Экспресс-диагностика проводится по следующим показателям: доходы по видам деятельности, себестоимость продукции, прибыль по видам деятельности, рентабельность продаж, чистая прибыль, прибыль на 1 обыкновенную акцию, рентабельность собственного капитала, чистый денежный поток, соотношение заемного и собственного капитала, доля оборотного и основного капитала, общий коэффициент покрытия и структура расходов компании.
Компания активно оперирует во всех трех видах деятельности: основной (ОД), инвестиционной (ИД) и финансовой (ФД). ОАО «Ютэйр» имеет три основных направления деятельности:
o пассажирские регулярные и чартерные авиаперевозки;
o вертолетные операции на внутреннем и на международных рынках;
o авиационные сервисы: техническое обслуживание и ремонт, сервисное обеспечение пассажирских перевозок, подготовка авиационного персонала.
Основной доход компания получает от основной деятельности (табл. 1).
Таблица 1 - Доходы по видам деятельности, тыс. руб.
|
|
Показатели | |||
Доход | 33 292 417 | 42 433 069 | 54 126 917 |
Прирост | 127,5 | 127,6 | |
Пассажирские перевозки на территории РФ | 17 234 876 | 21 152 766 | 25 012 317 |
Доля ПП на территории РФ | 52% | 50% | 46% |
Пассажирские перевозки вне территории РФ | 2 014 594 | 2 965 485 | 7 381 331 |
Доля ПП вне территории РФ | 6% | 7% | 14% |
Вертолетные работы на территории РФ | 3 986 741 | 4 141 816 | 5 891 435 |
Доля ВР на территории РФ | 12% | 10% | 11% |
Вертолетные работы вне территории РФ | 7 630 870 | 9 980 346 | 7 635 992 |
Доля ВР вне территории РФ | 23% | 24% | 14% |
Деятельность по прочим видам бизнеса, относимая к обычной | 2 425 336 | 4 201 656 | 11 593 962 |
Доля по прочим видам бизнеса | 7% | 10% | 21% |
С/с | 30 726 799 | 40 172 601 | 53 869 947 |
Прирост | 130,7 | 134,1 | |
Пассажирские перевозки на территории РФ | 20 699 311 | 27 460 931 | 37 398 996 |
Доля ПП на территории РФ | 67,37% | 68,36% | 69,42% |
Пассажирские перевозки вне территории РФ | 1 806 734 | 1 827 709 | 3 687 872 |
Доля ПП вне территории РФ | 5,88% | 4,55% | 6,85% |
Вертолетные работы на территории РФ | 2 059 809 | 4 397 907 | 5 862 647 |
Доля ВР на территории РФ | 6,70% | 10,95% | 10,88% |
Вертолетные работы вне территории РФ | 4 060 905 | 4 150 324 | 4 352 687 |
Доля ВР вне территории РФ | 13,22% | 10,33% | 8,08% |
Деятельность по прочим видам бизнеса, относимая к обычной | 2 100 040 | 2 335 730 | 2 567 745 |
Доля по прочим видам бизнеса | 7% | 6% | 5% |
Валовая прибыль | 2 565 618 | 2 260 468 | 256 970 |
Прирост | 88,1 | 11,4 | |
Пассажирские перевозки на территории РФ | -3 464 435 | -6 308 165 | -12 386 679 |
Доля ПП на территории РФ | -15,60% | -18,51% | -23,21% |
Пассажирские перевозки вне территории РФ | 207 860 | 1 137 776 | 3 693 459 |
Доля ПП вне территории РФ | 0,17% | 2,44% | 6,79% |
Вертолетные работы на территории РФ | 1 926 932 | -256 091 | 28 788 |
Доля ВР на территории РФ | 5,27% | -1,19% | 0,00% |
Вертолетные работы вне территории РФ | 3 569 965 | 5 830 022 | 3 283 305 |
Доля ВР вне территории РФ | 9,70% | 13,19% | 6,03% |
Деятельность по прочим видам бизнеса, относимая к обычной | 325 296 | 1 865 926 | 9 026 217 |
Доля по прочим видам бизнеса | 0% | 4% | 17% |
|
|
Как видно из таблицы 1, выручка увеличивается от года к году. В 2011 году выручка сохранила положительную динамику и составила 54 126 917 тыс. руб., что на 2,6% больше показателя 2010 года, так как расширилась география полетов. Себестоимость также имеет положительную динамику, составившую к 2011 году 34%, превышает рост доходов. Валовая прибыль, зависящая от изменений вышеназванных показателей, падала в 2010 году, так как издержки росли в 13 раз быстрее объема продаж. Наблюдается резкий скачок валовой прибыли в 2011 году.
Прослеживается тенденция увеличения вертолетных работ вне территории РФ как перспективного направления развития высокорентабельного бизнеса.
В 2009 и 2010 годах наблюдается рост рентабельности продаж (табл.2), в 2011 рентабельность продаж снизилась, что связано с увеличением темпов роста общей выручки, в составе которой увеличивается доля затрат в 2011г., но с прежним темпом роста прибыли от ОД.
Таблица 2 – Рентабельность продаж
Показатели | |||
Общая выручка | 41 576 957 | 49 713 783 | 67 701 729 |
Прибыль от ОД | 33 292 417 | 42 433 069 | 54 126 917 |
Рентабельность продаж | 80,07% | 85,35% | 79,95% |
Темп роста | 106,59% | 93,67% | |
Темп прироста | 6,59% | -6,33% | |
Абсолютное отклонение | 5,28% | -5,41% | |
Абсолютное значение 1% темпа прироста | 0,80% | 0,85% |
Рост чистой прибыли происходит с одной и той же скоростью, так как абсолютное значение 1% прироста остается на одном уровне, что говорит о стабильном развитии компании (табл.3).
Таблица 3 – Динамика чистой прибыли
Показатели | |||
Чистая прибыль | 203 554 | 215 420 | 261 176 |
Темп роста, | 105,83% | 121,24% | |
Темп прироста, | 5,83% | 21,24% | |
Абсолютное отклонение | |||
Абсолютное значение 1% темпа прироста |
Для акционеров одним из важнейших результатов являются дивиденды и прибыль из расчета на 1 акцию (табл.4).
Таблица 4 - Прибыль из расчета на 1 обыкновенную акцию
Показатели | |||
Базовый уровень | 0,35 | 0,37 | 0,45 |
Темп роста | 105,71% | 121,62% | |
Темп прироста | 5,71% | 21,62% | |
Абсолютное отклонение | 0,02 | 0,08 | |
Абсолютное значение 1% темпа прироста | 0,35% | 0,37% |
За анализируемый период этот показатель увеличился на 28,5%. Но наиболее важно, что компания поддерживает определенную скорость увеличения прибыли из расчета на 1 обыкновенную акцию. Такая динамика делает компанию более привлекательной для потенциальных инвесторов.
Рост рентабельности собственного капитала за весь рассматриваемый период происходит с одной и той же скоростью, так как абсолютное значение 1% прироста остается на одном уровне, что говорит о стабильном развитии компании (табл.3).
Таблица 5 – Рентабельность собственного капитала
Показатели | |||
Чистая прибыль | 203 554 | 215 420 | 261 176 |
Прирост | 105,8 | 121,2 | |
Итого собственный капитал | 2 184 272 | 2 307 803 | 2 473 314 |
Прирост | 105,7 | 107,2 | |
Рентабельность СК, % | 9,32 | 9,33 | 10,56 |
Темп роста | 100,16 | 113,13 | |
Темп прироста | 0,16 | 13,13 | |
Абсолютное отклонение | 0,02 | 1,23 | |
Абсолютное значение 1% темпа роста | 0,09 | 0,09 |
Величина чистого денежного потока, динамика которого представлена в таблице 6, на протяжении 4 лет была положительной, в 2011 году уменьшилась из-за снижения ЧДП от основной деятельности. Резкое увеличение ЧДП от ФД в 2011г. обусловлено большой сумой взятых кредитов и займов и выпуском долговых ценных бумаг. Отрицательные значения ЧДП от ИД в 2009 и 2010 связаны с модернизацией, реконструкцией воздушных судов и зданий.
ЧДП от ИД заметно вырос в 2011 году за счет больших объемов капитальных вложений (прошли выплаты подрядчикам за новые воздушные судна и выплаты з/п персоналу (число сотрудников в 2011 году выросло)). ЧДП от ФД отрицательный в 2010 году, так как сократилась сумма полученных кредитов и займов. ЧДП от ФД в 2009 году отрицательный, так как прошло погашение обязательств по финансовой аренде, по операциям хеджирования и погашение займов и кредитов. ЧДП от ИД в 2009 году отрицательный, так как парк пополнился новыми самолетами (16 шт.) и вертолетами.
|
|
Таблица 6 - Чистый денежный поток, тыс. руб.
Показатели | |||
ЧДП от ОД | 9 899 907 | 7 315 411 | -6 897 922 |
ЧДП от ИД | -6 080 877 | -3 392 951 | 2 516 654 |
ЧДП от ФД | -3 697 241 | - 4 123 438 | 4 526 821 |
ЧДП | 121 789 | 8 045 898 | 145 553 |
Сумма кредитов и займов в течение 2011 года увеличилась на 6,1%. Доля заемных средств также увеличилась на 1,4%, составив на конец периода 64,3%. Следует отметить, что уровень долговой нагрузки авиакомпании обусловлен реализацией программы по обновлению парка воздушных судов, при этом в структуре кредитного портфеля более 90% составляют долгосрочные инвестиционные кредиты. Компания наращивает размер собственного капитала за счет нераспределенной прибыли, однако, в несоизмеримых с объемом займов размерах. В 2009 и 2010 году ЗК почти не изменялся, в то время как в 2011 году наблюдается заметное увеличение за счет расширения самолетного и вертолетного парка.
Доля заемного капитала на протяжении всего анализируемого периода превышает 90%, что говорит о низкой автономии компании.
Таблица 7 - Соотношение СК и ЗК, тыс. руб.
Показатели | |||
ЗК | 26 802 046 | 26 740 420 | 34 562 953 |
Доля ЗК в капитале компании | 92% | 92% | 93% |
СК | 2 184 272 | 2 307 803 | 2 473 314 |
Доля СК в капитале компании | 8% | 8% | 7% |
Капитал компании | 28 986 318 | 29 048 223 | 37 036 267 |
Соотношение основного и оборотного капитала является одним из показателей эффективности деятельности компании и позволяет сделать вывод об обеспеченности средствами, используемыми, как в долгосрочном, так и в текущем периоде. Данные по соотношению представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Соотношение основного и оборотного капитала, тыс. руб.
|
|
Показатели | |||
Основной капитал | 7 476 009 | 8 260 348 | 7 292 657 |
Доля основного капитала | 26% | 28% | 20% |
Оборотный капитал | 21 510 309 | 20 787 875 | 29 743 610 |
Доля оборотного капитала | 74% | 72% | 80% |
Итого капитал | 28 986 318 | 29 048 223 | 37 036 267 |
Доля ОснК не больше 28%, в 2011 доля ОснК снизилась до 20%. Преобладает ОбК, так как большинство средств находится в основном в расчетах, а именно в дебиторской задолженности
Общий коэффициент покрытия позволяет оценить, в какой степени краткосрочные обязательства были обеспечены текущими активами (табл. 9).
Таблица 9 - Общий коэффициент покрытия, тыс. руб.
Показатели | |||
Текущие активы | 21 510 309 | 20 787 875 | 29 743 610 |
Текущие пассивы | 6 942 117 | 9 891 961 | 11 404 035 |
Общий коэффициент покрытия | 3,099 | 2,101 | 2,608 |
Темп роста | 68% | 124% | |
Темп прироста | -32% | 24% | |
Абсолютное отклонение | -0,997 | 0,507 |
В течение рассматриваемого периода текущие активы всегда покрывали пассивы. Значение общего коэффициента покрытия уменьшилось в 2010г. Это связано с увеличением темпа роста пассивов за счет увеличения кредитов и займов для обновления авиационного парка. К 2011 году это значение увеличилось за счет роста активов, так как были приобретены новые судна (табл. 10).
Таблица 10 - Темпы роста текущих активов и пассивов, тыс. руб.
Показатели | |||
Текущие активы | 21 510 309 | 20 787 875 | 29 743 610 |
Темп роста | 97% | 143% | |
Текущие пассивы | 6 942 117 | 9 891 961 | 11 404 035 |
Темп роста | 142% | 115% |
На результаты компании влияют ее расходы, так как именно они определяют объем сбыта, выручки, а, соответственно, и прибыли.
В структуре расходов основное место занимают прямые расходы, связанные с основной деятельностью авиакомпании: авиаГСМ, аэропортные и аэронавигационные сборы, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и авиадвигателей, аренда и лизинг основных фондов, отчисления агентам по продаже перевозок, расходы на сервисное обеспечение, амортизация основных фондов и командировочные расходы. Существенная доля затрат приходится на расходы по оплате труда и ЕСН.
После проведенного анализа следует подвести итог и указать ключевые моменты диагностики, что послужит основой дальнейшего направления исследования компании ОАО «Ютэйр»:
1. Компания осуществляет три вида деятельности: финансовую, инвестиционную и основную. Доходы от основной деятельности на протяжении двух лет превышали расходы от ФД и ИД. В 2011 году, наоборот, доходы от ФД и ИД покрывали расходы от ОД. В течение всего исследуемого периода компания осуществляла крупные финансовые вложения в рамках своей инвестиционной деятельности;
2. Наблюдается значительный рост себестоимости;
3. Преобладание оборотного капитала;
4. Собственный капитал составляет примерно 10% всего капитала компании. Остальную большую часть занимает заемный капитал. Данная ситуация объясняется дорогостоящими воздушными транспортными средствами, которые компания берет в лизинг. Поэтому общество не может обладать собственным капиталом, превышающим заемный, что увеличивает риски деятельности;
5. Причины увеличения рентабельности собственного капитала.
В дальнейшей работе будут выявлены причины и обоснованы тенденции, обозначенные в данном разделе.