Результаты по методике Т.В. Дембо, С.Я. Рубинштейна

Полученные результаты позволяют сделать следующий количественный анализ:

Таблица №2. Распределение уровня самооценки и уровня притязаний в экспериментальной группе

 

Параметр низкий средний высокий Очень высокий
Уровень притязаний чел.        
% 23,4% 11,8% 17,6% 47,2%
Уровень самооценки чел.        
% 11,8% 23,4% 53% 11,8%

 

В результате получилось, что у большинства школьников очень высокий уровень притязания. Уровень притязаний характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется ему привлекательным и возможным. На уровень притязаний оказывает влияние динамика удач и неудач на жизненном пути, динамика успеха в конкретной деятельности. У 23,4% учащихся низкий уровень притязания, это значит, что они выбирают легкие и упрощенные цели, хотя способны на большее. 11,8% ребят имеет средний (адекватный) уровень притязания, то есть они ставят перед собой те цели, которых реально может достичь, которые соответствуют его способностям и возможностям. Остальные 64,8% учеников (это более половины класса) имеют завышенный уровень притязания, что свидетельствует о желании того, чего не может достичь. Чем адекватнее самооценка личности, тем адекватнее уровень притязаний.

Лица с нереалистично завышенным уровнем притязаний, переоценивая свои способности и возможности, берутся за непосильные для них задачи и часто терпят неудачи. Люди с высоким, но реалистичным уровнем притязаний стремятся постоянно к улучшению своих достижений, к самосовершенствованию, к решению все более и более сложных задач, к достижению трудных целей. Лица с умеренным уровнем притязаний стабильно и успешно решают круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и способности и перейти к более трудным целям. Лица с низким или нереалистично заниженным уровнем притязаний выбирают слишком легкие и простые цели, что может объясняться: а) заниженной самооценкой, неверием в свои силы, «комплексом неполноценности», либо б) «социальной хитростью», когда, наряду с высокой самооценкой и самоуважением, человек избегает социальной активности и трудных, ответственных дел и целей.

Проведенная методика позволила выявить, что у 11,8% учащихся 2 «б» класса заниженная самооценка. Основная особенность таких детей — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха. Ученики с пониженной самооценкой склонны переоценивать достижения товарищей.

У 23,4% детей адекватная (средняя) самооценка. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

У 53% учащихся высокая оценка. После разговора с учителем, я узнал, что у большинства детей, имеющих высокую самооценку, она является оправданной, то есть адекватной. У этих детей большие способности, они стремятся за своей целью. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

У оставшихся 11,8% детей самооценка невероятно завышена. Такие ребята переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Трудно сказать, что такие ребята обладают какими-то определенными талантами или знаниями. Есть ситуации, где они блещут, но также бывают и такие, где им лучше было остаться в стороне. По моему мнению, уровень у этих учащихся чуть выше среднего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: