double arrow

Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений

 

Общепризнанным считается, что все экономические отношения в обществе опосредованы стоимостными экономическими категориями.

Финансы являются одной из таких стоимостных экономических категорий товарно-денежного хозяйства, наряду с такими категориями как деньги, кредит, товар, прибыль и другими. На уровне восприятия денежные отношения и финансовые отношения, как деньги и финансы, трудно различимы. Однако, в отличие от денег, финансы всегда неосязаемы, а финансовые отношения в своей основе могут носить не только денежный, но и товарный характер, выраженный в стоимостной оценке. Такое внешнее проявление финансовых отношений привело к различным толкованиям понятия и сущности финансов.

Не вносит определенности и слово финансы, которое произошло от латинского слова financia и в переводе означает «денежный платеж». Кроме того, следует учитывать, что само слово претерпело коренные изменения в зависимости от степени развития товарно-денежных отношений от fine (документ, подтверждающий взносы или уплату на ранних стадиях развития товарного хозяйства ), finis (окончание, финиш ), fiscus (корзина, казна), finance (денежный платеж), public finance (совокупность публичных доходов и расходов). Как видно из определений, слово «финансы» близко к слову «деньги», но не аналогично ему.

В экономических кругах, практически, все денежные отношения и расчеты стали причислять к финансовым – организаций всех форм собственности, инвестиционных институтов, банковской сферы, домашнего хозяйства и другие, имеющие стоимостное выражение.

Финансы в широком смысле слова представляют собой систему экономических денежных отношений по поводу формирования и использования денежных фондов и средств государства в соответствии с присущими им функциями.

Для определения сущности финансов необходимо выделить отличительные признаки финансов от денег, как экономических категорий, выражающие определенные экономические отношения.

В обществе все экономические отношения условно подразделяются на денежные и натуральные, а также на имеющие и не имеющие стоимостную оценку. Совокупность денежных отношений представляет собой определенную систему отношений, каждое из звеньев которой имеет свое назначение. В целом все звенья системы взаимообусловлены и взаимозависимы между собой и учитывают стратегические и тактические тенденции развития.

Денежные отношения подразделяются на обслуживающие воспроизводственный процесс, то есть отношения, являющиеся объективно необходимыми для воспроизводственного процесса. Это такие отношения как: рынок товаров, работ и услуг, рынок капиталов, рынок кредитов, рынок денег, которые приводят к приросту имеющихся ресурсов в обществе, прибыли в предпринимательских структурах, имущества в собственности граждан, предприятий и т.д. в соответствии с экономическими законами и разделением труда и капитала. Другая часть денежных отношений возникает и функционирует вне воспроизводственного процесса и связана с перераспределением денежных ресурсов и других средств, имеющих стоимостную оценку, в силу наличия государства, как органа управления экономикой, и выполнения им своих функций. Именно эти последние, формирующие денежные фонды и средства, необходимые для выполнения функций общегосударственного органа управления обозначаются как финансовые. К финансам относят и отношения по распределению и использованию денежных фондов и средств, связанных с функционированием общегосударственного управления.

Следует иметь в виду, что денежные фонды и средства различаются между собой в зависимости от целевого признака. Первые (фонды) - имеют строго целевой порядок формирования и использования средств, вторые (средства) – не имеют заранее закрепленной системы формирования и целей использования.

В зарубежной экономической литература вся совокупность денежных отношений, связанных с воспроизводственными процессами, относится к составным частям менеджмента и составной его частью является финансовый менеджмент. Финансы же трактуются как публичные (государственные) финансы, то есть денежные отношения, необходимые только для функционирования общегосударственного органа управления. Поэтому заранее проведена грань между стоимостными и денежными отношениями внутри хозяйствующих субъектов и финансами. Причем, следует иметь в виду, что в практической деятельности каждое самостоятельно развивающееся государство принимает различные варианты организации финансов (кейнсианские, монетаристские, рыночные и другие экономические модели).

Финансовыми отношениями можно считать денежные отношения, обусловленные фактом существования общегосударственного органа управления экономикой и необходимостью выполнения им своих функций.

Объективность организации финансовых отношений зависит от многих факторов функционирования самого общегосударственного органа и звеньев его управления. Финансовые отношения имеют императивную (волевую) форму организации и государственно-властную (законодательно закрепленную) форму проявления для всех хозяйствующих субъектов. Организация финансов, как системы отношений, предусматривает обязательность использования всеми хозяйствующими субъектами и государством установленных требований, зафиксированных в законодательных актах и нормативных документах, с соответствующими правами, обязательствами и ответственностью.

Финансы, как система экономических денежных отношений, формируют и опосредуют формирование и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов и сумм средств, используемых на выполнение государством своих функций во всех областях деятельности.

Финансовые отношения представляют собой обособленную часть экономических денежных отношений. Специфика финансов, как экономической категории, проявляется в ее функциональном назначении, т.е. экономическом предназначении. Экономическое предназначение финансов проявляется в трех функциях:

1. Формирования денежных фондов (доходов) и средств. Под содержанием этой функции понимается способность через финансовые отношения сформировать централизованные (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды и другие доходы государства) и децентрализованные (хозяйствующих субъектов) денежные фонды и суммы средств, полученные в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (вернее совокупного общественного продукта). Кроме того, через систему государственного регулирования финансы могут способствовать формированию этих фондов (доходов) и средств в процессе первичного распределения совокупного общественного продукта. В первом случае проявление функции возникает в процессе отношений хозяйствующих субъектов с государством по налоговым платежам, отчислениям в бюджетные и внебюджетные фонды и т.п. Во втором случае – в процессе применения на практике норм и нормативов, правил ведения бухгалтерского и налогового учета и др.

2. Использования денежных фондов (доходов) и средств. В этой функции через организацию финансовых отношений общегосударственный орган управления обязан производить дальнейшее перераспределение средств денежных фондов для выполнения государством его функций в части решения общегосударственных задач в оперативной и стратегической деятельности и в числе основных можно назвать расходы на содержание бюджетной сферы, обслуживание государственного долга, финансирование структурной перестройки и реструктуризации экономики, инвестирование средств на финансовый рынок и др.

3. Контрольная функция присуща многим экономическим категориям и имеет специфические особенности по отношению к категории финансов. Она реализуется в сочетании с первой или со второй функцией. По сути, эта функция присуща управлению, в том числе государственному. Так как финансы являются категорией тесно связанной с функционированием государства, то и ей свойственна эта функция, которая проявляется в деятельности финансовых, налоговых, таможенных и других государственных органов, реализующих на практике финансовую политику государства.

Именно в этих функциях проявляется то общее и те особенности, что связывают и обличают категорию «финансы» с более общей категорией «деньги».

Роль финансов в системе денежных отношений, как категории состоит в полноте выполнения ими своих функций по формированию и использованию централизованных (государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды) и децентрализованных (хозяйствующих субъектов) денежных фондов и сумм денежных средств, а также в возможности осуществления контроля за их рациональностью функционирования в рамках единой системы.

Итак, финансы – это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования, выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций, принимающая законодательно закрепленный характер использования.

Субъектами управления финансами являются руководящие органы и руководимые ими хозяйствующие субъекты (см. рис. 1.1).

Контрольные вопросы:

1. Дать определение финансов как экономической категории.

2. Какие функции выполняют финансы.

3. Чем отличается категория «финансы» от категории «деньги».

4. В чем заключается роль финансов в системе денежных отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: