Тема 15. Система права и систематизация законодательства

 

Система права —строение права, деление его на взаимодействующие части и элементы.

 

Система права характеризуются:

— единством и согласованностью норм, ее составляющих;

— разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;

— объективностью строения;

— иерархичностью;

— непротиворечивостью.

 

Система права включает в себя:

— норму права — мельчайшую частицу («кирпичик», «молекулу») права;

— правовой институт — совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

— подотрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенную разновидность общественных отношений;

— отрасль права — совокупность относительно обособленных юридических норм, подотраслей и правовых институтов, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений своим особым методом.

 

Юридические критерии деления права на элементы:

— предмет правового регулирования, т.е. определенная сфера общественных отношений, на которую направлено правовое регулирование;

— метод правового регулирования, т.е. система определенных приемов (средств), при помощи которых регулируются общественные отношения.

 

Методы правового регулирования:

–– императивный (метод властных предписаний, субординации);

–– диспозитивный (метод равноправия сторон, координации);

–– рекомендательный;

–– поощрительный.

 

Законодательство:

— совокупность нормативно-правовых актов, действующих в государстве (в широком понимании);

— совокупность нормативно-правовых актов, принятых высшими органами государственной власти (в узком понимании).

 

Система законодательства — совокупность нормативно-правовых актов, расположенных в соответствии с системой права и целями (потребностями) государственного управления в той или иной сфере общественной жизни.

 

Соотношение системы права и системы законодательства:

— если система права — это внутреннее строение права, то система законодательства — внешняя форма его выражения;

— право не может существовать вне законодательства, законодательство же не может существовать вне права.

 

Система законодательства делится:

— отраслевое законодательство (государственное, уголовное, гражданское, административное, земельное и т.д.);

— внутриотраслевое законодательство (авторское, наследственное право как части гражданского законодательства);

— межотраслевое законодательство (милицейское, хозяйственное, экологическое, военное и др.);

— федеральное и республиканское законодательство;

— конституционное и текущее законодательство.

 

Система законодательства совершенствуется при помощи:

— систематизации, т.е. проводимой органами государства деятельности по упорядочению действующего законодательства, приведения его в определенную систему.

 

Основные цели систематизации законодательства:

— устранение противоречий между различными отраслями законодательства;

— обеспечение верховенства Конституции, законов государства над подзаконными нормативно-правовыми актами;

— исключение дублирования в процессе регулирования общественных отношений;

— восполнение пробелов в законодательном регулировании общественных отношений;

— создание более удобных условий для пользователей, правоприменителей.

 

Формы систематизации:

1. Учет нормативно-правовых актов, т. е. сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и т. д. действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение.

Виды учета законодательства:

— журнальный;

— картотечный;

— автоматизированный («Консультант-Плюс», «Гарант», Кодекс» и др.)

— ведение контрольных текстов действующих нормативно-правовых актов.

2. Инкорпорация, т. е. подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативно-правовых актов.

Виды инкорпорации:

По юридической силе издаваемых сборников:

— официальная;

— официозная (полуофициальная);

— неофициальная.

По характеру расположения материала:

— хронологическая;

— систематическая;

По объему охватываемого нормативного материала:

— генеральная (полная);

— частичная.

3. Консолидация, т. е. объединение нормативно-правовых актов, изданных по одному вопросу в один укрупненный акт.

4. Кодификация, т. е. коренная переработка действующих нормативных актов в определенной сфере общественных отношений.

Виды кодификации:

— всеобщая («кодекс кодексов»);

— отраслевая (Уголовный, Гражданский);

— специальная (комплексная) (Налоговый, Лесной, Таможенный кодексы).

 

Виды кодификационных актов:

1.основы законодательства — акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов. (Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре и др.);

2. кодекс — крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению (отраслевые и комплексные (межотраслевые));

3. уставы — комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов или сферу хозяйственной деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта), либо определяющие правовой статус субъекта федерации;

4. положения — регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа или группы однородных органов и учреждений (Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.);

5. правила — содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: