double arrow

Система управления элеронами. Система обеспечивает поперечное управление самолётом при помощи элеронов

 

Система обеспечивает поперечное управление самолётом при помощи элеронов. Управление элеронами осуществляется вручную с помощью жёсткой проводки от штурвалов или от АБСУ-134А.

 

Состав системы.

1) Штурвалы лётчиков (2шт).

 

2) Жёсткая проводка управления проходит от левой колонки по левому борту под полом гермокабины. В районе шп.27 проводка раздваивается и через гермовыводы (шп.27…28) выходит в негерметичные носки крыла. По носку крыла проводка проложена до района 18…19 нервюры. Долее она, пройдя через кессон ОЧК, на заднем лонжероне ОЧК присоединяется к элеронам. На качалках жёсткой проводки в районе 18…19 нервюры находятся упоры, ограничивающие максимальные углы отклонения элеронов.

Осевой люфт элерона не допускается. Максимально допустимый люфт задней кромки элерона под нагрузкой 10кгс не должен превышать:

· для внутренних секций 9мм;

· для внешних секций 6мм.

 

3) Рулевая машина РД-25ФА (шп.20…21, левый борт под полом) является исполнительным агрегатом поперечного канала АБСУ-134А. Она соединяется с жёсткой проводкой управления при помощи тросовой проводки. При работе рулевой машины отклоняются элероны и штурвалы. В случае необходимости (например, если при отключении АБСУ, РД-25ФА не выключилась), рулевая машина может быть отключена при помощи механизма «отстрела» рулевой машины (аналогично, что и РД-25ФА продольного канала)

 


5) Триммеры-флетнеры элеронов (внутренние секции элеронов). Могут работать в качестве триммера и в качестве флетнера (сервокомпенсатора).

А) При работе вкачестве триммера отклонение триммер-флетнера через жёсткую проводку осуществляет эл/механизм МП-100МТ-20 (2шт, 2-й лонжерон ОЧК, нерв.16…17). Время перекладки МП-100МТ-20 из одного крайнего положения в другое 4…6с. Управление МП-100МТ-20 осуществляется нажимными переключателями «ТРИММЕРЫ КРЕН ЛЕВ – ПРАВ» (2шт, средний пульт лётчиков; у Ту-134А,Б,УБ-Ш на боковых панелях лётчиков). Нейтральное положение штока правого МП-100МТ-20 сигнализируется горением белых ламп «ТРИММЕРЫ КРЕН НЕЙТРАЛЬНО» (средний пульт лётчиков). Триммировать можно при любом положении элеронов. При нажатии переключателя «ТРИММЕРЫ КРЕН» влево, левый триммер-флетнер отклоняется вниз, а правый – вверх. В этот момент, левый элерон стремится подняться вверх, правый – вниз, а штурвал стремиться повернуться влево (отклонение элеронов и поворот штурвала происходит только в полёте под влиянием аэродинамических сил).

В процессе эксплуатации могут иметь место случаи рассогласования положения левого и правого триммеров элеронов. Для контроля за их взаимным положением и согласования их положения на щитке запуска двигателей (левый пульт кабины лётчиков) установлен пульт синхронизации триммеров элеронов (левый верхний угол щитка запуска). Синхронизация положения триммеров элеронов производится только на земле перед полётом следующим образом:

· нажимным переключателем «ТРИММЕРЫ КРЕН» (средний пульт лётчиков) установить нейтрально триммер правого элерона, при этом, должны загореться белые лампы «ТРИММЕРЫ КРЕН НЕЙТРАЛЬНО» (средний пульт лётчиков);

· нажимным переключателем, находящимся на пульте синхронизации установить нейтрально триммер левого элерона, при этом, должна загореться белая лампа, находящаяся на пульте синхронизации;

· если горят лампы «ТРИММЕРЫ КРЕН НЕЙТРАЛЬНО» (средний пульт лётчиков) и лампа на пульте синхронизации (штоки МП-100МТ-20 триммеров-флетнеров обоих элеронов находятся в нейтральном положении), то синхронизация считается выполненной.

Б) При работе в качестве флетнера отклонение триммер-флетнера осуществляется автоматически в сторону противоположную отклонению элеронов, защёт кинематической связи с элероном и крылом. Максимальному отклонению элерона должны соответствовать максимальное отклонение флетнера. При несоблюдении этого условия, при левом и правом крене, нагрузки на штурвале будут различными.

Максимальные углы отклонения триммер-флетнеров:

· в качестве триммеров ±3о±30!;

· в качестве флетнеров ±6о±30!;

· суммарные отклонения ±9о±1о.

Максимально допустимый осевой люфт триммер-флетнера не должен превышать 0,5…1мм. Максимально допустимый люфт задней кромки триммер-флетнера под нагрузкой 10кгс не должен превышать 2мм.

 

6) Флетнеры элеронов (внешние секции элеронов). Флетнер отклоняется автоматически в сторону противоположную отклонению элерона, защёт кинематической связи с элероном и крылом. Максимальному отклонению элерона должно соответствовать максимальное отклонение флетнера. При несоблюдении этого условия, при левом и правом крене, нагрузки на штурвале будут различными.

Максимальные углы отклонения флетнеров ±6о±30!.

Максимально допустимый осевой люфт флетнера не должен превышать 0,5…1мм. Максимально допустимый люфт задней кромки флетнера под нагрузкой 10кгс не должен превышать 1,5мм.

 

Работа системы.

При повороте штурвалов через жёсткую проводку отклоняются элероны. Приборов контролирующих положение элеронов нет.

Максимальные углы отклонения элеронов:

· при управлении от штурвалов ±19о±1о;

· при управлении от рулевой машины РД-25ФА ±6о±30!.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: