double arrow

Виды и формы государственной поддержки предпринимательства


Роль предпринимательства в преодолении финансового кризиса, повышении эффективности экономики, решении социальных проблем признается обществом и государством, поэтому оно нуждается в поддержке и стимулировании своего развития.

Во многих странах рыночной экономики существуют особые фонды государственной поддержки малого бизнеса. В Японии, например, на эти цели в расходной части бюджета выделяется 2–3 млрд. долл.

Поддержка предпринимательства должна осуществляться путем решения следующих основных задач:

  • создания условий для беспрепятственного вхождения в рынок субъектов малого бизнеса;
  • обеспечения условий роста частного сектора в экономике;
  • привлечения предпринимательства к решению актуальных социальных, политических и экономических проблем государства.
  • В Республике Беларусь обозначены основные направления поддержки предпринимательства:
  • формирование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
  • создание для субъектов малого предпринимательства льготных условий получения информации, финансовых и материально-технических ресурсов, научно-технических разработок и технологии;
  • содействие организации и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства.

Поддержку предпринимательства осуществляют:

1. Органы регулирования и контроля - Департамент по предпринимательству.

Министерства экономики; управления и отделы по предпринимательству комитетов экономики облисполкомов, отделы предпринимательства горисполкомов.

2. Финансовые органы – Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимательства.

3. Информационно-консалтинговые структуры, представленные центрами поддержки предпринимательства, технопарками, бизнес-центрами, агентствами экономического развития, бизнес-инкубаторами.

4. Общественные организации – различные союзы, ассоциации, объединения предпринимателей.

5. Центры занятости населения, оказывающие содействие безработным в организации предпринимательской деятельности.

Центральный орган управления, организации и регулирования предпринимательства - Департамент по предпринимательству Министерства экономики. Основными задачами Департамента являются обеспечение государственной поддержки предпринимательства, развитие конкуренции, разработка и экспертиза законов и норм, затрагивающих интересы бизнеса, а также информационная работа в предпринимательской среде.

Областные территориальные комитеты предпринимательства и инвестиций должны оказывать консультативную и информационную помощь субъектам предпринимательства, принимать участие в подготовке региональных программ государственной поддержки развития малого предпринимательства, обеспечивать эффективное использование государственных средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства на региональном уровне.

Виды поддержки предпринимательства в Республике Беларусь:

1) государственная (законодательные акты, стимулирующие развитие бизнеса, финансовая поддержка, рациональное налогообложение и др.);

2) общественная (действия различных ассоциаций и союзов, Республиканской конфедерации предпринимательств).

Формы государственной поддержки предпринимательства можно разделить на несколько главных блоков:

1) Финансовая поддержка.

2) Имущественная поддержка.

3) Информационная поддержка.

4) Иные формы поддержки, к которым относятся:

а) содействие участию субъектов малого и среднего предпринимательства в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг);

б) содействие внешнеторговой деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

в) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере подготовки, повышения, квалификации и переподготовки кадров.

Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с законодательством за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Меры финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства оказываются следующими структурами:

1) Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе, имущества на условиях лизинга (финансовой аренды). Этим фондом осуществляется финансирование программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства путем использования денежных средств в виде бюджетных ассигнований, кредитных ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг.

2) Гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики

Беларусь в Областными и Минским городским исполнительными комитетами путем предоставления: финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе; субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами и др.

3) Банками Республики Беларусь путем предоставления льготных кредитов

за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.

Меры имущественной поддержки:

- передача в безвозмездное пользование находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, в том числе с правом приобретения их в собственность после окончания срока безвозмездного пользования;

- применение понижающих коэффициентов к базовым ставкам арендной платы при аренде находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей;

- отчуждение находящихся в государственной собственности капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей субъектам малого или среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) и арендующим данное имущество не менее пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Основными видами информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства являются:

- освещение в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет различных вопросов предпринимательской деятельности, в том числе актов законодательства, регулирующих отношения в области предпринимательской деятельности, предложений в области имущественного обеспечения и делового сотрудничества, размещение приглашений к участию в процедурах государственных закупок товаров (работ, услуг), информации о субъектах инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- оказание информационных и консультационных услуг субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

- создание и развитие системы консультирования с применением современных коммуникационных и информационных технологий (дистанционное консультирование);

- организация и проведение мероприятий, направленных на повышение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства об условиях осуществления и направлениях развития предпринимательской деятельности;

- создание специализированных радио- и телепередач, периодических печатных изданий, освещающих актуальные вопросы развития малого и среднего предпринимательства.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 № 1911 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» утверждены:

  • Положение о центрах поддержки предпринимательства;
  • Положение об инкубаторах малого предпринимательства;
  • Положение об учреждениях финансовой поддержки предпринимателей;
  • Положение об обществах взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

В целях реализации основных задач базовый центр поддержки предпринимательства осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

  • анализ тенденций развития малого и среднего предпринимательства;
  • организация взаимодействия центров, расположенных на территории области (г. Минска), по проведению мероприятий, оказанию субъектам малого и среднего предпринимательства услуг, связанных с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности;
  • участие в разработке программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • информирование субъектов предпринимательства о системе поддержки предпринимательства в регионе.

Инкубатор малого предпринимательства предоставляет помещения в аренду (субаренду), безвозмездное пользование субъектам малого предпринимательства, если:

  • срок деятельности субъектов малого предпринимательства с даты государственной регистрации не превышает трех лет;
  • субъект малого предпринимательства использует предоставляемые инкубатором помещения для размещения офисов и производства товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Не допускается предоставление помещений в инкубаторе субъектам малого предпринимательства, осуществляющим следующие виды деятельности:

  • деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • лотерейная деятельность;
  • деятельность по организации и (или) проведению электронных интерактивных игр;
  • деятельность по производству и (или) реализации подакцизных товаров;
  • деятельность по производству и (или) реализации ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней;
  • деятельность по добыче полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • риэлтерская деятельность;
  • страховая деятельность.

Учреждение финансовой поддержки предпринимателей является некоммерческой организацией, создается по решению облисполкома (Минского горисполкома) или иного юридического лица. Целью создания учреждения является обеспечение содействия проведению государственной политики поддержки малого предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий.

Отмечается активная общественная поддержка развития предпринимательства в Республике Беларусь. Предприятиями и организациями различных форм собственности формируется система общественных организаций и объединений предпринимателей. Наиболее крупные и авторитетные из них: Белорусская научно-промышленная ассоциация, Белорусский союз предпринимателей и арендаторов, Союз предпринимателей Республики Беларусь, Ассоциация заготовителей и переработчиков отходов и т.д.

В числе основных уставных целей и задач республиканских предпринимательских союзов и ассоциаций значительной место отводится оказанию практической помощи своим членам и деловым партнерам в решении возникающих у них вопросов, вызванных постоянным изменением действующего законодательства и принятием в последние годы новых нормативных актов, регламентирующих деятельность субъектов предпринимательства.

Действующее в настоящее время республиканские объединения промышленников, предпринимателей и нанимателей постоянно отслеживают процессы развития хозяйственного законодательства. Десятки законопроектов и проектов других актов (декретов, указов, постановлений) прошли экспертизу специалистов Белорусской конфедерации промышленников и предпринимателей. Ввиду значимости для субъектов хозяйствования, особое внимание было уделено подготовке и защите предложений по упрощению сложившейся системы и снижению уровня налогообложения, сокращению лицензионных и регистрационных процедур, либерализации внешнеэкономической деятельности.

Широко известно, что в развитых странах малый и средний бизнес формирует от 50 до 70% доли валового внутреннего продукта (ВВП). Республика Беларусь пока лишь стремится к этому показателю и одним из способов является должное правовое регулирование мер поддержки малого и среднего бизнеса.

Поддержка малого и среднего предпринимательства – это реализация государственными органами и иными организациями правовых, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

К субъектам малого предпринимательства относятся:

- индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;

- микроорганизации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;

- малые организации – зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.

К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно.

Средняя численность работников субъектов малого предпринимательства – юридических лиц и субъектов среднего предпринимательства за календарный год определяется в установленном порядке как:

- списочная численность работников в среднем за год (за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет);

- средняя численность работающих по совместительству с местом основной работы у других нанимателей;

- средняя численность лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам (в том числе заключенным с юридическими лицами, если предметом договора является оказание услуги по предоставлению, найму работников).

Основными целями государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства являются:

- создание благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и конкуренции;

- оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) на рынок Республики Беларусь и рынки иностранных государств;

- увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

- увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) в объеме валового внутреннего продукта.

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с республиканской и отраслевыми программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми уполномоченными Советом Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также региональными программами государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, разрабатываемыми местными исполнительными и распорядительными органами.

Предусмотрены меры стимулирования предпринимательской деятельности для коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей с местом нахождения (жительства) на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющих на указанной территории деятельность по производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

В частности, в течение семи календарных лет со дня их государственной регистрации, указанные юридические лица освобождаются:

- от уплаты налога на прибыль (коммерческие организации) и подоходного налога с физических лиц (индивидуальные предприниматели) соответственно в отношении прибыли и доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства;

- уплаты государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности;

- обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с юридическими и физическими лицами-нерезидентами от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

Коммерческие организации на территории средних, малых городских поселений, сельской местности освобождаются от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь определенных товаров в качестве вклада в уставный фонд этих организаций.

В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства с момента их государственной регистрации, на этапе становления, достижения ими финансовой самостоятельности и в ходе ведения хозяйственной деятельности, в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.

Признаки предпринимательства и предпринимательская среда

Цель предпринимательской деятельности – систематическое получение прибыли, приращение имущества за счет предпринимательских операций. Следует подчеркнуть, что предпринимательская деятельность изначально должна быть направлена на получение прибыли, а не на решение каких-либо других задач, иначе деятельность не будет являться предпринимательской.

Таблица 2 Основные признаки предпринимательской деятельности

Признак Характеристика
Самостоятельный характер деятельности Никто не стоит над предпринимателем, и не командует им. Граждане и юридические лица осуществляют деятельность в своих интересах, организуя ее по своему усмотрению. Под имущественной самостоятельностью понимается наличие имущества необходимого и достаточного для осуществления деятельности, под организационной самостоятельностью следует понимать возможность принятия самостоятельных решений в процессе осуществления деятельности
Предпринимательский риск Осуществление предпринимательской деятельности не гарантирует субъекту регулярного получения прибыли. В силу этого данный признак означает риск своим имуществом в случае неудачи
Самостоятельная имущественная ответственность Индивидуальный предприниматель отвечает по обязательствам имуществом, принадлежащим ему на праве собственности. Для обеспечения самостоятельной имущественной ответственности коммерческих организаций установлен минимальный размер уставного фонда (например, для ОАО и ЗАО), установлена субсидиарная ответственность учредителей (для ОДО) и другое

Предпринимателями могут быть лица (физические лица и юридические лица), зарегистрированные в установленном законом порядке.

Во-первых, это обозначает, что нужно пройти государственную регистрацию в качестве предпринимателя. С момента государственной регистрации предприниматель обретает права и обязанности, необходимых для участия в предпринимательской деятельности, и выступает в качестве самостоятельного участника в гражданском обороте, в административных, налоговых, трудовых и иных правоотношениях.

Во-вторых, в некоторых случаях для начала предпринимательской деятельности может быть недостаточно только факта государственной регистрации лица в качестве предпринимателя. Чтобы осуществлять некоторые виды деятельности, требуется получение лицензии (специального разрешения).

Государство предусматривает защиту интересов предпринимателей. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности считается экономическим преступлением и преследуется по закону.

Воспрепятствование предпринимательству может выражаться в следующих действиях:

а) неправомерном отказе в регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица,

б) уклонении от их регистрации,

в) неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонении от его выдачи,

г) ограничении прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы,

д) в незаконном ограничении самостоятельности,

е) ином незаконном вмешательстве в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

Два слова: «предпринимательство» и «рынок» связаны неразрывными узами. Самое краткое и емкое определение рыночной экономики звучит просто: «экономика свободного предпринимательства». Рыночная экономика всегда характеризовалась как мир бизнеса.

Переход белорусской, как и любой другой, экономики к рыночным отношениям неизбежно связан со становлением и развитием предпринимательства. Так что, говоря об экономике вообще и о рыночной экономике в частности, неизбежно приходится концентрировать внимание на предпринимательстве, как неотъемлемой части экономической деятельности.

Существование предпринимательства – обязательное условие функционирования рынка. В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. Любой предприниматель нуждается в эффективных партнерских связях: только в таком случае он может эффективно действовать в рамках того или иного фрагмента целостного производственного процесса.

В условиях рынка от предпринимателя требуется умение действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Функционирование предпринимательской структуры зависит от различных факторов (внутренних и внешних). Предприниматель функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы.

Политическая ситуация зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах.

Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т.д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Эти и иные экологические факторы принимаются во внимание при выборе предприятием той или иной технологии, используемого сырья или вида производимой продукции.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов (организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые взаимоотношения. К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные профессиональные услуги (юридические, бухгалтерские, аудиторские и т.д.), рекламные агентства, бюро по трудоустройству и др.

Под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов рыночных отношений. Предпринимательская среда представляет собой сложную систему, подразделяющуюся как на внешнюю, независимую от самих предпринимателей, так и на внутреннюю, которая формируется непосредственно самими предпринимателями.

Предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка как среды существования (деятельности) предпринимателей и других важнейших условий.

Под внешней предпринимательской средой следует понимать совокупность условий и факторов, влияющих на развитие в стране предпринимательства, действующих независимо от воли самих предпринимателей.

Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желаний. Чтобы добиваться успехов, предприниматели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса.

Подсистемы внешней предпринимательской среды:

1) экономическое положение в стране и регионах (по существу финансовая среда);

2) политическая ситуация, характеризующая стабильность развития общества и государства;

3) правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыночной экономики;

4) государственное регулирование и поддержка предпринимательства;

5) социальная обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения и уровнем безработицы;

6) культурная среда, обусловленная уровнем образования населения, обеспечивающая возможность заниматься определенными видами предпринимательской деятельности;

7) научно-техническая и технологическая среда;

8) наличие в достаточном количестве природных факторов производства необходимых для развития определенных видов деятельности;

9) физическая среда, связанная с климатическими условиями функционирования предпринимательских организаций;

10) институционально-организационная среда, свидетельствующая о наличии достаточного числа организаций, обеспечивающих возможность осуществления коммерческих операций и деловых связей.

Существенное значение для развития предпринимательства имеют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимателей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходимых для развития их деятельности.

Предпринимательский успех зависит от многих факторов, среди которых важнейшим является внутренняя предпринимательская среда как определенная совокупность внутренних условий функционирования предпринимательской организации. В значительной мере внутренняя предпринимательская среда носит субъективный характер: она напрямую зависит от самого предпринимателя, его компетентности, силы воли, целеустремленности, уровня притязаний, умений и навыков в организации и ведении бизнеса.

К внутренней предпринимательской среде следует отнести следующие подсистемы (факторы):

1) наличие необходимого объема собственного капитала;

2) правильный выбор организационно-правовой формы предприятия;

3) выбор предмета деятельности;

4) подбор команды партнеров;

5) знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

6) подбор кадров и управление персоналом;

7) механизм сохранения предпринимательской тайны.

Особое значение для успешной предпринимательской деятельности имеют разработка обоснованного бизнес-плана, предвидение и расчет последствий наступления предполагаемых рисков, внедрение новых технологий, диверсификация деятельности, разработка и внедрение обоснованной стратегии развития фирмы.

К факторам внутренней среды следует также отнести четкое соблюдение предпринимателями и наемными менеджерами законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационно-правовой формы предпринимательской организации.

Добиваться успеха могут только те предприниматели, которые имеют долгосрочную обоснованную цель, поддерживаемую всеми работниками, в фирмах которых налажена железная дисциплина, которые сами много и плодотворно трудятся, советуются с подчиненными, а затем принимают обоснованные решения, нацеленные не на сиюминутный успех, а на долгосрочную перспективу.

Благоприятная предпринимательская среда (благоприятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов) рассматривается как комплекс юридических, налоговых, организационных и прочих условий, стимулирующих сохранение и развитие хозяйственной деятельности в различных формах. В условиях переходной экономики и общеэкономического кризиса развитие предпринимательства является тем социальным и экономическим приоритетом, который является ключевым фактором, определяющим уровень социально-экономического развития территории.

Решающее значение в создании благоприятной предпринимательской среды имеет понимание органами местного самоуправления своей задачи по созданию в регионе прозрачной системы отношений, всемерно направленных на понимание проблем предпринимателей, принятие предсказуемых решений, положительно влияющих на хозяйственную жизнь, устранение бюрократических барьеров.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите отличия между понятиями «бизнес» и «предпринимательство».
  2. Укажите факторы, оказывающие влияние на развитие предпринимательства в Беларуси..
  3. Назовите виды поддержки развития предпринимательства в Беларуси.
  4. Определите важность государственной поддержки для предпринимателя.
  5. Перечислите формы государственной поддержки развития предпринимательства в Республике Беларусь
  6. Перечислите организации, оказывающие финансовую поддержку предпринимателям.
  7. Охарактеризуйте общественную поддержку развития предпринимательства в Республике Беларусь.
  8. Назовите признаки предпринимательской деятельности.
  9. Что такое предпринимательская среда?
  10. Что понимают под внешней предпринимательской средой?
  11. Перечислите факторы внутренней предпринимательской среды.

Основные цели, принципы и функции предпринимательства

Цели, принципы и функции предпринимательства

В соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь, все юридические лица, в зависимости от основной деятельности подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Коммерческими организациями признаются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий. Некоммерческие организации не ставят своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.

Предмет деятельности предпринимателя имеет право на реализацию только в случае положительной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя. У предпринимателя в условиях рыночной экономики нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами.

Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. К этому как раз и сводится положение о двух способах организации предпринимательской активности: на основе выявленного интереса потребителя или на основе "навязывания" ему нового товара.

Таким образом, целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными принципами осуществления предпринимательской деятельности являются:

  • Самостоятельная реализация своих бизнес - проектов;
  • Самостоятельное и ответственное решение проблем бизнеса;
  • Способность идти на оправданный предпринимательский риск;
  • Нацеленность на получение прибыли, на долговременный коммерческий успех на рынке и др.

В современном мире предпринимательэто человек, способный понять перспективу и потребности рынка и сочетать это понимание со знанием в области управления производством и использованием производственных ресурсов в расчете на получение дохода.

Профессия предпринимателя не имеет четкого определения. Но можно выделить следующие основные функции, наиболее характерные для нее:

Таблица 3 Основные функции предпринимателя

Функция Характеристика
Ведение финансов и учета Задача учета состоит в том, чтобы научиться управлять событиями, оперативно получать информацию о переменных и постоянных издержках, прибыли
Кадровая Предприниматель должен уметь мотивировать людей производительно и эффективно работать, в первую очередь в свое отсутствие, чтобы вместе с ними обеспечить реальное развитие своего бизнеса
Материально-техническое обеспечение Предприниматель определяет, какие материалы необходимы для изготовления его продукции, где, у кого и на каких условиях предполагает закупать необходимые сырье, материалы, комплектующие
Производственная функция Предприниматель определяет место производства, производственную мощность, необходимое оборудование (взятое в лизинг, новое, старое и т.д.), необходимые виды транспортных средств, оценивает возможные издержки производства
Маркетинговая функция Задача предпринимателя – заявить о себе потенциальным покупателям, добиться того, чтобы они приобрели продукцию фирмы за счет рекламы, фирменного знака, внешнего оформление здания, торгового зала, эффективное сервисное обслуживание, различных методы стимулирования продаж

Субъекты, виды и формы предпринимательства

Субъектами предпринимательства являются предприниматель, потребитель товара или услуги, наемный работник, партнеры по бизнесу и государство. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель (в не зависимости от организационно-правовой формы). Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством. И потребитель, и государство также относятся к категории субъектов предпринимательства, как и наемный работник (если предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера).

Во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этих взаимоотношений потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной (положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляется потребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или иной товар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

У предпринимателя в условиях рыночной экономики нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать, удовлетворяя его интересы и потребности. Однако такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.

Основной целью предпринимателя выступает необходимость «завоевать» потребителя, создать круг собственных потребителей.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:

- новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

- качество;

- цена товара;

- степень универсальности товара;

- внешний вид и упаковка;

- позитивные отличительные характеристики товара от товаров других производителей и возможность потребителя ознакомиться с такими отличиями;

- возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

- соответствие общепринятым или государственным стандартам;

- престижность и привлекательность рекламы товара и др.

Таким образом, если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство. Государство должно быть ускорителем предпринимательского процесса, когда оно ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов.

Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи.

Каждому экономическому субъекту свойственны свои собственные интересы. Что касается предпринимателя и наемного работника, то часть их планов совпадает (чем выше прибыль, тем выше заработная плата наемного работника), а часть носит противоположный характер (предприниматель не заинтересован в высокой оплате труда, а наемный работник заинтересован). В таких случаях стороны вынуждены идти на поиск компромиссных вариантов, что и составляет основу взаимоотношений этих двух субъектов предпринимательского процесса.

В современных условиях хозяйствования каждый предприниматель функционирует в условиях достаточно глубокой специализации производства, возникшей на основе разделения труда. От предпринимателя требуется умение — и даже предрасположенность — действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.

Партнерские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если Вы планируете производить шкафы-купе, то обязательно постараетесь определить, где, у кого и на каких условиях предположительно сможете приобретать все необходимое для организации производства (сырье и материалы, мебельную фурнитуру, оборудование, и т. д.).

Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности. Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностным лицам и специалистам, работающим в органах государственной власти и управления, прокуратуры и судах.

Предпринимательская деятельность весьма разнообразна. Любой бизнес в той или иной степени связан с основными фазами воспроизводственного цикла – производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением.

В зависимости от сферы деятельности различают следующие виды предпринимательства:

- производственное;

- коммерческое;

- финансовое;

- консультационное (консалтинговое).

Таблица 4 Виды предпринимательства

Вид Характеристика
Производст венное Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказываются услуги. К производственному предпринимательству относятся инновационная, научно-техническая деятельность, непосредственно производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Результатом производственной деятельности предпринимателя являются реализация продукции или работ, услуг покупателю, потребителю и выручка определенной суммы денег.
Коммер ческое Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже товаров и услуг. Здесь быстрее можно получить отдачу. Эта сфера, во многом ограниченная ранее, благодаря усилиям энергичных, инициативных людей стала стремительно развиваться, главным образом как частное, индивидуальное предпринимательство. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат товарные биржи и торговые организации
Финан совое Сфера его деятельности – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др. Основным полем деятельности финансового предпринимательства являются страховые компании, коммерческие банки и фондовые биржи
Консульта тивное Оно имеет множество направлений и, сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться. Начинающим предпринимателям может оказываться помощь в открытии своего дела, а в последующем – в консультировании по различным аспектам деятельности.

Говоря об инновационном предпринимательстве, следует упомянуть и о получившем в последние годы широкое развитие венчурном бизнесе. Венчурный бизнес – это бизнес, ориентированный на практическое использование технических и технологических новинок, результатов научных достижений, еще не опробованных на практике. Венчурным бизнесом обычно занимается коммерческая научно-техническая организация, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с неопределенным заранее доходом, т.е. с рискованным вкладом капитала.

Венчурный бизнес базируется на принципах разделения и распределения риска. Оно позволяет авторам идей, не имеющим в достаточном объеме собственных средств, реализовать эти идеи в практической деятельности. Опыт преуспевающих зарубежных компаний показывает, что большинство предпринимателей всячески стараются избегать использования венчурного капитала. Это связано с тем, что такой капитал предоставляется в обмен на огромную долю будущей прибыли бизнесмена. Венчурные инвесторы берут на себя ответственность за высокую степень риска коммерческой организации в обмен на получение столь же высоких доходов от возможного будущего его роста. Инвесторы могут играть как активную, так и пассивную роль в деятельности организации с высокой степенью риска, могут участвовать в управлении организации, если это связано с достижением их собственных целей.

Венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе: высокая гибкость, динамизм и др. Венчурное финансирование зародилось в начале 60-х годов в США, в 80-х его объем достиг скромного первого миллиарда долларов. С этого в большой степени началась экономика информационных технологий и биотехнологий. В настоящее время США и Европа переживают бум венчурного инвестирования. В США – первой стране венчурного капитала – с 1990 по 1995 годы венчурными капиталистами вкладывалось в среднем 3-5 млрд. долларов в год примерно в тысячу с небольшим компаний.

Беларусь готова к тому, чтобы начать эффективно развивать венчурный бизнес. Владельцы денежных средств начинают понимать, что вложение на несколько лет является нормой, более того, оно может быть эффективным.

Особым видом предпринимательской деятельности является финансовое (или финансово-кредитное) предпринимательство. Коммерческий банк – это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющие прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Рынок ценных бумаг подразделяется на первичный и вторичный. На первичном рынке осуществляется первоначальное распределение ценных бумаг, которые только что выпущены. На вторичном рынке ценных бумаг идет купля-продажа уже выпущенных и находящихся в обращении. Вторичный рынок ценных бумаг представлен прежде всего фондовыми биржами. В Республике Беларусь действует ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». На бирже осуществляются кассовые и срочные сделки. Кассовые сделки – это сделки, по которым ценные бумаги оплачиваются в день совершения операции или по истечении 1-3 дней. Кассовые сделки обычно заключают инвесторы – лица и предприятия, государство, которые осуществляют долгосрочные вложения своих средств в ценные бумаги с целью получения дохода.

В отличие от инвесторов, на рынке ценных бумаг действуют и биржевые спекулянты, которые покупают и продают ценные бумаги для быстрого получения прибыли за счет игры на колебаниях курсов. Мировой опыт показывает, что деятельность спекулянтов приносит пользу. Если на рынке начнут действовать одни инвесторы, может возникнуть ситуация, когда на рынке не окажется ни одного продавца, покупатель будет вынужден ждать. На рынке должна быть группа людей, постоянно готовых покупать и продавать. Они обеспечивают плавающее предложение акций.

Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель гарантирует страхователю имущества, ценности, жизни за определенную плату компенсацию возможного ущерба, в результате непредвиденного бедствия. Страхование имущества, здоровья, жизни есть особая форма финансово-кредитного предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность наступления таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

В последние годы все большее развитие получает такая перспективная форма, как консультативное предпринимательство. Оно имеет множество направлений и, сопоставляя уровень его развития в нашей стране с другими развитыми странами, можно сделать вывод, что в ближайшие годы консалтингу предстоит стремительно развиваться. Начинающим предпринимателям может оказываться помощь в открытии своего дела, а в последующем – в консультировании по различным аспектам деятельности.

Наиболее известны и применяемы три вида консультирования: экспертное, процессное и обучающее.

Экспертное консультирование - пассивная форма консалтинга. Консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению, а клиент при этом обеспечивает консультанта всей необходимой информацией.

При процессном консультировании специалисты консалтинговой организации на всех этапах разработки проекта активно взаимодействуют с клиентом, предлагая ему высказывать свои идеи, предложения. Консультант совместно с клиентом анализирует проблемы и разрабатывает конкретные предложения по повышению эффективности проекта.

При обучающем консультировании главной задачей специалистов является подготовка почвы для возникновения идей и выработки конкретных решений. Консультант проводит для клиента лекции, семинары, разрабатывает методические рекомендации и оказывает необходимую теоретическую и практическую помощь. В практике работы применяются комбинации всех трех методов консультирования.

В промышленно развитых странах консультационные услуги много лет являются одним из важнейших элементом инфраструктуры рыночной экономики, поэтому консалтинг выделен в отдельную отрасль. Управленческое решение не принимается без использования консультантов. Консалтинговые услуги могут быть самыми разнообразными. Европейский справочник-указатель консультантов по менеджменту в настоящее время выделяет 84 вида консалтинговых услуг, объединяемых в восемь групп: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, производство, информационная технология, специализированные услуги.

Таблица 5 Формы предпринимательства

Форма Характеристика
Частная Осуществляемая индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц
Коллективная Осуществляемая на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц
Контрактная Осуществляемая руководителем фирмы на основе контракта с собственником имущества

Вопросы для самоконтроля:

  1. Укажите основные цели предпринимательства.
  2. Охарактеризуйте функции, осуществляемые предпринимателем.
  3. Назовите субъекты предпринимательской деятельности.
  4. Перечислите виды предпринимательства
  5. Охарактеризуйте подвиды производственного предпринимательства.
  6. Что представляет собой финансовое предпринимательство, приведите его примеры.
  7. Охарактеризуйте коммерческое предпринимательство.
  8. Обоснуйте перспективность развития консультативного предпринимательства.
  9. Охарактеризуйте методы консультирования.
  10. Перечислите формы предпринимательства
  11. Дайте краткую характеристику форм предпринимательства.

Законодательная база предпринимательской деятельности

Характеристика законодательной базы предпринимательской деятельности

К источникам правового регулирования предпринимательской деятельности относятся:

1) Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 № 2875-ХП (ред.17.11.2004).

2) Кодексы (Гражданский кодекс Республики Беларусь, Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь, Банковский кодекс Республики Беларусь, Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, Таможенный кодекс Республики Беларусь и др.);

3) Законы (Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь»и др.);

4) Декреты и указы Президента Республики Беларусь (например, Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (ред. от 01.03.2010) «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования»; Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2007 №685 «О дополнительных условиях осуществления предпринимательской деятельности» и др.);

5) Постановления Правительства Республики Беларусь (Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о поставках товаров в Республики Беларусь» и др.);

6) Постановления республиканских органов государственного управления;

7) Инструкции, правила, приказы;

8) Решения органов местного управления и самоуправления.

Права, обязанности и имущественная ответственность предпринимателя

Предприниматель имеет право:

- заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;

- создавать любые предприятия, организация которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

- привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

- участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

- самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на продукцию (работы, услуги) в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключенными договорами;

- самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством и трудовым договором;

- устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

- открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций;

- свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, остающейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей.

- получать любой, не ограниченный по размерам личный доход;

- пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

- выступать истцом и ответчиком в суде, арбитраже и третейском суде;

- приобретать иностранную валюту и самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- осуществлять иную деятельность, не запрещенную законом.

Обязанности предпринимателя:

- выполнять все обязательства, вытекающие из действующего законодательства и заключенных им договоров (контрактов);

- заключать договоры или контракты с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры в соответствии с законодательством. Предприниматель не вправе препятствовать объединению наемных работников в профессиональные союзы для защиты своих интересов;

- предусматривать в трудовых договорах (соглашениях, контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

- уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам,

- осуществлять меры по обеспечению экологической безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, руководствуясь действующими положениями и нормами;

- производить расчеты со всеми работниками, привлеченными для работы согласно заключенным договорам, независимо от своего финансового состояния;

- соблюдать права и законные интересы потребителей;

- получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- выполнять решения государственных органов и иных субъектов права,

- соблюдать установленный порядок ценообразования, а также порядок исчисления затрат, относимых на себестоимость, учитывать в полном объеме включаемые в цену (тариф) налоги и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством,

- представлять соответствующим государственным органам и иным субъектам права, уполномоченным Президентом Республики Беларусь, осуществляющим регулирование ценообразования, полную и достоверную информацию, необходимую для установления регулируемых цен (тарифов) и контроля за соблюдением установленного порядка ценообразования.

Имущественная ответственность наступает в случаях:

- нарушения действующего законодательства;

- невыполнения заключенных договоров;

- нарушения прав собственника и других субъектов;

- загрязнения окружающей среды;

- обмана потребителя в отношении качества товара, способа его применения, предоставления неполной информации для умышленного введения потребителя в заблуждение;

- сообщения или распространения о конкурентах ложных сведений;

- выпуска товаров с внешним оформлением, применяемым другими производителями;

- незаконного доступа к коммерческой тайне конкурента или ее разглашения;

- использования чужого товарного знака, фирменного наименования или производственной марки без разрешения участника хозяйственного оборота, на имя которого они зарегистрированы;

- получения дополнительного дохода в результате создания искусственного дефицита товаров путем ограничения их поступления на рынок с последующим повышением цен;

- заключения договоров, когда известно о невозможности их выполнения, и в других случаях недобросовестного предпринимательства.


Сейчас читают про: