Формирование элементарных математических представлений

1 период обучения

Количество и счет. Продолжаем формировать представление детей о равенстве и неравенстве групп по количеству входящих в них предметов, используя приемы наложения и приложения. Учим детей составлять группу из отдельных предметов в соответствии с образцом, выделяя один предмет из группы; находить предметы, которых в комнате много, мало, один.

Учим детей считать предметы в пределах 3, пользуясь следующими приемами: а) называть числа по порядку, последовательно показывая на предметы, расположенные в ряд; б) относить последнее число ко всей группе предметов ("Всего три круга"); в) согласовывать в конечном счете числительное с существительным в роде, числе и падеже; г) соотносить каждое число только с одним предметом. Знакомим с числами 1, 2, 3, с составом числа 2, 3.

Формируем представления о независимости результатов счета от расположения предметов на плоскости и от величины предметов (больших предметов может быть меньше, а маленьких - больше).

Упражняем в сравнении двух групп предметов ("Один, два - всего два ежа", "Один, два, три - всего три мяча", "Три больше, а два меньше").

Учим устанавливать равенство между группами предметов, добавляя к меньшей группы предмет, которого не хватает, или убавляя предмет из большей группы ("Здесь три ежа, а здесь три мяча. Ежей и мячей поровну").

Величина. Продолжаем учить детей сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте путем прямого наложения и приложения. Учим использовать слова "далека, близко, высоко, низко".

Учим детей раскладывать предметы по увеличению или, уменьшению (длины, ширины, высоты).

Геометрические фигуры. Продолжаем учить детей обследовать форму предметов зрительно и тактильно-двигательно. Упражняем в различении и назывании предметов круглой, квадратной, треугольной формы. Учим детей находить предметы круглой, квадратной, треугольной формы в ближайшем окружении.

Знакомим детей с прямоугольником. Учим детей составлять прямоугольник из двух квадратов.

Ориентировка в пространстве. Продолжаем учить определять направление пространства от себя: вверх-вниз, вправо-влево, вперед. Знакомим с направлением пространства от себя: назад. Закрепляем понимание предлогов "на, под, за", слов «выше, чем; ниже, чем»; учим использовать эти слова в соответствующей ситуации. Продолжаем учить различать предлоги "на, над, под".

Ориентировка во времени. Учим детей различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь, соотносить их с режимными моментами. Уточняем и закрепляем представление об осени.

 

2 период обучения

Количество и счет. Учим детей считать в пределах 5. Знакомим с числами 4, 5, с составом числа 4, 5.

Учим порядковому счету в пределах 5. Знакомим с порядковыми числительными. Учим различать порядковый и количественный счет, отвечать на вопросы: "Сколько?", "Который (какой) по счету?". Учим детей понимать и использовать слова: столько - сколько, поровну, больше - меньше.

Продолжаем упражнять детей в сравнении двух групп предметов ("Один, два, три - всего три мяча", "Один, два, три, четыре - всего четыре гриба", "Четыре больше, а три - меньше"). Учим устанавливать равенство между группами предметов, добавляя или убавляя лишний предмет ("Здесь пять ежей, а здесь пять грибов; ежей и грибов поровну"). Продолжаем учить детей различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, сравнивать одну группу предметов с другой, последовательно накладывая или подкладывая один предмет на/под другой. Учим составлять пары предметов.

Учим отсчитывать предметы по образцу или названному числу ("Отсчитай столько зайчиков, сколько квадратов на карточке", "Отсчитай две моркови, пять морковок", "Зайцев столько же, сколько квадратов", "Квадратов столько же, скольких зайцев").

Величина. Учим детей сравнивать предметы по длине и ширины, используя приемы наложения и приложения. При определении размера предмета учим сравнивать предметы по указано признаку.

Учим детей сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по высоте и толщине, обозначая результаты сравнения словами: выше, ниже, одинаково.

Учим сравнивать (измерять) два предмета с помощью третьего - условной меры.

Геометрические фигуры. Знакомим детей с геометрическими телами (куб, шар, цилиндр). Продолжаем учить обследовать форму предмета зрительно и тактильно-двигательно. Учим находить предметы круглой, квадратной, треугольной, прямоугольной формы в ближайшем окружении.

Закрепляем представление о том, что фигуры одинаковой формы могут быть разные по величине и цвету.

Ориентировка в пространстве. Продолжаем учить различать правую и левую руки, располагать предметы справа и слева от себя, в процессе действий располагать предметы в направлении слева направо. Учим понимать и различать значение слов «далеко, близко; на, над, под».

Ориентировка во времени. Продолжаем детей учить различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь. Учим узнавать и показывать части суток на картинках. Уточняем и закрепляем представление о зиме.

3 период обучения

Количество и счет. Продолжаем учить детей считать предметы в пределах 5, закрепляем названия чисел. Продолжаем учить детей составлять числа 2 (3, 4, 5). Упражняем в порядковом счете в пределах 5. Учим детей видеть равенство (неравенство) в группах предметов, которые отличаются по величине и находятся на разном расстоянии друг от друга. Упражняем в отсчете предметов в соответствии с образцом; учим считать предметы на ощупь.

Продолжаем учить детей пользоваться приемами наложения и приложения одной группы предметов к другой, отличающихся по цвету, форме, величине, определять равенство либо неравенство этих групп по количеству. Учим понимать значение вопроса "сколько?" и правильно отвечать на него.

Величина. Учим раскладывать предметы в порядка возрастания и убывания по длине, ширине, высоте, используя слова: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий. Учим использовать условную мерку.

Геометрические фигуры. Учим детей классифицировать фигуры по цвету, величине. Учим составлять узоры с геометрических фигур. Формируем умение находить предметы похожей формы в пространстве.

Ориентировка в пространстве. Учим детей двигаться в заданном направлении: вперед-назад, влево - вправо. Учим детей понимать и различать пространственные отношения, используя слова "на, над, под, за, в центре, посередине, дальше, ближе, сзади".

Ориентировка во времени. Формируем умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь, определять их последовательность, соотносить с режимными моментами. Уточняем и закрепляем представление о весне.

 

4 период обучения

Учим применять полученные на занятиях знания, умения, навыки в повседневной жизни (в бытовых ситуациях, играх, на прогулках и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: