Последовательность психологических возрастов по Д.Б. Эльконину

Возрастной период Ведущая деятельность На что направлена познавательная деятельность Какая сфера психики преимущест-венноразвитивается Новообразова-ния возраста
Младенческий (0-1) Непосредст-венно-эмоциональ-ное общение На познание отношений Личностная (потребностно-мотивацион-ная) Потребность в общении. Эмоциональные отношения
Раннее детство (1-3) Предметно-манипулятив-наядеятельно-сть На познание предмета Познаватель-ные процессы Речь и наглядно-действенное мышление
Дошкольный возраст (3-7) Ролевая игра На познание отношений Личностная (потребностно-мотивацион-ная) Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности
Младший школьный возраст (7-11) Учение На познание начала наук Интеллектуа-льно-познава-тельная Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия.
Подростко-вый возраст Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности На познание системы отношений в разных ситуациях Личностная (потребностно-мотиваци-онная) Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни.
Старший школьный возраст (15-17) Учебно-профессиональ-ная На познание профессий Познаватель-ная Мировоззре-ние, познава-тельные интересы.

 

Приложение 2

Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»):

- оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;

- учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;

- оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;

- в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;

- необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;

- после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;

- предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;

- необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;

- необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;

- необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;

- необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Приложение 3Групповые игры для повышения самооценки младшего школьника

Игра «Похвалилки»

Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причём формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…», например, «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.

На обдумывание задания дается две-три минуты, после чего каждый ребёнок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.

В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы заметить это, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: