Анализ показателей, выбранных для экспресс-диагностики

Экспресс-диагностика проводится по следующим показателям: доходы по видам деятельности, себестоимость продукции, прибыль по видам деятельности, рентабельность продаж, чистая прибыль, прибыль на 1 обыкновенную акцию, рентабельность собственного капитала, чистый денежный поток, соотношение заемного и собственного капитала, доля оборотного и основного капитала, общий коэффициент покрытия и структура расходов компании.

Компания активно оперирует во всех трех видах деятельности: основной (ОД), инвестиционной (ИД) и финансовой (ФД). ОАО «Ютэйр» имеет три основных направления деятельности:

o пассажирские регулярные и чартерные авиаперевозки;

o вертолетные операции на внутреннем и на международных рынках;

o авиационные сервисы: техническое обслуживание и ремонт, сервисное обеспечение пассажирских перевозок, подготовка авиационного персонала.

Основной доход компания получает от основной деятельности (табл. 1).

Таблица 1 - Доходы по видам деятельности, тыс. руб.

 

Показатели      
Доход 33 292 417 42 433 069 54 126 917
Прирост   127,5 127,6
Пассажирские перевозки на территории РФ 17 234 876 21 152 766 25 012 317
Доля ПП на территории РФ 52% 50% 46%
Пассажирские перевозки вне территории РФ 2 014 594 2 965 485 7 381 331
Доля ПП вне территории РФ 6% 7% 14%
Вертолетные работы на территории РФ 3 986 741 4 141 816 5 891 435
Доля ВР на территории РФ 12% 10% 11%
Вертолетные работы вне территории РФ 7 630 870 9 980 346 7 635 992
Доля ВР вне территории РФ 23% 24% 14%
Деятельность по прочим видам бизнеса, относимая к обычной 2 425 336 4 201 656 11 593 962
Доля по прочим видам бизнеса 7% 10% 21%
С/с 30 726 799 40 172 601 53 869 947
Прирост   130,7 134,1
Пассажирские перевозки на территории РФ 20 699 311 27 460 931 37 398 996
Доля ПП на территории РФ 67,37% 68,36% 69,42%
Пассажирские перевозки вне территории РФ 1 806 734 1 827 709 3 687 872
Доля ПП вне территории РФ 5,88% 4,55% 6,85%
Вертолетные работы на территории РФ 2 059 809 4 397 907 5 862 647
Доля ВР на территории РФ 6,70% 10,95% 10,88%
Вертолетные работы вне территории РФ 4 060 905 4 150 324 4 352 687
Доля ВР вне территории РФ 13,22% 10,33% 8,08%
Деятельность по прочим видам бизнеса, относимая к обычной 2 100 040 2 335 730 2 567 745
Доля по прочим видам бизнеса 7% 6% 5%
Валовая прибыль 2 565 618 2 260 468 256 970
Прирост   88,1 11,4
Пассажирские перевозки на территории РФ -3 464 435 -6 308 165 -12 386 679
Доля ПП на территории РФ -15,60% -18,51% -23,21%
Пассажирские перевозки вне территории РФ 207 860 1 137 776 3 693 459
Доля ПП вне территории РФ 0,17% 2,44% 6,79%
Вертолетные работы на территории РФ 1 926 932 -256 091 28 788
Доля ВР на территории РФ 5,27% -1,19% 0,00%
Вертолетные работы вне территории РФ 3 569 965 5 830 022 3 283 305
Доля ВР вне территории РФ 9,70% 13,19% 6,03%
Деятельность по прочим видам бизнеса, относимая к обычной 325 296 1 865 926 9 026 217
Доля по прочим видам бизнеса 0% 4% 17%

 

Как видно из таблицы 1, выручка увеличивается от года к году. В 2011 году выручка сохранила положительную динамику и составила 54 126 917 тыс. руб., что на 2,6% больше показателя 2010 года, так как расширилась география полетов. Себестоимость также имеет положительную динамику, составившую к 2011 году 34%, превышает рост доходов. Валовая прибыль, зависящая от изменений вышеназванных показателей, падала в 2010 году, так как издержки росли в 13 раз быстрее объема продаж. Наблюдается резкий скачок валовой прибыли в 2011 году.

Прослеживается тенденция увеличения вертолетных работ вне территории РФ как перспективного направления развития высокорентабельного бизнеса.

В 2009 и 2010 годах наблюдается рост рентабельности продаж (табл.2), в 2011 рентабельность продаж снизилась, что связано с увеличением темпов роста общей выручки, в составе которой увеличивается доля затрат в 2011г., но с прежним темпом роста прибыли от ОД.

 

Таблица 2 – Рентабельность продаж

Показатели      
Общая выручка 41 576 957 49 713 783 67 701 729
Прибыль от ОД 33 292 417 42 433 069 54 126 917
Рентабельность продаж 80,07% 85,35% 79,95%
Темп роста   106,59% 93,67%
Темп прироста   6,59% -6,33%
Абсолютное отклонение   5,28% -5,41%
Абсолютное значение 1% темпа прироста   0,80% 0,85%

 

Рост чистой прибыли происходит с одной и той же скоростью, так как абсолютное значение 1% прироста остается на одном уровне, что говорит о стабильном развитии компании (табл.3).

Таблица 3 – Динамика чистой прибыли

Показатели      
Чистая прибыль 203 554 215 420 261 176
Темп роста,   105,83% 121,24%
Темп прироста,   5,83% 21,24%
Абсолютное отклонение      
Абсолютное значение 1% темпа прироста      

 

Для акционеров одним из важнейших результатов являются дивиденды и прибыль из расчета на 1 акцию (табл.4).

Таблица 4 - Прибыль из расчета на 1 обыкновенную акцию

 

Показатели      
Базовый уровень 0,35 0,37 0,45
Темп роста   105,71% 121,62%
Темп прироста   5,71% 21,62%
Абсолютное отклонение   0,02 0,08
Абсолютное значение 1% темпа прироста   0,35% 0,37%

 

За анализируемый период этот показатель увеличился на 28,5%. Но наиболее важно, что компания поддерживает определенную скорость увеличения прибыли из расчета на 1 обыкновенную акцию. Такая динамика делает компанию более привлекательной для потенциальных инвесторов.

Рост рентабельности собственного капитала за весь рассматриваемый период происходит с одной и той же скоростью, так как абсолютное значение 1% прироста остается на одном уровне, что говорит о стабильном развитии компании (табл.3).

 

Таблица 5 – Рентабельность собственного капитала

Показатели      
Чистая прибыль 203 554 215 420 261 176
Прирост   105,8 121,2
Итого собственный капитал 2 184 272 2 307 803 2 473 314
Прирост   105,7 107,2
Рентабельность СК, % 9,32 9,33 10,56
Темп роста   100,16 113,13
Темп прироста   0,16 13,13
Абсолютное отклонение   0,02 1,23
Абсолютное значение 1% темпа роста   0,09 0,09

 

Величина чистого денежного потока, динамика которого представлена в таблице 6, на протяжении 4 лет была положительной, в 2011 году уменьшилась из-за снижения ЧДП от основной деятельности. Резкое увеличение ЧДП от ФД в 2011г. обусловлено большой сумой взятых кредитов и займов и выпуском долговых ценных бумаг. Отрицательные значения ЧДП от ИД в 2009 и 2010 связаны с модернизацией, реконструкцией воздушных судов и зданий.

ЧДП от ИД заметно вырос в 2011 году за счет больших объемов капитальных вложений (прошли выплаты подрядчикам за новые воздушные судна и выплаты з/п персоналу (число сотрудников в 2011 году выросло)). ЧДП от ФД отрицательный в 2010 году, так как сократилась сумма полученных кредитов и займов. ЧДП от ФД в 2009 году отрицательный, так как прошло погашение обязательств по финансовой аренде, по операциям хеджирования и погашение займов и кредитов. ЧДП от ИД в 2009 году отрицательный, так как парк пополнился новыми самолетами (16 шт.) и вертолетами.

Таблица 6 - Чистый денежный поток, тыс. руб.

Показатели      
ЧДП от ОД 9 899 907 7 315 411 -6 897 922
ЧДП от ИД -6 080 877 -3 392 951 2 516 654
ЧДП от ФД -3 697 241 - 4 123 438 4 526 821
ЧДП 121 789 8 045 898 145 553

Сумма кредитов и займов в течение 2011 года увеличилась на 6,1%. Доля заемных средств также увеличилась на 1,4%, составив на конец периода 64,3%. Следует отметить, что уровень долговой нагрузки авиакомпании обусловлен реализацией программы по обновлению парка воздушных судов, при этом в структуре кредитного портфеля более 90% составляют долгосрочные инвестиционные кредиты. Компания наращивает размер собственного капитала за счет нераспределенной прибыли, однако, в несоизмеримых с объемом займов размерах. В 2009 и 2010 году ЗК почти не изменялся, в то время как в 2011 году наблюдается заметное увеличение за счет расширения самолетного и вертолетного парка.

Доля заемного капитала на протяжении всего анализируемого периода превышает 90%, что говорит о низкой автономии компании.

 

Таблица 7 - Соотношение СК и ЗК, тыс. руб.

Показатели      
ЗК 26 802 046 26 740 420 34 562 953
Доля ЗК в капитале компании 92% 92% 93%
СК 2 184 272 2 307 803 2 473 314
Доля СК в капитале компании 8% 8% 7%
Капитал компании 28 986 318 29 048 223 37 036 267

 

Соотношение основного и оборотного капитала является одним из показателей эффективности деятельности компании и позволяет сделать вывод об обеспеченности средствами, используемыми, как в долгосрочном, так и в текущем периоде. Данные по соотношению представлены в таблице 8.

Таблица 8 - Соотношение основного и оборотного капитала, тыс. руб.

Показатели      
Основной капитал 7 476 009 8 260 348 7 292 657
Доля основного капитала 26% 28% 20%
Оборотный капитал 21 510 309 20 787 875 29 743 610
Доля оборотного капитала 74% 72% 80%
Итого капитал 28 986 318 29 048 223 37 036 267

Доля ОснК не больше 28%, в 2011 доля ОснК снизилась до 20%. Преобладает ОбК, так как большинство средств находится в основном в расчетах, а именно в дебиторской задолженности

Общий коэффициент покрытия позволяет оценить, в какой степени краткосрочные обязательства были обеспечены текущими активами (табл. 9).

Таблица 9 - Общий коэффициент покрытия, тыс. руб.

Показатели      
Текущие активы 21 510 309 20 787 875 29 743 610
Текущие пассивы 6 942 117 9 891 961 11 404 035
Общий коэффициент покрытия 3,099 2,101 2,608
Темп роста   68% 124%
Темп прироста   -32% 24%
Абсолютное отклонение   -0,997 0,507

В течение рассматриваемого периода текущие активы всегда покрывали пассивы. Значение общего коэффициента покрытия уменьшилось в 2010г. Это связано с увеличением темпа роста пассивов за счет увеличения кредитов и займов для обновления авиационного парка. К 2011 году это значение увеличилось за счет роста активов, так как были приобретены новые судна (табл. 10).

Таблица 10 - Темпы роста текущих активов и пассивов, тыс. руб.

Показатели      
Текущие активы 21 510 309 20 787 875 29 743 610
Темп роста   97% 143%
Текущие пассивы 6 942 117 9 891 961 11 404 035
Темп роста   142% 115%

На результаты компании влияют ее расходы, так как именно они определяют объем сбыта, выручки, а, соответственно, и прибыли.

В структуре расходов основное место занимают прямые расходы, связанные с основной деятельностью авиакомпании: авиаГСМ, аэропортные и аэронавигационные сборы, техническое обслуживание и ремонт воздушных судов и авиадвигателей, аренда и лизинг основных фондов, отчисления агентам по продаже перевозок, расходы на сервисное обеспечение, амортизация основных фондов и командировочные расходы. Существенная доля затрат приходится на расходы по оплате труда и ЕСН.

 

После проведенного анализа следует подвести итог и указать ключевые моменты диагностики, что послужит основой дальнейшего направления исследования компании ОАО «Ютэйр»:

1. Компания осуществляет три вида деятельности: финансовую, инвестиционную и основную. Доходы от основной деятельности на протяжении двух лет превышали расходы от ФД и ИД. В 2011 году, наоборот, доходы от ФД и ИД покрывали расходы от ОД. В течение всего исследуемого периода компания осуществляла крупные финансовые вложения в рамках своей инвестиционной деятельности;

2. Наблюдается значительный рост себестоимости;

3. Преобладание оборотного капитала;

4. Собственный капитал составляет примерно 10% всего капитала компании. Остальную большую часть занимает заемный капитал. Данная ситуация объясняется дорогостоящими воздушными транспортными средствами, которые компания берет в лизинг. Поэтому общество не может обладать собственным капиталом, превышающим заемный, что увеличивает риски деятельности;

5. Причины увеличения рентабельности собственного капитала.

В дальнейшей работе будут выявлены причины и обоснованы тенденции, обозначенные в данном разделе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: