Технологическая часть курсовой работы должна состоять из обзорной части и расчетов. Порядок проведения исследований приводится ниже.
Производственная программапредприятия является основой оперативного планирования. В ресторанах, где ассортимент блюд достаточно широкий, в меню включают заказные блюда, поэтому заранее планировать количество выпускаемых блюд трудно. Анализ реализуемых блюд по дням недели, декады, месяца, сезона, а также при проведении праздничных мероприятий позволяет правильно планировать заказ и завоз продуктов.
Меню является «полномочным представителем» ресторана и связующим звеном между предприятием и потребителем. Правильно составленное и красиво оформленное меню с фотографиями блюд способствует продвижению услуги питания ресторана, стимулируя покупательный спрос потребителей. Оно непосредственно влияет на выбор потребителями блюд, а также на количество заказов. Большое значение имеют психологически верно рассчитанные цены блюд и позиционирование блюд в меню (фирменных, от шеф-повара, национальных, диетических и др.), что оказывает непосредственное влияние на объемы заказов и на уровень доходов предприятия.
|
|
Производственная программа составляется на основании меню.
Составление таблицы и графика загрузки зала
Примерное значение оборачиваемости одного места, в зависимости от формата предприятия, представлено в Приложении 6.
Рассчитываем количество посетителей за месяц по формуле:
Nм = Р · φ · Д,
где: Nм – количество посетителей за месяц;
Р – вместимость зала;
φ – оборачиваемость места в зале (Приложении 6);
Дм - среднее число календарных дней в месяце (Дм=29,4).
Учитывая формат предприятия, режим работы, количество посетителей за месяц, рассчитываем количество посетителей за каждый час работы предприятия по дням недели по формуле:
Nч = Р · φч · хч / 100,
где: Nч – количество посетителей за час;
Р – вместимость зала;
φч – оборачиваемость места в зале в течение данного часа;
хч – загрузка зала в данный час, %.
Загрузку зала и оборачиваемость одного места в данный час в каждый день недели определяем опытным путем.
Рассчет количества посетителей за каждый час работы предприятия по дням недели, оформляем таблицу № 1.
Таблица 1 – Загрузка зала по часам и дням недели
Дни недели / Часы работы предприятия | Понедельник | ………….. | Воскресенье | ||||||
Оборач-ть места за час | Ср. % загрузки | Кол-во посетит. | Оборач-ть места за час | Ср. % загрузки | Кол-во посетит. | Оборач-ть места за час | Ср. % загрузки | Кол-во посетит. | |
12-13 | |||||||||
13-14 | |||||||||
….. | |||||||||
Ср. % загрузки за день | |||||||||
К-во посетителей за день | |||||||||
Оборачиваемость места в зале за день |
|
|
Суммируя, количество посетителей за каждый час работы предприятия, получаем количество посетителей за один день:
Nд = Σ Nч,
где: Nд – число потребителей, обслуживаемых в течение дня;
Nч – количество посетителей за час.
Среднюю загрузку зала за день определяем по формуле:
Х д= Хч / 7,
где: хд – средняя загрузка зала за день, %;
хч – средняя загрузка зала в данный час, %;
7 – количество дней в неделе.
Оборачиваемость места в зале за день определяем по формуле:
φд = Nд / Р,
где: φд – оборачиваемость места в зале в течение дня;
Nд – количество посетителей за день;
Р – вместимость зала.
На основании данных таблицы строим график загрузки зала, предварительно определив цену деления:
Nmax/t
где: Nmax – наибольшее количество посетителей в час;
t – часы работы.