Характеристика образовательной сети пермского дошкольного образования на 2013 год

Характеристика образовательной сети, а также перечень и объем оказываемых к 2013 году услуг позволяют получить представление о системе пермского дошкольного образования на момент появления концепции муниципальной модели дошкольного образования города Перми.

В Перми к 2013 году функционирует 170 учреждений дошкольного образования. Из них:

· 150 – муниципальных, в том числе две начальные школы-детский сад, 5 структурных подразделений школ;

· 11 – негосударственных (НОУ «EX PROFESSO» - детский сад «Созвездие» (дошкольные группы), НОУ «Гимназия им. М.И. Пинаевой» (дошкольные группы), НОУ «Ор Авнер Хабад» (дошкольные группы), НОУ «Православная гимназия» (дошкольные группы), ЧДОУ «Родничок», НОУ «Детский сад «Мишутка», НОУ «Радуга», НОУ «Буратино», НОУ «Детский сад «Пермячок», Европейский детский сад «Маленькая страна», ЧОУ «Детский проект «Солнечный круг»);

· 9 – ведомственных (ФГУП «Гознак» – 3 ДОУ, ОАО «РЖД» – 6 ДОУ).

Таким образом, охват детского населения дошкольным образованием составил 71%, количество детей, посещающих муниципальные дошкольные учреждения – 42 146 человек. В семьях, имеющих детей с 1,5 до 5 лет и получающих пособие, проживают 56% от общего числа детей данного возраста.

Все дети предшкольного возраста имеют возможность получить дошкольное образование. Населению предоставляется государственная услуга в электронном виде по регистрации и зачислению детей в детский сад через Интернет.

В 2012/2013 учебном году началась активная работа по реализации образовательных программ, разработанных учреждениями самостоятельно на основе комплексных программ «Детство», «Развитие», «Радуга», «Истоки», «Школа 2100» с учетом Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В дошкольных учреждениях города, помимо услуги общеобразовательной направленности, оказываются услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья: с нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития, а также функционируют группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией и аллергопатологией. Специализированной услугой в дошкольных учреждениях города Перми пользуются 2 660 детей.

С 2011 года реализуется проект «Образовательные услуги для детей с ограниченными возможностями здоровья». В результате создана система сопровождения семей, имеющих таких детей. Например, в МДОУ №396 четыре года действуют 2 комбинированные группы, в которых воспитываются по 5 детей с нарушением речи в группах с детьми без нарушений развития.

В группах комбинированной направленности работают учитель-дефектолог, два воспитателя, младший воспитатель. Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия по развитию речи, слухового восприятия, обучению дошкольников с нарушенным слухом произношению и формированию элементарных математических представлений. Большая консультативная помощь оказывается родителям.

В МАДОУ реализуется полная интеграция детей с особыми образовательными потребностями. Слабослышащие дошкольники являются равноправными активными участниками праздников и развлечений. Они вместе с нормально слышащими сверстниками посещают занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, а также физкультурные и музыкальные занятия.

В планах департамента открытие групп для аутичных детей на базе ДОУ №370, 394, 266, 178, 161.

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 27 августа 2010 года № 560-п и в целях обеспечения гарантий детей-инвалидов дошкольного возраста на получение образования 220 родителей детей-инвалидов получают компенсацию части затрат на воспитание и обучение детей-инвалидов дошкольного возраста на дому.

Для развития творческого и спортивного потенциала детей города в 2012-2013 учебном году проводились различные мероприятия, некоторые из них стали уже традиционными:

· четвертый городской фестиваль детского творчества «Звездный дождик», в котором приняли участие почти 2 200 воспитанников из 121 дошкольного образовательного учреждения;

· IV-я Cпартакиада «Олимпийские надежды» среди воспитанников детских садов города Перми, в которой приняли участие 2 300 детей.

Внедрение ФГТ и ФГОС

Обучение педагогов ДОУ по внедрению ФГТ к структуре ООП ДО осуществлялось на базе ресурсного центра (ДОУ№ 6) и шести базовых площадок в районах города (ДОУ №148, 352, 272, 55, 378, 29). Всего проведено 14 семинаров-практикумов для руководителей, воспитателей и специалистов дошкольного образования (охват педагогов – 599 чел.). Наиболее востребованными стали темы: «Психолого-педагогические подходы к системе мониторинга достижений детей дошкольного возраста по результатам освоения ими основной общеобразовательной программы дошкольного образования», «Интеграция образовательных областей при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В каждом районе создана сеть детских садов, работающих в одном направлении внедрения ФГТ.

В этом году был использован новый формат проведения мероприятий: отработка практических навыков и внедрение полученных результатов деятельности базовых площадок в широкую практику, привлечение к активному участию педагогов края. Продуктами деятельности прошедших мероприятий являются: банк инновационного опыта, где собраны теоретические и практические материалы, методические обучающие фильмы по направлениям работы базовых площадок.

Опыт работы базовых площадок был представлен на Всероссийской научно-практической конференции «Дошкольное образование в условиях реализации ФГТ: диалектика инноваций и традиций» в городе Чернушка Пермского края.

С целью совершенствования качества дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы прошел «Единый день ФГТ». В данном мероприятии участвовало 815 человек. На 7 презентационных площадках были проведены мастер-классы и презентации опыта работы по темам базовых площадок. По итогам мероприятия отмечены положительные стороны:

· реальная помощь от практиков, доступность представляемого материала;

· интересные практические советы;

· ценность представляемого опыта педагогов;

· возможность заимствования положительного опыта работы педагогов;

· высокий уровень удовлетворенности мероприятиями.

При подготовке к работе ДОУ в условиях внедрения ФГТ особую актуальность приобретает повышение квалификации заместителей заведующих по ВМР по освоению новых форм и методов работы, поиска эффективных путей совершенствования творческого мастерства педагогов.

Для обучения заместителей руководителей и методистов образовательных учреждений запущен проект «Школа методиста». Заседания школы, которые ведут специалисты департамента образования, методисты ЦРСО, опытные руководители ДОУ и заместители заведующих по ВМР проходят в интерактивной форме: мастер-класс, деловая игра, мозговой штурм, круглый стол, практические задания. В проекте принимают участие 48 заместителей заведующих и методистов ДОУ.

ФГОС дошкольного образования был утвержден только августе 2013г – его проект практически не обсуждался в рамках системы образования г. Перми, его элементы не апробировались в экспериментальном режиме, повышение квалификации по тематике ФГОС не велось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: