Система управления рулём высоты. Система обеспечивает продольное управление самолётом при помощи руля высоты (РВ), который состоит из 2-х половин (левой и правой)

 

Система обеспечивает продольное управление самолётом при помощи руля высоты (РВ), который состоит из 2-х половин (левой и правой). Управление РВ осуществляется вручную с помощью жёсткой проводки от штурвальных колонок или от АБСУ-134А.

 

Состав системы.

1) Штурвальные колонки (2шт). Штурвальная колонка состоит из: штурвала; головки (на которой крепится штурвал); трубы; колена (к которому крепится труба и секторная качалка); секторной качалки (входит в систему управления элеронами). Штурвальные колонки и штурвалы лётчиков жёстко связаны между собой.

На штурвале КЭ расположены:

· кнопка «РАДИО» (левый рог);

· кнопка «СПУ» (левый рог);

· гашетка для выпуска интерцепторов (левый рог);

· нажимной переключатель «ТРИММЕР РВ» (левый рог);

· кнопка быстрого отключения АБСУ (левый рог);

Штурвал правого лётчика является зеркальным отражением штурвала левого лётчика, только на нём нет гашетки выпуска интерцепторов, а на одном из рогов установлена кнопка управления выстрелом штанги дозаправки топливом в полёте.

Нейтральное положение колонки штурвала принято равным 4О±15! вперёд от теоретической вертикали. В нейтральном положении допускается смещение одной колонки относительно другой не более 2мм. Диапазон хода колонки: на себя -330±12мм (20О±45!); от себя +156±12мм (10О±45!). Диапазон поворота штурвала ±125О±6О15!.

Усилие сухого трения не должно превышать:

· на штурвальной колонке при её отклонении: на себя – 9кгс; от себя – 2кгс;

· на штурвале при его поворотах – 5,5кгс.

 

2) Жёсткая проводка управления проходит от левой колонки по левому борту под полом гермокабины. При этом, в районе шп.28…34 проводка проложена внутри кессона центроплана. Через гермовывод (шп.55) проводка выходит в негерметичную ХЧФ. Далее в хвостовой части киля проводка поднимается вверх в концевой обтекатель киля, где крепится к карданному валу, соединяющему обе половины РВ. На этом карданном вале находятся упоры, ограничивающие максимальные углы отклонения РВ.

Максимально допустимый люфт задней кромки РВ под нагрузкой 10кгс не должен превышать 2,5мм.

 

3) Рулевая машина РД-25ФА (шп.60…62) является исполнительным агрегатом продольного канала АБСУ-134А. Она соединяется с жёсткой проводкой управления при помощи тросовой проводки. При работе рулевой машины отклоняются РВ и штурвальные колонки. В случае необходимости (например, если при отключении АБСУ, РД-25ФА не выключилась), рулевая машина может быть отключена при помощи механизма «отстрела» рулевой машины. Этот механизм находится на большом секторе тросовой проводки рулевой машины. При его срабатывании разрушается шпонка большого сектора, после чего вращение шкива рулевой машины не передаётся на проводку управления РВ. В механизме отстрела используется пиропатрон ПП-9. Механизм отстрела включается выключателем «РМ АП ОТСТРЕЛ» (верхний пульт).

ПРИМЕЧАНИЕ: при включении выключателя «РМ АП ОТСТРЕЛ» срабатывают механизмы отстрела рулевых машин во всех 3-х каналах управления (РВ, РН, элероны).

Эл/цепи механизмов отстрела рулевых машин на земле можно проверить. Для этого необходимо нажать на кнопку контроля «ИСПРАВНОСТЬ» (панель АЗС, за креслом КЭ, в проходе). В случае если пиропатроны исправны должны загореться лампы «ИСПРАВНОСТЬ ПП-Т», «ИСПРАВНОСТЬ ПП-К», «ИСПРАВНОСТЬ ПП-Кр» (рядом с кнопкой).

 

4) Триммер руля высоты состоит из 2-х половин, которые установлены по 1-й на каждой половине РВ. Триммер РВ может управляться электрически и в ручную через тросовую проводку.

А) Электрически триммер РВ управляется с помощью эл/механизма УТ-15 (концевой обтекатель киля), который в свою очередь управляется нажимным переключателями «ТРИММЕР РВ» (штурвалы лётчиков) или при включенной АБСУ автоматом триммирования АТ-3.

АТ-3 включается-выключается одновременно с включением-выключением продольного канала АБСУ-134А. При этом, при включении АТ-3 отключается управление УТ-15 от нажимных переключателей «ТРИММЕР РВ». Автомат триммирования включает УТ-15, при возникновении нагрузки 15±5кгс на барабане рулевой машины системы управления РВ. АТ-3 одновременно с подачей управляющего сигнала на УТ-15, выдаёт сигнал на отклонение от нейтрали стрелки указателя «АВТОТРИММЕР РВ» (низ левой части приборной доски лётчиков). Обратно к нейтрали эта стрелка возвращается по мере снятия нагрузки с барабана рулевой машины.

Эл/механизм УТ-15 автоматически выключается при неисправностях АТ-3, вызывающих перекладку триммера в сторону увеличения усилий или не снятия предельно допустимых усилий с барабана рулевой машины за время более 6с. В этом случае загорается лампа, находящаяся на указателе указателя «АВТОТРИММЕР РВ».

Кроме того, эл/механизм УТ-15 может быть отключен вручную. Для этого необходимо закрыть колпачок выключателя «ОТКЛЮЧЕНИЕ ТРИММЕРА РВ» (верхний пульт лётчиков). Этот выключатель разрывает эл/цепь питания УТ-15. Нормальное положение этого выключателя верхнее с поднятым колпачком.

Б) Вручную триммер РВ управляетс я с помощью тросовой проводки, приводимой в действие штурвалами триммера РВ (средний пульт лётчиков; у Ту-134А,Б,УБ-Ш боковые пульты лётчиков). Тросовая проводка проложена под полом гермокабины (посредине). При этом, в районе шп.28…34 проводка проложена внутри кессона центроплана. Через гермовывод (шп.55) проводка выходит в негерметичную ХЧФ. Поднимается вверх по хвостовой части киля. В концевом обтекателе киля тросовая проводка (2-а троса) присоединяется к нижней части распределительного барабана (концевой обтекатель киля). К валу распределительного барабана крепится так же эл/механизм электрического триммирования УТ-15. К верхней части распределительного барабана присоединяется тросовая проводка (4-е троса), которая непосредственно управляет триммерами. Она и приводит во вращение винтовые подъёмники триммеров РВ (внутри половин РВ).

На корпусе распределительного барабана установлены КВ ограничивающие отклонение триммера РВ при электрическом управлении (отключает УТ-15). Для механического ограничения максимальных углов отклонения триммера РВ на шп.21 установлена текстолитовая накладка с прорезями для тросов, а на тросах напрессованы шарики-ограничители. С самолёта №61000 на тросах вместо шариков установлены съёмные упоры-ограничители, стягиваемые 2-я болтами.

Усилие необходимое для вращения штурвала триммера РВ должно быть не более 3,5кгс. Величина люфта на задней кромке триммера РВ при приложении усилия 10кгс не должна превышать 2мм.

При вращении штурвала триммера РВ на «ПИКИРОВАНИЕ» (от себя) триммер РВ будет отклоняться хвостиком вверх. В этом случае РВ будет стремиться отклониться вниз, а колонка штурвала – от себя. При вращении штурвала триммера РВ на «КАБРИРОВАНИЕ» (на себя) триммер РВ будет отклоняться хвостиком вниз. В этом случае РВ будет стремиться отклониться вверх, а колонка штурвала – на себя (отклонение РВ и перемещение колонки штурвала происходит только в полёте под влиянием аэродинамических сил).

Контроль положения триммера РВ осуществляется по механическому указателю положения триммера РВ (рядом со штурвалом триммера РВ), который связан с тросовой проводкой триммера РВ. Цена деления на указателе 2о±30!. Допустимая разница между левым и правым указателями не более 1о (полделения).

Максимальные углы отклонения триммера РВ:

· при управлении от переключателей «ТРИММЕР РВ» –3о±30!…+ 4о±30!;

· при управлении от автомата триммирования –4о±30!…+ 7о±30!;

· при управлении от штурвала триммера РВ –8о±30!…+ 8о±30!.

 

Работа системы.

При перемещении штурвальных колонок через жёсткую проводку поворачивается РВ. Приборов контролирующих положение РВ нет.

Максимальные углы отклонения РВ:

· при управлении от штурвальных колонок –22о±1о…+ 16о-1;

· при управлении от рулевой машины РД-25ФА –13о±1о…+ 9о+2-1.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: