Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Понятие и принципы социального обслуживания




В научной литературе понятие "социальное обслуживание населения" используется сравнительно редко. По мнению ряда ученых, социальное обслуживание в современных условиях выступает в качестве одного из направлений социальной работы и организационной формы этого вида социальной деятельности, которая рассматривается в качестве системы определенных способов социальной гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или человеческого общества.

В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения в РФ" в ст.1 дается следующее определение понятию "социальное обслуживание": это "деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации".

Необходимо отметить, что некоторые авторы, характеризуя понятие "социальное обслуживание", склонны определять его как поддержку нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов) в случае нуждаемости. Это является недостаточно полным определением рассматриваемого понятия, прежде всего, по субъектному признаку. Ведь современное законодательство существенно расширило круг лиц, имеющих право на социальное обслуживание.

Такие же авторы как Тучкова Э.Г. и Захаров М.Л. справедливо считают, что социальное обслуживание нельзя сводить только к предоставлению социальных услуг престарелым и инвалидам, так как это понятие охватывает широкий круг лиц (в том числе детей). Социальное обслуживание охватывает почти все категории общества и представляет собой направление деятельности по социально-экономической поддержке детей, молодежи, семей с детьми, временно нетрудоспособных, граждан, потерявших кормильца, инвалидов, лиц пенсионного возраста и престарелых, малообеспеченных граждан, а также людей, попавших в критические жизненные ситуации (мигранты, беженцы и т.д.) и др.

Социальное обслуживание является институтом права социального обеспечения. Регулирование в области социального обслуживания рассматривается в качестве одного из направлений деятельности государства по социальной защите населения. Таким образом, можно сделать вывод, что регулирование социальных процессов - прерогатива государства.

Но нельзя забывать о том, что в России помимо государственной системы социального обслуживания, развивается негосударственная система, которая своей деятельностью призвана дополнять работу государственных служб, а значит способствовать улучшению объема и качества обслуживания населения. Также уместно сказать о том, что основная задача государства, коль скоро оно обладает регулирующей функцией, способствовать развитию системы социального обслуживания в двух направлениях: государственной и негосударственной. При этом ролью последней не стоит пренебрегать.




Как указывается в концепции развития социального обслуживания населения в РФ, практически становление этой отрасли, понимаемой как совокупность социальных услуг и поддержки населения средствами к существованию, позволяет приблизить Россию к общеевропейскому пониманию системы социального управления, которое построено на принципах рыночно-организованной экономики и отвечает требованиям создания гуманного и правового общества.

В настоящее время развитие системы социального обслуживания населения находится в стадии создания сети учреждений и отработки технологий социального обслуживания с учетом специфики различных регионов РФ. Важное значение приобретает при этом определение четкой структуры программ и принципов управления, а также способности к автономии и к самоограничению как с экономической, так и с социологической точки зрения. Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах. На современном этапе осуществляется последовательный процесс моделирования территориальных (ведомственных) социальных служб и технологий их деятельности.

Критерием эффективности социального обслуживания должна стать действенность всех видов, форм и методов социального обслуживания различных категорий населения, деятельности социальных служб, а также руководства и управления всем процессом социальной работы с населением и отдельными людьми, нуждающимися в социальном обслуживании.



Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:

1 Адресность, т.е. предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Информацией о детях сиротах, одиноких и многодетных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах - миграционная служба, о лицах без определенного места жительства - органы внутренних дел и пр.

2 Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством РФ. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

3 Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства РФ от 25.11.95 №1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

4 Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

5 Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

6 Приоритетность предоставления несовершеннолетним.

7 Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

Таким образом, социальное обслуживание населения это важнейшее звено социальной защиты, механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Социальное обслуживание необходимо рассматривать как существенное дополнение к общей системе материального обеспечения пожилых и нетрудоспособных граждан.

Важно заметить, что иные виды социальной помощи, кроме социального обслуживания, осуществляются в основном в денежной форме. Приоритетной же задачей социального обслуживания является оказание помощи не денежного характера: обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги и т.д. В подобной специфике задач проявляется наивысшая степень гуманности и человеколюбия в обществе, поддерживаемые политикой государства. Государство не стремится "откупиться" всевозможными денежными выплатами, а применяет различные виды социальной помощи по принципу целесообразности. Иначе говоря, существуют ситуации, когда помощь "в натуре" оказывается наиболее необходимой и действенной. Именно в этом случае огромное значение приобретает социальное обслуживание во всех его видах.





Дата добавления: 2018-01-21; просмотров: 827; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8784 - | 7163 - или читать все...

 

35.173.234.237 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.