Игры и упражнения на преодоление коммуникативных барьеров

Игра-знакомство «Веретенце». Играющие садятся в круг (посиделки вообще желательно проводить сидя вокруг стола или просто в кружок). Кто-то (может быть, педагог)держит в руках веретенце и клубочек. Называя свое имя, он наматывает первый виток нитки на веретено, передает его другому, клубок оставляя у себя. Сидящий слева («посолонь» - по ходу солнышка) называет имя первого игрока и свое, следующий – имена предыдущих участников и добавляет свое, и так до конца цепочки играющих. Ведущий, получив обратно веретенце, разматывает нитку, повторяя имена в обратном порядке. В другой раз можно начать против хода солнца – справа налево.

Игра «Клубок». Группа сидит в кругу (на репетиции – вокруг стола). Ведущий (взрослый или ребенок) бросает кому-либо из участников клубок, оставляя начало нити у себя, и задает вопрос. Например: «Как тебя зовут?» или «Что ты любишь?» Ребенок, поймав клубок, дает ответ и перебрасывает клубок с вопросом следующему игроку, намотав нить на палец. Постепенно все играющие окажутся связанными множеством нитей. Этот простой прием сразу вызывает у играющих ощущение многосторонних связей и коллективного действия. Игру можно организовывать на первых двух занятиях подряд, позже – включать в работу по мере появления новичков (двоих-троих). Можно использовать и в процессе обучения как форму организации рефлексии.

Игра «Мы построимся сейчас». Построение-ранжирование по какому либо признаку: по росту, по старшинству, по цвету волос (от брюнетов к блондинам и наоборот), по первым буквам имени и т.д. Под музыку дети свободно двигаются по комнате. Как только музыка обрывается, все строятся в соответствии с оговоренным условием.

Игра «Колокол» (Заморев С.И., 2002). Встаем в круг, беремся за руки и представляем себе, что мы – огромный и тяжелый медный колокол очень низкого тона. Желающий может стоять в центре и быть «языком» этого «колокола». А еще один участник – «звонарем», тем, кто раскачивает этот колокол. «Колокол» также раскачивается в заданном ритме. Заморев С.И. предлагает эту и подобные игры («На галере», «Танцы дикарей» и т.п.) как ритмические. Однако подобные игры развивают умение взаимодействовать в процессе разыгрывания ситуации, тренируют навык ансамблевого исполнения, импровизации в группе. Следовательно, могут служить в качестве коммуникативного тренинга.

Игра «Дракон» (Самоукина Н.В., 1993).

Игра «Демосфен» (на основе истории о древнегреческом ораторе Демосфене и упражнения «Задавлю стихами», Вагапова Д.Х., 2001).

1. Чтение заранее выученного стихотворения (размер оговаривается) при сильном шумовом фоне.

2. Все участники разбиваются на пары, пары садятся друг против друга, берут друг друга за руки и, глядя глаза в глаза, начинают читать каждый свое стихотворение. Возможные цели:

· не сбиться самому,

· быть услышанным,

· навязать сопернику свое стихотворение, сбить его, но не повышением голоса, а выразительностью и убедительностью исполнения.

Игра «Снежный ком» (Грудцына Н.Г., 1998). Цель игры: развитие фантазии, умения внимательно слушать, развитие слуховой и образной памяти. Играют все желающие сидя в кругу. Первый передает соседу слева ключ (можно имитирующий его предмет или ключ воображаемый) со словами «Я продаю тебе ключ от королевского замка». Сосед передает ключ дальше, быстро повторив эту же фразу, и так далее, пока ключ не вернется к первому игроку. Первый игрок произносит фразу: «Я продаю тебе шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Играющие передают ключ, повторяя слова первого. Третий круг сопровождается словами: «Я продаю тебе мышонка, который перегрыз шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Четвертый круг: «Я продаю тебе кошку, которая съела мышонка, который перегрыз шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Последний круг: «Я продаю тебе собаку, которая покусала кошку, которая съела мышонка, который перегрыз шнурок, на котором висит ключ от королевского замка». Побеждает тот, кто повторил всю фразу быстро, не пропустив ни одного слова.

Можно выполнить вариант игры, когда долгоговорка сочиняется по фразе от каждого играющего. Более сложный вариант: придумать связный и логично завершенный сюжет сказки, стихотворения и пр. Для выполнения этого варианта дети уже должны иметь представление о структуре текста и композиционном строении. В этом варианте присутствуют признаки языковой игры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: