Градостроительно-правовой аспект согласования взаимных интересов Рязанской области с соседними субъектами РФ при размещении конкретных объектов

Очень часто в управленческой практике встречаются ситуации, когда необходимо размещать какие-либо объекты в собственных интересах субъекта управления, но на территории, не подпадающей под его юрисдикцию. Например, размещение конкретного объекта капитального строительства (или использование чужой территории) значения Рязанской области за границами области – в Московской, Тульской, Владимирской и др. областях. Градостроительный кодекс РФ предлагает два варианта решения этого вопроса – согласование проекта документа территориального планирования (Схемы территориального планирования Рязанской области или проекта изменений в Схему[18]) и его совместная подготовка.

Порядок согласования проекта Схемы определён в статье 16 Кодекса, где чётко обозначен предмет согласования и соответствующий согласовывающий орган. Также есть важная фраза о том, что иные вопросы, не перечисленные в статье 16, не могут подлежать согласованию при подготовке проекта Схемы (или проекта изменений в Схему).

С уполномоченным федеральным органом исполнительной власти проект изменений Схемы согласовывается в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования РФ планируемых границ земель лесного фонда, границ земель обороны и безопасности, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности РФ, границ территорий объектов культурного наследия федерального значения, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения.

С высшими исполнительными органами государственной власти соседних с Рязанской областью субъектов РФ изменения в Схему подлежат согласованию при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства значения Рязанской области, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях соседних субъектов РФ.

С заинтересованными органами местного самоуправления проект изменений Схемы согласовывается в случаях, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также в части учета правил землепользования и застройки и содержащихся в документах территориального планирования муниципальных образований положений о территориальном планировании.

Во всех случаях согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участках.

Вторая возможность согласования взаимных интересов Рязанской области с соседями совместная подготовка изменений в Схему. В соответствии с ч.1 ст.27 Градостроительного кодекса РФ, применительно к уровню Рязанской области, совместная подготовка может осуществляться в целях обеспечения устойчивого развития территорий путем комплексного решения вопросов территориального планирования, в целях планирования размещения объектов капитального строительства регионального значения на территориях нескольких субъектов РФ либо планирования размещения объектов капитального строительства регионального значения на территориях других субъектов РФ, в целях установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.

При совместной подготовке взаимоувязка различных интересов соседей происходит не на стадии согласования проекта, а в процессе его разработки; следовательно, есть больше возможности оценить ситуацию размещения какого-либо объекта и повлиять на окончательное решение.

Механизм, предложенный Кодексом и рассмотренный с позиции внесения изменений в Схему территориального планирования Рязанской области, выглядит следующим образом.

Правительство Рязанской области выступает с инициативой о совместной подготовке изменений в Схему Рязанской области – предлагает исполнительным органам государственной власти соответствующих соседних субъектов РФ (или, в определённых случаях, федеральным органам исполнительной власти) принять участие в подготовке областной Схемы. Данное предложение должно содержать положения об организации скоординированных работ, связанных с подготовкой изменений в Схему в части их содержания, объема и сроков финансирования, то есть, кто и что непосредственно делает и кто за всё это платит.

Адресат предложений имеет возможность отказаться от совместной подготовки проекта (в таком случае ему всё равно в будущем придёт проект на согласование). Впрочем, есть существенная оговорка: отказ от совместной подготовки не допускается в случае поступления от Правительства Рязанской области предложения о планировании размещения объекта капитального строительства регионального значения на территории другого субъекта Российской Федерации, а также предложения об установлении ограничений использования территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Рассмотрим более подробно вариант с зонами охраны объектов культурного наследия.

При подготовке изменений в Схему территориального планирования Рязанской области в какой-то момент может встать вопрос о наличии памятников истории и культуры федерального значения на территории области, а также о наличии проектов зон охраны этих памятников. Существует три основных ситуации: 1) проекты зон охраны есть и их не нужно менять; 2) проекты зон охраны есть, но их нужно менять; 3) проектов зон охраны нет.

Если проекты зон охраны есть и их менять не нужно, сложности не возникает – в Схеме отображаются границы зон охраны памятников истории и культуры и учитываются ограничения, накладываемые на градостроительное использование территории.

Сложнее дело обстоит в случаях, если проекты зон охраны есть, но, например, устаревшие и их необходимо актуализировать или если официально утверждённых проектов зон охраны вообще нет.

Правительство Рязанской области выступает с инициативой о совместной подготовке проекта изменений в Схему в части установления ограничений использования территорий в границах зон охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Предложение о совместной подготовке направляются в федеральный орган охраны объектов культурного наследия. Как уже было сказано, в соответствии с ч.6 ст. 27 Градостроительного кодекса РФ отказ от совместной подготовки со стороны органа охраны объектов культурного наследия не допускается. Для объектов культурного наследия, в отношении которых уже установлены зоны охраны, но есть обоснованное желание их откорректировать, есть возможность изменить территорию зоны охраны и уточнить ограничения использования территории. Если же проекты зон охраны объектов культурного наследия не разработаны, то у органа охраны объектов культурного наследия возникает обязанность разработать (или поучаствовать в разработке) такой проект и установить зоны охраны в порядке, установленном ст. 34 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года №73-ФЗ.

После получения ответа о даче согласия на совместную подготовку проекта готовится решение сторон о создании комиссии по совместной подготовке проекта. Комиссия по совместной подготовке проектов обеспечивает соблюдение интересов заказчика изменений в Схему и федерального органа охраны объектов культурного наследия (возможно привлечение разработчиков проекта изменений в Схему).

Комиссия по совместной подготовке проекта действует на основании положения о комиссии, устанавливающего порядок формирования, состав, порядок деятельности и принятия решений комиссии на условиях равного представительства сторон. В конечном итоге определяется порядок совместной подготовки проекта (в части подготовки и утверждения проектов зон охраны памятников истории и культуры) – кто и что непосредственно делает, на основании предложений разработчиков изменений в Схему или в результате самостоятельной подготовки органом охраны памятников и т.п. – и осуществляется собственно совместная подготовка.

Изложенный механизм принципиально подходит и для совместной подготовки проекта в части размещения конкретных объектов на территории соседнего субъекта РФ.

Если же речь не идёт о размещении конкретного объекта или об установлении зон охраны памятников истории и культуры, а имеется в виду, например, совместное использование пограничного участка территории или объекта, такие вопросы решаются не с помощью согласования или совместной подготовки и вообще не градостроительными средствами, а различными договорами, соглашениями между органами государственной власти субъектов РФ и другими гражданско- и административно-правовыми методами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: