Выручка организаций и факторы ее определяющие

 

Моментом реализации продукции, работ, услуг и товаров является момент перехода прав собственности от одного владельца к другому. В Российском законодательстве предусмотрено несколько вариантов перехода прав собственности: по отгрузке, оплате, обмену и, соответственно, выручкой (доходом) организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящих к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества). Выручка признается только при наличии условий: права на получение выручки по договору; определении суммы выручки; уверенности увеличения экономических выгод организации; переходе права собственности; расходы по операции могут быть определены.

Выручка в экономической литературе определяется по-разному: выручка от продаж; доход; выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг. Исходя из этого, по-разному определяется структура выручки и ее объем.

Выручка (доход) в соответствии правилами ведения бухгалтерского учета (без выделения выручки от реализации продукции, работ и услуг) состоит из следующих групп доходов:

· Доходы от обычных видов деятельности;

· Прочие доходы;

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

· сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

· по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.п.;

· в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· в форме авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

· в виде задатка;

· в форме залога, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

· в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Отличные от доходов от обычных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований законодательства, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее - выручка).

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением).

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей). Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

· сумма выручки может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

· право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

В составе информации об учетной политике организации в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию как минимум следующая информация:

· о порядке признания выручки организации;

· о способе определения готовности работ, услуг, продукции, выручка от выполнения, оказания, продажи которых признается по мере готовности.

В соответствии с требованиями первой части Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения рассчитывается выручка от реализации товаров, работ или услуг, которой признается передача на возмездной и безвозмездной основах права собственности или возмездное оказание услуг. Стоимость реализованной продукции (работ, услуг) определяется по рыночным ценам.

В тексте второй части Налогового кодекса Российской Федерации указывается, что доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества и имущественных прав.

Выручка (доход), таким образом, включает в себя следующие группы доходов:

· доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;

· внереализационные доходы;

· суммы, исключаемые из доходов;

· доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы для расчета налога на прибыль.

Доходы при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. По доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Организации имеют право на определение даты получениядохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

Доходы от реализации. Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), иное имущество либо имущественные права, выраженных в денежной и (или) натуральной формах.

Внереализационными доходами признаются, в частности, доходы:

· от долевого участия в других организациях;

· от операций купли - продажи иностранной валюты;

· в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;

· от сдачи имущества в аренду (субаренду);

· от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства;

· в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

· в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг или имущественных прав;

· в виде дохода, распределяемого в пользу налогоплательщика при его участии в простом товариществе, а также в виде превышения стоимости возвращаемого имущества над стоимостью имущества, переданного налогоплательщиком в качестве вклада в простое товарищество при выходе налогоплательщика (правопреемника) из этого простого товарищества;

· в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде;

· в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств;

· в виде сумм, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала (фонда) организации, если такое уменьшение осуществлено с одновременным отказом от возврата стоимости соответствующей части взносов(вкладов) акционерам (участникам) организации;

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются следующие доходы, в частности:

· имущество и (или) имущественные права, работы и (или) услуги, полученные от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления;

· имущество и (или) имущественные права, полученные в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств;

· имущество и (или) имущественные права, полученные в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал (фонд) организации (включая эмиссионный доход в виде превышения цены размещения акций над их номинальной стоимостью);

· средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия);

· средства, полученные по договорам кредита и займа, а также суммы, полученные в погашение таких заимствований;

· суммы превышения номинальной стоимости над ценой фактического приобретения организацией собственных акций (долей, паев) в случае продажи налогоплательщиком акций, ранее выкупленных у владельцев;

· имущество, полученное организациями в рамках целевого финансирования;

· суммы, на которые в отчетном (налоговом) периоде произошло уменьшение уставного (складочного) капитала организации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

· суммы кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством и (или) по решению Правительства Российской Федерации;

· суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;

· средства, полученные в рамках благотворительной деятельности;

· пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;

· использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;

Таким образом, выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется по методам: начисления (по мере отгрузки) и по оплате (по поступлению денежных или иных средств). Выбор метода учета производится предприятием самостоятельно в соответствии с учетной политикой.

В системе управления финансами решаются вопросы не только определения бухгалтерской и налогооблагаемой выручки (дохода) но и вопросы взаимоувязки показателей издержек и дохода, их формирования и использования. Важной задачей является определение зависимости выручки и прибыли в соответствии со стратегическими направлениями развития организации

Величина выручки от реализации продукции (работ, услуг) в финансовых (плановых) расчетах определяется по следующей формуле:

 

ВОТ РЕАЛИЗАЦИИ = ВНАЧАЛО + ВПЕРИОД - ВКОНЕЦ,

 

где: ВОТ РЕАЛИЗАЦИИ - выручка от реализации продукции (работ, услуг) на планируемый период в плановых рыночных ценах; ВНАЧАЛО – выручка в остатках продукции (работ, услуг) на начало планового года в плановых рыночных ценах; ВПЕРИОД – выручка от реализации продукции (работ, услуг) в плановых рыночных ценах в планируемом году; ВКОНЕЦ – выручка в остатках продукции (работ, услуг) на конец года в плановых рыночных ценах.

При расчете выручки по начислению (отгрузке) в состав остатков на начало и на конец планируемого периода входит выручка в готовой продукции на складе и в товарах отгруженных, срок оплаты которых не наступил. При расчете выручки по оплате в состав остатков на начало года дополнительно включаются: выручка в товарах на ответственном хранении; выручка в товарах отгруженных, срок оплаты которых истек. Выручка в остатках на начало планируемого года обязательно пересчитываются в плановые рыночные цены планируемого года и условия реализации с учетом уровня инфляции, состояния рынка и т.п.

Совокупность выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов организации (предприятия) представляют собой совокупный доход, облагаемый налогом на прибыль и налогом на доходы в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Расчет плановой выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов по организации (предприятию) можно представить в следующем виде: (см. таблицу 13)

Таблица №13

Расчет плановой выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов.

№ п/п выручка от реализации продукции (работ, услуг) и другие доходы Сумма тыс. (в валюте РФ)
     
1. Материальные затраты  
2. Затраты на оплату труда  
3. Отчисления единого социального налога  
4. Амортизация основных фондов  
5. Прочие затраты  
6. Итого расходов по обычным видам деятельности (затрат на производство) (1+2+3+4+5)  
7. Списано затрат на непроизводственные счета  
8. Изменение остатков незавершенного производства (+, -)  
9. Издержки по производству продукции, работ, услуг (6-7-8)  
10. Коммерческие расходы  
11. Полные издержки по произведенной продукции, работ, услуг (9+10)  
12. Стоимость произведенной продукции, работ, услуг в контрактных (договорных) ценах (рентабельность 35%) (11х35%)  
13. Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года по полным издержкам  
14. Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года в действующих ценах отчетного года (13х 1,1)  
15. Остатки нереализованной товарной продукции (работ, услуг) на начало года в действующих ценах планируемого года (14х35%)  
16. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) на конец года по полным издержкам  
17. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) на конец года в действующих ценах (16х35%)  
18. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг) (12+15-17)  
19. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных (договорных) ценах без НДС с учетом уровня инфляции (выручка от продажи продукции, работ, услуг) (18х1,1)  
20. Сумма налога на добавленную стоимость  
21. Стоимость произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в контрактных ценах с учетом НДС (выручка от продажи продукции, работ, услуг) (19+20)  
22. Прочие расходы ВСЕГО  
23. Прочие расходы организации с НДС  
24. Прочие доходы ВСЕГО  
25. Прочие доходы организации с НДС  
26. Разница между прочими доходами и расходами (25-23)  
26. Общая выручка (доход) организации (21+26)  

 

В смете затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) собираются все издержки и на их основе в финансовых расчетах определяются издержки в выручке от продаж (доходе, выручке от реализации продукции). В смете затрат также рассчитывается и выручка в плановых рыночных ценах реализации и другие поступления доходов, не связанных с реализацией продукции (работ, услуг). Таким образом, смета затрат и расчет плановой выручки представляет собой свод издержек, затрат и расходов организации (предприятия) и свод доходов на планируемый период деятельности по всем направлениям.

Схему планирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов организации можно представить в следующем виде (см. рис.6.4.)

Указанная совокупность выручки и доходов в бухгалтерском учете отражается в полном объеме и для целей налогообложения - в связи с законодательно установленными лимитами, нормами и нормативами. Поэтому также как для расчета издержек, планирование и учет выручки может вестись по вариантам:

· ведение раздельного планирования и учета в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ;

· в основе планирования и учета в соответствии с учетной политикой принимаются правила ведения бухгалтерского учета, а для расчета облагаемой базы по уплате налогов и сборов производится корректировка информационной базы или полученных данных;

· в основе планирования и учета в соответствии с учетной политикой принимаются правила отражения для налогообложения, а для формирования бухгалтерской отчетности производится корректировка информационной базы или полученных данных.

Представленная схема расчета выручки с налогом на добавленную стоимость является условной и может отличаться от реальной величины выручки за счет того, что не учитывает суммы возврата НДС по приобретенным материальным ценностям, товарам и работам. Поэтому требуется дополнительный расчет сумм НДС, уплаченных поставщикам, и сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет.

 

   
 
 
 
 
 

 


Остатки нереализованной товарной продукции на конец планируемого года
Остатки нереализованной товарной продукции на начало планируемого года
(+) (-)

 

 


Рис. 6.4. Схема планирования выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов.

 

Основными факторами, влияющими на величину выручки от реализации продукции (работ, услуг), на которые можно воздействовать в процессе управления, являются:

· величина издержек;

· объем производства и реализации продукции (работ, услуг).

Эти два фактора объединяют в себе влияние всех остальных менее значимых факторов и являются факторами первого порядка. Все остальные факторы не зависят от организации управления или их влияние на величину выручки незначительно. Величина влияния факторов зависит от организационной структуры организации.

Одновременно с планированием величины выручки (доходов) предусматривается и планирование распределения (использования) полученных сумм денежных и иных средств организацией и собственником.

Схему планирования распределения выручки и других доходов в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и составления отчетности можно представить в следующем виде (см. рис.6.5.)

В процессе планирования величины выручки все затраты и расходы подразделяются на текущие и капитальные, то есть распределение затрат на себестоимость продукции, работ и услуг или на прибыль организации. В процессе планирования распределения (использования) выручки такое распределение подтверждается. Использование денежных средств на капитальные затраты в процессе планирования согласовывается с собственником организации.

Прежде всего, выручка уменьшается на величину косвенных налогов: налога на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и т.п. и таким образом формируется величина валовой выручки. Затем, вычитается полная себестоимость реализованной продукции, работ и услуг и формируется валовая прибыль (доход).

Для целей налогообложения полученная величина валовой прибыли (дохода) по всем видам деятельности корректируется (уменьшается или увеличивается) в связи с законодательно установленными нормами, нормативами и лимитами и уменьшается на величину используемых организацией льгот по налогу на прибыль. Из налогооблагаемой прибыли (дохода) вычитается сумма налога на прибыль и налога на доходы по законодательно установленным ставкам.

 

 

       
 
Выручка от реализации продукции (работ, услуг)
 
Прочие доходы
 


 


Рис. 6.5.Схема планирования распределения выручки и других доходов в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и составления отчетности.

 

Схему планирования налогооблагаемой прибыли и налогооблагаемых доходов можно представить в следующем виде (см. рис.6.6.)

 

         
 
 
     

 


Рис. 6.6.Схема планирования налогооблагаемой прибыли и налогооблагаемых доходов.

Полученная величина прибыли (за минусом уплачиваемых штрафов, пени, неустоек и налогов и отчислений, производимых за счет финансовых результатов) представляет собой чистую (нераспределенную) прибыль, которая остается в распоряжении организации и распределяется по усмотрению собственника.

План распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов по организации можно представить в следующем виде (см.таблицу№ 14:

 

Таблица №14

План распределения выручки от реализации продукции (работ, услуг) и других доходов.

 

№ п/п Показатели Сумма тыс. (в валюте РФ)
     
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость  
2. Издержки по реализованной продукции (работ, услуг)  
3. Прочие доходы  
4. Прочие расходы  
5. Валовая прибыль (1+3+-2-4)  
6. Налоги, относимые на финансовые результаты  
7. Льготы по налогу на прибыль  
8. Налог на прибыль  
9. Налоги на доходы  
10. Чистая (нераспределенная) прибыль (доход) (5-6+7-8-9)  
11. Штрафы, пени, неустойки, за исключением по хозяйственным договорам (+,-)  
12. Налоги и сборы, относимые на чистую прибыль (-)  
13. Фонды накопления (70%)  
14. Резервные фонды (10%)  
15. Фонды потребления (20%) ВСЕГО В том числе нераспределенная прибыль (предпринимательская) прибыль  

 

Распределение чистой прибыли законодательно не регламентируется, однако, в связи с делением расходов на текущие и капитальные и требованиями принципов управления финансами, в организациях формируются такие основные фонды как: фонды накоплений, фонды потребления, резервные фонды.

Фонды предприятия могут включать в себя:

· фонды накопления: финансирование капитальных вложений в основные фонды, финансирование капитальных вложений в оборотные фонды; все капитальные вложения в социальную сферу; финансовые вложения в другие организации и финансовые структуры; возврат долгосрочных ссуд, все резервные фонды; благотворительные взносы; прочие.

· фонды потребления: все премии работникам; содержание социальной сферы организации; удешевление; покупка спецодежды; все ссуды работникам; негосударственное пенсионное страхование работников; сверхлимитное использование средств в части потребления и прочие.

 

Контрольные вопросы:

 

1..Дайте определение выручки (дохода) предприятия (корпорации);

2..Какие виды доходов учитываются в бухгалтерском учете и при налогообложении;

3. Какие доходы относятся к основным и к внереализационным доходам;

4. По какой формуле осуществляется расчет плановой выручки от реализации продукции (работ, услуг);

5. Как определяется дате принятия доходов предприятия (корпорации);

6. Какие доходы формируют общую выручку (доход) предприятия (корпорации);

7. Что такое операционные доходы.

 

Планирование прибыли и предпринимательской прибыли.

Прибыль является экономической категорией товарного хозяйства. Экономическая сущность прибыли, ее объем и границы использования в рамках предпринимательских структур во многом зависят от воздействия стимула выгоды в условиях рынка. Сам факт собственности же позволяет владельцам принимать меры по увеличению величины прибыли.

Прибыль является сложной экономической категорией и во внешнем проявлении имеет признаки превращенной формы. Экономическое содержание прибыли заключается не столько во внешнем ее проявлении, сколько во внутренней сущности, а формы проявления – в степени развитости товарного хозяйства.

Как экономическая категория прибыль выражает сложные экономические отношения между: предпринимателями (организациями) и работниками по поводу оплаты труда; между самими предпринимателями (организациями) по поводу товарообменных операций; между предпринимателями (организациями) и государством по поводу взаимоотношений в бюджетом и государственными централизованными фондами; между предпринимателями (организациями) и инвестиционными институтами и т.д. Эти отношения носят ярко выраженный расчетный характер и множество форм. Прибыль как источник денежных средств опосредует, таким образом, все стадии воспроизводственного процесса от стадии производства до стадии потребления.

Прибыль представляет собой превращенную форму прибавочной стоимости, сформированную в процессе общественного воспроизводства для удовлетворения различных интересов организации и ее собственника (предпринимателя).

Прибыль, как экономическая категория, выполняет две функции: оценочную (меры эффективности, цели производства) и стимулирующую. В первой функции прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Но так как прибыль является универсальным показателем, для оценки конкретных сторон эффективности производства применяется система абсолютных и относительных показателей. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным элементом источников финансовых ресурсов и резервов предприятий, а осуществление принципа самофинансирования зависит от величины получаемой прибыли, так как доля прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна быть достаточной для финансирования определенных мероприятий. Можно выделить и третью функцию прибыли как основного источника доходов государства, однако ее значение полностью зависит от системы государственного регулирования экономики и деятельности организаций.

Предпринимательская прибыль представляет собой часть прибыли организации, поступающей в распоряжение собственника, которая в последующем направляется на расширение производства или личное потребление.

Величина прибыли организации зависит во многом от: технического и стоимостного строения капитала, массы приложенного труда, скорости оборота капитала, механизма цен, конкуренции, системы взаиморасчетов, состояния рынка и т.д. Количественное определение факторов, формирующих прибыль, значительно, а их общее влияние в целом и по конкретным факторам определить с большой степенью вероятности, практически, невозможно.

В настоящее время внешнее проявление сущности прибыли выражается в таких показателях как: балансовая прибыль, валовая прибыль, отраслевая прибыль, прибыль от реализации (продаж), прибыль от обычных видов деятельности, внереализационная, операционная и чрезвычайная прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая (нераспределенная) прибыль, чистая прибыль, нормальная прибыль, экстремальная прибыль, монопольная прибыль, экономическая и бухгалтерская прибыль, маржинальная прибыль, глобальная прибыль, экстремальная прибыль, оптимальная прибыль, консолидированная прибыль, предпринимательская прибыль и другие. Кроме того, к показателям прибыли относят и показатели дохода. Основные из показателей:

· балансовая и валовая прибыль представляют собой разницу между совокупной выручкой (доходом) и совокупными затратами организации;

· бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница между выручкой организации и суммой внешних издержек;

· экономическая прибыль – это общая величина выручки организации за вычетом внешних и внутренних издержек;

· чистая прибыль – разница между выручкой организации и экономическими издержками (явными и неявными);

· чистая (нераспределенная) прибыль – прибыль, остающаяся в распоряжении организации за вычетом причитающихся за счет прибыли налогов и иных аналогичных обязательных платежей и санкций;

· налогооблагаемая прибыль – прибыль, подлежащая налогообложению налогом на прибыль;

· маржинальная прибыль – разница между выручкой от производства и реализации продукции (работ, услуг) и переменными затратами, отнесенными на эти производство и реализацию;

· нормальная прибыль – это минимальная прибыль, которая остается у организации (предприятия) и необходима для поддержания стремления предпринимателя, для использования своего капитала в данной организации;

· экстремальная прибыль - разовая прибыль, полученная по рисковым операциям, когда величина риска потери капитала приравнивается к величине риска получения прибыли;

· и другие.

От правильности определения величины прибыли организации зависит его обеспеченность денежными ресурсами. Формирование прибыли зависит от учета различных видов деятельности и показателей, основными из которых являются: учёт изменений объёма производства, учёт изменений ассортимента, учёт издержек, учёт цен на материалы, сырьё, топливо, готовую продукцию и т.д..

Планирование прибыли организации включает в себя:

· планирование формирования величины прибыли;

· планирование использования полученной прибыли.

Это одновременно связанные, но и самостоятельные разделы процесса планирования.

В планировании величины прибыли организации должны учитываться как общие положения, так и конкретные особенности деятельности, организационно-правовых форм собственности, условий взаиморасчетов и т.д. Могут применяться различные коэффициенты, корректирующие величину прибыли, например:

· прогноз процента рентабельности вложенного капитала;

· коэффициент прибыльности;

· коэффициент рентабельности.

Все эти коэффициенты связаны с критическими точками прибыльности (убыточности) деятельности организации.

К основным методам планирования прибыли от реализации продукции (работ и услуг) организаций относят:

I. Метод прямого счета;

II. Аналитический метод;

а) по уровню базовой рентабельности;

б) по уровню издержек на 1 руб. реализованной или произведенной продукции;

III. Совмещенный (комплексный) метод - как совокупность I и II методов;

IV. Нормативный метод (он является основой для внедрения системы бюджетирования);

V. Факторный метод - основан на факторном анализе прибыли в зависимости набора факторов: ассортимент выпускаемой продукции (работ, услуг), ритмичность выпуска и реализации продукции (работ, услуг), качество продукции и другие;

VI. Экономико-математический метод.

Метод прямого счета. Расчет прибыли при помощи этого метода осуществляется по каждому виду произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) по всему ассортименту. Принцип расчета заключается в том, что в расчет принимаются показатели:

· объем продаж (объем реализации) – количество произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) умноженное на цену реализации;

· издержки (затраты) - полная себестоимость единицы произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) умноженная на их количество.

Разница между этими двумя показателями является прибылью (убытком) от производства и реализации данного вида продукции (работ, услуг). Такой метод применяется при небольшом количестве выпускаемой и реализуемой продукции (работ, услуг) и требует корректировок в связи с изменением внешней среды хозяйствования.

Кроме того, может применяться формула расчета прибыли, аналогичная расчетам планируемых издержек или планируемой выручки:

 

ПОТ РЕАЛИЗАЦИИ = ПНАЧАЛО + ППЕРИОД - ПКОНЕЦ,

 

где: ПОТ РЕАЛИЗАЦИИ - прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на планируемый год; ПНАЧАЛО – прибыль в остатках продукции на начало планируемого года; ППЕРИОД – прибыль по произведенной и реализованной продукции в планируемом году; ПКОНЕЦ – прибыль в остатках продукции на конец планируемого года.

Схему планирования величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг) методом прямого счета можно представить в следующем виде (см рис.6.7.).

Расчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) в организации методом прямого счета можно представить в следующем виде (см. таблицу № 15:

 

 

 


Сумма прибыли от произведенной продукции (работам, услугам) А

       
   
 
 

 

 


Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по ценам реализации  
(+)

 

 

       
   
 
 

 

 


Прибыль в остатках нереализованной продукции (работ, услуг)  
(-)

 

       
   
 

 

 


Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год по продукции А
Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год: Продукция Б Продукция В Продукция Г Продукция Прочая
(=)

 

 

 
 


(+)

 

Сумма прибыли от производства и реализации продукции (работ, услуг) на планируемый год по всему ассортименту продукции
(=)

 

Рис. 6.7. Схема планирования величины прибыли от реализации

продукции (работ, услуг) методом прямого счета.

 

 

Таблица № 15

Расчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг)

методом прямого счета.

 

№ п/п Показатели Ед. изм. Сумма  
       
1. Цена реализации единицы продукции (работ, услуг) – «продукция А» руб.  
2. Издержки по производству и реализации единицы продукции (работ, услуг) - «продукция А» руб.  
3. Количество произведенной продукции (работ, услуг) – «продукция А» шт.  
4. Сумма прибыли от произведенной продукции (работам, услугам) – «продукция А» тыс. руб.  
5. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по издержкам на начало планируемого года– «продукция А» тыс. руб.  
6. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по ценам реализации на начало планируемого года– «продукция А» тыс. руб.  
7. Прибыль в остатках нереализованной продукции (работ, услуг) на начало планируемого года – «продукция А» тыс. руб.  
9. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по издержкам на конец планируемого года– «продукция А» тыс. руб.  
10. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по издержкам на конец планируемого года– «продукция А» тыс. руб.  
11. Прибыль в остатках нереализованной продукции (работ, услуг) на конец планируемого года– «продукция А» тыс. руб.  
12. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «продукция А» тыс. руб.  
13. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «продукция б» тыс. руб.  
14. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «продукция в» тыс. руб.  
15. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «продукция г» тыс. руб.  
16. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «продукция прочая» тыс. руб.  
17. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– по всему ассортименту продукции,работ, услуг тыс. руб.  

Аналитический метод. Основной принцип, применяемый для расчета прибыли данным методом - это ориентация на уровень издержек или рентабельности на основе анализа деятельности организации за предшествующие периоды. В расчетах используются плановые, отчетные и уточненные данные.

Планирование прибыли по уровню базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) осуществляется по следующим этапам:

1. Расчет базовой прибыли, которая определяется исходя из фактических отчетных данных, скорректированных на определенные изменения в отчетном (предшествующем планируемому) периоде.

2. Определяют процент базовой рентабельности произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в текущем году с учетом корректировок - рассчитывается как соотношение прибыли к себестоимости или прибыли к объему реализации (продаж);

3. Расчет планового объема произведенной и реализованной продукции (работ, услуг) в денежном выражении на планируемый год;

4. Расчет прибыли от реализации с учетом базовой рентабельности – где объем умножается на базовый процент рентабельности.

5. Полученная величина прибыли корректируется на сумму прибыли, полученную от производства и реализации тех видов продукции (работ, услуг), прибыль по которым рассчитывалась методом прямого счета.

Такой метод применяется только в том случае, если продукция (работы, услуги) является сравнимой, т.е. выпускалась в предшествующем периоде.

При втором варианте - по уровню издержек на 1 руб. произведенной и реализованной продукции (работ, услуг), расчеты прибыли осуществляются аналогично расчету по базовой рентабельности. Вместо показателя базовой рентабельности применяется показатель базовых издержек.

Расчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по организации аналитическим методом можно представить в следующем виде (см.рис6.8. таблицу 16):

 

       
 
 
   
 
   

 


Рис. 6.8. Схема планирования прибыли от реализации продукции (работ, услуг) аналитическим методом.

Таблица №16

Расчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) аналитическим методом.

 

№ п/п Показатели Сумма тыс.руб. (в валюте РФ)
     
1. Выручка от реализации отчетного года по сравнимой продукции (работам, услугам) ВСЕГО -в том числе: -отчетные данные с начала года -скорректированные плановые данные до конца года  
2. Издержки по реализованной сравнимой продукции (работ, услуг) отчетного года ВСЕГО -в том числе: -отчетные данные с начала года -скорректированные плановые данные до конца года  
3. Прибыль отчетного года по сравнимой продукции (работам, услугам): ВСЕГО -в том числе: -отчетные данные с начала года -скорректированные плановые данные до конца года  
4. Процент базовой рентабельности по сравнимой продукции (работам, услугам): -прибыль / себестоимость, -прибыль / выручка от реализации  
5. Объем производства и реализации сравнимой продукции (работ, услуг) в планируемом году: -по издержкам - в плановых ценах  
6. Прибыль от реализации сравнимой продукции (работ, услуг) в плановом году: -(базовый % рентабельности) х (плановый объем реализации) -(базовый % рентабельности) х (плановый объем реализации)  
7. Прибыль от реализации по несравнимой продукции (работам, услугам), рассчитанная методом прямого счета  
8. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) на плановый год: -по (базовый % рентабельности) х (плановый объем реализации) - по (базовый % рентабельности) х (плановый объем реализации)  

 

Плановая сумма прибыли в дальнейшем корректируется в связи с изменением влияния отдельных факторов, таких как: изменения в ассортименте; изменения качества; изменения цен.

Совмещенный (комплексный) метод. Этот метод применяется в тех случаях, когда на предприятии выпускают сравнимую продукцию (работы, услуги) – применяется аналитический метод расчета прибыли, и несравнимую продукцию (работы, услуги) – применяется метод прямого счета. Аналитический метод применяется для проверки или сравнения.

Нормативный метод. Нормативный метод (метод бюджетирования) применяется в том случае, если возможно установить нормы и нормативы расходования материалов, топлива, зарплаты по конкретным видам продукции (прямых и косвенных затрат) - по центрам ответственности организации. Схему планирования величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг) нормативным методом можно представить в следующем виде (см. рис.6.9.):

 

 


 

 

 
 

 


Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по ценам реализации  
(+)

 

       
   
 
 

 

 


Прибыль в остатках нереализованной продукции (работ, услуг)  
(-)

 

 
 

 

 


Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год по: Программа Б Программа В Программа Г Программа Прочая
Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год по программе А
(=)

(+)

 
 

 

 


(=)

 

Рис 6.0..Схема планирования величины прибыли от реализации

продукции (работ, услуг) нормативным методом.

 

Прибыль считается методом прямого счета, но при установлении конкретных заданий по использованию ресурсов предприятия по центрам ответственности. Этот метод представляет собой сочетание метода прямого счета с установлением норм и нормативов.

Расчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) по организации нормативным методом можно представить в следующем виде (см. таблицу №17):

Таблица №17

Расчет прибыли от реализации продукции (работ, услуг) нормативным методом.

 

№ п/п Показатели Ед. изм. Сумма  
       
1. Объем реализации продукции (работ, услуг) – «программа А» руб.  
2. Общие нормированные затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) - «программа А» руб.  
3. Сумма прибыли от произведенной продукции (работам, услугам) – «программа А» тыс. руб.  
4. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по нормам затрат на начало планируемого года– «программа А» тыс. руб.  
5. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по ценам реализации на начало планируемого года – «программа А» тыс. руб.  
6. Прибыль в остатках нереализованной продукции (работ, услуг) на начало планируемого года – «программа А» тыс. руб.  
7. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по нормам затрат на конец планируемого года– «программа А» тыс. руб.  
8. Остатки нереализованной продукции (работ, услуг) по нормам затрат на конец планируемого года– «программа А» тыс. руб.  
9. Прибыль в остатках нереализованной продукции (работ, услуг) на конец планируемого года– «программа А» тыс. руб.  
10. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «программа А» тыс. руб.  
11. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «программа б» тыс. руб.  
12. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «программа в» тыс. руб.  
13. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «программа г» тыс. руб.  
14. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– «программа прочая» тыс. руб.  
15. Прибыль от производства и реализации продукции на планируемый год– по направлениям основной деятельности (по всем программам) тыс. руб.  

 

Факторный метод. Данный метод включает в себя следующие этапы планирования величины прибыли:

· определение базовых показателей отчетного периода (периодов) – валовую прибыль; прибыль от реализации продукции (работ, услуг); прочие доходы и расходы; себестоимость продукции (работ, услуг); величина структурных элементов издержек и другие;

· определение плановых показателей хозяйственной деятельности организации (предприятия) – рост объема производства и реализации продукции (работ, услуг); снижение издержек, изменение прочих доходов и расходов и т.д.;

· определение индексов инфляции: цен на выпускаемую и реализуемую продукцию (работы, услуги); цен на потребляемые материальные ресурсы; цен на потребляемые трудовые ресурсы;

· определение индексов по другим изменениям, в том числе: амортизационных отчислений; прочих затрат.

Основной принцип расчетов состоит в том, что основная сумма прибыли рассчитывается любым методом планирования прибыли, а затем производится корректировка ее на инфляционные ожидания и другие изменения.

Схему планирования величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг) факторным методом можно представить в следующем виде (см. рис. 6.11):

Экономико-математический метод. Он применяется только в крупных или сверх крупных организациях, где имеется возможность использования большой учетной информационной базы, вычислительной техники и компьютерных программ.

Схему планирования величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг) экономико-математическим методом можно представить в следующем виде (см. рис.6.12.):

Показатели плановой прибыли используются в расчете: критических точек деятельности, точек безубыточности, финансовой прочности и независимости, самостоятельности развития организации и т.д.

Процесс управления прибылью включает в себя регулирование массы и динамики прибыли организации и моделирование безубыточной деятельности в рамках стратегических и тактических задач. Причем в расчетах может использоваться прибыль от реализации продукции (работ и услуг) и валовая прибыль.

Валовая прибыль представляет собой сумму всех прибылей и убытков организации. Планирование величины прочей прибыли и прочих доходов производится вне какой-либо математической зависимости из-за их неповторяемости и невозможности заранее точно определить их величину на планируемый год.

 

                           
   
 
   
 
Издержки по продукции (работ, услуг)
 
Издержки по продукции (работ, услуг) по элементам затрат
 
Объем производства и реализации продукции (работ, услуг)
   
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)
 
Валовая прибыль

 

 


 

 

                         
   
 
 
 
           
 
 

 

 

 


Рис. 6.11. Схема планирования величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг) факторным методом.

 

 

               
   
 
     
 
 

 


Рис. 6.12. Схема планирования величины прибыли от реализации продукции (работ, услуг) экономико-математическим методом.

Планирование распределения (использования) прибыли имеет не менее важное значение для развития организации и удовлетворения интересов собственника.

Распределение валовой прибыли и доходов является составной часть распределения выручки организации. Данное распределение тесно связано с системой налогового регулирования прибыли. Валовая прибыль корректируется для целей налогообложения и предопределяет возможности использования льгот по исчислению и уплате налога на прибыль.

Чистая прибыль – это прибыль после налогообложения, является источником дальнейшего развития организации и источником доходов собственника (предпринимателя).

Схему распределения чистой (нераспределенной) прибыли можно представить в следующем виде (см. рис. 6.13):

 

 


Рис 6.13. Распределение чистой (нераспределенной) прибыли.

 

Распределение и использование чистой прибыли организации регулируется государством косвенными методами. Чистая прибыль находится в полном распоряжении собственника предприятия и, одновременно, является предметом управления финансами в части государственного регулирования инвестиционной деятельности, использования свободных денежных средств на финансовом рынке, налогообложения имущества, доходов физических лиц и прочее.

 

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение прибыли и предпринимательской прибыли;

2. Какие методы применяются при планировании прибыли организации (предприятия);

3. Какие функции выполняет прибыль в организации (корпорации);

4. Назовите виды прибыли, которые учитываются в финансовых расчетах;

5. Назовите факторы, влияющие на величину прибыли;

6. Какие отличия бухгалтерской прибыли от налогооблагаемой прибыли;

7. Назовите виды прочей прибыли организаций (корпораций), каково их влияние на общую величину прибыли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: