Анализ динамики и эффективности использования капитала ОАО «ютэйр», вложенного в активы

Оценка динамики и структуры актива

После того, как были рассмотрены основные документы финансовой отчетности предприятия и интерпретированы в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, необходимо провести оценку полученных данных с целью определения эффективности использования капитала, вложенного в активы, а также пояснить причины преобладания оборотного капитала и стабильность чистой прибыли.

Для начала следует оценить динамику и структуру актива предприятия. Данные представлены в таблице 2.1. Это позволит оценить эффективность и рациональность вложений в активы организации.

Таблица 2.1 - Вертикальный анализ актива

Показатели Сумма, тыс. руб. Изменение,%  
           
 
Активы, тыс. руб. 28 986 318 29 048 223 37 036 267      
Иммобилизованные активы, тыс. руб. 7 476 009 8 260 348 7 292 657      
Доля иммобилизованных активов, % 25,8 28,4 19,7 2,6 -8,7  
Оборотный капитал, тыс. руб. 21 510 309 20 787 875 29 743 610      
Доля оборотного капитала, % 74,2 71,6 80,3 -2,6 8,7  

 

Вертикальный анализ актива, представленный в таблице 2.1, показывает, что доля оборотного капитала в три раза превышает долю иммобилизованных активов. Данное соотношение объясняется спецификой области деятельности: самолеты берутся в лизинг, обслуживание взлетной полосы и аэропортов находится на аутсорсинге.

Горизонтальный анализ активов показывает как абсолютные отклонения, так относительные темпы роста составляющих актива баланса. Он показан в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 - Горизонтальный анализ актива

Актив        
 
Иммобилизованные активы, тыс. руб. 7 476 009 8 260 348 7 292 657  
Абсолютное отклонение, тыс. руб.   784 339 -967 691  
Темп роста, %   110,49% 88,29%  
Оборотные активы, тыс. руб. 21 510 309 20 787 875 29 743 610  
Абсолютное отклонение, тыс. руб.   -722 434 8 955 735  
Темп роста, %   96,64% 143,08%  
Активы, тыс. руб. 28 986 318 29 048 223 37 036 267  
Абсолютное отклонение, тыс. руб.   61 905 7 988 044  
Темп роста, %   100,21% 127,50%  

 

Из таблицы видно, что в 2010 году темп роста иммобилизованных активов максимален. Так как ВС были приобретены в большем размере, нежели чем в 2009 и 2011 годах. В 2011 году наблюдается снижение иммобилизованных активов на 967 691 тыс. руб. Оборотные активы в 2010 году уменьшились на 722 434 тыс. руб. Но в 2011 году увеличились на 43,08 %. В общем, активы за весь рассматриваемый период увеличивались. Темп прироста также увеличивался от года к году, за счет превышения темпов роста оборотных активов по сравнению с темпами роста иммобилизованных активов. Возможно, рост оборотных активов обеспечивается в 2011 году увеличением парка самолетов, эксплуатируемых на основе лизинга, также дебиторской задолженностью различных организаций (Министерство обороны, поставщики ГСМ). Дочерняя компания «Ютэйр-лизинг» предоставляет ВС в лизинг, платежи по предоставленным услугам ожидаются.Для более глубокого анализа тенденций и причин изменения актива компании, следует провести последовательный анализ как оборотных, так и внеоборотных активов. В таблице 2.3 представлен вертикальный анализ оборотных активов.

 

Таблица 2.3 – Вертикальный анализ оборотных активов компании

  Сумма Изменение
           
Оборотный капитал, тыс. руб. 21 510 309        
Запасы, тыс. руб. 1 292 616 1 029 978 1 274 725    
Доля запасов, % 6,01% 4,95% 4,29% -1,05% -0,67%
НДС по приобретенным ценностям, тыс. руб. 148 806 113 417 7 475    
Доля НДС, % 0,69% 0,55% 0,03% -0,15% -0,52%
Долгосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб.   1 059 191 1 349 520    
Доля долгосрочной дебиторской задолженности, % 0% 5,1% 4,5% 5,1% -0,6%
Краткосрочная дебиторская задолженность, тыс. руб. 17 315 061 13 200 928 26 098 597    
Доля краткосрочной дебиторской задолженности, % 80,5% 63,5% 87,7% -17,0% 24,2%
Краткосрочные финансовые вложения, тыс. руб. 1 589 262 4 105 684 620 004    
Доля краткосрочных финансовых вложений, % 7,4% 19,8% 2,1% 12,4% -17,7%
Денежные средства, тыс. руб. 260 108 59 130 204 683    
Доля денежных средств, % 1,21% 0,28% 0,69% -0,92% 0,40%

 

Как видно из таблицы, основную долю оборотных средств составляет краткосрочная дебиторская задолженность (63%-88%), что говорит о предоставлении большинства услуг на кредитной основе. Данный показатель характеризует собой те денежные средства, которые должны поступить предприятию от покупателей и заказчиков за товары и работы, учитывая, что физические лица оплачивают перелет заранее, с большой долей вероятности можно утверждать, что компания активно взаимодействует с корпоративными клиентами, которые оплачивают услуги постфактум (госструктуры, ООН и пр.). В 2010 году она сократилась в абсолютном выражении, а их доля - на 17% при увеличении краткосрочных финансовых вложений и долгосрочной дебиторской задолженности, в остальное время их доля только увеличивалась. Часть краткосрочной дебиторской задолженности была оплачена и появилась денежная наличность, которая частично переведена в краткосрочные финансовые вложения, а часть реструктурирована в долгосрочную дебиторскую задолженность.

Денежные средства составляют 0,5%-1,2% от оборотного капитала предприятия. Доля данного показателя уменьшается с каждым годом за счет увеличения в составе оборотного капитала доли краткосрочной дебиторской задолженности. Снижение доли денежных средств (представляющих собой наличные деньги, располагающиеся в кассе и безналичные, находящиеся на расчетном счету компании) предположительно является негативной тенденцией. Малая доля денежных средств на счетах объясняется спецификой деятельности организации. Штат компании достаточно велик, а необходимость выплачивать заработную плату и производить отчисления обязуют компанию оставлять на собственных счетах вышеуказанные суммы. Денежные средства уходят также на оплату ГСМ, на ремонты ВС и т.д.

НДС по приобретенным ценностям составляет наименьшую долю в составе оборотного капитала (от 0,03% до 0,7%).

Горизонтальный анализ оборотного капитала показывает темпы роста и изменение в абсолютном выражении показателей оборотного капитала (таблица 2.4).

 

Таблица 2.4 - Горизонтальный анализ оборотного капитала

  Темпы роста, % Изменение, тыс. руб.
         
Оборотный капитал 97% 143% -722 434 8 955 735
Запасы 80% 124% -262 638 244 747
НДС по приобретенным ценностям 76% 7% -35 389 -105 942
Долгосрочная дебиторская задолженность 100% 127%    
Краткосрочная дебиторская задолженность 76% 198% -4 114 133 12 897 669
Краткосрочные финансовые вложения 258% 15% 2 516 422 -3 485 680
Денежные средства 23% 346% -200 978 145 553

 

Как видно из таблицы, основной прирост оборотного капитала пришелся на 2011 год. По большей части, данное событие было вызвано высоким значением прироста краткосрочной и долгосрочной дебиторской задолженности (127% и 198% соответственно), а также приростом запасов и денежных средств (124% и 346% соответственно). Возможно, увеличение краткосрочной дебиторской задолженности связано с покупкой авиабилетов по воинским требованиям. Денежные средства от Министерства обороны поступают на счет авиакомпании только через несколько кварталов. Также увеличение дебиторской задолженности может быть вызвано несвоевременной оплатой за перевозку грузов и предоставленные услуги вертолетных работ.

Далее необходимо оценить структуру иммобилизованных активов предприятия. Вертикальный анализ иммобилизованных активов представлен в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Вертикальный анализ иммобилизованных активов

  Сумма, тыс. руб. Изменение, %  
           
Иммобилизованные активы, тыс. руб. 7 476 009 8 260 348 7 292 657      
 
Основные средства, тыс. руб. 4 944 021 6 587 169 5 369 730      
Доля основных средств, % 66,13% 79,74% 73,63% 13,61% -6,11%  
Незавершенное строительство, тыс. руб. 351 984 516 109 317 053      
Доля незавершенного строительства, % 4,71% 6,25% 4,35% 1,54% -1,90%  
Долгосрочные финансовые вложения, тыс. руб. 848 124 144 522 915 820      
Доля долгосрочных финансовых вложений, % 11,3% 1,7% 13% -10% 11%  
Отложенные налоговые активы, тыс. руб. 60 355 162 237 198 859      
Доля отложенных налоговых активов, % 0,81% 1,96% 2,73% 1,16% 0,76%  

 

Вертикальный анализ иммобилизованных активов показал, что основную долю составляют основные средства (66%-80%). В 2010 году их доля возросла на 13,6% за счет поступления новых воздушных транспортных средств. В основном, основные средства представлены воздушными суднами, авиационными двигателями, зданиями и сооружениями. Доля незавершенного строительства выросла в 2010 году за счет увеличения затрат на строительство зданий и сооружений. В состав незавершенного строительства входит: здания, сооружения. Долгосрочные финансовые вложения уменьшились в 2010 году и резко возросли в 2011 году. Долгосрочные финансовые вложения представляют собой вложения в дочерние компании. В 2011 этот показатель увеличился в связи с вкладами в уставные капиталы НП «Центр подготовки персонала», ОАО «Ютэйр-Инжиниринг», ООО «ЦРПУ». Отложенные налоговые активы составляют незначительную долю внеоборотных средств. Отложенные налоговые активы представлены отложенным налогом на прибыль. Он должен привести к уменьшению налога на прибыль, который организация уплатит в бюджет в следующем году за отчетный или в последующих отчетных периодах.

Горизонтальный анализ иммобилизованных активов позволит проанализировать изменение как иммобилизованных активов, так и их составляющих.

 

Таблица 2.6 - Горизонтальный анализ иммобилизованных активов

  Темпы роста, % Изменение, тыс. руб.
         
Иммобилизованные активы, тыс. руб. 110% 88% 784 339 -967 691
Основные средства, тыс. руб. 133% 82% 1 643 148 -1 217 439
Незавершенное строительство, тыс. руб. 147% 61% 164 125 -199 056
Долгосрочные финансовые вложения, тыс. руб. 17% 634% -703 602 771 298
Отложенные налоговые активы, тыс. руб. 269% 123% 101 882 36 622

 

Наибольший прирост иммобилизованных активов наблюдается в 2010 году (784 339). Он обеспечен значительным приростом основных средств (1 643 148), незавершенного строительства (164 125). В 2010 году было приобретены воздушные суда.

В 2011 году незавершенное строительство уменьшилось на 199 056 тыс. руб. за счет завершения некоторых работ по модернизации воздушных судов.

Долгосрочные финансовые вложения представляют собой вложения в дочерние компании, которые сокращались в 2010 году из-за неблагоприятной экономической ситуации на рынке авиаперевозок. Однако уже в 2011 году компания продолжила вкладывать в дочерние организации, реализуя свою стратегию горизонтальной и вертикальной интеграции на отечественном и международных рынках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: