно, что в условиях 1993 г. содержание многих таких положений было неясно, но теперь их отсутствие в основном законе ослабляет устойчивость социальной системы. Ее ослабляет и огромное социальное неравенство. В России самый высокий уровень неравенства в доходах - 10 % населения имеют 84,8 % богатства общества. Разрыв между богатыми и бедными огромен. Для статистики обычно берется сравнение доходов 10 % тех и других, по официальной статистике последних лет разрыв между ними в России составляет 14-18 раз (по неофициальной статистике исследователей-экономистов - гораздо больше), а в западной Европе - 6-8 раз.[13]
|
|
Четвертый элемент — основы политической системы. Конституция РФ содержит основные положения, призванные обеспечить устойчивость этой системы. В ней закрепляется суверенитет, власть народа (ст. 3), государственный суверенитет (преамбула, ст. 4), принцип демократического государства (ст. 1), сказано о главных решающих формах непосредственной демократии (свободные выборы и референдум - ст. 3), о многопартийности, об общественных объединениях, о политическом и идеологическом многообразии (ст. 13, 14). В достаточной мере регулируются государственно-территориальное устройство. Правда, в Конституции РФ не сказано о девяти федеральных округах, которые создавались указами Президента РФ и об административно-территориальных единицах с особым статусом (АТЕОС), созданных на месте некоторых прежних автономных округов в отдельных субъектах РФ при их объединении. Ничто не мешает включить для определенности такие положения в гл. 3 Конституции РФ. В необходимой мере и вместе с тем без излишеств, присущих многим зарубежным конституциям (особенно англосаксонской и латиноамериканской правовых семей) урегулированы система и отношения органов государства, местное самоуправление.
Такие принципы и нормы обеспечивают устойчивое функционирование политической системы на основе принципа политической конкуренции. Однако такой принцип не записан в Конституции РФ (он есть, например, в Конституции Чехии 1992 г.), в нормах об общественных объединениях доминируют запретительные положения, их роль, как роль партий в обществе, не определены (о последнем говорится теперь во многих зарубежных конституциях), отсутствует положение о политической оппозиции, ее месте и правах (это есть, например, в Конституции Бразилии 1988 г. и целая глава в Конституции Колумбии 1992 г.).
Выше сказано о краткости (при достаточной ясности) положений Конституции РФ по вопросам системы органов государства, но некоторые положения о принципах их отношений можно было бы развернуть.
Последний элемент — конституционные основы духовной жизни общества. В Конституции РФ закреплены важные принципы светского государства, идеологического многообразия (в СССР была обязательной идеология марксизма-ленинизма), запрет устанавливать какую-либо идеологию как обязательную, свобода религии, запрет устанавливать государственную религию, равноправие религиозных конфессий (ст. 14), свобода, научного, художественного и иных видов творчества (ст. 44). Такие положения Конституции РФ идут гораздо дальше норм зарубежных конституций. Они обеспечивают духовную стабильность в обществе. Однако было бы не лишним использовать, возможно, в иной редакции, советский лозунг о дружбе народов и положения о суровом наказании проявлений национальной вражды, пропаганды национального неравенства.