II. Чтение диктанта учителем

ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ

Как же сделать, чтобы простые краски стали волшебными и чтобы они радовали людей, а не приносили им несчастье?

Добрый мальчик достал кисть и принялся рисовать. Он рисовал и на другой, и на третий, и на четвертый день. Рисовал до тех пор, пока не кончились краски, которых у него было немало. Тогда он попросил новые.

Прошло много-много лет. Мальчик не заметил, как стал художником. Он рисовал все, что было вокруг, и то, что еще никто никогда не видел: самолеты, похожие на огромные стрелы, и корабли, похожие на самолеты, воздушные мосты и дворцы из стекла.

Все восхищались его рисунками. Картины и вправду были так хороши, что людям захотелось их оживить. Появились и дворцы из стекла, и воздушные мосты, и крылатые корабли. Когда нарисованное на бумаге стало переходить в жизнь, все увидели, как прекрасен мир. Так случается со всем, к чему прикасаются руки самого великого из самых великих волшебников – руки трудолюбивого, настойчивого человека. (По Е. Пермякову.) 152 слова.

III. Грамматическое задание.

1. Произвести синтаксический разбор двух предложений (по указанию учителя).

2. Выписать сложноподчиненное предложение, построить схему.

На втором уроке проводятся анализ диктанта и работа над ошибками.

 

Уроки 38–40 Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В НИХ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

 

Цель: изучить сведения о сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными, о разных случаях употребления в них знаков препинания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

1. Составить предложения. Определить, простые они или сложные. Объяснить постановку знаков препинания.

1) Если сказать всю правду, то бояться нечего. Если сказать правду, я очень волновался.

2) Человек должен хотя бы раз испытать себя в трудном деле. Хотя мне очень хотелось пойти с ребятами, я не мог оставить сестренку одну.

2. Определить, в каком предложении слово раз употребляется как союз, а в каком – как наречие.

1) «Стало быть, ты им (воинам) не показался, – сухо сказал роскошный мальчик, – раз они тебя не захотели принять за сына». (В. Катаев.)

2) Раз я видел, сюда мужики подошли, деревенские русские люди. (Н. Некрасов.)

3. Работа по вариантам. Определить вид придаточных. Найти устаревшие для современного русского литературного языка подчинительные союзы или союзные слова. Обратить внимание на то, какой оттенок они придают речи (разговорный, книжный, просторечный).

Вариант I. Коль ты старый человек,

Дядей будешь нам навек. А. С. Пушкин

Вариант II.

При мне служащие чужие очень редки;

Все больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой. А. Грибоедов

Вариант III.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит.

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит. И. Крылов

4. Объяснительный диктант.

Как ни замечательны наши космические корабли, однако есть задачи, которые нельзя выполнить, находясь внутри них5. Сейчас уделяется большое внимание строительству орбитальных2 станций, потому что нам необходимы «промежуточные космодромы на пути к далеким планетам5». Если человек научится работать в открытом космическом пространстве, быстрее будут решаться многие вопросы космонавтики5. (По С. Вернову.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: