Глава 1. Теоретические аспекты образа фирмы
Образ – это ореол, создаваемый мнением социальной группы, демографического слоя, собственными усилиями человека. У человека и у любой фирмы может быть и положительный, позитивный, одобряемый образ, и негативный. Образ фирмы – это целостное восприятие фирмы различными группами общественности, формирующееся на основе информации о различных сторонах деятельности организации. Образ фирмы связан с восприятием ее общественностью: либо она воспринимает носителя образа как своего, заслуживающего доверия, либо не воспринимает. Корпоративный образ – это способ идентификации предприятия. Основная идея заключается в том, чтобы коммуникационным путем, с помощью какого- то опознавательного элемента – рисунка, эмблемы, логотипа – добиться того, чтобы фирму отличали от других.
Доходы от продажи товаров дают возможность увеличивать капиталовложения в исследовательские работы и улучшать оборудование, что позволяет выпускать более качественные и дешевые товары.
|
|
Образ организации как совокупность представлений общественности, имеющей определенные сведения о ней, - субъективный показатель. В то же время образ – это объективный фактор, играющий существенную роль в оценке любого социального процесса или явления. Коммерческая организация, работая с общественностью, стремится сформировать не просто позитивный образ, а именно такой образ, который повышает ее конкурентоспособность на рынке. Для этого она в первую очередь привлекает внутреннюю общественность свой персонал, затем ближайшую общественность потребителей ее продукции, партнеров, а затем и более отдаленную общественность, которая лишь эпизодически вступает в какое-либо взаимодействие с данной организацией.
Особое значение образ имеет для крупных организаций, находящихся непрерывно на виду общественности и в центре внимания СМИ. Такая фирма в любой момент может стать объектом общественного порицания.
Образ компании складывается на основе 8 компонентов:
1. образ товара или услуги – это представления людей, относительно характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар;
2. образ потребителей товара – это представления о стиле жизни, общественном статусе, характере потребителей;
3. внутренний образ фирмы – это представления сотрудников о своей фирме: большое значение имеет социально-психологический климат в фирме, то есть психологическое состояние коллектива, результат их совместной деятельности межличностных отношений;
4. образ основателя или основных руководителей – это представления о намерениях, мотивах, способностях, установках, ценностных ориентациях и других характеристиках руководителя на основе восприятия открытых для наблюдения характеристик;
|
|
5. образ персонала – это собирательно-обобщенный образ персонала, раскрывающий наиболее характерные для него черты;
6. визуальный образ фирмы – это зрительное представление месторасположения, фасада офиса, фирменной символики, интерьера здания, формы сотрудников;
7. социальный образ фирмы – это представления широкой общественности о социальных целях и роли организации в экономической, социальной и культурной жизни общества. Он может быть выражен посредством миссии, философии и специальных социальных программ;
8. бизнес-образ фирмы – это представление о фирме, как о субъекте определенной деятельности: деловая репутация, добросовестность предпринимательской деятельности, деловая активность, инновационные технологии использования, гибкость ценовой политики.
Таким образом, образ фирмы – это фактор доверия клиентов к фирме, ее товару и услугам. Образ является фактором роста числа продаж, кредитов, а значит, и фактором процветания или упадка фирмы, ее собственников и работников.