Серия I. Деление сплошного текста на определенные предложения

 

    Карточка 11.   Разделите текст на предложения.   УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы бегают по берегу проворные кулики скоро взойдёт над рекой и летом весёлое солнце всё тогда засияет, всё переменится в осеннем лесу высоко поднимутся журавли с высокого ясного неба услышишь их прощальные голоса до свидания, до свидания, журавли до радостной встречи. (И. Соколов-Микитов.)   Спишите. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак.    

 


Серия II. Составление связного текста из деформированных предложений

  Карточка 1.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   К ЧЕЛОВЕКУ-ДРУГУ. дикие, к, больше, человеку, лесах, привыкают, всё, в, животные трудные, человека, жизни, защиты, в, ищут, у, звери, минуты домой, рабочие, из, однажды, совхоза, ехали два, кабана, диких, гонятся, нами, на догоняет, в, один, сани, и, кабан, прыгает страх, рабочих, обуял попрыгали, саней, они, из приехал, за, деревню, кабан, пищей, в послушно, в, зашёл, там, он, сарай, и, месяц, прожил кормах, и, набрался, готовых, ушёл, на, сил, волю, на (По И. Кузьменкову.)
  Карточка 2.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   МЕДВЕЖОНОК ФОМКА. медвежонка, Москву, белого, на, везли, самолёте, в, Фомку медвежонка, затянули, поместили, сеткой, в, клетку, и Фомка, рвать, сетку, стал, крик, поднял, и, страшный выпустить, клетку, и, тогда, открыли, решили, его осторожно, всё, вышел, медвежонок, клетки, обнюхал, обошёл, осмотрел, из влез, в, кресло, Фомка, окно, и, стал, глядеть, в ел, кресле, в спал, и, он белый, Фомка, так, Москву, прилетел, в, полярный, медвежонок  

 


Серия II. Составление связного текста из деформированных предложений

 

    Карточка 3.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   ФЕВРАЛЬ НА ИСХОДЕ. метель, после, началась, весенних, теплых, дней снег, навалил, занёс, домов, крыши, сугробы копошится, серых, и, стога, только, у, стая, птиц, сена заставили, холод, их, жилью, поближе, и, прилететь, к, голод птицы, в, сена, стоге, устроились февраль, ведь, на, исходе тепло, скоро, будет, опять (Из журнала «Юный натуралист».)  
    Карточка 4.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   ЗЕЛЁНАЯ СТРАЖА. река, Клязьма, прохладной, лентой, вьётся, голубой струи, ласково, перекатах, журчат, на, хрустальные мелеть, последние, стала, за, река, но, годы ливни, берега, размывают их, нужно, укрепить кустарников, юные, вдоль, деревьев, тысячи, и, натуралисты, берегов, посадили спокойны, но, берега, ребята, Клязьмы, за (Из журнала «Юный натуралист».)  

 


Серия II. Составление связного текста из деформированных предложений

 

    Карточка 5.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ. птенцы, свои, в, полёты, июне, совершают, первые успешно, каждый, не, полёт, но, оканчивается смельчаки, иногда, из, вываливаются, гнезда беду, иногда, ветер, приносит, сильный такого, в, земле, после, лесу, ветра, на, найти, птенцов, можно  
    Карточка 6.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   ПТИЦЫ ПОД СНЕГОМ. по, заяц, болоту, скакал кочку, с, на, кочки, бух, снег, в, да косой, под, что, чувствует, ногами, что-то, шевелится громким, из-под, хлопаньем, стали, снега, с, крыльев, куропатки, вырываться заяц, лес, до, перепуганный, смерти, кинулся, в стая, снегу, в, живёт, куропаток вылетают, болоту, они, клюкву, по, днём, ходят, выкапывают опять, в, поклюют, снег, и заметит, снегом, кто, под, их (По В. Бианки.)  

 


Серия II. Составление связного текста из деформированных предложений

 

    Карточка 7.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   ПЕРЕПЁЛКА. ручная, нас, клетке, в, перепёлка, у, жила брали, руки, на, мы, её улетает, ладони, на, сидит, не, и выехала, дачу, летом, наша, на, семья мы, перепёлке, саду, в, клетку, устроили дыра, в, оказалась, клетке убежала, и, перепёлка её, вечер, искали, день, и, мы луна, вот, взошла кустах, и, перепёлку, мы, в, поймали (По Е. Чарушину.)  
    Карточка 8.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   ПОМОЩЬ ПРИШЛА. землетрясение, город, разрушило развалинами, люди, под, домов, гибли не, многих, отыскать, смогли солдат, на, друзья, помощь, наших, позвали расчистить, советские, развалины, помогли, солдаты построить, солдаты, жильё, помогли, новое они, мосты, и, исправили, дороги помощь, всегда, советский, солдат, на, спешит (По С. Баруздину.)  

Серия II. Составление связного текста из деформированных предложений

 

    Карточка 9.   Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений.   ТЕТЁРКА ОТВОДИТ ВРАГА. по, бежал, зверёк, поляне он, кошку, похож, на, был это, хорёк, был заметил, тетёрку, вдруг, хорёк к, он, припал, и, земле, быстро, пополз врага, тетёрка, тоже, увидела побежала, крыльями, она, и, захлопала нею, хорёк, за, бросился то, но, тетёрка, взлетала, падала, на, то, землю отводила, так, птенцов, она, своих, от, хорька (По Г. Скребицкому.)  

 


Серия III. Составление рассказа из данных предложений

Карточка 1.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   ЧЕМ ДЯТЕЛ КОРМИТСЯ. Называется эта птица – дятел. Живёт у нас в лесу птица. Сядет на дерево, да и не на ветку, как другие птицы, прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё пёрышки яркие, красные. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Это дятел обедал – семена из сосновых и еловых шишек добывал. Иной раз на снегу под деревом много-много шишек валяется. (Г. Скребицкий.)
Карточка 2.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   ДВА ТОВАРИЩА. Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым. – Ну что, говорит, медведь тебе на ухо говорил?   (Л. Толстой.)

 


Серия III. Составление рассказа из данных предложений

  Карточка 3.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   ДРАГОЦЕННАЯ ЖИДКОСТЬ. Она скрывается под непроходимыми болотами, под горячими песками пустынь и даже под морским дном. В земле залегает драгоценная жидкость – нефть. Но нефтяники – люди смелые и умные. Найти нефть очень нелегко. На месторождениях пробурены глубокие скважины, установлены насосы, и теперь нефть течёт по трубам прямо в города. Они разгадали, в каких местах любит прятаться нефть, и открыли уже много нефтяных месторождений. А кому нужна нефть? Для чего? В этой пятилетке наши нефтяники получили задание: разведать новые нефтяные месторождения, дать стране больше нефти. (А. Левьевр.)
Карточка 4.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   ЖАДИНА. Медвежонок подумал, что ему будет мало каши. На площадке молодняка всегда гуляют: волчонок, лисёнок и медвежонок. Позвали их как-то на обед. Развернулся он, да и влепил правой лапой по уху волчонку. Ели они всегда из одной большой миски. Тогда взял он и сел прямо в миску. И виноват во всём был медвежонок. А левой лапой лисёнка отогнал. Начали все трое уплетать кашу. Они живут дружно. Уже наелся до отвала, а не хочет кашу отдавать. Но вот однажды звери поссорились. (Из газеты «Вечерняя Москва».)

Серия III. Составление рассказа из данных предложений

  Карточка 5.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   СПАСИТЕЛЬ. Пес очень их любил, оберегал. Однажды хозяйка отлучилась из дому, и вдруг пошёл сильный ливень. В одном дворе жил огромный лохматый сторожевой пес. Она бросилась домой, боясь, что цыплята погибнут. У хозяйки дома было много маленьких цыплят. Если бывало холодно, грел своим телом. Проходит она мимо будки, видит: пёс лежит по грудь в воде, а на нём копошатся жёлтенькие комочки – цыплята. Ни один цыпленок не пропал. Прибежала и видит: двор залит водой, а цыплят нигде нет.
  Карточка 6.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   ПТИЧИЙ ОСТРОВ. На каждом гнезде сидит птица-мать. Посреди чёрного поля – зелёный островок! Рано утром вышел в поле агроном, чтобы проверить, как выполнил задание тракторист. Чибисы! Подошёл агроном поближе и ещё больше удивился.  

 


Серия III. Составление рассказа из данных предложений

  Карточка 7.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   ДВА ПЕТУШКА. Побеждённый забился под сарай и сидит там тихохонько. Вдруг налетел ястреб, схватил крикуна и унёс себе на обед. Два молодых петушка подрались, и один победил другого. Победитель же взлетел на забор, замахал крыльями и заорал во всё горло: ку-ка-ре-ку!
Карточка 8.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   НАПРАСНЫЙ ТРУД. А потом осмелела и набросилась на добычу. Долго лисица рвала барабан когтями, грызла зубами, наконец разорвала кожу и увидела пустоту. Голодная лисица однажды наткнулась на старый барабан. Он лежал в кустах и гудел, когда ветки ударяли по натянутой коже. Как часто пустейшее бывает велико и громогласно! А добыча, судя по тугой коже, сулила быть очень богатой. Услышав эти громкие звуки, лисица вначале побоялась подойти.   (Из журнала «Семья и школа».)

 


Серия III. Составление рассказа из данных предложений

  Карточка 9.   Запишите данные предложения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.   ГОРЬКИЙ ОПЫТ. Обезьяна развернула конфету и сунула её в рот. Язык у обезьяны распух и долго не проходил. Когда ей дают конфету, она её подносит к уху и слушает. Как-то в одном зоопарке злой человек решил подшутить над обезьяной. Вдруг она вскрикнула, схватилась за щёку и начала метаться от боли. Он кинул ей в клетку конфету. Только после этого её уже никто не мог обмануть. Её ужалила оса, завёрнутая вместе с конфетой. Если там жужжит что-то – она бросает конфету своим обидчикам. (Из газеты «Вечерняя Москва».)

 


Серия IV. Свободный диктант

  Карточка 1.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   БЕДА МИНОВАЛА. 1. Бегал ночью зайчик по полю от голодного волка да от хитрой лисы. Попал в яму и свихнул себе лапку. Пополз он к лесу, чтобы укрыться в нём. 2. Увидел зайчика филин ушастый и полетел на бедного зверька. Некуда спрятаться зайке, дрожит от страха. Вдруг увидел он ёлочку и забился в снег под её колючие иголки. 3. Кружился филин над ёлкой, но ничего не мог сделать зайке. Вскоре хромой зайка выздоровел.
  Карточка 2.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   КОТ-ПУТЕШЕСТВЕННИК. 1. Женщина поехала к знакомым в Тулу. Был у неё красивый кот, а знакомые просили подарить им этого кота. Вот она и повезла его в подарок. Оставила кота в Туле, а сама вернулась в Москву. 2. Прошло три месяца. Как-то утром слышит она: кто-то у её двери громко мяукает. Открыла она дверь и диву далась. Это её кот вернулся. 3. Сам пришёл из Тулы. Сколько он по дороге горя хлебнул, сколько раз в глаза смерти смотрел – это никому неизвестно. Однако дом своей хозяйки нашёл, и теперь они уже не расстаются.   (Из газеты «Вечерняя Москва».)

 


Серия IV. Свободный диктант

  Карточка 3.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   СХВАТКА СО ЗМЕЁЙ. 1. Ловкость проявил кот в схватке со змеёй в доме колхозника. 2. Вечером отец сказал дочери, чтобы она принесла посуду для ужина. Когда она протянула руку к шкафу за чайником, на неё свалилась змея. Дочь вскрикнула от страха. 3. И тут на змею прыгнул кот. Завязалась отчаянная борьба. На помощь поспешил отец, но кот справился со змеёй сам, перекусив ей шею. 4. Змея оказалась ядовитой, укус её был смертельным. (Из газеты «Комсомольская правда»
  Карточка 4.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   МЕДВЕЖОНОК. 1. Однажды капитан привёз из леса на заставу медвежонка. На заставе медвежонку обрадовались. Солдаты передавали его из рук в руки, а мишка с опаской поглядывал глазёнками и прятал нос в мягкую чёрную шерсть. 2. Как-то он лежал на солнышке у крыльца. К нему подошла корова Майка. Мишка вскочил, ощетинился, поднял лапу. Но вдруг почувствовал тёплый молочный запах и побежал за коровой. 3. С тех пор каждое утро медвежонок бегал за Майкой следом, хватал её за ноги. А Майка отмахивалась хвостом и делала вид, что вот-вот боднёт назойливого знакомого. 4. Но он не отступал до тех пор, пока ему не наливали в миску парного молока.   (По В. Коржикову.)

 


Серия IV. Свободный диктант

  Карточка 5.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   ЯИЧКО. 1. Сейчас я вам покажу три яичка. Как вы думаете, кто из них должен вылупиться? Птички, конечно. Вот и я так думал, когда нашёл в куче прелых листьев несколько таких яиц. 2. Я заметил место и вернулся к нему через три дня. Мне хотелось узнать, что за птица устроила гнездо в листьях? Но птицы я опять не увидел. Зато яички в листьях набухли, стали упругими. 3. В одном проклюнулась дырочка: вот-вот высунется из неё птичий нос! Шевельнулось яичко, дырочка раздалась, и выползла из него змейка. Длиной с карандаш, на затылке два пятнышка. 4. Ужонок, конечно! Подразнил меня ужонок раздвоенным язычком, прошипел сердито под нос и уполз. (По Н. Сладкову.)
  Карточка 6.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   ГОРОД НА БЕРЁЗЕ. 1. На молодую берёзку наш дедушка повесил птичий дом – дуплянку. Стали в дуплянке пичуги селиться. Весной прилетают, песни поют, птенцов выводят. 2. Шли годы, росла молодая берёза. И дуплянка – птичий дом – постепенно подымался вверх, как на лифте. Потом наш отец повесил вторую дуплянку. Прошло время – и она вверх поднялась. Потом мы с братишкой повесили по дуплянке. И теперь на всех четырёх этажах у нас птицы поселились. Прямо-таки дружный, весёлый птичий городок на берёзе! А голосистый какой!   (По Э. Шиму.)

Серия IV. Свободный диктант

  Карточка 7.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   ЖАЛЕЙКИН И ДЯТЕЛ. 1. Пришёл Жалейкин в берёзовую рощу. Слышит, стучит кто-то, как топором. Подкрался и видит: сидит на берёзе дятел и долбит её изо всех сил. Жалко ему стало берёзу. 2. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел-то сухую берёзу долбил. Он очищал её от жуков, личинок, гусениц. 3. Перестал дятел в рощу летать. Развелись в роще гусеницы и объели на берёзах все листья. Расплодились жуки. Стали берёзы болеть и сохнуть. 4. Жалейкин знай охраняет рощу от дятлов. До того доохранялся, что охранять стало нечего. Была живая весёлая роща, а стал сухостой и валежник. (Н. Сладков.)
  Карточка 8.   Запишите каждую часть рассказа так, как запомнили.   КУРОПАТКА И МАШИНА. 1. Через дорогу переводила цыплят куропатка. В это время вынырнула из-за поворота машина. Мать-куропатка повернулась грудью к машине, загораживая цыпляток. Перья вздыбились, вся она взъерошилась. Она квохтала. Она просила подождать. 2. Цыплята, кругленькие, пушистые, перебегали дорогу, скатывались в канаву и растворялись в болотце. И пока не перебежал дорогу последний и не спрятался в траве – всё стояла куропатка с грозно взъерошенными перьями. 3. Грозно работал мотор машины. Шофёр ждал. Наконец, куропатка обернулась, увидела, что ни одного цыплёнка не осталось на дороге. Она сошла в канаву и скрылась в ней.   (По В. Астафьеву.)

Серия V. Письменные вопросы на ответы

  Карточка 1.   Прочитайте.   ЛАСТОЧКА. У каждого есть имя. Только иногда получается так, что по имени тебя не зовут. Подрался, например, Гешка с Костей, и Костина мама сказала: «Ты, Гешка, настоящий петух». А вчера надулся Гешка за что-то на папу, и тот его весь вечер дразнил «Индюк»! Конечно, быть индюком или петухом обидно. А вот Гешкину сестру Лену зовут Ласточкой. Это хорошо. В прошлом году я отдыхал у бабушки и видел, где живут ласточки. На скале. Под самым небом. Лена – крановщица. Подъёмный кран, на котором она работает, высокий. Другим здесь страшно, а Лена во время работы даже поёт. За такой весёлый характер и прозвали Лену Ласточкой. Очень красиво. И Гешке тоже нравится. Ещё бы! Придёт он на стройку, и спросит его кто-нибудь: «А ты чей, мальчик?». И мальчик гордо ответит: «Я Ласточкин. Знаете такую?» И все улыбнутся. Ведь каждый знает, кто такая Ласточка. Вон она там, вверху, в кабине, похожей на большое ласточкино гнездо, под белыми облаками. (Г. Цыферов.) Запишите ответы на вопросы.   1. Кем работала сестра Геши? 2. За что Лену прозвали Ласточкой? 3. Почему Геша гордился своей сестрой?

 


Серия V. Письменные вопросы на ответы

  Карточка 2.   Прочитайте.   КОНЬ ВАСЬКА. Боевой конь Васька был большой умница. Он понимал каждое моё слово. И сам умел многое сказать. Вот как заставлял он меня принести сахару. Выйду я на крыльцо, Васька подходит и тычет морду в ладони. Если сахара нет, берёт губами моё ухо и поворачивает лицом к дому: иди, мол, принеси. Сахар брал по кусочку. С Васькой дружила наша охотничья собака Гейша. Васька наклонял голову и целовал Гейшу, а Гейша, став на задние лапы, лизала морду и уши у Васьки. Но случилось с Васькой беда. Разгорячённого, его напоили однажды холодной водой, и конь стал непригоден для верховой езды. Его сдали в табун. Через полгода я поехала проститься со своим любимцем. Пришли на луг, где он пасся с другими лошадьми, стали в сторонке. Видим, Васька повернул к нам голову, глубоко втянул ноздрями воздух и тихонько заржал. Смотрю, он идёт ко мне. Подошёл, положил голову на моё плечо. Я обняла коня и заплакала. (Из воскресного приложения к газете «Известия» «Неделя».) Запишите ответы на вопросы.   1. Каким был конь Васька? 2. Как конь заставлял меня принести сахару? 3. Что случилось с конём Васькой? 4. Как я простилась со своим любимцем?

 


Серия V. Письменные вопросы на ответы

  Карточка 3.   Прочитайте.   СНЕГИРЬ. Многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они снегири, потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание – жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что летом они живут гораздо севернее, где зимой очень сильные морозы. Вот и кажется снегирям наша зима тёплой. Увидеть снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега. Весной снегири будут уже далеко на севере – на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. И лишь поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист. Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям, если они не вредные. (По Ю Дмитриеву.)   Запишите ответы на вопросы.   1. какие птицы прилетают к нам зимой? 2. Каковы снегири? 3. Где снегири вьют гнёзда весной?

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

  Карточка 1.   1. Роль прилагательных для точной и выразительной речи.   Прочитайте.   Люблю берёзу русскую, В поле рожь богатая То светлую, то грустную кланяется нам. (А. Прокофьев) (О. Высотская) В зеркало залива Сонный лес глядит; В чаще молчаливой Темнота лежит. (И. Никитин.) Спишите. Подчеркните имена существительные вместе с именами прилагательными, которые употребили авторы в качестве образных слов.
  Карточка 2.   К данным существительным из слов для справок припишите другие существительные, близкие по значению.   Беда,...,...,...,.... Метель,...,...,...,.... Буря,...,...,...,.... Труд,...,...,...,.... Доктор,...,...,...,....   Слова для справок: ураган, горе, шторм, пурга, несчастье, буран, врач, вьюга, работа, дело.

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

  Карточка 3.   К данным прилагательным из слов для справок припишите другие прилагательные, близкие по значению. Печальный,...,...,.... Старательный,...,...,.... Бойкий,...,...,.... Старый,...,...,....   Слова для справок: усердный, невесёлый, прилежный, грустный, живой, ветхий, подвижный, дряхлый.
  Карточка 4.   К данным глаголам из слов для справок припишите другие глаголы, близкие по значению.   Караулит,...,.... Говорит,...,.... Бежит,...,.... Копать,...,....   Слова для справок: молвит, сторожит, рыть, рассказывает, охраняет, несётся, мчится.
  Карточка 5.   Прочитайте. Спишите тот отрывок, который вам понравился. Подчеркните образные выражения.   Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы. Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы. (С. Есенин.)   Выплыло на небо красное солнышко. Стало оно сыпать золотистые лучи – будить землю. (К. Ушинский.)

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

  Карточка 6.   Прочитайте. Спишите тот отрывок, который вам понравился. Подчеркните красочные образные выражения.   Улетела злая вьюга. Принесли тепло грачи. Побежали друг за другом Беспокойные ручьи. (А. Усанова.) На солнце тёмный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий. (А.Н. Толстой.) Мой весёлый, звонкий мяч, Ты куда помчался вскачь? (С. Маршак.) Загадка. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)
  Карточка 7.   Прочитайте. Найдите слова, разные по значению, но одинаковые по написанию.   Чуть дрожат её иголки, На ветвях огни зажглись. Как по лесенке, по ёлке Огоньки взбегают ввысь. (С. Маршак.)   Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.) Спишите. Подчеркните слова, разные по значению.

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

  Карточка 8.   Прочитайте. Найдите слова, близкие по значению.   Ключик, ключик, родничок, Незабудки! Чистая волна. Кто их только выдумал! Чей-то круглый кулачок Кто? Звонко бьёт со дна. Какой колдун и чародей? (В. Берестов.) (В. Буханов.) Спишите. Подчеркните слова, близкие по значению.
  Карточка 9.   Прочитайте. Найдите слова, разные по значению. Спишите. Подчеркните эти слова.   Бежит в зелёной чаще Весёлый ключ журчащий. (А. Барто.) Папа сказал: «Вот что, Костя. Отдай-ка ключ Вале. Пускай она заведует почтой». И Косте пришлось отдать сестре маленький блестящий ключик от почтового ящика. (Я. Тайц.)
  Карточка 10.   К данным существительным найдите образные слова, выраженные прилагательными, из слов для справок.   День хмурый, серый, веселый. Море грозное, страшное. Травка нежная, бархатная. Мороз,...,.... Лес,...,.... Рожь,...,.... Берёза,...,.... Песня,...,....

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

    Карточка 11.   К данным именам существительным припишите имена прилагательные по образцу.   Луг зелёный, золотой, пестрый. Лето тёплое, весёлое, радостное. Зима,...,.... Роса,...,.... Вечер,...,.... Ученик,...,.... Подчеркните образные слова, выраженные прилагательными.    
    Карточка 12.   Спишите. Вставьте вместо точек подходящие прилагательные из слов для справок. Прочитайте текст. Подчеркните образные слова, выраженные прилагательными, которые влияют на яркость и выразительность текста.   Кончилось … лето. Пришла … осень. Небо затянули … тучи. Дуют … ветры. Закружились в воздухе … листья. Они покрыли землю … ковром. В … аллеях сада тихо. Не слышно в саду … песен птиц. Скоро наступит … зима. Запорошит она … снегом поля. Слова для справок: хмурая, дождливая, низкие, свинцовые, сухие, золотые, разноцветным, липовых, холодная, суровая, звонких, белым, пушистым, тёплое, радостное.

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

  Карточка 13.   Прочитайте.   Было … утро. В … овраге журчал … ручей. В кустах заливался … соловей. В поле чуть-чуть колыхалась … рожь. В воздухе слышалась … песенка жаворонка. … солнышко всё выше и выше поднималось по … небу. Слова для справок: тёплое, лазурному, весёлая, голосистый, летнее, глубоком, золотистая, звонкая, студёный, яркое. Спишите. Вместо точек вставьте подходящие прилагательные. Прочитайте. Подчеркните образные слова, выраженные прилагательными. Подумайте, влияют ли они на точность и выразительность текста.  
  Карточка 14.   Прочитайте.   ВЕСНА.   Долго держалась ненастная погода. Набухшие тучи слоились в небе, и сеялся мелкий слякотный снег. Небо серое, земля серая, погода серая. То-то скука! Будто одни нескончаемые сумерки. И вдруг разгулялось! В одну ночь скопом ушли тучи. Морозцем хрустнуло, и поутру разгорелась чистая радостная зорька. Это весна улыбнулась. И вот как всё расцвело: снега – голубые, льды – зелёные, проталины – рыжие, лес вдалеке – фиолетовый. А на небе кромочка рябиновая и большого жёлтого цвета полоса, как огневая река. И по огневой реке медленно и мягко тянут снежные лебеди. Увидишь такое – и забудешь про все ненастья. (По Э. Шиму.)

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

 

  Карточка 15.   Прочитайте. Найдите сравнения.   СНЕЖОК. Снежок порхает, кружится, Как розовые яблоки, На улице бело. На ветках снегири. И превратились лужицы Снежок изрезан лыжами, В холодное стекло. Как мел, скрипуч и сух, Где летом пели зяблики, И ловит кошка рыжая Сегодня – посмотри! - Весёлых белых мух. (З. Александрова) Спишите предложения со сравнениями. Подчеркните их.
  Карточка 16.   Прочитайте. Найдите образные слова, которые рисуют предмет как живой.   Дремлют ели, На траве дрожат росинки, Спят берёзы, Шелестят листвой дубы. Каждый листик и сучок. Собираем мы в корзинки Ёжик маленький в постели Сонные грибы. Повернулся на бочок. (В. Коркин.) К нам на длинной мокрой ножке Дождик скачет по дорожке. Спишите. Подчеркните образные слова.

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

    Карточка 17.   Прочитайте. Спишите предложения, в которых есть слова, разные по значению.   Быстро летело время. Был уже целый ряд холодных утренников, а от инея пожелтели берёзы и покраснели осины. (Д. Мамин-Сибиряк.) Стадо лебедей низко летело над озером. (Л. Толстой.)
    Карточка 18.   Прочитайте. Найдите, с чем автор сравнивает речку, воду в реке, тучу.   Был тёплый летний день. Миша и Коля пошли на рыбалку. Вышли они за деревню и пошли по высокому берегу реки. Речка синей лентой вилась меж крутых берегов. За речкой стеной возвышался лес. Выбрали мальчики на берегу уютное местечко и закинули удочки. Вода в реке чистая, как стекло. Улов на этот раз был хороший. Но вот где-то вдалеке послышались раскаты грома. Подул ветер. Из-за леса ползла огромная, будто чёрное покрывало, туча. Всё изменилось вокруг. День померк. Мальчики поспешили домой. Найдите в данном тексте сравнения, которые делают описание предмета более ярким. Выпишите предложения, где есть сравнения.  

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

 

  Карточка 19.   Прочитайте. Найдите слова, противоположные по значению.   Всё молчит – земля и небо. Тишина у всех дорог. (М. Исаковский.) Нам нужен мир, а не война. Нам нужен мир, чтобы изменить суровую природу для счастья трудящихся. (Н. Телешов.) Говори меньше, а больше делай. (Пословица.) Невдалеке виднелась поляна. По сторонам от неё весело толпились молодые берёзы и ёлочки, только на самом краю лежала старая, поваленная бурей сосна. (Г. Скребицкий.) Декабрь год кончает, а зиму начинает. (Пословица.) Спишите слова, противоположные по значению.  
  Карточка 20.   К данным словам припишите слова, противоположные по значению.   Утро – вечер. Добрый – злой. Добро – ….. Твёрдый – …. Жар – …. Широкий – …. День – …. Грустный – …. Неприятель – …. Здоровый – …. Смеётся – плачет. Говорит – …. Открывает – …. Грустит – …. Засыпает – ….

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

 

  Карточка 21.   Прочитайте.   ПОДСНЕЖНИК. В саду, где берёзки Из всех своих маленьких Столпились гурьбой сил Подснежника глянул И тихо спросил: Глазок голубой. «Я вижу, погода тепла и Сперва понемножку ясна, Зелёную выставил ножку, Скажите, ведь правда, Потом подтянулся Что это весна?» (П. Соловьёва.) Спишите. Найдите и подчеркните глаголы, которые подобрал автор, чтобы так точно, красочно передать появление на свет подснежника – раннего весеннего цветка.  
  Карточка 22.   Прочитайте. Назовите слова, разные по значению.   Я Володины отметки Узнаю без дневника. Если брат приходит с тройкой – Раздаётся три звонка. (А. Барто.) По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. (А. Пушкин.) Коси коса, пока роса. Роса долой и мы домой. (Пословица.) Коса – девичья краса. (Пословица.)

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

 

    Карточка 23.   Прочитайте. Найдите слова, разные по значению.   На руках золотые перстни, А из нашего окна на ногах красные сапожки. площадь Красная видна. (А.Пушкин.) (С. Михалков.) Ветерок спросил, пролетая: «Отчего ты, рожь, золотая?» А в ответ колоски шелестят: «Золотые руки растят». (Е. Серова.) Спишите по выбору два отрывка, в которых слова употреблены в разных значениях. Подчеркните их.    
    Карточка 24.   Прочитайте. Найдите слова, близкие по значению.   Вьюга снежная, пурга Он смотрит: лампа чуть Напряди нам пряжи, горит Взбей пушистые снега, И бледно спальню Словно пух лебяжий. освещает. (С. Маршак.) (А. Пушкин.) И никогда ни разу не останавливался скорый на их маленьком разъезде. Всегда торопиться, мчится в какую-то очень далёкую страну – Сибирь. (А. Гайдар.) Выпишите слова, близкие по значению.

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

 

  Карточка 25.   Прочитайте. Найдите слова, противоположные по значению, которые употребил автор, чтобы мы ярко представили лес ранней осенью.   Странный сейчас лес – в нём рядом весна и осень.   Жёлтый лист и зелёная травинка. Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно и радостно. (Н. Сладков.) Храбрость стоит, трусость бежит. (Пословица.) Горя бояться – и счастья не видать. (Пословица.) Спишите слова, противоположные по значению.  
  Карточка 26.   Прочитайте. Найдите сравнения.   1. Он побледнел как полотно. Луг, как бархат, зеленеет. Вдали стеной стоит дубовый лес. Дождь перестал. Показалось солнце. Трава блестела, будто серебро 2. В полдень дождик перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. (И. Никитин.) Спишите. Подчеркните сравнения.

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

  Карточка 27.   Прочитайте. Спишите тот отрывок, который вам понравится. Подчеркните образные выражения, которые употребил автор, чтобы изобразить ветер, солнце и ручей как живые существа. Можно ли сказать, что описание стало ярким и выразительным.   Осторожно ветер Поиграл немного Из калитки вышел, Ветками черёмух, Постучал в окошко, Пожурил за что-то Пробежал по крыше; Воробьёв знакомых. (М. Исаковский.) Солнце ласково смеётся, И с пригорка звонко Светит ярче, горячей. льётся Разговорчивый ручей. (Я. Колас.)  
  Карточка 28.   Прочитайте. Найдите глаголы, которые использует автор, чтобы описать предмет как живой.   Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. (Ф. Тютчев.) Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы по озёрам мосты строят. (К. Ушинский.) Поёт зима – аукает, Кругом с тоской глубокою Мохнатый лес баюкает Плывут в страну далёкую Стозвоном сосняка. Седые облака. (С. Есенин.) Выпишите образные слова, выраженные глаголами и прилагательными.

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

  Карточка 29.   Прочитайте. Спишите, подчеркните сравнения, которые употребили авторы, чтобы ярче описать предмет.   ПОПУГАЙ. На берегу синего моря жил красивый попугай. Он был серый, как жемчуг, а грудь белая и блестящая, как атлáс. Жил он на ветвях высокого каштана. (По Н. Гарину.) Большое солнце зимнее Кусты в мохнатом инее, Висит воздушным шаром, А щёки пышут жаром. (З. Александрова.) БЕРЁЗА. (Пословица.) Белая берёза На пушистых ветках Под моим окном Снежною каймой Принакрылась снегом, Распустились кисти Точно серебром. Белой бахромой. (С. Есенин.)  
  Карточка 30.   Прочитайте. Найдите сравнения, которые использовал автор для изображения прихода зимы.   ПЕРВЫЙ СНЕГ.   Первый снег пушистый Темный лес что шапкой В воздухе кружится Принакрылся чудной И на землю тихо И заснул под нею Падает, ложится. Крепко, непробудно. И под утро снегом Стали дни коротки Поле забелело, Солнце светит мало. Точно пеленою Вот пришли морозы, Всё его одело. И зима настала. (И. Суриков.) Спишите. Подчеркните сравнения.

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

Карточка 31.   Прочитайте. Найдите слова, близкие по значению.   Бураны, вьюги и метели – Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они. (В. Берестов.) Зябнет осинка. Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет в жару. (И. Токмакова.) Это моя родина, моя родная земля, моё отечество, в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе. (А.Н. Толстой.) Выпишите слова, близкие по значению, которые помогли автору избежать повторения слов и ярко, выразительно нарисовать предмет.
Карточка 32.   Прочитайте. Какие строчки в описании вам понравились? Прочитайте их ещё раз.   ИДЁТ ВЕСНА. Застучала за окошком звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни, только лёгкий морозец всё никак не соберётся побежать вслед за зимой, ещё пытается по утрам напугать весну. В лесу пролегли от деревьев длинные весенние тени, а около стволов поднимает кое-где из-под снега робкие стрелы зелёная трава. Всё дышит весной, вот-вот скоро выбросят первые цветки-серёжки деревья. Прилетят грачи, поплывут по реке нервные льдины. А пока ещё лесной народ оставляет на снегу свои автографы. Но не долог уж век зимы. Скоро, скоро шальные весенние ручьи наполнят голубой лес звонким переливистым журчанием. (Из журнала «Юный натуралист».) Выпишите выделенные существительные и припишите к ним глаголы и прилагательные, которые употребил автор для точного и образного изображения прихода весны.

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

Карточка 33. Прочитайте. Обратите внимание на яркость и выразительность текста.   ПОСЛЕДНЯЯ ПЕСНЯ. Давно ушёл с болота медведь поближе к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели к полям, где можно сбиться в большие нужные в трудной дороге стаи. Лес затих, приготовился к тяжёлому предзимью, к густым обложным дождям. Последнюю песню в лесу всегда поёт лось. Большой, мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, потом запрокидывает гордые, тяжёлые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту голубого неба. Молчит лес, молчат дятел и синица, молчит вода в озере. Трубный звук долго звенит под огнём последних берёз. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед тяжёлыми временами. (По А. Огневу.) Как понимаете выделенные выражения? К выделенным существительным выпишите образные слова, выраженные глаголами и прилагательными.
Карточка 34. Прочитайте попарно данные предложения. Сравните выделенные глаголы. В каком столбике авторы употребили глаголы, которые рисуют предметы как живые существа?   Внуками-шалунишками по И смеётся май весёлый, колено снег, Улыбается с небес. Весел ребятишкам быстрых санок бег. Бегают, смеются, лепят снежный дом. Звонко раздаются голоса кругом. Птички солнышка ждут, (А. Блок) Птички песни поют, Ребята улыбаются, И стоит себе лес улыбается. смеются. (И. Никитин.) В коляске дремлет малыш. Дремлет чуткий камыш. (И. Никитин.) Бабушка шепчет внуку: Кажется шепчут колосья «Нельзя обижать друг другу: «Скучно нам маленьких». слушать осеннюю вьюгу». (Н. Некрасов.) Спишите текст с образными словами, выраженными глаголами.

Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

 

  Карточка 35.   Прочитайте. Найдите глаголы, которые автор употребил. Чтобы изобразить предметы как живые существа.   ЛИВЕНЬ. 1. Целый месяц стояла жара. Трава и посевы пожелтели, и сухо звенели на ветру высохшие деревья. А на дороге лежала глубокая, сыпучая пыль. Люди то и дело смотрели на небо, качали головами и тихо вздыхали: засуха! Но вот ночью ветер согнал в небе тучи. Утром сверкнула молния, загрохотал гром, и на землю упал проливной дождь. Ах, как долго его все ждали! 2. Расхохоталось молодое дерево, подставляя дождю свою пыльную голову. Колоски в поле протягивали к небу худенькие руки и кричали: «Лей! Не жалей!» А старый дуб поворачивался к дождю то боком, то спиной. А высокий подсолнух быстро-быстро раскачивался на одной ноге и кланялся во все стороны. Колокольчики свесили головки до земли и пили из маленьких лужиц. (По С. Козлову.) Спишите вторую часть рассказа и подчеркните образные слова и выражения.  

 


Серия VI. Образные слова и выражения в нашей речи.

 

 

  Карточка 36.   Прочитайте рассказ. Найдите образные слова и выражения, которые помогают нам ярче представить себе картину наступления зимы, борьбу птиц за своё озеро и прощание их с родиной.   ЛЕБЕДИ. 1. Озеро остыло на глазах. Последняя живая вода задыхалась в морозном дыму. Ещё полчаса, час – птицы должны уйти на другое тёплое озеро. Мороз резал лицо, утренний ледок загустел. Злой туман завис там, где плавали большие белые птицы. Лебеди не хотели улетать. Они ещё били крыльями лёд, не давали воде уйти. Первый раз лебеди победили. Лёд отступил, и птицы счастливо плавали по воде. Но мороз снова упал – и теперь навсегда. 2. Дымилась умирающая вода. От озера осталась только узкая полоска, и на этом клочке воды били крыльями лёд лебеди. Лебеди ушли только на четвёртый день. Последний раз облетели озеро – полынья успела замёрзнуть. Ветер нёс по льду обломки тростника, колючий снег, листья. Птицы улетели только в темноте, улетели нестройно и тяжело, оставив мне до весны свою лебяжью песню, последние слова прощания с родиной. (По А. Огневу.)   Спишите ту часть рассказа, которая вам понравилась. Выпишите выделенные существительные с относящимися к ним глаголами и прилагательными.  

 


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

 

    Карточка 1.   Прочитайте рассказ ученицы 5-го класса Тани Валющенко.   КУРИЦА НА УДИВЛЕНИЕ. Летом я жила на даче. У соседей были куры. Меня очень занимала наседка. Она очень долго сидела на яйцах. И вот из яиц вылупились цыплята. Они были маленькие, жёлтенькие, забавные. Курица очень заботилась о своих цыплятах. Если они далеко отходили от неё, она звала их. Когда начинался дождь, курица расставляла крылья, и цыплята прятались под эту крышу. Однажды в дождь курица расставила крылья, все цыплята собрались около наседки. Только один цыпленок не шёл к матери, плескался в луже. Я заметила, что это не цыплёнок, а утёнок! Каково было удивление курицы. Когда она увидела, что все цыплята под крыльями, а тот цыпленок – нет! Оказывается, хозяйка подложила нечаянно под наседку утиное яйцо. Летний дождь быстро прошёл, и курица с цыплятами и утёнком пошла бродить по двору. Запишите рассказ по плану: 1. Цыплята вылупились. 2. Заботливая наседка. 3. Ошибка хозяйки.  

 


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

  Карточка 2.   Прочитайте.   РЫЖАЯ ПОМОЩНИЦА. Рыжая кумушка повадилась ходить на колхозную пасеку. Пчёлы зимуют в омшаннике1. А там их донимают мыши. Лиса старательно ловила мышей на зимовье. Пчеловоды её не трогали. Но однажды лиса повстречалась на пасеке с кошкой Муркой. Та тоже ловила мышей. Не могла стерпеть этого лиса. Шерсть у неё встала дыбом, хвост трубой. Бросилась она на соперницу. Кошка юркнула в омшаник. Лиса за ней. Тут она и попала в руки пчеловода. Узнал он свою помощницу из леса, засмеялся и отпустил. А лиса и на следующее утро пришла спокойно мышковать у омшаника. (По Б. Александрову.) Составьте план и напишите изложение.
  Карточка 3.   Прочитайте.   ПОЖАР В ЛЕСУ. Дед пошёл охотиться к озеру. Леса стояли сухие. Но вдруг с юга потянуло гарью. Поднялся ветер. Дым густел, стало трудно дышать. Дед понял, что начался лесной пожар. Огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураган. Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, а сзади был слышен гул и треск огня. В это время из-под ног деда выскочил заяц. Дед обрадовался. Он знал, что звери лучше человека чуют, откуда идёт огонь. Они всегда спасаются. Дед побежал за зайцем, и он вывел его из огня. Они выбежали из леса, и оба упали от усталости. Дед подобрал зайца и пошёл домой. (По К. Паустовскому.) Составьте план и напишите изложение.

Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

Карточка 4.   Прочитайте. Как понимаете выделенное предложение?   ВЕДЬМА И ВИНОГРАД. Повадилась собака Ведьма ходить на виноградник. Упрётся передними лапами в деревянные перекладины, по которым вьются виноградные лозы, и тянется к кистям. Вся морда, грудь и лапы у неё перепачканы виноградным соком. Сеня Зюкин говорит: «Ах, Ведьма, до чего хитра! Опять сегодня ночью летала?» А ведьма колесом ходит вокруг Сени, прыгает, скачет. Весёлая такая Ведьма! И вдруг она загрустила, перестала есть, пить, скулит и лает. Никто не мог понять, что с ней случилось. Сеня привёл доктора. Он посмотрел на собаку, на то, как она укладывает щёку на лапу, и сказал: «Это у неё зуб болит». Он заглянул в пасть и добавил: «Она поранила десну колючкой. Всё виноград не даёт ей покоя». Рану Ведьмы залечили. Но на виноградник она больше не ходила. (Из журнала «Пионер».) Составьте план и напишите изложение.
  Карточка 5.   Прочитайте.   ЛАЙКА. Летом наша семья выезжает на дачу в Боржомское ущелье. На даче первой нас встречает собака Лайка. Она радуется, бросается к нам и старается лизнуть в лицо. Как-то моя сестра Наташа, я и Лайка пошли на родник. Вдруг собака бросилась к кусту, и в зубах у неё была змея. Мы даже не успели испугаться, как со змеёй было кончено. На родник уже не пошли, а повернули домой. Лайка бежала впереди. За обедом Лайке собрали все косточки и дали кусок мяса. С тех пор я понял, что собака большой друг человека. Когда мы уезжали в город, лайка уже не прыгала, как при встрече, а в глазах было столько грусти.   Составьте план и напишите изложение.

Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

Карточка 6.   Прочитайте рассказ и озаглавьте его. Найдите повторяющиеся имена существительных. …. Маленький сын агронома Славка посеял в палисаднике один квадратный метр пшеницы. Славка хорошо ухаживал за посевом. Урожай Славка обмолотил. Отец посоветовал Славке отобрать лучшие зёрна и посеять их на другой год. Славка так и сделал. Хорошая уродилась пшеница. На третий год Славка посеял отборными семенами два квадратных метра. Летом пшеница так хорошо заколосилась, что на пшеницу обратили внимание колхозники. Обмолачивали пшеницу всем классом. На обиолот пришёл председатель колхоза и предложил посеять отборными семенами пшеницы колхозное поле. Этот сев провели школьники вместе с колхозниками. Урожай получился небывалый. (По Е. Пермяку.) Составьте план рассказа и напишите его изложение. Заменяйте повторяющиеся существительные местоимениями или словами, близкими по значению: Славка, он, мальчик.  
Карточка 7.   КАБАНЁНОК ВАСЯ. Утром Серёжа открыл свой сарай и крикнул кабанёнка Васю. Ему не так, как вчера, хотелось идти с ним на речку. Кто знает. Как зверь будет себя там вести. Поначалу всё было хорошо. Сережа шёл впереди, кабанёнок бежал за ним. На пути к речке дубовая роща. Земля в ней изрыта. Вася завидел перекопанную землю, ринулся к ней, зарылся в неё длинной мордой. Он захрюкал, завилял хвостом. Время от времени он вытаскивал чёрную морду, перебегал на соседнее место и снова зарывался в землю. Серёжа звал его домой, но кабанёнок не обращал на него внимания. Мальчик не знал, что делать. Разве сбегать за мамой? По дороге домой Серёжа оглянулся, следом за ним мчался кабанёнок. (По Е. Суровой.) 1. Составьте план рассказа. 2. К каждому пункту плана выберите из текста по два-три предложения. Запишите их.

Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

    Карточка 8.   Прочитайте.   КОЗЁЛ-ПАСТУХ. Дорогу отаре преградила быстрая речка. На другом берегу зеленела свежая трава, звала овец, но они не осмеливались перебраться через поток. Тогда чабан крикнул: «Васька! Васька!» К чабану подошёл большой козёл с рогами. Васька не простой козёл. Отстала овца, спряталась в осоке со своим маленьким курчавым ягнёнком. Кроха уснул. Отара ушла. И только Васька заметил, что нет овцы с ягнёнком, отыскал их и погнал к стаду. Задремал как-то чабан. Васька уловил шум, насторожился. Из-за скалы осторожно выбирались волки. Васька подскочил к чабану, начал скрести его ногой. Проснулся чабан, увидел волков и грохнул из ружья – серые еле ноги унесли. Васька и пастух и сторож. (По О. Суриной и А. Глазкову.) Какая главная мысль рассказа?   1. Прочитайте первую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли. Запишите. 2. Прочитайте вторую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли рассказа. Запишите. 3. Прочитайте третью часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли рассказа. Запишите.    

 


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

    Карточка 9.   Прочитайте.   В УПРЯЖКЕ. На дальнем Севере всё снег да снег. Дует ветер, метёт позёмка. Кругом всё бело. Только вдали что-то движется. Это упряжка собак везёт без дорог, прямо по снегу, лёгкие санки-нарты. На нартах поклажа и человек. Не близок путь, но человеку на нартах беспокоится нечего: верные псы довезут до места. Уже совсем стемнело. Вот и жильё. Собаки остановились. Теперь усталые псы могут отдохнуть. Да где же? Кругом нет ни сарая, ни другого укрытия. Не беда! Ездовые собаки отдыхают прямо в снегу. Выроют яму поглубже, лягут в неё, так и уснут. Но вот хозяин вышел и свистнул. Вмиг собаки окружили его. Он принёс им еду: сухую рыбу. Поели псы и снова спрятались в снег. Поспят, отдохнут, а там опять в путь. (По Г. Скребицкому.) План.   1. Зима на дальнем Севере. 2. Упряжка собак в пути. 3. Отдых в снегу. 4. Опять в путь. Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите два предложения. Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом. Запишите по два-три предложения к каждому пункту.  

 


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

  Карточка 10.   Прочитайте рассказ.   ЗАПАСЫ НА ЗИМУ. Ах, сколько грибов на поляне! Сидя на задних лапках, белочка съедала только шляпку гриба, а ножку не трогала. Вот белочка насытилась. Но зачем она вырвала гриб боровик вместе с ножкой и побежала к сосне? Она осторожно взбиралась с грибом на дерево. Белочка без устали рвала грибы, взбиралась на деревья, подвешивала грибы и опять спускалась на поляну. Грибы на ветках высохнут, их шляпки прилипнут, и ветер не сбросит их на землю. Придёт зима. Забушует вьюга. Застонет глухо и долго лес. Голодная белочка будет ждать, скоро ли перестанет выть ветер, перестанет качаться её гнездо. Но стихнет вьюга, и белочка снимет лапками снежок со шляпки гриба, который она повесила на сосну. Спокойно усевшись на ветке, белочка начнёт грызть шляпку, а ножку бросит. Потом – в гнездо. В гнезде уютно и тепло. А в лесу опять шумит вьюга. (По В. Брагину.) План.   1. Как готовит белочка запасы на зиму? 2. Почему не страшна суровая зима белочке? Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте её. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите. Проведите такую же работу и над вторым пунктом плана.  

 


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

    Карточка 11.   Прочитайте. Из какого произведения А. Гайдара приведённый отрывок.   ЁЛКА. На следующий день было решено готовить к Новому году ёлку. Из чего только ни выдумывали Чук и Гек мастерить игрушки. Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашивали зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика вся папиросную бумагу и навертели пышных цветов. Уж на что хмур и нелюдим был сторож, а и тот, когда приносил дрова, подолгу останавливался у двери и дивился на их всё новые затеи. Наконец он не вытерпел. Он принёс им серебряную бумагу от завёртки чая и большой кусок воска. Это было замечательно! И игрушечная фабрика сразу превратилась в свечной завод. Свечи были неуклюжие, но горели ярко. Теперь было дело за ёлкой. Мать попросила у сторожа топор, но он ничего не ответил, а стал на лыжи и ушёл в лес. Через полчаса вернулся с ёлкой. Это была настоящая таёжная красавица – высокая, густая, прямая и с ветвями, которые расходились на концах, как звёздочки. (По А. Гайдару.) План.   1. Чук и Гек готовятся к Новому году. 2. Хмурый, нелюдимый сторож не вытерпел. 3. Таёжная красавица. Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите. Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом.  

 


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

 

    Карточка 12.   Прочитайте.   УТРЕННИЕ ЛУЧИ. Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!». Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка их восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и – зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять уснул. (К. Ушинский.) Какая главная мысль рассказа?   1. Прочитайте первую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли. 2. Прочитайте вторую часть рассказа. Найдите предложения, которые важны для выражения главной мысли рассказа. 3. Проделайте такую же работу над остальными частями рассказа. 4. Запишите рассказ кратко.    

 


Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

 

    Карточка 13.   Прочитайте.   НА ЗМЕИНЫХ ТРОПАХ. Весной мы ловили ядовитых змей, яд которых нужен для приготовления лекарств. Как-то подъехали мы к оврагу и спустились в него. Тут наше внимание привлёк крик птиц. Они роем вились у стены оврага. Друг за другом птицы пикировали почти до земли. С каждой секундой птиц слеталось всё больше и больше. Гвалт стоял оглушительный. Мы ринулись к месту птичьего беспокойства. К одной из норок подбиралась огромная змея. Хозяева норки – две пташки порхали возле самой её головы. Птицы орали, суетились. Но не осмеливались напасть на страшного врага. Змея подбиралась всё ближе и ближе. До норы остался десяток сантиметров, но для змеи это был трудный участок пути. Вот она коснулась головой отверстия. Ещё секунда, она уцепится, подтянет тело и скользнёт в глубину норки к беспомощным птенцам. Но на этот раз всё обошлось благополучно. (Из журнала «Юный натуралист».) План.   1. Птичье беспокойство. 2. Огромная змея у норки, где жили птицы. 3. Самый трудный участок пути. 4. Всё обошлось благополучно. Прочитайте первый пункт плана. Найдите в тексте соответствующую часть. Прочитайте. Оставьте самое главное, несущественные детали опустите. Запишите. Проведите такую же работу над остальными пунктами плана и текстом.    

Серия VII-IX.Составление рассказа по данному плану.

Изложение по самостоятельно составленному плану.

Составление сокращённого рассказа.

 

 

    Карточка 14.   Прочитайте.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: