Третье правило: ближе - темнее и чётче

По умолчанию люди рассматривают не точечный источник света, а распределённый. Это правило следует из физических особенностей распространения света от распределённого источника.

 

 

Есть и другие варианты.

 

Если же свет падает на объект с его невидимой нам (тыльной) стороны, а сам обект расположен вертикально к плоскости, то тень должна располагаться, как показано на рисунке ниже.

 

 

Здесь панель освещается чётким светом искусственного источника.

В последнее время, стало достаточно модно применять в разработках макетов 3D элементы. Им тень рисуется не совсем так как, было показано ранее.

Для того чтобы понять, как правильно поставить тень на объемную фигуру разберем пример с кубом.

Вначале покажем, как выглядит тень в непосредственной близости к кубу. По третьему правилу это наиболее тёмная область. Для этого необходимо будет изменить сам куб, чтобы он был немного темнее к основанию, и нарисовать ближнюю область тени.

После чего добавляют основную тень, сильно размытую, так как она находится намного дальше от куба.

Врезультате можно получить реалистичную тень для куба, стоящего на поверхности и освещаемого дневным светом. Если необходимо сделать тень ещё и от солнца или от какого-нибудь направленного источника света, то используем третье правило. Также необходимо проследить, чтобы тень была не чёрная (так как объект ярко-зелёный) и не слишком тёмная.

 

Немного по другому ведет себя тень у объектов произвольной формы, как правило «стоящих» на некой опоре. Например, таких, как показано на рисунке ниже.

 

 

Применяя правило «ближе - темнее и чётче», определяют, какая часть машины наиболее близка к поверхности. Очевидно, что это колёса. Затем выделяют направляющие для тени колёс (на самом деле строить не обязательно здесь это делается для наглядности) для того, чтобы определить поверхность, на которой стоит машина:

 

В областях колёс рисуют чёткие чёрные тени.

 

Размывают и уменьшают насыщенность в местах, где колёса не так близки к земле:

При дневном освещении тень от колёс находится не в конкретных направлениях от колёс, а по всем сторонам. Применяя первое правило, регулируют прозрачность.

Далее создают тень от самого корпуса машины. Он неоднороден. Есть места, находящиеся ближе к поверхности, есть дальше. Вначале рисуют равномерную тень, которую отбрасывал бы корпус, если бы (он) был однородным. А потом добавляют тени там, где требуется, и удаляют там, где не требуется.

Применяя второе правило, с помощью стилей слоёв и стиля «Color overlay», заменяют чёрный цвет на бордовый.

 

 

В результате получим достаточно реалистичную тень для данного объекта.

Однако стоит заметить сразу, что композиции, получаемые в итоге состаят не из одного объекта, и их тени переплетаясь между собой вполне могут нарушить все эти правила. В этих случаях необходимо следить за расположением источника света и выставлять тени у всех объектов в соответсвии с ним. Лучше всего это делать, используя 3D-редакторы, потому что они позволяют автоматически, в зависимости от интенсивности источника света и свойств материала получать тени для всей композиции.

 

Восприятие пропорций и перспектив. Кроме теней, также, опасно играть с пропорциями и перспективой в реалистичных изображениях и коллажах без конкретной цели. Законы пространственной геометрии и естественных пропорций - это законы природы и пользователь подсознательно, отвлекаясь от темы, сосредоточит внимание на поиске источника зрительного дискомфорта в изображении и сделает совершенно другие выводы, чем вам хотелось.

Восприятие по цвету. Конкретный цвет у каждого ассоциируется с конкретным образом, вещью или событием в его жизни и находится в подсознании человека. А эти ассоциации могут быть различными - как положительными, так и отрицательными. Это относится не ко всем цветам подряд, а только к некоторым основным.

Одним из самых известных исследователей эмоционального воздействия цвета на человека был швейцарский психолог Макс Люшер. Он установил, что определенный цвет может вызывать у человека вполне определенные эмоции: к примеру, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, а синие и серые – напротив: действуют успокаивающе. Стоит отдельно отметить, что свои исследования он проводил по заданию одной рекламной фирмы.

Согласно данным Люшера, восприятие цвета у человека сформировалось в результате его образа жизни и взаимодействия с окружающей средой в течение длительного периода развития. Первоначально жизнь человека определялась, главным образом, двумя факторами, на которые сам он повлиять не мог: день-ночь, свет-тьма. Ночь означала время отдыха, когда активная деятельность прекращалась, а день, наоборот, требовал активных действий (обустройство, поиск пищи и т.д.). Поэтому темно-синий цвет вызывал ассоциации с ночным покоем, желтый – с ярким солнечным днем и его заботами. А, например, красный цвет напоминал об огне, крови и связанных с ними ситуациях, которые требовали мобилизации сил и активных действий.

В результате исследований Макс Люшер установил, что отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным. Кроме того, он сделал еще один важный вывод: цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но также может формировать его эмоции.

Учитывая особенности восприятия цвета, описанные выше, в дизайне цветовая гамма может подбираться в зависимости от «настроения», которое автор стремится передать в своей работе, от эмоций, которые он хочет вызывать у зрителя. Если необходимо создать выдержанный и деловой стиль, то принято использовать холодные оттенки (синий, фиолетовый, бирюзовый, аквамарин и т.д.), либо градации от черного к белому через оттенки серого.

Для создания более эмоционального, «живого» дизайна применяют, соответственно, теплые тона (например, оранжевый, оливковый, желтый, красный).

Далее приведены некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета, которые могут помочь дизайнеру грамотно использовать цветовую палитру для достижения конкретных целей.

Красный – теплый, раздражающий, побуждает к активным действиям, стимулирует мозговую деятельность, наделяет уверенностью. Красный зрительно уменьшает поверхность, окрашенную в этот цвет.

Оранжевый – импульсивный, жизнерадостный, создает чувство благополучия, «очищает» от неприятных ощущений.

Желтый – цвет открытости и общительности, помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения, способствует лучшей самоорганизации. Это наиболее видимый и яркий цвет спектра, он обрабатывается человеческим глазом в первую очередь.

Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом, не распыляться по мелочам. Синяя деталь в логотипе сразу привлечет к себе внимание. Этот цвет оказывает успокоительное действие, освобождает от тревог и страхов.

Зеленый - снимает остроту переживаний, обладает смягчающим и расслабляющим воздействием, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. В силу своих оптических характеристик зеленый цвет наименее утомляет глаза.

Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточенности, вдохновения. Он всегда присутствовал в одежде королей и духовенства. Видимо, поэтому с фиолетовым цветом связаны такие характеристики, как таинственность и недоступность. Однако он считается одним из самых тяжелых для восприятия цветов.

Черный - цвет самопогружения и символ изящества.

Коричневый - вызывает ощущение стабильности и реалистичный настрой.

Восприятие цвета может носить тематическую направленность. Например, красный. В технической области он символизирует опасность, а в области моды - чувственность и смелость. Получается достаточно разнообразная картина ассоциаций, связанных с красным цветом. Поэтому необходимо очень осторожно выбирать цвета для каждой конкретной ситуации и избегать давления одного сплошного цвета, не продумав тематику цвета.

Восприятие по насыщенности. Сила восприятия цвета зависит от степени его насыщенности: чем насыщенней цвет, тем сильнее восприятие. Если дизайн необходимо сделать более эмоциональным, «живым», запоминающимся, то повышают степень насыщенности цвета, если наоборот - лучше придерживаться слабонасыщенных тонов.

Восприятие по форме. Под формой в данном контексте понимаются очертания, контуры предмета или фигуры. Форма непосредственно связана с тематикой работы дизайнера. К примеру, для того, чтобы визуально создать ощущение защищенности, надежности, уверенности, целесообразно использовать плавные закругленные формы и элементы со сглаженными углами, которые как раз и вызывают ассоциации с безопасностью. Использование же острых углов, резких скосов, считается традиционным признаком агрессии и вызывает чувство настороженности.

Восприятие по объему. Если необходимо передать ощущение стабильности или несколько стандартизировать «картинку», то весь объем визуала целесообразно сосредоточить в середине рабочей области. Если перед дизайнером стоит задача удивить, заинтересовать, внедрить нестандартные решения, то, например, в дизайне сайта, лучше рассредоточить большую часть визуала в центре, а остальные, дополняющие его элементы распределить равномерно в других областях страницы.

Восприятие по глубине. Визуально созданное ощущение глубины и пространства подчеркивает реалистичность «картинки» (будь то сайт или логотип), ее «масштабность», делает акцент на перспективу. Этим приемом пользуются не так часто, но, тем не менее, он очень эффективен.

Восприятие по стилю. Стилевое направление в дизайне задается цветом, характером линий и общим видом «картинки». Принцип единства актуален и здесь: для создания завершенного, гармоничного образа необходимо, чтобы все элементы визуала сочетались по стилю, характеру линий (например, если используются прямые линии, то лучше использовать их во всем дизайне) и цветовой гамме.

Восприятие по типовой ассоциации. Для создания образа, соответствующего содержанию проекта, необходимо использовать в дизайне объекты, которые ассоциируются с данной сферой. Можно сыграть на прямых ассоциациях: например, при разработке логотипа для службы такси использовать образы автомобиля, «шашек», таксиста, руля, дороги, что непосредственно будет указывать на сферу деятельности компании. Но намного интересней и выгодней использовать косвенные ассоциации: например, образ бегущей лошади, символизирующей скорость и вызывающей ассоциации с «лошадиными силами», то есть мощностью, а значит – надежностью компании. Одним из главных «плюсов» косвенных ассоциаций является то, что они позволяют не только обозначить сферу деятельности заказчика, но и визуально подчеркнуть его главные конкурентные преимущества.

Восприятие по композиции. Композиция представляет собой расположение элементов на рабочей области. Она может быть стандартной или оригинальной. Все зависит от того, какую идею и эмоции стремится передать дизайнер в своей работе. Стандартная компоновка элементов визуала рассчитана на предсказуемую реакцию, как правило, она вызывает чувство стабильности, навевает ассоциации с классикой. Необычная компоновка создает современный образ, отражает нестандартный подход к работе, подчеркивает оригинальность идеи.

Восприятие направления композиции. Линии, стрелки, направленный градиент, ритм вызывают устойчивое направляющее, указывающее воздействие. Но надо избегать ситуаций, когда приходиться просматривать композицию «против шерсти». Это вызывает дискомфорт на уровне подсознания и подсознательное желание найти его причину.

Восприятие отображения текста. Шрифт также может вызывать различные ассоциации. Например, готический шрифт вызывает ассоциации с культурой Европы и он не может применяться в теме других культур или исторического периода.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: