Психолого-педагогические основы формирования инициативности обучающихся

В педагогике инициативность как психолого-педагогическая категория представляет собой опережающую внешние требования или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая затем реализуется в интеллектуальной или практической сферах [1, с. 121]. Человек сам выступает автором собственной инициативности, а не просто выдает неосмысленную реакцию на внешний раздражитель. Анализ психолого-педагогической литературы и исследований позволил не только уточнить понятие инициативности и дать его характеристику его компонентам.

Инициативность – это обобщенное личностное качество, обеспечивающее субъекту деятельности побуждение к новым видам деятельности, либо стремление к преобразовательной деятельности; приоритетной характеристикой инициативности является ее детерминированность мотивами и потребностями человека, мыслительными и волевыми процессами; инициативность проявляется в деятельности и обеспечивается имеющимися у индивида задатками и способностями; критерии и уровни развития инициативности старшеклассников отражают динамику развития инициативности, проявляющейся в изменении субъектной позиции учащегося, и позволяющие отслеживать ее развитие как целостной характеристики [34, с. 237].

Структура инициативности старшеклассника включает в себя несколько компонентов, наиболее значимыми из которых являются: мотивационный, интеллектуальный и эмоционально-волевой. Инициативность учащихся в учебной деятельности определяется уровнем сформированности названных структурных компонентов. При этом специфика использования групповой работы в учебной деятельности усиливает субъектно-значимое взаимодействие учащихся, способствует формированию структуры мышления, развитию речевого интеллекта, целеполагания старшеклассников, повышает положительное эмоциональное отношение учащихся к совместной деятельности, что обеспечивает более эффективное развитие инициативности старшеклассников в процессе обучения [Там же, 240].

При разработке методики групповой работы старшеклассников, обеспечивающей развитие их инициативности в процессе обучения для педагога важно организовать построение учебных занятий на основе синтеза элементов гуманистического, проблемного, деятельностного подходов и соответствующих им принципов; соответствие процесса развития у учащихся инициативности целям освоения содержания учебного материала.

Поскольку инициативность – это свойство личности, то мы рассматривали и внутреннюю психическую сущность инициативности, выражающуюся в состоянии готовности, стремлении личности к деятельности для удовлетворения своих потребностей, и внешнее ее проявление в быстроте, энергичности, разнообразии действий. Инициативность – такое свойство личности, в основе которого лежит побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание, сверхнормативная деятельность, склонность к преобразовательной деятельности, проявляющаяся в ее субъектной позиции, что характеризуется самосознанием личности, ее способностью к целеполаганию, свободой выбора цели деятельности, способов и средств ее реализации.

Инициативность личности проявляется, в частности, в процессе познания. С точки зрения теории отражения познание – это форма отражения объективного мира, соответствующая его высшему уровню развития, человеческому обществу. Главное отличие познания от всех других уровней отражения – это его активный, инициативный характер, проявляющийся в способности человека использовать познание для преобразования себя и окружающего мира. Обусловленность познания социальными, общественными факторами объясняет способность инициативности к саморазвитию в процессе деятельности и общения.

Инициативность учащегоcя проявляется в его субъектной позиции в учебно-познавательной деятельности, то есть в способности сознательно и инициативно управлять своим учением. Для развития умений саморегуляции в учебной деятельности учащийся должен иметь опыт выполнения функций управления деятельностью, который приобретается им в процессе совместной деятельности с другими, а затем применять его по отношению к себе.

Совместная деятельность обеспечивает выполнение психологического условия развития инициативности – возможность реализации структурных звеньев мыслительного акта (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Б.Ф. Ломов, А.С. Матюшкин), структурного звена, предшествующего постановке мыслительной задачи, выражающегося как проблема, поставленная перед другим участником мышления, и структурного звена, следующего за нахождением решения, которое включает в себя контроль и реализацию решения для другого человека [22, с. 12].

Развитие инициативности старшеклассников происходит в рамках ее важнейших структурных компонентов: мотивационного, интеллектуального и эмоционально-волевого.

Развитие интеллектуального компонента понимается как детерминированное развитием интеллектуальной сферы, а интеллектуальное развитие характеризуется через процесс развития мышления, качеств ума, мыслительных навыков, познавательных процессов, внепредметных и предметных знаний, умений и навыков, создание внутреннего плана действий. Совместная познавательная деятельность старшеклассников обеспечивает условия для стимулирования их «речевого интеллекта», приобретения навыков самообразования. В результате происходит развитие интеллектуального компонента инициативности старшеклассников.

Мотивационный компонент инициативности отражает структурные составляющие мотивационной сферы личности, среди которых доминируют потребности, мотивы, интересы и цели познавательной деятельности. Развитие мотивационного компонента обусловлено потребностью старшеклассника в знаниях в связи с приближающимся моментом окончания школы, взаимовлиянием и взаимопроникновением познавательных и социальных мотивов учения, их осознанностью, действенностью, развитием мотивов самообразования и стремлением к индивидуальному стилю учения, а также интенсивным развитием мотива социального сотрудничества. Анализ особенностей мотивационного компонента инициативности позволил нам подтвердить вывод о целесообразности применения совместной деятельности старшеклассников для его развития.

Эмоционально-волевой компонент инициативности рассматривается как эмоциональный фон учебно-познавательной деятельности старшеклассников, в которой положительные эмоции, связанные с общением учащихся друг с другом в процессе совместной деятельности по поводу достижения познавательной цели, являются фактором, стимулирующим все структурные коипоненты инициативности, а также как волевые процессы. Психологические и педагогические исследования (Н.В. Волкова, Ю.А. Миславский) доказывают, что развитие волевого компонента может происходить в ситуациях субъектно-значимого взаимодействия учащихся, т. е. значимых для развития учащегося в качестве субъекта деятельности.

Особенности развития интеллектуального, мотивационного и эмоционально-волевого компонентов инициативности старшеклассников позволяют говорить о целесообразности формирования их инициативности в процессе совместной деятельности при обучении в форме групповой работы.

Таким образом, в диссертационном исследовании выявлена специфика процесса развития инициативности старшеклассников на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и практики работы старшей ступени общеобразовательной школы.

Касаясь проблем методики следует сказать, что методика в большей части педагогических исследований трактуется как определенным образом скомпонованная совокупность способов педагогического взаимодействия, создающих условия для более эффективной учебной деятельности. Поэтому разработка методики в диссертационном исследовании предполагала создание приемов совместной деятельности учителя и учащихся. Базовые идеи для их конструирования были определены в процессе анализа теории и практики использования современных педагогических технологий.

Особенностью нашей воспитательной работы является ее ориентация на создание условий для актуализации субъектной позиции старшеклассника в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью, что достигается посредством постепенной передачи ряда функций управления познавательной деятельностью от учителя самим старшеклассникам.

Реализация условий субъектно-значимого взаимодействия проходила посредством чередования вариантов внутригруппового управления, режимов взаимодействия, основывающихся на разных принципах, а также за счет разнообразия приемов управления учебной деятельностью со стороны учителя, и основывалась на следующих принципах:

• синтез элементов гуманистического, проблемного, деятельностного, рефлексивного подходов и соответствующих им принципов деятельности педагога, среди которых наиболее значимыми являются принципы индивидуализации и объективности в оценке результатов работы и поведения учащихся, а также принципы сотрудничества и стимулирования интеллектуальной деятельности;

• соответствие процесса развития у учащихся инициативности целям освоения содержания учебного материала.

Позиции учащихся как субъектов деятельности, выявленные на основе анализа педагогической литературы и в ходе эксперимента определили следующие уровни развития инициативности учащихся.

Безынициативность: позиция ученика пассивна, основным субъектом деятельности является учитель.

Уровень ситуативной инициативности: старшеклассник сознательно включается в управление своей деятельностью только в эмоционально-привлекательных ситуациях.

Уровень поисково-исполнительской инициативности: старшеклассник является равноправным учителю субъектом управления учебно-познавательной деятельностью, но относится к учению как к привычной обязанности.

Устойчивые творческие проявления инициативности: характеризуется позицией ученика как основного субъекта учения, его сознательностью и самостоятельностью в управлении учебно-познавательной деятельностью.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: