Анализ некоторых земельно-правовых норм законодательства Рязанской области

Закон Рязанской области «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Рязанской области» (далее также – Закон «Об особенностях регулирования…»)является комплексным нормативно-правовым актом, принятым в развитие Земельного кодекса РФ. В первых статьях Закона «Об особенностях регулирования…» определены органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие регулирование земельных отношений на территории Рязанской области, разграничены их полномочия в этой сфере. Остальные статьи достаточно подробно прописывают следующие порядки:

бесплатное предоставление гражданам в собственность земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении;

переоформление юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся (находившиеся) в собственности Рязанской области, на право аренды или право собственности;

предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной собственности;

предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов;

предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов;

предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством;

условия продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности;

установления на территории Рязанской области публичных сервитутов;

изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных нужд.

Надо отметить, что полномочия по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности, для целей, не связанных со строительством, Рязанская область делегирует органам местного самоуправления, ссылаясь при этом на порядки их осуществления, установленные Земельным кодексом РФ и соответствующими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст.15 Закона «Об особенностях регулирования…»). Процедура такого предоставления, прописанная в Земельном кодексе РФ, несомненно, требует дополнения и развития на уровне органов местного самоуправления (ч.1ст. 34 Земельного кодекса РФ ставит это в прямую обязанность). Поэтому то, будет ли данная норма работать, и насколько отлажено, находится в зависимости от оперативности органов местного самоуправления в принятии актов, устанавливающих процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.

Порядок установления на территории Рязанской области публичных сервитутов, определённый в ст. 17 Закона «Об особенностях регулирования…», также требует дополнений в целях единообразного применения этого порядка на территории Рязанской области. На данный момент в порядке установления публичных сервитутов отсутствуют следующие положения:

- сведения, содержащиеся в заявлении об установлении публичных сервитутов, подаваемом в уполномоченный орган соответствующего уровня лицом, заинтересованном в установлении сервитутов (местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут; сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка; сведения об инициаторе установления публичного сервитута; содержание публичного сервитута; обоснование необходимости установления публичного сервитута; ситуационный план и сфера действия публичного сервитута; срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность);

- сроки и порядок проведения общественных слушаний;

- содержание решения об установлении публичного сервитута (местонахождение земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут; кадастровый план земельного участка (или проект границ земельного участка); сведения о собственнике (землевладельце, землепользователе) данного земельного участка; сведения об инициаторе установления публичного сервитута; содержание публичного сервитута; сфера действия публичного сервитута; срок действия публичного сервитута или указание на его бессрочность; размер платы собственнику земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, или указание на бесплатность его установления);

- порядок прекращения публичного сервитута.

Ст. 18 Закона «Об особенностях регулирования…» устанавливает перечень случаев изъятия, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных нужд Рязанской области из земель, находящихся в собственности Рязанской области или муниципальной собственности.

При этом в части регулирования условий и порядка изъятия идёт ссылка на федеральное законодательство. Однако этот вопрос требует более детальной регламентации на уровне субъекта Федерации, в частности:

документы, необходимые для принятия решения об изъятии земель (картографические материалы (проект границ, ситуационный план и др.); расчёты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов; обоснования, в том числе финансово-экономическое, о необходимости выкупа земельных участков; сведения о целевом назначении земельных участков и предполагаемом их использовании, категории земель и т.д.);

содержание решения об изъятии земель (сведения о земельном участке (участках), расчет выкупной цены, сроки выплаты выкупа собственникам земельных участков, расчет убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков и т.д.);

порядок согласования проекта решения об изъятии земель.

Также необходимо установить порядок принятия решений Правительством Рязанской области об изъятии земель для муниципальных нужд (в соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса РФ).

Отдельный порядок должен быть определён для изъятия, в том числе путём выкупа, по требованию собственника, землевладельца, землепользователя земельного участка в случаях:

ухудшения качества земельного участка в связи с его использованием по целевому назначению при условии отсутствия средств у собственника на улучшение качества земельного участка;

перевода земли из одной категории в другую, при условии невозможности использования земельного участка собственником по его первоначальному целевому назначению, а другое целевое использование в связи с изменением категории земли невозможно;

предложения собственника о выкупе земельного участка в связи с невозможностью его содержания при условии согласия на его покупку исполнительного органа государственной власти Рязанской области или органа местного самоуправления;

ухудшения экологического состояния земельного участка по причинам, не зависящим от собственника земельного участка;

если в отношении участков был установлен публичный сервитут, что привело к невозможности его использования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: