Москва, «Просвещение», 2003г

ПРОГРАММА

Дошкольных образовательных учреждений

Компенсирующего вида

Для детей с нарушением интеллекта

«Коррекционно- развивающее обучение и воспитание»

Авторы: Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

Москва, «Просвещение», 2003г.

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории. Оно основывается на закономерностях развития в дошкольном детстве, являющемся уникальным и неповторимым этапом в жизни ребенка. В этот период закладывается основа для личностного становления ребенка, развития его способностей и возможностей, воспитания самостоятельности и дальнейшей социализации.

Программа предназначена для проведения коррекционно-педагогиче-ской работы с детьми в возрасте от 3 до 7 (8) лет, имеющими умственную отсталость легкой формы (в пределах 50—69). По МКБ-9 (Междуна­родной классификации причин болезней и смертей в детском возрасте) такие нарушения интеллекта определялись как олигофрения в степени дебильности. Вместе с тем апробация программы показала, что дети с умственной отсталостью в умеренной форме (в пределах 35—49) при ранней и целенаправленной коррекционно-педагогической работе овладе­вают основным содержанием предложенного программного материала, что создает условия для раскрытия имеющихся у них потенциальных возмож­ностей развития.

В программе представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно- ориентированном подходе к ребенку и его близким.

Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей-дошкольников. При разработке программы авторами учитывались современные тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в комплексных программах «Истоки» {Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А. Н. Давидчук и др.), «Радуга» (научный руководи­тель Т. Н. Доронова), «Развитие» (Л. А. Ветер, О. М. Дьяченко, И. С. Ва-ренцова и др.), «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, И. А. Нож­кина и др.).

Как известно, психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения им общественно-исторического опыта. Ребенок с нарушением интеллекта не включается в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого развития. Он затрудняется использовать традиционную «взрослую» культуру как источник развития высших психи­ческих функций, специфических человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к умственно отсталому ребенку перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы реше­ния воспитательно-образовательных задач. Из-за такого «выпадения» ум­ственно отсталого ребенка из традиционного образовательного простран­ства нарушаются условия для его «врастания в культуру»*, не реализуется его право на наследование социального и культурного опыта человечества.

Возникает объективная потребность в «обходных путях», других спо­собах педагогического воздействия, т. е. ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребен­ку все необходимые условия для «врастания в культуру», реализации сво­его права на наследование общественно-исторического опыта.

Преодоление ограничений в этом праве, коррекция, предупреждение вторичных отклонений в развитии (реализация особых образовательных потребностей) происходят в сфере образования и с помощью его средств. Но в данном случае имеется в виду не массовое и традиционное, а специ­ально организованное, особым образом построенное образование.

Максимально возможная реализация особых образовательных потреб­ностей ребенка, максимально возможное восстановление прав такого ре­бенка на наследование социального и культурного опыта выражают цель и определяют значение реабилитации средствами образования.

Государственная система специальных дошкольных образовательных учреждений призвана выполнять следующие задачи (функции):

v обеспечение права ребенка с нарушениями в развитии на получение коррекционной помощи;

v защита ребенка с нарушениями в развитии от некомпетентного педа­гогического воздействия;

v сохранение единого образовательного пространства на территории РФ в условиях самостоятельности регионов и образовательных дошкольных учреждений;

v обеспечение выполнения требований к разработке содержания и мето­дов коррекционно-педагогического воздействия;

v обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно-развивающих технологий;

v обеспечение материально-технической базы дошкольных образователь­ных учреждений с учетом характера и структуры нарушений в развитии воспитанников;

v разработка требований к подготовке квалифицированных педагогиче­ских кадров.

В отечественном специальном образовании обосновано положение о том, что ребенок с отклонениями в развитии — ребенок с особыми обра­зовательными потребностями — не готов к усвоению не только общеобра­зовательных программ, но и жизненно значимых социальных навыков на разных возрастных этапах развития.

Основными целями специального дошкольного воспитания яв­ляются создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств.

В специальном дошкольном образовательном учреждении решаются диагностические, воспитательные, коррекционно развивающие и обра­зовательные задачи.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация ком­плексного медико -психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации инди­видуальной программы развития ребенка.

1. Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социали­зации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении до­школьника, а также воспитание у него положительных качеств.

2. Коррекционный блок задач направлен,

v во-первых, на формирование способов усвоения умственно отсталым дошкольником социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности;

v во-вторых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка;

v в-третьих, на преодоление и предуп­реждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом.

Наиболее зна­чимым в коррекционной работе является формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у них целостной системы знаний, умений и навыков, появле­ния психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повы­шающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами до­школьного учреждения в тесной взаимосвязи на основе профессионального взаимодополнения.

1. Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действи­тельности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного перио­да. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возмож­ностей каждого ребенка.

Все перечисленные задачи решаются коллективом специального до­школьного учреждения для детей с нарушением интеллекта, расширенным родительским активом и всеми заинтересованными лицами, оказывающи­ми содействие в воспитании детей данной категории.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

На основе вышеуказанных положений и с учетом образовательных потребностей умственно отсталых детей дошкольного возраста в програм­ме выделены шесть разделов:

v «Здоровье»,

v «Социальное развитие»,

v «Фи­зическое развитие и физическое воспитание»,

v «Познавательное разви­тие»,

v «Формирование деятельности»,

v «Эстетическое развитие».

В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели раз­вития ребенка в разные возрастные периоды.

Содержание разделов программы изложено с учетом следующего ал­горитма:

v дана краткая аннотация каждому разделу и подразделам программы, характеризующая значимость данного вида деятельности для развития ре­бенка и коррекции имеющихся отклонений;

v определены задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми по данному разделу на каждый год пребывания ребенка в детском учреждении;

v сформулированы задачи обучения и воспитания детей на каждый квар­тал учебного года; предложены темы для планирования и проведения групповых и подгрупповых занятий с детьми в процессе работы по данному разделу;

v определены возрастные показатели потенциальных возможностей и достижений ребенка по всем годам обучения в каждом из разделов, пред­ставленных в программе.

Раздел I. Здоровье

В данном разделе программы рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника, определяются задачи формирования представлений о здоровом образе жизни ребенка и членов его семьи, перечисляются возможные воспитательные и образовательные мероприятия, направленные на обеспечение детей при­емами и навыками, значимыми для их безопасной жизнедеятельности и воспитания положительного отношения к своему здоровью.

Работа в разделе «Здоровье» включает два основных аспекта:

с одной стороны, создание условий для охраны и укрепления здоровья воспитанни­ков детского сада и формирования у них культурно-гигиенических навыков,

с другой — формирование у них потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и развитие их представлений о своем здоровье и средствах его укрепления.

Первый аспект работы касается всего периода нахождения ребенка в дошкольном учреждении, второй особенно значим для последнего года его пребывания в детском саду, поскольку именно для этого периода в программе выделяются специальные часы для проведения «занятий здоровья». Эти занятия проводятся воспитателем один раз в неделю.

В данном разделе программы предусмотрены основные направления коррекционно-педагогической работы, названные «Путь к себе», «Мир моих чувств и ощущений», «Солнце, воздух и вода — наши лучшие дру­зья», «Движение — основа жизни», «Человек есть то, что он ест», «Со­веты доктора Айболита», «Здоровье — всему голова».

Все эти направления воспитательной работы в учреждении ориенти­рованы на совершенствование духовного развития детей, укрепление их физического здоровья и создание условий для обеспечения базовых чело­веческих потребностей и индивидуального психологического комфорта. В целом у дошкольников должна быть сформирована установка на здоро­вый образ жизни и овладение правильными формами поведения в различ­ных жизненных ситуациях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: