Тема: Продолжение темы «Виды посредников»

- дистрибьюторы и дилеры. Есть определенные особенности. Они действую вполне самостоятельно. Приобретают товары от своего имени и за свой счет в собственность. Они сами выступают стороной в сделки. Это своеобразный посредник. Основная их роль – это перепродажа товара определенного производителя.

Эта система получила широкое распространение сейчас. Преимущество этой формы – Ты не зависишь от хватки и деятельности агента, просто продаешь товар дистрибьютору и получаешь сразу деньги за товар.

Взаимоотношения дистрибьютора и производителя регулируется самостоятельным дистрибьюторским договором. Но он не урегулирован в большинстве стран, в том числе и в РФ. В связи с этим Международной ТПП был разработан типовой дистрибьюторский контракт и к нему Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений. Он может быть использован и во внутреннем обороте несмотря на то что он рассчитан на международные правоотношения.

Разница дилеров и дистрибьюторов носит экономический характер.

Дистрибьюторы – это независимые оптовые посредники. Помимо чисто дилерских функций связанных с реализацией товара они оказывают и дополнительные услуги. Эти услуги и делают их посредниками.

Дополнительные услуги дистрибьютора:

- изучение коньюктуры рынка и доведение этой информации до производителя;

- услуги по рекламе товара и производителя

- функции содержания товара, то есть функции обменного фонда;

- создание сбытовой сети.

Виды дистрибьюторов:

- с полным набором услуг; Они действуют на крупных рынках

- дистрибьюторы нерегулярного рынка.

Суть договоров – это купля-продажа с условиями не свойственными обычному договору купли-продажи.

Дистрибьютор с одной стороны выступает стороной в договоре, но с другой стороны связан с производителем по нескольким моментам. Например, он не может купить товар и положить на склад, или регулируется минимальная и максимальная цена товара, определенная территория реализации или не реализации, гарантия объема продаж. То есть вроде самостоятельность, но все-таки есть условия.

Договорные конструкции. Наиболее близкие формы – договоры поручения и комиссии. Но не совсем вписывается, так как там вопросы от чьего имени и кому принадлежит товар.

2 схемы продаж:

- простая. Это когда производитель оставляет за собой право продавать товар на этой территории сам или через других посредников;

- исключительная. Право реализации производителем предоставляется одному конкретному лицу на определенной территории.

Есть еще так называемая оговорка о неконкуренции. Это когда дистрибьютор дает обязательство на данной территории не реализовывать товар других производителей, а только данного производителя.

Еще предусматривается деятельность дистрибьюторов и дилеров на основании привилегированного договора. По нему посредник получает определенную помощь от производителя в реализации товара (например, кредитование, рекламная компания, подбор и обучение персонала и др.)

Второй способ продвижения товара – это с использованием франчайзинговых компаний. Суть этих отношений: Производитель известных потребителю товаров имеет возможность расширить сбыт товаров путем открытия новых предприятий в которых он ничего не вкладывает (то есть за чужой счет). Эта схема используется не только в сфере услуг (Макдоналдс, Пицца-Хат), но и в сфере реализации товара.

Субъекты отношений: франчайзер (то есть правообладатель) и франчайзи (лицо приобретающее право копировать методы ведения бизнеса). Цель этой формы – сохранение полного единообразия внешнего вида предприятия. Это для того чтобы потребитель не мог различить производителя и франчайзи. Именно поэтому основным условием этих отношений является контроль франчайзера над франчайзи. А для франчайзи преимущество – это не надо изобретать конструкцию сбыта

2 вида франчайзинга:

- простой франчайзи (прямой); Это когда сам правообладатель напрямую заключает договор и предоставляет право на сбыт товара определенным лицам. Она имеет смысл на начальном этапе развития франчайзинга.

- мастер франчайзи (генеральный); При этой схеме – сбыт товара с помощью дополнительного посредника (мастер-франчайзи). Это сродни субагентским отношениям. Это система генерального отношения. При этой системе Производитель заключает договор с мастер-франчайзи, а он в свою очередь с другим франчайзи на определенной территории (субфранчайзенговые договоры).

Правовое регулирование мастер-франчазинга есть не во всех странах (например есть в РФ, Франции, США и др.). Поэтому есть Руководство по организации международной сети мастер-франчайзинга, разработанное УНИДРУА. Международная ТП разработала типовой контракт международного франчайзинга.

- торговые дома. Это как правило, ОАО. Это объединение в рамках одной организации и производства товара и его сбыта. Например, Торговый Дом «Красный Октябрь». Они расширяют свою деятельность путем производства новых фабрик или путем приобретения пакетов акций других фабрик.

Итак, мы разобрали всех посредников. Попробуем их классифицировать по разным критериям.

Всех посредников можно разделить на три группы:

- лица, которые непосредственно занимаются покупкой и последующей перепродажей товара; То есть это разного рода организации, торговые дома, дилеры, дистрибьюторы, франчайзинговые компании. То есть они выступают в торговом обороте как самостоятельные коммерсанты. Это независимые посредники.

- лица, чьи действия сводятся к коммерческому представительству. Это зависимые посредники.

- лица, содействующие продвижению товара, но не совершающие иникаких сделок. Это организаторы торгового оборота.

Юридическое основание разграничения в этой классификации – наличие трехсторонней правовой связи. Независимые посредники действуют в своем интересе и никакой трехсторонней связи нет, а зависимые посредники связаны с клиентом интересы которого они представляют. Итак, независимые – это посредники в экономическом смысле, а зависимые – в юридическом смысле.

Признаки независимых посредников:

- они приобретают товар в собственность и за свой счет;

- целью приобретения товара является его последующая перепродажа;

- выступление в сделке от собственного имени, и являются продавцами или покупателями;

- они совершают два уровня сделок: закупка товара у производителя и продажа товара

Признаки зависимых посредников:

- не становятся собственниками товара;

- они юридически зависимы от покупателей и/или продавцов

- действуют не самостоятельно, а по поручению и в интересе представляемого лица;

- 2 категории: действующие от своего имени, но по поручению клиента и действующие от имени представляемого лица и по его поручению

- договор посредничества, это обычно не договор на основании которого реализуется товар;

- они действуют как коммерческие представители.

Коммерческое представительство:

- прямой; Действие представителя от имени и в интересах представляемого.

- косвенное. Действие от своего имени, но в интересах представляемого.

Договор, оформляющий коммерческое представительство, как правило, договор поручения. Но это потому что наше законодательство не различает два понятие коммерческого представительства и комиссии.

В зарубежном законодательстве: договор комиссии оформляем косвенное коммерческое представительство, а договор порученияпрямое представительство.

Не урегулирование этого вопроса привело к тому, что в романно-германских правовых системах появляется еще один договор – агентский договор. Соединив возможности этих двух институтов.

Особенности коммерческого представительства (отличающего его от обычного представительства):

- особенный субъектный состав. В качестве коммерческого представителя может быть только лицо, выступающее в качестве предпринимателя. И по логике это только коммерческая организация или ИП.

- коммерческий представитель может представлять интересы обоих сторон в сделке. Но одновременное представительство возможно только при согласии сторон. То есть нужен либо трехсторонний договор, либо в самом договоре с представителем должно быть условие о допущении возможности представительства противоположной стороны в договоре.

- коммерческий представитель вправе требовать плату за представительство и возмещение издержек. Оплата может быть указана в договоре 2 способами: либо указание заранее конкретной цены за услуги (включая туда и издержки и вознаграждение), либо отдельно указан размер вознаграждения и обязанность восполнить издержки;

- коммерческий представитель обязан (по закону) сохранить тайну условий сделки и сведений, которые стали ему известны.

Различают посредников по объему полномочий:

- универсальные; Могут совершать любые действия от имени представляемого лица.

- генеральные; Могут заключать сделки в области деятельности принципала.

- специальные. Могут совершать только те действия, которые указанные в договоре или доверенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: