Возрастной период | Ведущая деятельность | На что направлена познавательная деятельность | Какая сфера психики преимущест-венноразвитивается | Новообразова-ния возраста |
Младенческий (0-1) | Непосредст-венно-эмоциональ-ное общение | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивацион-ная) | Потребность в общении. Эмоциональные отношения |
Раннее детство (1-3) | Предметно-манипулятив-наядеятельно-сть | На познание предмета | Познаватель-ные процессы | Речь и наглядно-действенное мышление |
Дошкольный возраст (3-7) | Ролевая игра | На познание отношений | Личностная (потребностно-мотивацион-ная) | Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности |
Младший школьный возраст (7-11) | Учение | На познание начала наук | Интеллектуа-льно-познава-тельная | Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. |
Подростко-вый возраст | Деятельность общения в процессе обучения, организационно-трудовой деятельности | На познание системы отношений в разных ситуациях | Личностная (потребностно-мотиваци-онная) | Стремление к взрослости, самооценка, подчинение нормам коллективной жизни. |
Старший школьный возраст (15-17) | Учебно-профессиональ-ная | На познание профессий | Познаватель-ная | Мировоззре-ние, познава-тельные интересы. |
|
|
Приложение 2
Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника (М. Феннел «Как повысить самооценку»):
- оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;
- учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;
- оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;
- в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;
- необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;
- после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;
- предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;
- необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;
- необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;
|
|
- необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;
- необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.
Приложение 3Групповые игры для повышения самооценки младшего школьника
Игра «Похвалилки»
Дети сидят в кругу (или за партами). Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие или поступок. Причём формулировка обязательно начинается словами «Однажды я…», например, «Однажды я помог товарищу в школе» или «Однажды я быстро выполнил домашнее задание» и т.п.
На обдумывание задания дается две-три минуты, после чего каждый ребёнок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово выполнил именно то, что указано в его карточке. После того как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они это сделают сами.
В заключение можно провести беседу о том, что каждый ребёнок обладает какими-либо талантами, но для того чтобы заметить это, необходимо внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к окружающим.