Профессиональной деятельности учителя. На третьем этапе эксперту предстоит обобщить полученную информацию о результатах экспертизы отчета о самообследовании и решения профессиональной задачи и

 

На третьем этапе эксперту предстоит обобщить полученную информацию о результатах экспертизы отчета о самообследовании и решения профессиональной задачи и определить, сколько баллов удалось набрать аттестуемому педагогу. Для этого используется следующая матрица:

Матрица эксперта

Матрица 22

Этапы аттестации 1 категория Высшая категория
Баллы, полученные за отчет о самообследовании    
Баллы, полученные за решение задачи      
Итого    

 

Присвоение соответствующей категории возможно в том случае, если аттестуемый педагог набрал не менее 70% от максимальной суммы баллов, т.е. для претендентов на 1 категорию – не менее -37 баллов, на высшую категорию – не менее 67 баллов. Кроме количественного результата, эксперту необходимо сформулировать качественный результат экспертизы, в котором отметить как профессиональные проблемы аттестуемого педагога, так и его профессиональные преимущества, которые могут быть использованы в процессе последующей профессиональной деятельности. Например, качественный вывод может быть таким:

- учитель владеет современными образовательными технологиями и использует их в образовательном процессе;

- учитель организует педагогический процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- учитель владеет технологиями распространения собственного педагогического опыта;

- учитель предлагает творческое, нестандартное решение задачи;

- и т.д.

По итогам обобщения результатов экспертизы материалов одного аттестуемого педагога, эксперт составляет экспертное заключение. Для подготовки этого документа может быть использована следующая форма:

Форма 1

  ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам экспертизы профессиональной деятельности учителя   ФИО аттестуемого учителя ________________________________________________________________ Квалификационная категория, на которую претендует аттестуемый учитель  
Первая квалификационная категория   Высшая квалификационная категория  

 

Баллы, набранные аттестуемым учителем (заполоняется тот столбец, который соответствует претендуемой категории):

 

Этапы аттестации 1 категория Набрано Высшая категория Набрано
Баллы, полученные за отчет о самообследовании        
Баллы, полученные за решение задачи        
Итого:        

 

Вывод о соответствии квалификации учителя той категории, на которую он претендует (по набранным баллам): _____________________________________

_____________________________________________________________________

 

Проблемы, проявляющиеся в профессиональной деятельности учителя (на основании анализа отчета о самообследовании и решения профессиональной задачи): ______________________________________________________________

 

 
 
 
 
 

 

Профессиональные преимущества (достижения) учителя (на основании анализа отчета о самообследовании и решения профессиональной задачи): ___________

 

 
 
 
 
 

 

Общий вывод о соответствии профессиональной квалификации аттестуемого учителя той, квалификационной категории, на присвоение которой он претендует: ______________________________________________________

 

Дата __________ _______________/ФИО эксперта/

 

 

Экспертное заключение передается в аттестационную комиссию, которая рассматривает вопрос о присвоении квалификационной категории аттестуемому учителю.


ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ

И ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ

 

Основным ожидаемым социальным эффектом внедрения данной концепции аттестации учителей является достижение качества профессиональной деятельности учителя, соответствующего ожиданиям учащихся, родителей, местного сообщества; появление новых «точек роста» региональной системы образования; активизация участия учительского сообщества в государственно-общественном управлении образованием.

Возможные риски связаны с недостаточной мотивационной готовностью учителей к внешней оценке качества деятельности с позиций задачного понимания сущности профессиональной деятельности; не разработанностью механизмов внедрения в массовую практику стандарта профессиональной деятельности учителя и эффективного контракта; а также способов поддержки и сопровождения профессионального образования учителей после аттестации.


БИБЛИОГРАФИЯ

 

1. Авферонок Л.С., Акулова О.В., Бахмутский А.Е., Гладкая И.В., Илюшин Л.С., Лаптев В.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Модернизаиця общего образования: оценка образовательных результатов. Книга для учителя. – СПб.: Изд-во «Союз», 2002.

2. Акулова О.В., Балакирева Э.В., Бордовский Г.А., Гладкая И.В., Гогоберидзе А.Г., Ильина С.П., Козырев В.А., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Ривкина С.В., Тряпицына А.П., Тумалева Е.А. Разработка квалификационных требований к профессиональной деятельности в сфере образования/ Под общей редакцией В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой. Изд. 2-е. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

3. Акулова О.В., Батракова И.С., Богословский В.И., Заир-Бек Е.С., Ланина И.Я., Лаптев В.В., Менг Т.В., Писарева С.А., Тряпицына А.П.Научно - методическое сопровождение процесса реализации образовательных стандартов и образовательных программ общего образования: коллективная монография /Под ред. В.В. Лаптева. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002.

4. Акулова О.В., Заир-Бек Е.С., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Радионова Н.Ф., Тряпицына А.П.Компетентностная модель современного педагога: учебно-методическое пособие. СПб, РГПУ, 2008.

5. Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова Е.В., Тряпицына А.П., Современная школа: опыт модернизации. – СПб., Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

6. Аттестация педагогических работников. [Электронный ресурс] Доступ: http://nsportal.ru/attestatsiya-pedagogicheskikh-rabotnikov

7. Бахмутский А.Е. Содержание результатов общего образования и деятельность учителя// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012.№ 148. С. 77-86.

8. Бахмутский А.Е., Голубенко Н.И. Оценка результатов деятельности учителя и школы// Наука и школа, 2012, №4, с. 28-32.

9. Бахмутский А.Е., Конасова Н.Ю. Оценка результатов образования при компетентностном подходе// Вестник ТОГИРРО, 2012, №51, с. 42-52.

10. Вербицкий А.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М, 2010.

11. Гвоздева М.С. Оценивание профессиональной деятельности учителя: идеология, институция инструменты, информация. Учебно пособие. – Петрозаводск: Изд-во КГПА, 2010.

12. Гладкая И.В. Становление понятия «профессиональная компетентность» в теории профессионального образования // Человек и образование, 2011, №2, с. 130-134.

13. Глубокова Е.Н. Концепция «живого знания» в современной науке// В сб. Эмоциональный мир человека в современных исследованиях. – СПб.: Изд-во «Лема», 2009, с. 26-31.

14. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография / Под. ред. В. А. Козырева, Н. Ф. Радионовой, А. П. Тряпицыной. СПб., 2005.

15. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3–12.

16. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

17. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002.


ДЛЯ ЗАМЕТОК


Бахмутский А.Е, Гладкая И.В., Глубокова Е.Н., Кондракова И.Э., Писарева С.А., Тряпицына А.П. Аттестация педагогических работников: концепция экспертизы профессиональной деятельности учителя. – СПб.: Своё издательство, 2014. - 57 с.

 

 

Подписано в печать 30.05.2014. Формат

Бумага офсетная. Печать офсетная. 6.0 усл. печ. л.

Тираж 100 экз.

Отпечатано в типографии ООО «Турусел»

197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д.38. toroussel@mail.ru

Зак. № от 30.05.2014.

Мониторинг детского развития по коррекции социального развития «Оценка неблагополучия ребенка в группе» (формированию социальных навыков) проводится два раза в год (в октябре и в мае).

Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется социальным педагогом и воспитателями. Основные задачи этого вида мониторинга заключаются в:

- выявлении возможного дискомфорта в процессе общения,

- выявлении индивидуальных особенности развития каждого ребенка и определении при необходимости индивидуального маршрута образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.

 

ОЦЕНКА НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ

  1 балл – ОБЫЧНО; 2 балла – ЧАСТО; 3 балла – ИНОГДА; 4 балла – РЕДКО; 5 баллов – НИКОГДА
№ п/п Ф. И. ребенка Играет в одиночестве Не играет, наблюдает за др. детьми Играет с одним и тем же партнером При попытке установить контакт с др. детьми терпит неудачу Вступает в конфликт с др. детьми Ссорится, обижает др. детей Намеренно мешает детям (ломает постройки, разбрасывает предметы) Плачет Жалуется воспитателю Не отходит от восп. Всего баллов  
1.                          
2.                          
3.                          

Оценка уровня развития:

- 1 балл – обычно;

- 2 балла – часто;

- 3 балла – иногда;

- 4 балла – редко,

- 5 баллов – никогда.

Отчёт о самообследовании профессиональной деятельности социального педагога МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №10 «Золотая рыбка»

Смоляниновой Галины Геннадьевны.

Профессиональное образование. По профилю профессиональной деятельности имею высшее образование: ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», 2007 год окончания; специальность «социальная педагогика», квалификация «социальный педагог» [1]. Общий педагогический стаж - 30 лет, стаж работы в данной должности – 4 года. Имею образование по специальности «Физическая культура» - Тюменское педагогическое училище, 1983г.[2], что позволяет проводить работу по формированию основ ЗОЖ, вовлечению детей и родителей в мероприятия, направленные на сохранение здоровья и формирование семейных ценностей.

В межаттестационный период прошла курсы повышения квалификации в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования по проблеме «Менеджмент в дошкольном образовании» в объеме 72ч. (г. Москва, 2011г.)[3], в Нижневартовском государственном гуманитарном университете по теме «Мониторинг качества образования в ДОУ» в объеме 80 ч. (г. Нижневартовск, 2012г.)[4]. Полученные знания позволили выстроить эффективную систему работы с родителями и написать рабочую программу по социальному развитию старших дошкольников. В период с 10 по 21 ноября 2014 года прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Реализация принципов государственно-общественного управления образованием в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в АУ ДПО «Институт развития образования» (г. Ханты-Мансийск), что поможет в поиске новых форм взаимодействия с родителями с учетом основных требований и положений ФГОС ДО и с целью повышения роли родителей в образовательном процессе [5]. В соответствии с ФГОС ДО и Концепцией развития системы образования ХМАО-Югра до 2020 года, где одной из приоритетных задач является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья и в рамках самообразования работаю по теме «Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от ограниченных возможностей здоровья, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности».В 2014г. составила программу «Работа с детьми-инвалидами и семьями их воспитывающими».

Представление о педагогической профессии и профессиональной миссии. Целью моей профессиональной деятельности является обеспечение всем воспитанникам социально-педагогической поддержки, оказание компетентной помощи ребенку и родителям, содействие социальному развитию личности ребенка, защита прав ребёнка. В рамках взаимодействия с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей и оказания консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей, и в соответствии с задачами работы нашего дошкольного учреждения, одним из приоритетных направлений моей работы является организация работы с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей и их дальнейшей социализации. Для этого мной была разработана система взаимодействия с родителями воспитанников посредством клубной работы. На протяжении нескольких лет дети и члены их семей принимают активное участие в работе детско-родительских клубов «Академия отцовства» [приложение 1], «Берегиня» [приложение 2], Клуба выходного дня «Создай свой теплый мир» [приложение 3]. Это позволяет не только развивать творческие способности детей и родителей, улучшать микроклимат в семье, но и формировать общую культуру, в том числе ценности здорового образа жизни, развивать социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, а также повышать уровень ответственности родителей за воспитание ребенка.Для гармонизации детско-родительских отношений и повышения педагогической грамотности родителей посредством совместных занятий с 2010 года участвую в работе по психолого-педагогической технологии «Навстречу друг другу» (приказ от 31.08.10г № 270). Организую: взаимодействие с городской детской библиотекой (экскурсии, беседы, посещение праздников, выставок, участие в конкурсах); посещение краеведческого музея (экскурсии, выставки); посещение ДХШИ, ДШИ (концерты, спектакли, выставки картин, поделок).

Имею следующие профессиональные достижения [6]:

- Почетная грамота департамента образования администрации города Мегиона;

- Почетная грамота Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югра;

- Благодарность главы города за многолетний безупречный труд, профессионализм, активное участие в жизни города;

- Диплом победителя I степени международного конкурса методических разработок «Семья – основа воспитания»;

- Диплом победителя I степени всероссийского конкурса «Взаимодействие с семьей»;

- Диплом за I место во всероссийском дистанционном конкурсе «Лучший педагогический опыт»;

Профессиональная деятельность аттестуемого. Свою профессиональную деятельность осуществляю в соответствии с законом РФ «Об образовании», ФГОС ДО, Конвенцией о правах ребёнка. Мной разработана рабочая программа социального педагога, составленная в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон от 24.04.2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24.06.1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которая включает в себя работу по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми, по предупреждению безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних, работу с детьми-инвалидами и семьями их воспитывающими, работу по социальному развитию старших дошкольников[7]. Для координации деятельности по профилактике и преодолению отклонений в социальном и психологическом развитии воспитанников, содействия администрации и педагогическому коллективу Учреждения в создании личностно-ориентированного воспитательно-образовательного пространства являюсь членом социальной психолого-педагогической службы, председателем Совета профилактики ДОУ [8].

На сайте ДОУ веду «Страничку социального педагога», где представляю консультационный материал для родителей по вопросам профилактики, вопросам правового характера и помощи родителям в воспитании детей с ОВЗ [9].

В рамках работы с социальными партнёрами и с целью создания благоприятных условий развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка ,объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, участвую в планировании и реализации проектов с социальными партнёрами, от лица администрации МБДОУ заключаю договора и составляю планы взаимодействия с МБОУ ДОД «ДШИ им. А.М. Кузьмина», МБОУ «Централизованная библиотечная система», МБОУ ДОД «Детская художественная школа», МБОУ ДОД СК «Олимп», МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов» [10].Организую взаимодействие детского сада и шефствующей организации «РУ-ЭНЕРДЖИ», что помогает знакомить детей с трудом взрослых, воспитывать уважение к людям профессии «нефтяник» [приложение 4].

В обследовании социального развития детей и эмоциональной атмосферы семей, нуждающихся в ИПР, использую современные методы диагностики (изучение продуктов детской деятельности, включенное наблюдение, беседы, опросы и т.д.), этодает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс и повысить его эффективность. Для организации работы с детьми-инвалидами разработаны индивидуальные листы сопровождения, для оформления документации на семьи, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа, применяю пакет документов, разработанный и утвержденный методическим объединением социальных педагогов и педагогов-психологов детских садов города [17].

Для повышения уровня социального развития детей старших дошкольников и развития способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности организую их участие в значимых экологических, природоохранных, социальных, спортивных мероприятиях (проекты «Не рубите елочки» [11], «День журавля» [приложение 3], презентации «Моя любимая игрушка», «Мое любимое блюдо в детском саду», соревнования «Кросс наций» [5] и др.).

Для решения задачи повышения уверенности ребенка в собственных силах и развития одаренности детей мной была создана программа дополнительного образования - гимнастика для девочек «Маленькие феи» [12]. Студию посещают девочки из групп компенсирующей направленности для детей с ЗПР, нарушениями зрения, нарушениями ОДА, тяжелыми нарушениями речи, испытывающие определенные сложности с самореализацией. Коллектив студии выступает на мероприятиях ДОУ: праздниках, экологических акциях, спортивных мероприятиях, родительских собраниях, участвует в творческих конкурсах [13].

В период с 2011по 2014 годы вхожу в состав творческой микрогруппы по проблеме развития детей по темам «Внедрение оздоровительных методик и технологий в деятельности ДОУ», «Нетрадиционные подходы к повышению двигательной активности дошкольников в режиме дня», «Реализация регионального компонента в структуре основной общеобразовательной программы». Разработанные в микрогруппе пособия внедрены в работу детского сада, это – картотека динамических пауз в спортивных уголках групп сада; сборник двигательно-игровых комплексов для замены прогулки в актированные дни. Конспект двигательно-игрового часа «Поможем Сереже» (интеграция основ ЗОЖ и физической культуры) получил положительную оценку экспертов и опубликован на сайте «Продленка.ру» [14].

В период с 2008 по 2011 год я влялась членом творческой группы ДОУ и города в рамках экспериментальной площадки ФГУ «Федеральный институт развития образования» по теме «Система патриотического воспитания дошкольников» (приказ ФГУ «ФИРО» № 157 от 18 декабря 2008г) [15]. Являюсь одним из авторов-составителей методического пособия «Мой город Мегион», разработчиком блока «Быт и традиции народов Севера», который используется образовательными учреждениями города как региональный компонент [16].

Практический опыт своей профессиональной деятельности обобщаю и распространяю в рамках профессионального сообщества на методических объединениях социальных педагогов и педагогов-психологов города Мегиона («Опыт работы родительских клубов», «Документация социального педагога») [17]; в сетевых сообществах - сайт методического издания «Педагогический мир» (эссе «Педагогика 21 века») [18], сайт «PEDMIX» Международный кластер «Инновационные технологии в практике образования» (репортажи о детско-родительских мероприятиях) [19].

Результаты профессиональной деятельности.Анализ результатов социального развития у детей седьмого года жизни по итогам мониторинга, показывает устойчивую положительную динамику роста показателей[ 20 ]. Кроме того, отмечается значительное повышение уровня уверенности детей в собственных силах, умения выступать на публике, представлять результаты своей деятельности.

Воспитанники принимают активное участие во всероссийских, в региональных и городских творческих конкурсах. Экологическая композиция «Хоровод маленьких ёлочек» стал победителем Всероссийского конкурса «Поверь в себя» [21]. Также участники студии стали дипломантам II степени в Международном конкурсе «Серебро Рождества» с композицией «Рождественская метелица» [22].

Неля З. и Варвара Л. стали Дипломантами творческого конкурса для детей «Талантоха-X», представив свои презентации «Моя любимая игрушка» [23]. Участие детей в различных мероприятиях позволяет не только раскрывать творческий потенциал ребенка, формировать позитивную установку к различным видам творчества и уверенность в собственных силах, но и повышать социальную привлекательность нашего дошкольного образовательного учреждения.

С целью повышения мотивационной готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению организую работу по преемственности детского сада и школы. Систематически в соответствии с планом проводятся экскурсии, совместные праздники, посещение школьного музея, в детский сад приходят первоклассники, учителя выступают перед родителями выпускников [приложение 5]. Все это ведет к устойчивым положительным результатам при подготовке детей к школе, несмотря на имеющиеся особые возможности здоровья (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, ЗПР).

В течение многих лет являюсь членом методического совета ДОУ, членом совета учреждения [24]; координирую работу специалистов с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении, взаимодействую с отделом опеки и попечительства, КДНиЗП, ОДН ОМВД г. Мегиона. В семьях, с которыми проводится индивидуально-профилактическая работа, не происходит рецидивов, наблюдается положительная динамика детско-родительских отношений, они становятся активными участниками детско-родительских мероприятий (клубы, акции, фестивали).

Консультативная работа с родителями многогранна: текстовая информация в папки-передвижки, стенды, «Родительские гостиные», встречи в родительских клубах, совместные досуги, фестивали, что позволяет создать необходимые условия для формирования ответственных взаимоотношений с детей и взрослых, и повышения компетентности родителей, а также обеспечить право родителей на участие в жизни детского сада, что является ведущей целью общеобразовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС. Немаловажно, что в такой форме совместной деятельности, как детско-родительские встречи различной тематики заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком.

Консультативная помощь коллегам является неотъемлемой частью моей работы. С целью выступаю на педагогических часах, провожу семинары-практикумы «Воспитание без насилия», «Профилактика жестокого отношения к детям», круглые столы по темам «Чужих детей не бывает», «Права ребенка» и др.

Совместно с инструктором по физкультуре с целью пропаганды основ ЗОЖ занималась подготовкой детей к участию во всероссийском забеге «Кросс-Наций» [приложение 5]. В течение нескольких лет дети показывали хорошие результаты в городском зачете: 2011год: Даша Коржикова - второе место, Арсений Канюков - второе место. 2012 год: Серёжа Чуднецов - второе место, 2013год: Юмадилов Артемий – 1 место. Разработанный мною конспект двигательно-игрового часа «Путешествие в сказочную страну» (интеграция физического и социального развития) получил Диплом победителя во Всероссийском дистанционном конкурсе «Поверь в себя» в номинации «Лучший педагогический опыт» [25].

Перспективы развития профессиональной деятельности. Перспективами развития своей профессиональной деятельности вижу совершенствование и саморазвитие с целью освоения новых компетенций в работе как с детьми, так и с членами их семей для обеспечения всем воспитанникам МБДОУ социально-педагогической поддержки, оказания компетентной помощи ребенку и родителям; использую для этого как дистанционное образование, так и работу в рамках педагогических сообществ. Предполагаю:

-шире использовать знания, полученные на курсах «Реализация принципов государственно-общественного управления образованием в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в 2014 году для успешной социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающими ДОУ.

-с целью внедрения инновационных технологий в педагогический процесс пройти обучение по теме «Компьютерные технологии в образовании»;

- модернизировать формы работы детско-родительских клубов, с целью создания условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и детей. Все это позволит объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, сформировать у дошкольника основы базовой культуры личности, предпосылки к учебной деятельности и подготовить его к жизни в современном обществе, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций.

 
 


Смолянинова Галина Геннадьевна __________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: