Финансовые отношения можно сгруппировать по аналогии со звеньями организации денежной системы государства, которая включает в себя системы:
· государственных финансов;
· финансов организаций;
· кредитную (инвестиционную) и банковскую сфера;
· международную финансово-кредитную систему:
· финансовый рынок.
Рис. 1.1. Система организации и взаимодействия субъектов управления финансами Российской Федерации.
Каждое из перечисленных звеньев системы финансов достаточно обособлено и выполняет конкретную роль в экономике, отражает определенные экономические отношения и выполняет функции образования денежных фондов, использования денежных фондов и контрольную функцию.
Система финансов – это совокупность однотипных экономических денежных отношений, объединенных принципиальным единством в рамках сущности и функций общей экономической категории финансов.
|
|
Исходя из форм образования и обязательности применения в указанных субъектах все финансовые отношения подразделяются:
· в системе государственных финансов, международных финансах, в сфере государственных инвестиций, банков и государственного финансового рынка все финансовые отношения создаются и управляются общегосударственным органом управления;
· в системе финансовых отношений организаций, предприятий и корпораций, инвестиционной сфере и на финансовом рынке финансовые отношения принимают форму государственного регулирования.
Каждая группа субъектов включает в себя отношения по:
· формированию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств;
· использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств.
Схематично эти финансовые отношения можно представить в следующем виде (см. рис. 1.2.).
Государственные (публичные) финансы представляют собой сложную систему финансовых отношений, которую можно представить в следующем виде (см.рис. 1.3.).
В настоящее время бюджетная система России включает в себя следующие автономные звенья:
· Федеральный бюджет Российской Федерации;
· Региональные бюджеты (республиканские, краевые, областные бюджеты, областные бюджеты автономных областей, окружные бюджеты автономных округов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга);
· Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).
· Государственные внебюджетные фонды включают в себя фонды:
- социального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, которые имеют территориальные и муниципальные подразделения. Они решают самостоятельные обособленные задачи и имеют собственные источники доходов.
|
|
- межотраслевого и отраслевого характера.
Из системы выделены ряд подсистем и звеньев, которые имеют специфическое назначение, такие как, например, инвестиционные и государственный кредит.
Рис. 1.2. Подсистемы и звенья системы финансов России.
Кредитная (инвестиционная) и банковская сфера финансовых отношений находится на стадии становления. Сфера входит в систему отношений, которые формируются государством (хозяйствующие субъекты государственного сектора) и в систему регулируемых государством отношений (хозяйствующие субъекты негосударственного сектора), но так как входящие в нее организационные структуры непосредственно не участвуют в процессе производства, то эту сферу называют иногда «финансовой» сферой или «финансовыми посредниками».
Рисунок 1.3. Звенья государственных финансов России.
Звенья данной сферы можно представить в следующем виде (см. рис. 1.4.):
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено в связи с тем, что ему присущи специфические формы финансовых отношений по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства.
Рис.1.4. Звенья кредитной (инвестиционной) и банковской сферы России.
Государственный кредит представляет собой форму отношений между общегосударственным органом управления и хозяйствующими субъектами.
При этом первый выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, кредитора или гаранта. Необходимость и важность государственного кредита связана с опережающими темпами роста расходов государства по сравнению с темпами прироста доходов. Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено в связи с тем, что ему присущи специфические формы финансовых отношений по привлечению денежных средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой форму отношений между общегосударственным органом управления и хозяйствующими субъектами. При этом первый выступает, главным образом, в качестве заемщика средств, кредитора или гаранта. Необходимость и важность государственного кредита связана с опережающими темпами роста расходов государства по сравнению с темпами прироста доходов.
В подсистему финансов государственных предприятий входят государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансово-промышленные группы.
Сфера финансового рынка включает в себя обособленную группу отношений, которые можно подразделить на:
· рынок капиталов;
· рынок кредитов;
· рынок денег;
· рынок ценных бумаг (собственно, финансовый рынок).
Все отношения на финансовом рынке строятся на основе принципов рыночных отношений и поэтому они специфичны для финансов.
Международные финансы включают в себя все виды финансовых отношений, которые используются внутри государства. Однако на их организацию серьезно влияют внешнеэкономические и политические отношения, которые проявляются в обязательности выполнения требований и условий международных, межгосударственных договоров.
Соответственно представленной схеме организации финансов, должны выстраиваться и высшие органы власти и управления, деятельность которых должна быть направлена на выполнение единой финансово-кредитной и денежной политики на экономическом пространстве государства и в международной сфере хозяйствования.
Наряду с рассмотрением системы финансов, как совокупности различных сфер финансовых отношений и объектов управления, ее можно представить в институциональной форме – как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые отношения и одновременно являющихся субъектами управления финансами.
|
|
| |||
Рис. 1.5. Инфраструктура финансовой системы России.
Финансовая система – это совокупность управленческих и финансовых институтов и их взаимодействие в соответствии с требованиями законодательства с целью функционирования системы финансов.
Финансовая система через организационную структуру решает задачи на всех уровнях управления и должна учитывать как общеметодологические положения, так и конкретные условия хозяйствования.
В связи с этим должны быть определены конкретные задачи в деятельности органов управления и разработаны конкретные мероприятия и функциональное предназначение структурных подразделений.
Финансовую систему и ее инфраструктуру можно представить в общем виде (см рис.1.5.)
В процессе формирования и регулирования деятельности финансовой системы должны быть реализованы принципы системности, объективности, единства, целенаправленности, количественной определенности, выработки критериев и задач, и другие. Финансовая система должна быть построена как иерархическая структура, которая решает общие задача, а конкретные звенья – конкретные задачи в соответствии с их предназначением.
Контрольные вопросы:
1. Дать определение финансовой системы и системы финансов.
2. Какие звенья входят в состав финансовой системы.
3. Какие звенья входят в состав системы финансов.