Оценка динамики и структуры актива
После того, как были рассмотрены основные документы финансовой отчетности предприятия и интерпретированы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, необходимо провести оценку полученных данных с целью определения эффективности использования капитала, вложенного в активы, а также пояснить причины преобладания оборотного капитала и стабильность чистой прибыли.
Для начала следует оценить динамику и структуру актива предприятия. Данные представлены в таблице 2.1. Это позволит оценить эффективность и рациональность вложений в активы организации.
Таблица 2.1 - Вертикальный анализ актива
Показатели | Сумма, тыс. руб. | Изменение,% | ||||
Активы, тыс. руб. | 28 986 318 | 29 048 223 | 37 036 267 | |||
Иммобилизованные активы, тыс. руб. | 7 476 009 | 8 260 348 | 7 292 657 | |||
Доля иммобилизованных активов, % | 25,8 | 28,4 | 19,7 | 2,6 | -8,7 | |
Оборотный капитал, тыс. руб. | 21 510 309 | 20 787 875 | 29 743 610 | |||
Доля оборотного капитала, % | 74,2 | 71,6 | 80,3 | -2,6 | 8,7 |
|
|
Вертикальный анализ актива, представленный в таблице 2.1, показывает, что доля оборотного капитала в три раза превышает долю иммобилизованных активов. Данное соотношение объясняется спецификой области деятельности: самолеты берутся в лизинг, обслуживание взлетной полосы и аэропортов находится на аутсорсинге.
Горизонтальный анализ активов показывает как абсолютные отклонения, так относительные темпы роста составляющих актива баланса. Он показан в таблице 2.2.
Таблица 2.2 - Горизонтальный анализ актива
Актив | ||||
Иммобилизованные активы, тыс. руб. | 7 476 009 | 8 260 348 | 7 292 657 | |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. | 784 339 | -967 691 | ||
Темп роста, % | 110,49% | 88,29% | ||
Оборотные активы, тыс. руб. | 21 510 309 | 20 787 875 | 29 743 610 | |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. | -722 434 | 8 955 735 | ||
Темп роста, % | 96,64% | 143,08% | ||
Активы, тыс. руб. | 28 986 318 | 29 048 223 | 37 036 267 | |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. | 61 905 | 7 988 044 | ||
Темп роста, % | 100,21% | 127,50% |
Из таблицы видно, что в 2010 году темп роста иммобилизованных активов максимален. Так как ВС были приобретены в большем размере, нежели чем в 2009 и 2011 годах. В 2011 году наблюдается снижение иммобилизованных активов на 967 691 тыс. руб. Оборотные активы в 2010 году уменьшились на 722 434 тыс. руб. Но в 2011 году увеличились на 43,08 %. В общем, активы за весь рассматриваемый период увеличивались. Темп прироста также увеличивался от года к году, за счет превышения темпов роста оборотных активов по сравнению с темпами роста иммобилизованных активов. Возможно, рост оборотных активов обеспечивается в 2011 году увеличением парка самолетов, эксплуатируемых на основе лизинга, также дебиторской задолженностью различных организаций (Министерство обороны, поставщики ГСМ). Дочерняя компания «Ютэйр-лизинг» предоставляет ВС в лизинг, платежи по предоставленным услугам ожидаются.Для более глубокого анализа тенденций и причин изменения актива компании, следует провести последовательный анализ как оборотных, так и внеоборотных активов. В таблице 2.3 представлен вертикальный анализ оборотных активов.
|
|
Таблица 2.3 – Вертикальный анализ оборотных активов компании
Сумма | Изменение | ||||
Оборотный капитал, тыс. руб. | 21 510 309 | ||||
Запасы, тыс. руб. | 1 292 616 | 1 029 978 | 1 274 725 | ||
Доля запасов, % | 6,01% | 4,95% | 4,29% | -1,05% | -0,67% |
НДС по приобретенным ценностям, тыс. руб. | 148 806 | 113 417 | 7 475 | ||
Доля НДС, % | 0,69% | 0,55% | 0,03% | -0,15% | -0,52% |
Долгосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб. | 1 059 191 | 1 349 520 | |||
Доля долгосрочной дебиторской задолженности, % | 0% | 5,1% | 4,5% | 5,1% | -0,6% |
Краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб. | 17 315 061 | 13 200 928 | 26 098 597 | ||
Доля краткосрочной дебиторской задолженности, % | 80,5% | 63,5% | 87,7% | -17,0% | 24,2% |
Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. | 1 589 262 | 4 105 684 | 620 004 | ||
Доля краткосрочных финансовых вложений, % | 7,4% | 19,8% | 2,1% | 12,4% | -17,7% |
Денежные средства, тыс. руб. | 260 108 | 59 130 | 204 683 | ||
Доля денежных средств, % | 1,21% | 0,28% | 0,69% | -0,92% | 0,40% |
Как видно из таблицы, основную долю оборотных средств составляет краткосрочная дебиторская задолженность (63%-88%), что говорит о предоставлении большинства услуг на кредитной основе. Данный показатель характеризует собой те денежные средства, которые должны поступить предприятию от покупателей и заказчиков за товары и работы, учитывая, что физические лица оплачивают перелет заранее, с большой долей вероятности можно утверждать, что компания активно взаимодействует с корпоративными клиентами, которые оплачивают услуги постфактум (госструктуры, ООН и пр.). В 2010 году она сократилась в абсолютном выражении, а их доля - на 17% при увеличении краткосрочных финансовых вложений и долгосрочной дебиторской задолженности, в остальное время их доля только увеличивалась. Часть краткосрочной дебиторской задолженности была оплачена и появилась денежная наличность, которая частично переведена в краткосрочные финансовые вложения, а часть реструктурирована в долгосрочную дебиторскую задолженность.
Денежные средства составляют 0,5%-1,2% от оборотного капитала предприятия. Доля данного показателя уменьшается с каждым годом за счет увеличения в составе оборотного капитала доли краткосрочной дебиторской задолженности. Снижение доли денежных средств (представляющих собой наличные деньги, располагающиеся в кассе и безналичные, находящиеся на расчетном счету компании) предположительно является негативной тенденцией. Малая доля денежных средств на счетах объясняется спецификой деятельности организации. Штат компании достаточно велик, а необходимость выплачивать заработную плату и производить отчисления обязуют компанию оставлять на собственных счетах вышеуказанные суммы. Денежные средства уходят также на оплату ГСМ, на ремонты ВС и т.д.
НДС по приобретенным ценностям составляет наименьшую долю в составе оборотного капитала (от 0,03% до 0,7%).
Горизонтальный анализ оборотного капитала показывает темпы роста и изменение в абсолютном выражении показателей оборотного капитала (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Горизонтальный анализ оборотного капитала
Темпы роста, % | Изменение, тыс. руб. | |||
Оборотный капитал | 97% | 143% | -722 434 | 8 955 735 |
Запасы | 80% | 124% | -262 638 | 244 747 |
НДС по приобретенным ценностям | 76% | 7% | -35 389 | -105 942 |
Долгосрочная дебиторская задолженность | 100% | 127% | ||
Краткосрочная дебиторская задолженность | 76% | 198% | -4 114 133 | 12 897 669 |
Краткосрочные финансовые вложения | 258% | 15% | 2 516 422 | -3 485 680 |
Денежные средства | 23% | 346% | -200 978 | 145 553 |
|
|
Как видно из таблицы, основной прирост оборотного капитала пришелся на 2011 год. По большей части, данное событие было вызвано высоким значением прироста краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности (127% и 198% соответственно), а также приростом запасов и денежных средств (124% и 346% соответственно). Возможно, увеличение краткосрочной дебиторской задолженности связано с покупкой авиабилетов по воинским требованиям. Денежные средства от Министерства обороны поступают на счет авиакомпании только через несколько кварталов. Также увеличение дебиторской задолженности может быть вызвано несвоевременной оплатой за перевозку грузов и предоставленные услуги вертолетных работ.
Далее необходимо оценить структуру иммобилизованных активов предприятия. Вертикальный анализ иммобилизованных активов представлен в таблице 2.5.
Таблица 2.5 - Вертикальный анализ иммобилизованных активов
Сумма, тыс. руб. | Изменение, % | |||||
Иммобилизованные активы, тыс. руб. | 7 476 009 | 8 260 348 | 7 292 657 | |||
Основные средства, тыс. руб. | 4 944 021 | 6 587 169 | 5 369 730 | |||
Доля основных средств, % | 66,13% | 79,74% | 73,63% | 13,61% | -6,11% | |
Незавершенное строительство, тыс. руб. | 351 984 | 516 109 | 317 053 | |||
Доля незавершенного строительства, % | 4,71% | 6,25% | 4,35% | 1,54% | -1,90% | |
Долгосрочные финансовые вложения, тыс. руб. | 848 124 | 144 522 | 915 820 | |||
Доля долгосрочных финансовых вложений, % | 11,3% | 1,7% | 13% | -10% | 11% | |
Отложенные налоговые активы, тыс. руб. | 60 355 | 162 237 | 198 859 | |||
Доля отложенных налоговых активов, % | 0,81% | 1,96% | 2,73% | 1,16% | 0,76% |
Вертикальный анализ иммобилизованных активов показал, что основную долю составляют основные средства (66%-80%). В 2010 году их доля возросла на 13,6% за счет поступления новых воздушных транспортных средств. В основном, основные средства представлены воздушными суднами, авиационными двигателями, зданиями и сооружениями. Доля незавершенного строительства выросла в 2010 году за счет увеличения затрат на строительство зданий и сооружений. В состав незавершенного строительства входит: здания, сооружения. Долгосрочные финансовые вложения уменьшились в 2010 году и резко возросли в 2011 году. Долгосрочные финансовые вложения представляют собой вложения в дочерние компании. В 2011 этот показатель увеличился в связи с вкладами в уставные капиталы НП «Центр подготовки персонала», ОАО «Ютэйр-Инжиниринг», ООО «ЦРПУ». Отложенные налоговые активы составляют незначительную долю внеоборотных средств. Отложенные налоговые активы представлены отложенным налогом на прибыль. Он должен привести к уменьшению налога на прибыль, который организация уплатит в бюджет в следующем году за отчетный или в последующих отчетных периодах.
|
|
Горизонтальный анализ иммобилизованных активов позволит проанализировать изменение как иммобилизованных активов, так и их составляющих.
Таблица 2.6 - Горизонтальный анализ иммобилизованных активов
Темпы роста, % | Изменение, тыс. руб. | |||
Иммобилизованные активы, тыс. руб. | 110% | 88% | 784 339 | -967 691 |
Основные средства, тыс. руб. | 133% | 82% | 1 643 148 | -1 217 439 |
Незавершенное строительство, тыс. руб. | 147% | 61% | 164 125 | -199 056 |
Долгосрочные финансовые вложения, тыс. руб. | 17% | 634% | -703 602 | 771 298 |
Отложенные налоговые активы, тыс. руб. | 269% | 123% | 101 882 | 36 622 |
Наибольший прирост иммобилизованных активов наблюдается в 2010 году (784 339). Он обеспечен значительным приростом основных средств (1 643 148), незавершенного строительства (164 125). В 2010 году было приобретены воздушные суда.
В 2011 году незавершенное строительство уменьшилось на 199 056 тыс. руб. за счет завершения некоторых работ по модернизации воздушных судов.
Долгосрочные финансовые вложения представляют собой вложения в дочерние компании, которые сокращались в 2010 году из-за неблагоприятной экономической ситуации на рынке авиаперевозок. Однако уже в 2011 году компания продолжила вкладывать в дочерние организации, реализуя свою стратегию горизонтальной и вертикальной интеграции на отечественном и международных рынках.