Организационные структуры информационно-музыкальных радиостанций и принципы их программирования

Основы структурной организации информационно-музыкаль­ных и чисто музыкальных радиостанций, принципы подбора пер­сонала и сетки вещания определяются множеством разнообраз­ных факторов, среди которых выделим следующие.

— Размеры потенциальной аудитории, т.е. количество, социаль­ный и демографический состав населения, на которое ориен­тирована работа радиостанции. Важнейшим здесь является во­прос, интересует ли станцию все население региона или ка­кая-то его часть.

— Выбранный тип вещания — многопрофильный, подразумеваю­щий подготовку и выпуск в эфир передач разных направле­ний: информационных, просветительских, общественно-поли­тических, образовательных, развлекательных, — или локаль­ный, когда четко определен один вид вещания для одной груп­пы слушателей, например музыка для пенсионеров или танце­вальная музыка для молодежи. Если радиостанция работает как музыкальная в режиме «тгшс поп 8!ор», то ей не нужен, скажем, информационнъш отдел, зато музыкальных редакто­ров может быть несколько. И наоборот, если для станции при­оритетным является информационное вещание, то в ее штат войдут корреспонденты, комментаторы, репортеры, а музыкаль­ное программирование будет скорее всего вестись с помощью компьютера.

— Объем рекламы и ее место в общем объеме вещания радио­станции.

— Уровень технической оснащенности радиостанции. Постоян­ное обновление радиотехники и средств связи стало причиной столь же постоянной эволюции организационных структур ве­щательных организаций.

С развитием техники и появлением компьютеров некоторые специальности устарели, и в практике многих станций упраздне­ны целые отделы, без которых раньше работа была немыслима. В отечественном радиовещании процесс модернизации затронул не все станции. До сих пор, например, при звукозаписи в качест­ве носителя используется магнитная лента. Пленки хранятся на бобинах, и для того чтобы поставить ту или иную запись песни или репортажа в эфир, ведущему нужно отключить микрофон, встать из-за стола, подойти к аппаратуре, найти нужную бобину с пленкой, заправить ее в специальный магнитофон, проиграть в эфире, а затем вовремя отключить. Это достаточно трудоемкий процесс, а ведущий не должен отвлекаться, поэтому рядом с ним «на эфире» работает режиссер, который ставит эти пленки.

Длительное время существовали такие должности, как «разбо-бышечник» — человек, который размагничивает пленку после ее использования, или «сейфовик» — человек, отвечающий за хра­нение особо важных пленок и документов и др. Или еще пример: на радио не один год использовали труд машинисток для набора и подготовки эфирных папок (в них собираются материалы к эфиру: заранее написанный текст ведущего, моменты включения пленок, последовательность выхода в эфир, названия музыкаль­ных композиций и т.д.). Например, на «Маяке» содержали целый производственный отдел, состоящий из 48 человек, из которых 18 были машинистки. С появлением компьютера процесс подго­товки к эфиру значительно упростился.

Многие станции стали работать на цифровом оборудовании, которое позволяет избавиться от громоздкой аппаратуры и дает возможность ведущему самому ставить в эфир музыку, микширо­вать музыкальные и текстовые отрезки, включать записи и пр. Так, только что записанное на «Репортер» интервью можно сразу отцифровать, перевести в компьютер и вывести в эфир без при­влечения дополнительных сотрудников.

В нашей стране ситуация сложилась таким образом, что со старыми технологиями продолжают работать многие государст­венные станции и некоторые частные каналы, у которых нет де­нег на новое оборудование. Компьютеризация процесса вещания в финансовом и профессиональном плане оказалась под силу толь­ко «молодым» коммерческим станциям. Среди учредителей мно­гих таких станций — западные, французские, американские (на­пример, «Нагпз СогрогаНоп» — одна из фирм-учредителей радио «Максимум» — производитель цифрового оборудования) компа­нии, специализирующиеся на радиобизнесе и принесшие в Рос­сию и новые технологии, и новые принципы работы, и новую организационную структуру.

Принцип организации работы на коммерческом радио можно определить тремя словами: «целесообразность», «окупаемость»,

«мобильность». Здесь обычно нет лишних людей. Коллектив ра­ботает как одна команда, и каждый в случае необходимости мо­жет подстраховать другого. В организационной структуре радио­станций хорошо развиты горизонтальные связи — отделы тесно взаимодействуют друг с другом: например, ведущие эфира могут озвучивать рекламу, программный директор сам пишет тексты для джинглов и рекламных заставок и т.д.

Итак, размеры аудитории, тип вещания, объем рекламы и тех­ническое обеспечение обусловливают редакционные структуры, которые, как показывает опыт западного, а с начала 90-х годов и отечественного вещания, оказались наиболее оптимальными и перспективными.

В населенных пунктах, насчитывающих от 5 до 50 тыс. жите­лей, работу радиостанции обеспечивают не более 10—15 сотруд­ников. Небольшой штат для таких станций — это вопрос эконо­мии средств. Нет необходимости держать большой персонал, ког­да один сотрудник может выполнять разнообразные обязанности и по необходимости заменить другого. Так, генеральный дирек­тор может быть программным директором и начальником службы информации, ведущий — по совместительству читать выпуски новостей. И все, включая секретарей, должны уметь сочинять тексты для рекламных роликов.

Организационная структура таких радиостанций обычно про­ста. Например: владелец (учредитель) — генеральный директор; коммерческий отдел во главе с коммерческим директором; про­граммный директор; начальник службы информации; ди-джеи (ведущие); секретариат; инженер.

Как правило, у таких вещательных организаций рядом нет конкурентов, их деятельность полностью удовлетворяет интерес местной аудитории к местным новостям,. И открывать поблизо­сти второй подобный канал нерационально ни с финансовой, ни с какой-либо другой точки зрения.

Радиостанции, расположенные в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек, сталкиваются с определенной конкуренцией, и в этих условиях профессионализм и специализация работника ценят­ся больше всего. На этих станциях работают обычно до 30 чело­век: увеличивается количество ди-джеев (ведущих), рекламных агентов, появляются такие должности, как музыкальный дирек­тор, директор по связям с общественностью и др. Вот примерная «иерархическая лестница» (исключая высшее руководство) такой коммерческой информационно-музыкальной радиостанции:

— программный директор;

— заместитель программного директора (должность существует не всегда);

— пресс-атташе (менеджер по связям с общественностью);

— директор музыкальных программ;

— заведующий фонотекой радиостанции;

— маркетинг-менеджер;

— менеджер рекламного отдела;

— менеджер отдела продаж;

— звукорежиссер (саундпродюсер);

— директор службы информации;

— ведущие эфира.

Аудитории, составляющие десятки, сотни тысяч, а иногда и десятки миллионов слушателей, вызвали к жизни крупные веща­тельные организации с числом работников традиционно от 70 до 100 человек. За редким исключением, это станции «многопрофиль­ные» (в нашей стране, по сути, дублирующие и развивающие практику информационно-музыкальных редакций и отделов быв­шего Всесоюзного радио), т.е. разносторонние по тематике и ад­ресности.

Структура таких станций включает аппарат генерального ди­ректора, куда входит его секретариат, в том числе и пресс-секре­тарь, а на самых крупных станциях — целый отдел по связям с общественностью и четыре дирекции:

— административная дирекция — управление техническими службами, материально-техническим обеспечением, обслужи­вающим персоналом;

— программная дирекция, куда входят музыкальный и информа­ционный директоры, продюсеры, ведущие программ, коррес­понденты, обозреватели;

— коммерческая дирекция — отдел рекламы, группа рекламных агентов, консультанты по рекламе и др.;

— финансовая дирекция, объединяющая экономистов, бухгалте­ров и других специалистов этого профиля.

В 1920—1940-х годах радио стремилось быть «всем для всех». Именно в это время появился термин «широковещание», озна­чавший вездесущность радио (доступность радио везде) и его все-охватность (широта охвата территории радиосигналом).

Главными функциями радио того времени были информаци­онная и культурно-просветительская. Первые программы состоя­ли из трансляций живых симфонических концертов, поэтических чтений, радиоспектаклей, всевозможных развлекательных передач и освещения основных новостей в прямом эфире (сегодня эти передачи составляют значительную часть программной сетки те­левидения).

Стратегию планирования такого вещания теоретики радио на­звали горизонтальной.

В основе горизонтального программирования лежит принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, за­крывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными социальными, демографическими, половозрастными характери­стиками. В течение одного вещательного дня в эфир одной и той же станции могут выходить передачи для детей, пенсионеров, вы­пуски новостей, ток-шоу для домохозяек, передачи для спортив­ных болельщиков и т.д.

Так как процесс производства передач был очень трудоемким и дорогим, а радиостанций насчитывалось немного, тратить день­ги на производство передач только для определенной аудитории было невыгодно. Поэтому горизонтальный принцип программи­рования был оправдан.

В 50-е годы с появлением телевидения радио стало терять свою популярность. Телепрограммы обеспечивали аудиторию и театром, и другими просветительскими и развлекательными пере­дачами, присущими радио в его лучшие дни. К тому же развитие электроники освободило радио от громоздкого стационарного оборудования. Приемником стали пользоваться на пляже, в ма­шине, просто на улице. Но такое слушание, разумеется, требова­ло и другого материала, и другого ритма, отличных от традици­онных передач, предназначенных главным образом для спокой­ного домашнего восприятия.

Все вместе, и прежде всего необходимость выживать в услови­ях обостряющейся конкуренции с телевидением, заставило веща­телей в США, Англии и других странах сменить роль «ментора» на статус «компаньона».

Большинство коммерческих радиостанций постепенно пере­шло на узкое, или специализированное, вещание, что в свою оче­редь породило стратегию вертикального программирования, при котором роль компаньона подразумевает полное соответствие стилю жизни определенного слоя населения. Такая радиостанция не может быть всеохватной, она должна выбрать аудиторию и за­ниматься только ее информационными, эстетическими, культур­ными и другими потребностями. Стратегию вертикального про­граммирования многие теоретики радио связывают с понятием «формат».

Формат — это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программи-370 рования, манеру работы ведущих и другие специфические особен­ности организации передач, а также структурирование програм­мных элементов в соответствии с потребностями целевой аудито­рии.

Понятие «формат» появилось в Соединенных Штатах Америки в начале 50-х годов. Первоначально оно обозначало лишь набор музыкальных направлений, звучащих на волнах радиостанции, а в середине 70-х с появлением форматов «№лу8» и «Та1к» стало обозначать принципы программирования всей станции.

Борясь с конкуренцией телевидения, в США большинство станций вначале сконцентрировалось на музыке и коротких вы­пусках новостей (новости спорта и сводки погоды вообще стали «фирменным блюдом» радио). Передаваемая в эфире музыка не ограничивалась одним направлением. В середине 50-х годов этим станциям, построенным по принципу «все для всех», был брошен вызов.

По легенде, новый формат был придуман двумя сотрудниками небольшой радиостанции в городе Омаха (США, штат Небраска) — Тодом Сторзом и Биллом Стюартом. Как-то, отдыхая в баре, они размышляли над тем, как привлечь слушателей. Наблюдая за по­сетителями, они заметили, что в баре звучат одни и те же мело­дии, — посетители заказывали в музыкальном автомате одно и то же. Сторз и Стюарт сделали вывод: если люди готовы платить день­ги за возможность много раз услышать любимые композиции, то они будут слушать станцию, работающую по этому же принципу. Их система программирования получила известность как формат «Тор-40».

По мере развития новых музыкальных направлений появля­лись и новые форматы: в начале 60-х — «ВеаиШш тиас» («Кра­сивая музыка») и «А11-№ш» («Только новости»); в середине 60-х — «Зой Коек» («Мягкий рок») и «Ааа1 ала1 РвусЪос1еНс пагд госк» («Психоделический рок»); к концу 70-х — началу 80-х относится взлет и падение формата «э18со», который со временем транс­формировался в «11гЬап Соп1етрогагу» («Современный город­ской»). Формат «Зой Коек» («Мягкий рок») постепенно был за­менен на суженный формат «Тор-40», который назвали «Соп1ет-рогагу Нй» («Современный хит»).

Было проведено много исследований и приложено немало усилий, чтобы определить типы программирования, которые привлекают различную аудиторию. Результатом этих трудов стало создание множества форматов.

По существу, формат — это подбор и расположение програм­мных элементов (часто музыкальных записей) в последовательно­

сти, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в ко­тором заинтересована станция. Если разумно сочетать програм­мные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу. Чем боль­ший процент целевой аудитории слушает станцию, тем больше станция может запросить с рекламодателей, желающих использо­вать радио для получения коммерческой реакции этой целевой группы.

В настоящее время в мире существует более сотни форматных разновидностей. Условно их можно поделить на:

— музыкальные форматы — основной упор делается на музыку;

— разговорные форматы — большинство передач относится к раз­говорным жанрам (станции, специализирующиеся на коммер­ческой, религиозной, спортивной тематике);

— новостные форматы, где главное новости.

Станции часто меняют формат. Обычно это происходит на основе решения о смене аудитории и начале «охоты» на более вьподный сегмент рынка. Иногда просто могут меняться интере­сы аудитории. Бывает ситуация, когда уровень конкуренции в рамках данного формата достаточно высок, и станция решает сменить его на тот, где конкуренция меньше.

В основу формата положены один или несколько програм­мных элементов, которые становятся приоритетными, а все осталь­ные подбираются так, чтобы подчеркнуть и выделить главный. Формат можно создать, просто исключив из сетки вещания, на­пример, новости или общественно-политические передачи.

При определении формата станции и программировании не­обходимо учитывать следующие факторы:

— половозрастные и социальные характеристики населения, про­живающего в данной местности (уровень дохода, уровень об­разования и пр. — нет смысла создавать молодежную радио­станцию в районе, где проживают в основном пенсионеры);

— специфику образа жизни населения той местности, в которой работает радиостанция (если основная масса работающего на­селения просыпается, например, в 8 часов утра, не стоит начи­нать утреннее шоу в 6.00);

— ситуацию на радиорынке в данной местности.

Программирование осуществляется с учетом множества факторов. Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле — программный ди­ректор. В США и Европе программный директор обычно, прежде чем занять этот ответственный пост, проходит на радиостанции путь от ди-джея и ведущего новостей до пресс-атташе и маркетинг-ме­неджера (т.е. «вращается» в радиобизнесе от 20 до 25 лет).

У нас в стране, учитывая небольшой пока срок существования независимого (коммерческого) вещания, должность программного директора, напротив, чаще всего занимают молодые энергичные люди, которым интуиция, увлеченность и стремление к экспери­ментам помогают преодолеть недостаток практического опыта.

Ситуация на радио как в мире, так и в нашей стране с годами меняется. Если раньше программный директор должен был быть специалистом высокого класса в области музыкального бизнеса, то сегодня он прежде всего маркетолог, отлично разбирающийся в особенностях радиорынка, на котором работает радиостанция, и знающий его законы. Радиорынок стал весьма сложным меха­низмом, включающим в себя массу аспектов, и программный ди­ректор должен уметь адаптироваться в сложившейся ситуации (например, если станция не приносит прежнего дохода, он обя­зан найти способ сделать ее прибыльным предприятием: заме­нить ди-джеев, записать новые джинглы, наконец, полностью по­менять формат).

Программный директор всецело несет ответственность за то, что происходит в эфире: программирование и форматную поли­тику, продвижение своей станции на рынке аудиопродукции.

Программный директор разрабатывает сетку вещания, или ргоёгатпйпе лупее1 («колесо вещания»), подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет, планирует вместе с рекламным отделом рекламные и промо-ушн-компании (акции, способствующие продвижению станции на рынке, или мероприятия, в которых она задействована с целью увеличения числа слушателей), отслеживает аудиторию и изучает конкурентов. Он следит также за наполнением новостных выпусков событиями местного масштаба и спортивными событиями, хотя все это входит в обязанности директора службы информации.

Программный директор участвует и в разработке форматной политики радиостанции, несмотря на то что первоначально вы­бирает формат и подбирает кандидатуру на пост программного директора высшее руководство радиостанции (генеральный ди­ректор, продюсер). Разрабатывая форматную политику, програм­мный директор «локальной» коммерческой информационно-му­зыкальной радиостанции должен найти подходящих ведущих эфира и авторов программ, вместе с музыкальным директором подобрать и проанализировать музыкальный материал, приобре­сти новые музыкальные материалы или пополнить уже существу­ющую фонотеку, нанять звукорежиссеров и саундпродюсеров (персонал, занимающийся производством джинглов, рекламных роликов, анонсов, соответствующих формату данной станции), продумать и записать рекламные ролики, записать или заказать

соответствующие джинглы радиостанции, составить бизнес-план вместе с сотрудниками отдела продаж и рекламного отдела, дать указания техническому персоналу (инженерам эфира и др.).

Конечно же, программному директору приходится также учи­тывать условия той местности, в которой работает станция: ее аудиторию, распорядок дня жителей, их вкусы, привычки и т.д.

Как уже было сказано, программный директор составляет рас­порядок работы ди-джеев, находя для каждого наиболее приемле­мый сегмент эфира, время от времени меняя часы пребывания их в эфире (если это необходимо), увольняет тех из них, кто пере­стал соответствовать программной политике радиостанции. Как правило, основной эфирный персонал работает в своем сегменте эфира постоянно (например, с 10.00 до 15.00 или с 19.00 до 24.00) пять или шесть раз в неделю.

Исходя из того, какой процент аудитории слушает радиостан­цию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется прайм-тайм — самое слушаемое время. Например, утренний прайм-тайм на радиостанции «И» с 8 до 9 утра, а на ра­диостанции «2» — с 9 до 10 утра. Чаще всего самая большая аудитория набирается утром и вечером. Прайм-тайм подразуме­вает иные принципы организации вещания: это самое выгодное для рекламы время, поэтому чаще всего именно на эти часы и программируется больше рекламы. В зависимости от типа стан­ции в это время выходит наиболее значительное количество вы­пусков новостей и музыка на этот отрезок времени подбирается особенно тщательно.

Среди факторов, влияющих на программирование радиостан­ции, также можно выделить:

— уровень технической оснащенности станции;

— размеры финансирования.

В процесс программирования входит определение темпа веща­ния, составление сетки вещания, разработка манеры поведения ведущих у микрофона и многое другое.

При программировании станции важно определить темп ве­щания, так как в первую очередь он определяет хронометраж про­граммируемых отрезков. Медленный темп подразумевает запол­нение сетки вещания крупными элементами — продолжительно­стью звучания от 30 до 60 минут. Это могут быть передачи и му­зыкальные отрывки (например, фрагменты оперных спектаклей). Чаще всего передачи длительного хронометража готовятся зара­нее и выходят в эфир в записи на пленку или на другом звуковом носителе. Это позволяет заранее составлять содержание сетки ве­щательного дня, недели и даже месяца. Передачи начинают анонсироваться задолго до выхода в эфир, и всякое изменение в их содержании допускается лишь как исключение.

Быстрый темп вещания подразумевает дробное программирование. Максимальная продолжительность звукового отрезка не более 15—20 минут.

Сетка вещания информационно-музыкальной станции состав­ляется из следующих элементов:

— передач/выпусков новостей;

— музыки;

— рекламы;

— элементов «оформления» эфира: анонсов передач, заставок, рекламы ведущих станции и пр.

Для того чтобы программирование радиостанции было эффек­тивным, в практике форматного радио с дробным построением используется «программное колесо» (его еще называют «вещатель­ное колесо», или «звуковой час», или «клок»).

Программный директор определяет содержание каждого часа, используя «программные колеса», чтобы лишний раз убедиться, что каждый из программируемых элементов (радиореклама, ново­сти, музыка, прогнозы погоды) расположен в сетке стратегически правильно и доходит до аудитории. Все они должны быть сбалан­сированы. Слишком много разговора в эфире станции, которая заявляет, что работает по принципу «меньше слов — больше му­зыки», — и аудитория будет разочарована.

«Программное колесо» тщательно продумывается и формиру­ется так, чтобы в нем были наиболее эффективно представлены все программные элементы. Чаще всего час разбивается на 15-минутные отрезки, т.е. каждые 15 минут в эфире звучат, напри­мер, позывные станции.

Однако далеко не каждая станция так жестко программирует свой эфирный час («вещательное колесо» может и вовсе отсутст­вовать), но даже те радиостанции, которые предоставляют своим ди-джеям большую свободу, так или иначе структурируют свое эфирное время (час или день).

Понятие «программное колесо» можно определить как последо­вательность программных элементов в течение одного часа эфира. Некоторые программные директора разрабатывают несколько «колес», например: одно для «горячих» временных сегментов — раннее утро и ранний вечер, где больше конферанса, динамичнее музыка и много информации, другое — для более спокойных ча­сов — день и поздний вечер.

Вот один из вариантов «программного колеса»:

1) основной джингл радиостанции, модный шлягер (композиция из лучшей «тройки» национального хит-парада);

2) анонс новостей, блок рекламы;

3) композиция из лучшей «десятки» (4—10-е место националь­ного хит-парада);

4) джингл № 2, хит 80-х годов (композиция, популярная до сих пор);

5) композиция из лучшей «двадцатки» (11—20-е место), сводка погоды;

6) блок рекламы, новости;

7) композиция из лучшей «десятки»;

8) джингл № 3, модный шлягер;

9) композиция из лучшей «двадцатки»;

10) блок рекламы;

11) хит 80-х годов;

12) композиция из лучшей «десятки»;

13) джингл, анонс;

14) модный шлягер;

15) блок рекламы, погода;

16) хит 80-х годов или основной джингл радиостанции (в зависи­мости от того, что составляет № 1).

«Звуковой час» разрабатывается в соответствии с ритмом жиз­ни целевой аудитории радиостанции. Это касается не только ин­формационно-музыкальных станций, но и чисто новостных, ко­торые, как правило, делятся на 20-минутные циклы (в начале каждого цикла — самые важные новости: государственные, затем 376 региональные, национальные, международные и т.д.), или же станций формата «Не\у$/Та1к», сетка вещания которых также на­поминает «колесо вещания» информационно-музыкальной ра­диостанции (в начале каждого часа — новости, затем интервью или беседа с гостем, прерываемая рекламными роликами и джин-глами, и т.д.).

На многих станциях используется не единая модель для всех 24 часов в сутки, а целый набор схем, сменяющих друг друга в зависимости от времени суток. «Программные колеса» вывеши­ваются в студии для того, чтобы ведущие могли руководствовать­ся ими при ведении эфира.

Формирование сетки вещания «форматной» станции имеет жест­кие ограничения. Обязательное условие для любого материала (но­востной информации, музыки, репортажа или комментария, иск­лючение составляет реклама) — их тематическое, адресное и вре­менное (по продолжительности) соответствие формату. Жанро-во-тематические особенности передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата. При этом учитывается погра-ничность интересов аудитории. Так, радиостанция, работающая в соответствии с форматом «классическая музыка», может позво­лить себе элементы литературно-художественного вещания, на­пример радиосериал, повествующий о жизни композиторов Возрож­дения; радиостанция, специализирующаяся на новостях, включа­ет в программную сетку серьезные общественно-политические комментарии.

Большинство «локальных» коммерческих информационно-му-зыкальных радиостанций практикуют компьютерное програм­мирование эфира: специальные компьютерные программы (Ро-\уегр1ау, Ро^ег§ок1, 8е1ес1ог и др.) выстраивают как музыкальный материал, так и все остальные элементы (новости, ролики и т.д.) в четкой последовательности в течение часа в зависимости от формата радиостанции. Каждый программный элемент имеет свое, жестко закрепленное за ним место, т.е. соответствие кон­цепции, параметры стиля, содержания и т. п. обеспечивает компьютер, а программный (иногда музыкальный) директор слег­ка редактирует результаты его работы.

При распределении программных элементов важно учитывать все факторы. Например, если станция запрограммирована «выда­вать» в эфир много музыки и минимум разговоров, то ди-джею нужно строго придерживаться этой схемы, иначе нарушится «слу­шательский комфорт» и рейтинг станции снизится. Ведущий так­же должен запустить каждый из элементов в отведенное ему вре­мя: именно в 11.58 и ни на минуту позже — рекламный ролик, потому что в 12.00 следует главный джингл радиостанции и начи­нается новый эфирный час.

Так как на информационно-музьжальных станциях основой эфира является музыка, то остальные элементы подчиняются этому факту: все рекламные ролики, джинглы, промо должны со­ответствовать музыкальному формату станции, скажем, на дина­мичной молодежной «хитовой» станции вряд ли уместен реклам­ный ролик или анонс, где музыкальной подложкой является ме­лодия в ритме вальса или марша, если только это не самая мод­ная композиция.

Как мы уже говорили, на любой информационно-музыкаль­ной радиостанции существуют четкие временные рамки, в соот­ветствии с которыми подбираются ди-джеи, тембр голосов и ма­нера поведения которых в эфире должны максимально соответст­вовать времени суток.

Коммерческие информационно-музыкальные радиостанции, несмотря на разные форматы, планируют свой эфирный день примерно следующим образом.

С 6.00 до 10.00 утра — наиболее горячее утреннее время (ут­ренний прайм-тайм), когда люди встают и собираются начать но­вый трудовой или учебный день. В это время к приемникам «приникает» максимальное число слушателей, поэтому этот сег­мент отдается Наги Эт8 — самым ярким, остроумным и интерес­ным радиоперсонажам, которым есть чем поделиться со слушате­лем. Обязательно должен звучать бодрый, «пионерский» голос ве­дущего (иногда утром работают пары ди-джеев — мужчина и женщина), заряжающий энергией и излучающий уверенность и оптимизм. Этот отрезок эфира заполняется большим количест­вом рекламы, новостей, анонсов, обзоров прессы, прогнозами погоды и гороскопами, информацией о наличии автомобильных пробок (в это время людям некогда просматривать прессу, а час­то—и смотреть телевизор). Музыкальный материал также про­граммируется соответствующим образом, способствуя пробужде­нию и хорошему настроению на грядущий трудовой день.

С 10.00 утра до 15.00 (16.00) вечера — время, когда люди нахо­дятся на работе, поэтому музыка, а соответственно и голоса, и манера вести эфир ди-джеев должны быть спокойными, не раз­дражающими аудиторию. Радио в данной ситуации воспринима­ется как фон, создавая приятную атмосферу. На некоторых ра­диостанциях в это же время (где-то с 13.00 до 14.00 или с 14.00 до 15.00) звучат первые концерты по заявкам радиослушателей.

С 15.00 (16.00) до 20.00 — вечерний прайм-тайм. После рабо­чего дня люди возвращаются домой. В эфире в эти часы может звучать разная по темпу музыка (и хорошо знакомые хиты прошлых лет, и самые «горячие» песни). В это время в эфире появляются новые ведущие категории Нагд Шв, которые не только настраи­вают слушателей на мажорный лад, но с помощью комментариев и эмоционального общения напоминают, что трудовой день за­вершен. Увеличиваются часы общения с аудиторией (коммента­рии к музыкальному материалу), в эфире много розыгрышей, викторин, новостей, различных по тематике программ (спортив­ные, музыкальные, светские новости, кино- и видеообзоры по 15—30 минут).

С 20.00 до 00.00 — время танцевальной музыки, ремиксов (как правило, это танцевальные версии известных хитов), появления в студии новых ди-джеев (МеШшп 01а). Их задача — только слегка «оттенять» композиции своими комментариями, в основном раз­влекая слушателей с помощью музыки. В это время в эфир выхо­дят программы по заявкам, а также авторские программы попу­лярных ведущих, имеющие высокий слушательский рейтинг (как правило, они длятся от получаса до 1,5—2 часов).

С 00.00 до 6.00 утра — ночное время, в эфире звучит спокой­ная музыка. Радиостанцию в эти часы слушает минимальное (по сравнению с другими сегментами эфира) число людей. Ночной эфир, как правило, «возглавляют» совсем молодые ведущие или новый эфирный персонал (иф1 Бт8), для которых это время максимально подходит для того, чтобы научиться работать в пря­мом эфире, прежде чем выйти в «большое плавание» — в другие, более рейтинговые временные отрезки.

Некоторые станции используют ночное время для различных эротических шоу или специальных программ, не рассчитанных на широкую аудиторию. Такие передачи ориентированы на пуб­лику от 25 лет и старше.

Рассмотрим специфику планирования и формирования новостных программ, музыки и рекламы.

Планирование информационных выпусков. Оперативная но­востная информация стала насущной потребностью современного мира и одной из основных услуг, которую может предоставить радио своим слушателям. Специфика радио как средства массо­вой информации позволяет ему максимально оперативно реаги­ровать на последние события. В очень редких случаях руководст­во станции полностью отказывается от выпусков новостей.

Существует два способа построения выпусков новостей:

— принцип «перевернутой пирамиды», когда новости в блоке вы­страиваются по значимости — от более важных к менее важ­ным и актуальным;

— принцип «рубленой строки», или, как говорили еще в 30-е годы, а затем в период становления «Маяка», принцип «лаппш», когда новости в блоке выстраиваются произвольно: сначала может пойти рассказ о событиях второстепенной важности, за­тем о самых значительных и т.д.

Обычно выпуск новостей включает самые разные по тематике материалы. Однако существуют тематические выпуски новостей, посвященные только одной теме, например общественно-полити­ческим вопросам или спорту, культуре, шоу-бизнесу и т.д.

Некоторые станции для привлечения слушателей каждый час дают поток информации, не разделенной по тематическому принципу и не разбитой по принципу значимости. Так, после со­общения о смерти Дудаева и беспорядках в Грозном может пойти информация об изменении валютного коридора, потом об архео­логических находках в Египте, затем о рухнувшем самолете с се­милетней девочкой-пилотом, а в завершение — о погоде.

Количество выпусков новостей в течение часа (суток) и прин­ципы их программирования в сетке дня зависят от направленно­сти станции: музыкальной, информационной и т.д. На станциях с горизонтальным программированием продолжительность выпу­ска «Последних известий» может доходить до 15—30 минут.

Музыкальные развлекательные станции предпочитают давать новости, структурированные по тематике: общественно-полити­ческие, экономические, культурные, спортивные и пр.

Хронометраж выпусков жестко регламентирован двумя-тремя минутами, чтобы вписываться в систему дробного программиро­вания, которой придерживается большая часть музыкальных раз­влекательных станций. И время, и периодичность выхода в эфир новостей варьируются в зависимости от времени суток и прайм-тайма. В утреннем прайм-тайме звучит больше выпусков новостей, чем, скажем, в течение всего дня. В ночное время му­зыкальные станции часто вообще не дают блоков новостей. На станциях, работающих в формате «АН новости идут круг-

лосуточно, в сетку вещания здесь включаются как смешанные, так и тематические выпуски.

Программирование музыки. С развитием звукозаписи и появле­нием пластинок, а затем и дисков воспроизведение музыки в эфире намного упростилось, что позволило многим станциям сделать музыку основой программирования.

Музыка на современном радио подбирается по двум принци­пам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира».

В течение дня ее подбором занимается музыкальный редактор или автор передачи, руководствуясь чаще всего собственными вкусами. При этом ограничений в выборе музыкального направ­ления или исполнителя нет. На радиостанциях с горизонтальным программированием можно услышать музыку всех стилей: клас­сическую, поп, рок, джаз и т.д.

Долгое время в нашей стране на государственном радио прак­тиковался принцип «говорящей мелодии», когда песни для пере­

дач или для заполнения промежутков между ними подбирали так, чтобы слова или мелодия подкрепляли сказанное. Например, по­сле передачи о железнодорожниках могла звучать песня со слова­ми: «...он уехал прочь на ночной электричке...»

Сегодня произвольный подбор музыки характерен для многих станций, которые не ставят своей целью получение прибыли от музыкального вещания.

Значительно более строго и жестко обстоит дело с отбором музыкальных произведений на специализированных информаци­онно-музыкальных станциях, хотя для неподготовленного слуша­теля, настраивающегося, например, на волны РМ-диалазона, вся музыка, звучащая в эфире, может показаться «на один лад». Ка­кая-либо одна композиция иногда звучит в течение дня несколь­ко раз на разных станциях. У неискушенного слушателя создает­ся впечатление, что музыкальный стиль и вкус у этих станций аб­солютно одинаковый, — и он прав. Массив музыки, используе­мой в эфире, — общий для многих каналов. Разница заключается лишь в ограничениях на ту или иную музыкальную продукцию, обусловленных форматом.

Прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если программный директор решит, что му­зыкальная композиция подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование.

Если радиостанция компьютеризирована, то информация о песне вводится в компьютер, который затем на основе информа­ции о всей фонотеке составляет плей-лист. Программирование музыки основывается на результатах тестирования. Тестирование проводится по следующим параметрам: учитывается темп музы­ки, ритм, пол исполнителя, язык песни и пр. Эти данные зано­сятся в компьютер, который должен расставить музыку в эфире таким образом, чтобы, например, после двух быстрых мелодий звучала одна медленная или чтобы в течение часа (или дня) в эфире не звучали песни одной и той же группы, одного и того же исполнителя, не дублировались бы манера исполнения или музы­кальный стиль композиций и т.д.

Ротация, или частота звучания песни в эфире, обычно соотно­сится с ее популярностью и положением в общенациональном или местном хит-параде продаж.

Программирование музыки во многом зависит и от времени суток. Эфир может быть спланирован так, чтобы определенные типы песен звучали в соответствующие промежутки вещательного дня, потому что в эти конкретные часы у станции есть аудито­рия, интересующаяся именно такими сочинениями. Музыка мо­жет варьироваться, переходя от одного временного отрезка к дру­

гому. Обычно такое программирование нацелено на привлечение разных возрастных групп общей целевой аудитории.

Есть станции, которые программируют свое музыкальное ве­щание, не меняя темповых характеристик в течение всего дня. Но большинство из них все же подгоняют конкретные музыкаль­ные номера под эмоциональный настрой аудитории. Если утром молодой аудитории требуется повышенная энергичность, больше ритма и драйва, то станции, ориентированные на более взрослую аудиторию, на это время планируют менее ритмичную музыку. Днем ритм и темп музыки «для юных» могут замедляться, ран­ним вечером — снова убыстряться, ночью — входить в наиболее медленную фазу.

После составления плей-лист редактируется музыкальным или программным директором, и затем на основе этого листа библио­текарь или ди-джей подбирает из фонотеки материал для эфира.

Не все радиостанции имеют в своем штате директора музыка­льных программ. Иногда программные директора сами отвечают за подбор музыкального материала. Если этим делом занимается программный директор, то задача музыкального в основном сво­дится к установлению контактов со звукозаписывающими компа­ниями и заказу музыкальных материалов, соответствующих фор­мату радиостанции.

Звукозаписывающие фирмы или их дистрибьюторы присыла­ют станциям промо-версии новых альбомов исполнителей (ком­пакт-диски, реже — кассеты с музыкальным материалом, еще не поступившим в продажу, предназначенным только для «раскрут­ки» по радио). В штате звукозаписывающих фирм всегда есть люди, отвечающие за связи с масс-медиа, в том числе и с радио, они подбирают (иногда вместе с музыкальным директором) мате­риалы для конкретной радиостанции.

Поступившие пластинки с новым материалом прослушивают­ся музыкальным директором. Он вносит записи в компьютерную базу данных, присваивает им порядковый номер, вносит также в компьютер фамилию музыканта или название группы, указывает длительность звучания, темп композиции, пол исполнителя и т.д. (на каждой станции есть своя градация), после чего они поступа­ют в фонотеку.

Использование компьютерного программирования очень об­легчает работу программных и музыкальных директоров, тем бо­лее что компьютерные фирмы постоянно совершенствуют свою программную продукцию. Информацию о положении песен в хит-параде программные директора получают из специальных изданий — информационных бюллетеней с национальным хит-парадом, а также из специализированных иностранных из-382 даний Кас1ю&Кесога'&, Миас&МесИа, где публикуются таблицы популярности практически всех стран мира.

Основные вопросы, стоящие перед музыкальным директором, — определить, что будет звучать в эфире, когда и как часто. В этом случае работа музыкального директора, «отслушивающего» новый музыкальный материал и определяющего те композиции, кото­рые могут стать потенциальными хитами и будут звучать на ра­диостанции, напоминает работу директора звукозаписывающей компании, который также на свой страх и риск решает, будет ли молодой исполнитель, принесший в студию демо-запись, «звез­дой» и стоит ли вкладывать в него деньги. И если боссы студии звукозаписи могут ущстить потенциальную «звезду», а следователь­но, и деньги, то радиостанция, недооценившая молодого испол­нителя и не ставшая «крутить» его песни, может недополучить значительную часть аудитории, возможных рекламодателей, ли­шиться некоторой доли прибыли, и как следствие — все это при­ведет к снижению ее рейтинга. Поэтому музыкальному директору необходимо иметь врожденное чутье на потенциальные хиты.

Роль рекламы в программировании. Рекламные услуги оказыва­ют практически все станции. Это социальная и коммерческая реклама, объявления общественных организаций, анонсы разных событий, информационными спонсорами которых может высту­пать любая станция, даже религиозная.

Реклама на радио существует в виде репортажей и заказных передач, а также в виде роликов — самой распространенной фор­мы подачи рекламы. Существует нескольких типов роликов:

— простой информационный (рекламный текст читается в один голос и накладывается на музыку);

— игровой (рекламный текст раскладывается по ролям и накла­дывается на музыку);

— музыкальный, или джингл (сочиняется песенка, рекламирую­щая товар; мелодия к ней или подбирается уже известная, или пишется специально);

— объявление (когда ведущий сам зачитывает в эфир рекламу клиента).

Рекламные ролики имеют разный хронометраж: от 5 секунд до 3 минут. Самый распространенный хронометраж на радио — 30, 45 и 60 секунд. Они объединяются в блоки — до 3—4 роликов, не более: перенасыщенность эфира рекламой может оттолкнуть слу­шателей.

Время и периодичность выхода рекламных блоков в эфир определяется многими факторами. Учитываются аудитория, на которую рассчитан рекламируемый продукт или услуга, время, в

которое именно эта часть аудитории слушает станцию. Конечно, самое вьподное и дорогое время для рекламы — это прайм-тайм. Собственно, определение границ прайм-тайма продиктовано лишь желанием руководства станции как можно дороже продать это время рекламодателю.

Типы роликов и их хронометраж во многом зависят от на­правленности станции. Реклама не должна раздражать слушателя, а подаваться дозированно, желательно, чтобы она органично впи­сывалась в формат. Например, если рекламный ролик предназна­чен для молодежи, то текст для него будет, скорее всего, написан с использованием сленга. Если же реклама звучит на религиозной станции, то не стоит ждать от музыкального фона рок-н-ролла или джазовых изысков.

Элементы «оформления» эфира в программировании. Заставки к передачам, звуковые послания редакции своим слушателям, анонсы, позывные, слоганы, даже сигналы точного времени — все эти небольшие по продолжительности (не более одной мину­ты) элементы программирования играют очень важную роль в со­здании неповторимого лица станции.

Во-первых, в совокупности они формируют в сознании ауди­тории устойчивый имидж радиостанции, обусловливают ее стиль и манеру общения, «рассказывают» слушателю о ведущих, о про­граммах и событиях, которые происходят при участии станции. Если представить, что эфирная программа радиостанции — это товар, то элементы оформления эфира — его упаковка.

Во-вторых, элементы «оформления» эфира выступают в каче­стве структурирующих и темпообразуюших элементов сетки ве­щания. Например, с помощью позывных можно ускорять или за­медлять ритм вещания. Если «отбивать» каждую песню позывны­ми, а после каждой третьей давать сигналы точного времени, то вещательный час разбивается на еще более мелкие отрезки — со­здается впечатление, что станция работает в «ускоренном режи­ме». Если же «отбивать» позывными только каждую пятую песню и при этом сигналы точного времени давать один раз в час — у слушателей будет складываться впечатление, что станция работа­ет в замедленном темпе, но дает больше музыки.

Стиль ведущего как элемент программирования. Манера веде­ния эфира, тембр голоса ведущего и продолжительность его включений в музьвкально-информационный поток, скорость речи — важнейшие интонационно-стилевые характеристики станции. Ве­дущий — ее лицо, поэтому он должен быть «органичной частью» формата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: