Бренд фиксирует уникальность ДОУ. Существуют внешние и внутренние признаки наличия бренда. Внешние – «вывеска», внутреннее – направление развития. Хороший бренд не может быть привлекательным для всех категорий клиентов. Бренд подразумевает выделение целевой группы и формирование соответствующей «вывески» на основании ключевых направлений деятельности. При этом «вывеска» должна быть сформулирована на таком «языке», чтобы целевая группа за «вывеской» практически мгновенно видела определенное направление работы.
В настоящее время есть 2 стратегии формирования образовательных брендов.
Традиционная стратегия (бренд территориальный), целевая группа – микрорайон, «учим всех всему». Образовательная специфика, она же уникальность, не выделяется. Основной сигнал клиенту: «мы рядом, зачем искать лучше…».
Радикально-инновационная стратегия (бренд по направлению деятельности). Выделяется конкретное направление деятельности (логопедия, инклюзивное образование, коррекционная работа, образовательная система, спорт, здоровье и т. д…), под него формируется целевая группа не из микрорайона, а из района или даже города.
|
|
Очевидно, что первая стратегия базируется на монополии на образовательную услугу в районе и в ближайшее время будет неэффективна в силу развития частного сектора дошкольного образования. Вторая стратегия — для «смелых» и высококвалифицированных заведующих и педагогических коллективов.
На данном этапе необходимо комплементарное сочетание двух обозначенных подходов в различных вариантах. Например: сеть специализирующихся брендов в масштабах города (специализированные образовательные холдинги). Это позволяет жителям района или даже микрорайона получать услугу гарантированного качества вблизи от места жительства. Кроме того, этот подход позволяет учитывать специфику семей, проживающих в микрорайоне и гибко настраивать сеть ДОУ.
Другой вариант – тиражирование состоявшихся брендов. Важно понимать, что сейчас инновационный потенциал большинства заведующих ДОУ невысок, возникновение перспективных содержательных идей в их среде маловероятно, и это потребует дополнительных внешних воздействий на систему.