Понятие и предмет коммерческого права

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине

«Коммерческое право»

 

Преподаватель: Писарева Наталья Леонидовна

Санкт-Петербург

Содержание

1. Понятие и система коммерческого права. 3

1.1. Понятие и предмет коммерческого права. 3

1.2. Принципы коммерческого права. 3

1.3. Источники коммерческого права. 4

2. Субъекты коммерческого права. 5

2.1. Понятие и виды предпринимателей. 5

2.2. Создание, реорганизация, ликвидация. 6

2.3. Организаторы товарного рынка. 7

2.4. Торгово-посреднические организации. 8

3. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации. 10

3.1. Понятие объектов торгового оборота. 10

3.2. Виды объектов торгового оборота. 11

3.3. Правовой режим товара. 13

3.4. Правовой режим объектов интеллектуальной собственности. 14

4. Организация торгового оборота. 16

4.1. Понятие товарного рынка и пути развития структуры рынка. 16

4.2. Правовое положение оптовых ярмарок. 17

4.3. Правовое положение торгово-промышленной палаты. 18

4.4. Формирование инфраструктуры рынка. 19

5. Правовое регулирование биржевой торговли. 20

5.1. Общая характеристика правового статуса биржи. 20

5.2. Участники биржевой торговли. 20

5.3. Виды бирж. 21

5.4. Биржевые сделки. 22

5.5. Порядок разрешения биржевых споров. 23

6. Коммерческие договоры. 24

6.1. Понятие коммерческих договоров. 24

6.2. Заключение коммерческого договора. 24

6.3. Изменение или расторжение коммерческих договоров. 25

6.4. Обеспечение исполнения обязательств. 25

6.5. Ответственность за нарушение обязательств. 27

6.6. Прекращение обязательств. 27

6.7. Классификация коммерческих договоров. 28

7. Реализационные договоры. 29

7.1. Договор купли-продажи. 29

7.2. Договор розничной купли-продажи. 30

7.3. Договор поставки. 31

7.4. Договор контрактации. 32

7.5. Договор поставки для государственных нужд. 32

8. Правовое регулирование посреднической деятельности в коммерческом обороте. 33

8.1. Договор поручения. 33

8.2. Договор комиссии. 34

9. Договоры, содействующие торговле. 36

9.1. Договор перевозки груза. 36

9.2. Договор хранения. 37

9.3. Договор страхования. 38

9.4. Договор на проведение маркетинговых исследований. 39

9.5. Договор на распространение рекламы. 39

9.6. Договор продажи информации. 40

10. Организационные договоры. 40

11. Конкуренция. Защита от недобросовестной конкуренции. 41

11.1. Правовое регулирование конкуренции и ограничение моноп. деятельности. 41

11.2. Обеспечение конкуренции на товарных рынках. 42

11.3. Естественная и государственная монополии. 43

12. Государственное регулирование цен и качества продукции, работ, услуг. 44

12.1. Государственное регулирование цен на продукцию, работы, услуги. 44

12.2. Государственное регулирование качества продукции, работ, услуг. 44

Понятие и система коммерческого права

 

Понятие и предмет коммерческого права

 

Коммерческое право (коммерческий подход) – это совокупность общих и специальных норм гражданского права, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, складывающиеся между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (ПД) или с их участием, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности их участников.

 

Коммерческое право (торговый подход) – это совокупность общих и специальных норм ГП, регулирующих торговые и тесно связанные с ними отношения, возникающие между лицами, осуществляющими торговую деятельность, или с их участием, в процессе получения прибыли.

 

Критерии:

 

  1. Субъективный критерий - выделение коммерческого права как подотрасли гражданского права; означает, что субъектами отношений, регулируемых коммерческим правом, являются специальные субъекты, т.е. предприниматели.
  1. Объективный критерий - отнесение круга общественных отношений к предмету регулирования коммерческим правом; выделяет только отношения по продвижению товаров от изготовителя к потребителю.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: