Все почему-то молчали. Молчал и Грин. Молчал и я хотя мне страшно хотелось сказать ему как он украсил мою юность крылатым полетом своего воображения, какие волшебные страны цвели никогда не отцветая в его рассказах какие океаны блистали и шумели на тысячи и тысячи миль баюкая бесстрашные и молодые сердца. (К. Паустовский.)
Задание 2. Из простых предложений составить и записать сложноподчиненные с несколькими придаточными, используя слова из скобок. Определить значение каждого придаточного и вид подчинительной связи.
1) Выйдешь из душного города в поле. Светлая радость наполнит душу твою. Дивная красота представится глазам твоим (когда, потому что).
2) Осина по наружному виду не выделяется среди деревьев. Осенью она красива. Золотом и багрянцем покрываются ее трепетные листья (хотя, потому что).
3) В лесу человек особенно остро ощущает красоту природы. Природа полна тайн и загадок. За каждым деревом таится загадка (что, который). (Е. Осетров.)
Задание 3. Указать ошибки и недочеты в сложноподчиненных предложениях. Переписать, исправляя данные примеры.
|
|
1) Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
2) В штабе дивизии получили известие, что река вскрылась и о еще не налаженной переправе.
3) Туристы свернули в лес, который тянулся до реки, по которой ходили теплоходы.
4) Тренер сказал нам, чтобы передали пловцам, чтобы они пришли в бассейн в субботу вечером.
VI. Коллективная работа.
Задание. Внимательно прочитать § 29, 30, составить собственное предложение (по аналогии), произвести синтаксический и пунктуационный разборы с последующими комментариями.
VII. Работа с текстом упражнения 175.
Дополнить свое сообщение сведениями о других псевдонимах писателей (актеров, политических деятелей и др.).
VIII. Итог урока.
Домашнее задание. Готовиться к контрольной работе по теме «Сложноподчиненное предложение». § 29–30. Повторить § 18–28.
Урок 43 Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ. СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ПОДВИГ?»
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цели: формировать умения учащихся рассуждать, формулировать тему рассуждения, подбирать эпиграф, нужные цитаты, отражающие основную мысль сочинения, соблюдать структуру сочинения-рассуждения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.
III. Работа с текстом упражнения 183, с. 120–121.
IV. Повторение структуры сочинения-рассуждения.
1. Тезис.
2. Доказательства (аргументы):
а)...
б)...
3. Вывод.
V. Написание собственного сочинения-рассуждения на тему «Что такое подвиг?».
|
|
VI. Итог урока.
Урок 42 Тема: КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цели: проконтролировать знания учащихся о сложноподчиненном предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и постановка целей урока.
1. Записать текст под диктовку.
2. Озаглавить текст.
3. Выписать сложноподчиненные предложения и построить схемы.
4. Произвести синтаксический разбор двух предложений (по выбору учащихся).