Б2.П.2 Научно - исследовательская работа базируется или взаимосвязана с рядом дисциплин: Б1.Б1Современные проблемы науки и образования, Б1.Б2.Методология и методы научного исследования, Б1.Б3 Инновационные процессы в образовании, Б1.Б4 Информационные технологии в профессиональной деятельности, Б1.В.ОД.2 Педагогика психология современного художественного образования, Б1.В.ОД.1 История и традиции отечественной художественной школы, Б1.ДВ1.1 Методика преподавания академической живописи, Б1.ДВ1.2 Методы обучения живописи в средних и высших учебных заведениях, Б1.В.ДВ.2.1 Методика работы над магистерской диссертацией, Б1.В.ДВ.2.2 Теория и практика работы над магистерской диссертацией, Б2.П1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Требования к знаниям, умениям и готовности магистров, приобретенных в результате освоения предшествующих частей ООП:
магистр должен знать:
- теоретические основы организации научно - исследовательской и научно - методической деятельности,
- определять перспективные направления научных исследований,
- адаптировать возможные современные достижения науки и наукоемких технологий к процессу обучения живописи.
Научно-исследовательская работа проводится параллельно с процессом овладения магистрами основных курсов в сроки, определяемые учебным планом.
Разделы ООП, для которых прохождение данной практики необходимо как предшествующее:
Б1.В.ДВ.2.1.Методика работы над магистерской диссертацией; Б1.В.ДВ.2.2.Теория и практика работы над магистерской диссертацией; Б2.П1 Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; Б2.П.3 Преддипломная практика; Б3 Государственная итоговая аттестация.
ОБЩАЯ ТРУДОЕМКОСТЬ ПРАКТИКИ
Б2.П.2 Научно - исследовательская работа - 8 недель (432 часа/ 12 ЗЕТ), проводится в 1-3 семестрах, форма контроля –зачет.
Структура и содержание практики.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ ПО ПРАКТИКЕ
6.1. Общая трудоемкость научно - исследовательской работы составляет 12 зачетных единиц.
6.2. Распределение по разделам/этапам практики, видам работ, форм текущего контроля с указанием номера осваиваемой компетенции в соответствии с ООП приведено в таблице1.
Таблица 1.
Содержание практики
№ п/п | Разделы практики | Виды учебных/производственных работ, на практике включая самостоятельную работу студентов | Формы отчетности |
Подготовительно-организационный (пропедевтический) раздел | - ознакомление с программой практики, формой отчета, индивидуальными требованиями; -составление индивидуального плана прохождения практики; изучение научной литературы по заявленной и утвержденной теме исследования с целью обоснования выбора теоретической базы предстоящей работы, инструментария исследования, постановки целей и задач исследования, формулирования гипотезы, разработки плана проведения исследовательских мероприятий; - составление эссе по теме будущей исследовательской работы | Проверка наличия индивидуального плана научно-исследовательской работы, библиографии по теме исследования, эссе по теме будущей исследовательской работы (ПП,ПО) | |
Активно-практический раздел | - теоретическое обоснование будущего исследования; - разработка заданий и упражнений для занятий по живописи в соответствии с исследовательской работой, системы оценки процесса обучения; - ведение контрольно-учетных записей по научно- исследовательской практике -организация, проведение и контроль исследовательских процедур, - сбор первичных эмпирических данных, их предварительный анализ | Проверка методических разработок, системы заданий и упражнений для занятий по живописи, документации по сбору первичных исследовательских данных (ПП, УО, ПО) | |
Анализ результатов (отчетно-аналитический раздел) | - обобщение полученных результатов в магистерской диссертации, научная интерпретация полученных данных, их обобщение, полный анализ проделанной исследовательской работы, оформление теоретических и эмпирических материалов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отчету о научно-исследовательской работе - подготовка отчета о прохождении научно- исследовательской практики. - участие в итоговой конференции по результатам научно- исследовательской практики. | Защита документации: -теоретические и методические материалы по теме исследования; -результатов научно-исследовательской работы; -отчета.(ПП,УО,ПО) | |
1 курс 1 семестр | |||
№ п/п | Этапы практики | Виды учебных/производственных работ, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля |
1 этап | Составление плана научно-исследовательской работы 36часов/1зет | План научно- исследовательской работы | |
Составление библиографии по теме научного исследования (магистерской диссертации) 72 часа/ 2зет | Библиография по теме научного исследования | ||
Составление эссе магистерской диссертации72часа /2 зет | Эссе магистерской диссертации | ||
Составление отчета о прохождении магистрантом 1 этапа научно-исследовательской практики36 час./1 зет | Отчет по 1 этапу практики | ||
1 курс 2 семестр | |||
2 этап | Анализ теоретических источников по теме исследования 18 часов/0,5 зет | Доклад по теоретическому обоснованию актуальности научного исследования | |
Написание научных работ (тезисы, статьи) 18часов /0,5зет | Научная статья, тезисы | ||
Констатирующий этап эксперимента, сбор первичного эмпирического материала и его анализ; теоретическое обоснование и разработка заданий и упражнений для занятий по живописи в соответствии с исследовательской работой, системы оценки процесса обучения; 18 часов/0,5 зет | Методические и экспериментальные материалы | ||
Составление отчета о прохождении магистрантом 2 этапа научно-исследовательской практики 18часов /0,5 зет | Отчет по 2 этапу | ||
2 курс 3 семестр | |||
3 этап | Сбор, обработка и систематизация фактического и теоретического материала. Составление синопсиса магистерской диссертации (представленную и структурированную проблему того исследования, которое магистрант предполагает вести в течение обучения и результатом которого станет диссертация) 36часлов /1зет | синопсис магистерской диссертации | |
Подготовка доклада (сообщения), написание статьи, выступление по теме научного исследования на научно-практической конференции, научно-исследовательском семинаре, круглом столе72 часа /2зет | Тезисы выступления, статья | ||
Составление отчета о прохождении магистрантом 3 этапа научно-исследовательской практики 36часов /1 зет | Отчет по 3 этапу | ||
ИТОГО: 432 часа/ 12 зет |
Формы и методы текущего контроля:
ПП –практическая проверка;
УО -устный опрос;
ПО –письменный контроль.
Содержание научно-исследовательской работы ориентировано на овладение магистрантом современной методологией научного исследования и умение применить ее при работе над выбранной темой магистерской диссертации; ознакомление со всеми этапами научно-исследовательской работы: постановку задачи исследования, литературную проработку проблемы с использованием современных информационных технологий (электронные базы данных, Internet); изучение и использование современных методов сбора, анализа и обработки научной информации; анализ накопленного материала, использование современных методов исследований, формулирование выводов по итогам исследований, оформление результатов работы; овладение умением научно-литературного изложения полученных результатов; овладение методами презентации полученных результатов исследования и предложений по их практическому использованию с использованием современных информационных технологий.
В ходе научно-исследовательской работы магистрант осуществляет следующие виды профессиональной деятельности:
- анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
- проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;
- организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;
- использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;
- осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе.
Конкретное содержание практики планируется научным руководителем магистранта и отражается в индивидуальном задании на научно-исследовательскую практику, в котором фиксируются все виды деятельности магистранта в течение практики. План прохождения научно-исследовательской работы представлен перечнем тематических разделов, раскрывающих основное содержание работы магистрантов. Каждый раздел определяет область профессиональных знаний, полученных студентом к началу практики, по которым необходимо приобретение устойчивых знаний и навыков. Допускаются отклонения в содержании заданий как в теоретическую, так и в практическую сторону. Поэтому при формировании индивидуального задания на научно-исследовательскую практику магистранту необходимо определиться с собственными предпочтениями и перспективами.
Научно-исследовательская работа структурно состоит из двух частей. Первая часть посвящена ознакомлению с теоретической разработанностью данной темы научного исследования (магистерской диссертации), вторая составляющая представляет углубленное изучение методов научного исследования, соответствующих профилю избранной темы магистерской диссертации.
В период прохождения практики магистрант должен собрать материал, сделать необходимые выписки из документов, ознакомиться с разнообразной информацией по теме исследования. Конкретная методика выполнения индивидуального задания определяется совместно с научным руководителем практики. Однако для успешного выполнения индивидуального задания по научно-исследовательской работе магистранты должны использовать все возможности осуществления сбора, систематизации, обработки и анализа информации, статистических данных и иллюстративного материала по теме исследования. Речь идет не только о помощи руководителя практики (научного руководителя), но и о самостоятельной работе в библиотеке и информационных фондах. Овладев приемами самостоятельного получения информации, магистрант должен организовать самоконтроль знаний – логически, последовательно раскрыть вопросы индивидуального задания, четко придерживаясь его структуры. Существенную помощь в этом вопросе оказывает подготовка научно-практических публикаций, рецензирование и допуск к печати которых осуществляет руководитель практики.
На заключительном этапе научно-исследовательской практики магистрантам необходимо обобщить собранный материал и грамотно изложить его в письменной форме, включив в содержание отчета. При этом необходимо следить, чтобы освещение вопросов шло по заранее продуманной схеме с привлечением теоретических положений и практических выводов.